viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.С. Юшкевич,  (Аспирант, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Москва)

Серия «Экономика и Право» # 5  2016

Экономическая безопасность
В статье рассматривается угрозы экономической безопасности России в инвестиционной сфере. Автором анализируется основные внешние и внутренние угрозы экономической безопасности страны. Выделенные в процессе изучения угрозы, отрицательно влияющие на экономическую безопасность страны, могут быть использованы в качестве основы для разработки мер по их нейтрализации.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность, отток капитала, угрозы экономической безопасности.

 

Угрозами экономической безопасности страны можно назвать явления и процессы, которые негативно влияют на экономику страны и на удовлетворение экономических потребностей населения, общества и государства.

Наиболее распространенной классификацией угроз является их деление на внутренние и внешние. Рассмотрим подробнее внутренние угрозы экономической безопасности России.

    Снижение производственного потенциала России наблюдается в период с 2008 года. К основным причинам можно отнести: высокий износ основных фондов промышленных предприятий, невысокую конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках, возрастание импорта, снижение инвестиций в отечественную промышленность, а также вывоз капитала за рубеж. Классическим экономическим методом преодоления этого риска является направление инвестиций в основной капитал и в основные средства обрабатывающей, тяжёлой промышленности. Без производства станков и поточных промышленных линий и оборудования для этих отраслей невозможен рост производственного потенциала.

    Замедление роста экономики является отличительной чертой экономики России в последние годы. Падение цен на нефть привело к тому, что экспорт природных ресурсов больше не может обеспечивать активный рост экономики страны. Потребительский спрос населения сокращается из-за падения темпов роста реальных доходов, сокращения роста объёмов потребительского кредитования и инфляции. Ещё одной причиной замедления роста экономики является переход государства на преимущественно прямое, ручное управление экономикой, что прямо сказывается на снижении конкурентной и деловой активности предпринимателей и не способствует стимулированию самостоятельной предпринимательской активности.

    Структурная деформированность экономики России выражается в ориентации экономики  страны на добычу полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и газа. Как результат, наблюдается сокращение объёмов производства в отраслях обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающими отраслями. Ресурсная направленность национальной экономики позволяет получать высокий доход, не обеспечивая при этом устойчивый экономический рост. Для дифференциации получаемых бюджетом доходов, возможно, стоит уделить большее внимание экспорту продукции сельского хозяйства. Если учесть имеющуюся обширную климатическую географию применения сельскохозяйственного производства, то масштабные инвестиции в эту отрасль в целом, всегда смогут нивелировать некоторые риски, связанные неблагоприятными погодными условиями в отдельных регионах. Отметим, что устойчивый спрос на продукты питания обеспечивается постепенным и постоянным ростом населения нашей планеты.

    Имущественная дифференциация населения подрывает социальный мир и общественное согласие в государстве. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает отношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в отношении 1:6—8), то общество может вступить в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12—14. В отдельных городах и регионах это соотношение ещё выше. К негативным последствиям этого явления можно отнести: безработицу; усиление имущественного расслоения населения на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своём будущем людей; увеличение доли бедных слоёв населения создаёт социальную и криминальную напряжённость; появляются задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий; отмечаются случаи остановки предприятий. Конечным результатом этих тенденций может быть нестабильная социальная обстановка в стране.

    Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны вызвано сокращением финансирования приоритетных научных и технических исследований и разработок, массовым выездом из страны ведущих ученых, распадом сложившихся научных коллективов, разрушением наукоёмких отраслей. Устойчивость этой тенденции отражает наличие спроса именно на наших учёных за рубежом, что говорит об их хорошей теоретической подготовке и о высокой оценке их умения мыслить. С другой стороны, всё вышеперечисленное приводит к усилению зависимости страны в научной сфере от разработок других стран.

В настоящее время отсутствует программа оценки перспективной потребности в квалифицированных специалистах. Большое количество средних специальных и высших учебных заведений ориентированы на массовый выпуск специалистов, специализация которых определяется коньюктурным, спонтанным запросом общества, нежели реальной потребностью экономики. Глубоких исследований о том, какие специалисты (как рабочих, так и инженерных специальностей) будут нужны национальной экономике в ближайшие годы, пока не производится на плановой основе. Соответственно учреждения послешкольного образования не получают обоснованного заказа от государства.

Изменение экономической политики и реформирование в области инвестиционной привлекательности научной сферы может положительно сказаться на повышении нашего научного потенциала и повышении уровня экономической безопасности.

    Усиление неравномерности экономического развития регионов приводит к разрыву единого экономического пространств, разрыву связей между субъектами, нарушению экономических взаимоотношений центра с субъектами Федерации, а также препятствует межрегиональной интеграции.   Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие факторы, как объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие кризисных отраслей в отдельных регионах, неравномерность распределения ресурсов, увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

    Под инфляционной угрозой на внутреннем рынке понимаются основные факторы, вызывающие непомерно высокие темпы роста цен. Негативным последствием инфляции является дезориентация ресурсов и снижение экономической эффективности. В условиях нарастающей экономической нестабильности значение данного вида угрозы будет возрастать в ближайшее время. С другой стороны, на внешнем рынке, инфляционный рост, в случае плавного, не галопирующего темпа, может оказать позитивное влияние на экономику страны. Например, наша продукция может оказаться более конкурентнопривлекательной по цене (при  пересчёте на доллар или евро) по сравнению с её зарубежными аналогами. Инфляция и падение курса национальной валюты могут способствовать росту темпов снижения государственного долга при наличии определённых государственных резервов. При грамотной экономической политике, такими конкурентными преимуществами можно умело пользоваться.

Теневая экономика

Для экономической безопасности любого государства определённый риск несёт наличие криминальной (теневой, серой) экономики. Её наличие всегда снижает эффективность управления экономикой и предсказуемость результатов принимаемых решений и, кроме того, свидетельствует о некоторой неэффективности официально проводимой налоговой политики. Теневая экономика позволяет недобросовестным руководителям предприятий существенно снижать налогооблагаемую базу и получать дополнительную прибыль, используя её затем по своему усмотрению. Наличие таких возможностей, является очень привлекательным для любого отдельно взятого предпринимателя, тем более при отсутствии действенных мер наказания за подобные правонарушения. Однако для государства в целом, это означает падение величины собираемых налогов и снижение возможности в планировании, финансировании и внедрении актуальных социальных и экономических программ. Кроме того, правительство лишается возможности применения уже опробованных и эффективных методов макроэкономического регулирования деловой активности. Огромный объём неучтённого производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и других экономических показателей, впрочем, эти вопросы мало волнуют представителей серого бизнеса.

Перейдём к рассмотрению основных внешних угроз национальной безопасности.

В российском экспорте наблюдается преобладание сырьевых товаров. Другие отечественные товары не играют такой значительной роли в экспорте. Наблюдается низкая экспортная конкурентоспособность готовой продукции большинства отечественных предприятий, сталкивающейся с дешёвой продукцией мировых транснациональных корпораций. Затруднён и экспорт технически сложных изделий, как правило, из-за несоответствия их стандартам зарубежных экологических и прочих надзорных органов. Часто, при попытке поставки высокотехнологичной продукции или при реализации на её основе дорогостоящего контракта, конкуренты прибегают к политическому шантажу и давлению на потенциальных покупателей, используя практику «двойных стандартов».

Рыночная экономика России только начинает свой путь по интеграции в уже сложившуюся мировую систему товарооборота. Как правило, все рынки и сферы влияния уже поделены и имеют устоявшиеся конкурентные связи, в том числе на условиях корпоративного сговора. Однако мировая экономика продолжает динамично развиваться, открывая новые экономические рынки, сферы возможного влияния, создавая новые экономические союзы и т.д. Важно суметь в общемировом экономическом движении найти свои точки приложения для возможного экспорта и экономического влияния.

Чрезмерная импортная зависимость экономики России приводит к усилению экономической зависимости страны от мирового рынка, от его конъюнктуры и от возможной политизации экономических связей.  Следствием фактического влияния этой угрозы на экономику страны является свёртывание отечественного производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, машиностроения, товаров народного потребления и сельскохозяйственного производства. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20—25%. Причём данное утверждение верно как для экономики в целом, так для её отдельных отраслей и для отдельных видов продукции в том числе. Рассматривая продовольственную независимость России, отметим, что по данным статистики, доля импорта в общем объёме потребления по некоторым видам продуктов значительно превышает указанный порог. Так по данным за январь-март 2015 года доля импорта говядины составляла 42,5%, сухого молока и сливок 57,8% [1]. Отметим, что по данным видам продукции российские природные, климатические и географические условия вполне позволяют организовать их производство внутри страны.

Снижение зависимости от импорта можно вести двумя основными путями. Во-первых, по пути так называемого «импортозамещения». В некоторых случаях буквальное использование этого варианта развития национальной экономики представляется единственно правильной моделью для повышения уровня безопасности национальной экономики и государства в целом, например, в оборонной отрасли. С другой стороны, слепое следование предпочтительно или исключительно этому принципу может привести к переходу экономики страны на схему натурального хозяйства. Негативные последствия активного использования этого принципа в долгосрочной перспективе нам известны из примеров не столь далёкой истории нашей страны.

Снижение зависимости от импорта можно обеспечить переходом на более активный и агрессивный экспорт произведённых национальных продуктов и полуфабрикатов, в том числе для участия и/или создания новых экономических цепочек добавленной стоимости и для интеграции в международные экономические процессы. Представляется, что в современной международной экономической и политической ситуации именно для такой возможности у экономики России есть все необходимые условия: низкий курс национальной валюты; невысокие темпы инфляции; стабильная налоговая политика; активная внешняя политика ряда развивающихся стран по поиску своего места в мировой экономике; нарастание тенденций по укреплению национального самосознания и экономической независимости.

Оба пути снижения зависимости от импорта при их реализации могут минимизировать этот риск для экономической безопасности России.

    Превышение оттока капитала над его притоком является одной из важнейших проблем России. В 2014 году на фоне роста геополитической напряженности экономическая безопасность России столкнулась с беспрецедентным оттоком капитала. По данным Центрального Банка России в 2014 году отток капитала превысил все прогнозы (прогноз ЦБ РФ - $90 млрд., Минэкономразвития – от $90 млрд. до $120 млрд.) и составил $150 млрд [3]. Отток капитала из страны оказывает сильный отрицательный эффект на экономику государства, который проявляется в том, что за рубеж уходят средства, которые могли быть инвестированы непосредственно в российский рынок.

К внутренним причинам оттока капитала из России относятся: неблагоприятный внутренний инвестиционный климат, как для иностранных, так и для российских предпринимателей; низкая эффективность внутреннего инвестирования; несовершенство валютного регулирования; несовершенство налогового регулирования и стимулирования. В сложившейся текущей ситуации к внешним причинам бегства капитала, по мнению Центрального Банка РФ, можно отнести следующие факторы: события на Украине и введение санкций рядом стран в отношении российской экономики, которые значительно затруднили возможность внешнего заимствования, фактически закрыв для нас внешние (западные и заокеанские) рынки капитала со второй половины 2014 года [2].

Значительную часть денежной базы нашей страны формировали иностранные источники и их уход нарушает сложившуюся в российской экономике схему денежного оборота.

    Офшоры оказывают серьёзное влияние на экономическую безопасность страны. Потери доходов бюджетной системы вследствие утечки капитала оцениваются экспертами в 1,5% от ВВП. В российской практике наблюдается сознательное, регулярное и хорошо организованное перемещение капитала за рубеж с использованием нелегальных схем. Для государства движение капитала через офшорные зоны оборачивается недополучением в бюджет средств в виде налогов. Осевшие в офшоре капиталы уже не могут быть использованы как оборотные средства и не создают добавочной стоимости ни в отечественной банковской системе, ни в экономике. Производство не может гарантировать их возврата даже по схеме реинвестирования и не может строить на их основе планов по своему росту и развитию.

Рассмотрим подробнее угрозы экономической безопасности, которые могут исходить от иностранного капитала, в том числе с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив.

Крупный приток иностранного капитала может привести к получению инвестором финансового, экономического и даже политического влияния на экономику принимающей страны. Такая цель вполне реализуема в долгосрочной перспективе. Среди компаний, осуществляющих крупные инвестиции, есть такие, объёмы финансовых ресурсов которых сопоставимы и даже превосходят ВВП отдельных стран, поэтому в ряде случаев они обладают реальной возможностью влиять на политические решения, принимаемые руководством тех стран, где они действуют. Решение задачи значительно упрощается, если им удаётся стимулировать конкретных крупных руководителей на принятие вполне определённых решений в условиях сознательно поддерживаемого и контролируемого хаоса коррупции и протекционизма. Расходы на стимулирование, как правило, с лихвой перекрывает реальная прибыль, которую уже просчитали при бизнес-планировании и будут получать в ближайшем будущем. В долгосрочной перспективе такое развитие событий неизбежно вызовет снижение финансовой устойчивости экономической системы страны-реципиента и может привести даже к изменению структуры экономики.

Иностранные инвестиции приводят к вытеснению отечественных производителей более конкурентоспособными и более крупными зарубежными транснациональными компаниями. Зачастую иностранные компании скупают отечественные производственные мощности и на их базе открывают своё производство, ориентированное уже на свои (импортные) составляющие. Как правило, зарубежные инвестиции, если и не вытесняют с внутреннего рынка национальные производства, то, как минимум, не стимулируют новые инвестиционные проекты или рост производства, то есть не оказывают положительного эффекта на качественное и количественное увеличение внутренних капиталовложений.

Поступивший иностранный капитал всегда сопровождается репатриацией капитала и переводом дохода, полученного в принимающей стране, в офшорные юрисдикции. Перемещение капитала может производиться в различных формах: роялти, дивиденды, проценты и т.п. Вывод в офшоры прибыли, в краткосрочной перспективе, не приносит предприятию особого ущерба при условии полного покрытия всех понесённых издержек. Однако задавшись целью увеличения объёма вывозимого капитала, инвестор может начать сокращение сопутствующих или обслуживающих производств, уменьшить расходы на технику безопасности, на защиту от возможного вредного воздействия на окружающую среду, может сократить затраты на плановый и капитальный ремонты эксплуатируемого оборудования, может найти другие источники экономии. В долгосрочной перспективе, длительная реализация такого экстенсивного инвестиционного бизнес-проекта может привести к банкротству предприятия и его закрытию со всеми вытекающими вопросами усиления социальной напряжённости. Для крупных транснациональных компаний это самый быстрый, дешёвый и выгодный способ устранения конкурента. Если в стране-реципиенте такие «инвестиции» носят массовый характер, то состояние платёжного баланса значительно ухудшиться, что, в свою очередь, негативно скажется на экономической безопасности страны.

Зарубежные инвестиции приводят с собой современные технологии и ноу-хау, что, несомненно, является положительным моментом в краткосрочной перспективе. С другой стороны (в долгосрочной перспективе) такой процесс ослабляет стимулы для проведения в стране национальных научно-исследовательских разработок и, как правило, снижает уровень бюджетных ассигнований на эти цели. Кроме того, «современные технологии» могут только казаться передовыми для принимающей ее стороны с развивающейся экономикой. Для передающей страны (или для внедряющейся транснациональной корпорации), зачастую такая передача означает «второе дыхание» для уже устаревшей техники и/или технологии, которая по тем или иным нормам уже не может эксплуатироваться ею. Не исключено под видом передовых технологий размещение производств уже запрещённых в передающей стране. Такие инвесторы обычно хищнически эксплуатируют природные богатства стран-реципиентов, перенося в них экологически опасные производства, которые негативно сказываются на состоянии окружающей среды. Совокупность описанных экономических тенденций может привести к усилению технологической зависимости, а, значит, может представлять угрозу национальной экономической безопасности.

Негативное воздействие иностранный капитал оказывает также и на социально-культурные условия, игнорируя национальные традиции и особенности, насаждая чуждые национальной культуре образ жизни и мышления, а так же стандарты, ценности и формы организации бизнеса, производства и потребления. В любом обществе всегда найдётся часть населения с готовностью откликающаяся на предлагаемые структурные изменения устоявшегося уклада жизни, не вникая при этом в вопросы морали, этики, разумности, правды и правдивости и т.п. Разносторонняя поддержка таких слоёв, проводится иностранным капиталом с целью привнести социальную напряжённость и расширить свое влияние в обществе и в экономике, в идеале обеспечивая выход на монополистические условия хозяйствования в принимающей стране, получая неограниченный доступ к имеющимся ресурсам на своих условиях. При этом экономика переходит практически под внешнее управление и теряет свою национальную экономическую независимость.

Проведённый анализ позволяет выделить следующие основные виды возможных рисков и угроз национальной экономической безопасности:

  1. Сохранение экспортно-сырьевой направленности в долгосрочной перспективе развития национальной экономики;
  2. Низкая конкурентоспособность и высокая зависимость важнейших сфер национальной экономики от импорта, а так же от внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры;
  3. Снижение контроля над эксплуатацией национальных ресурсов;
  4. Ухудшение технического состояния, а так же высокая степень износа основных производственных фондов промышленности и энергетики;
  5. Неравномерное состояние экономического развития регионов;
  6. Низкая устойчивость национальной финансовой системы, её незащищенность и зависимость от внешних финансовых систем;
  7. Сохранение в экономике условий для коррупции;
  8. Риски реального снижения темпов экономического роста при наличии торгового и платёжного дефицитов на фоне сокращения размеров доходных статей бюджета могут привести к накоплению социальных проблем в стране и к попыткам ряда лиц воспользоваться этим для достижения своих или чужих корыстных целей;
  9. Замедление темпов экономического развития отражается на объёме средств, поступающих в бюджет, что замедляет процесс инновационного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Cайт Росстата [Электронный ресурс] URL : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prezent_100915.pdf (дата обращения 27.03.2016)
2. Информационный портал Интерфакс [Электронный ресурс] URL : http://www.interfax.ru/business/406253 (дата обращения 27.03.2016)
3. Информационный портал РБК [Электронный ресурс] URL : http://www.rbc.ru/finances/16/01/2015/54b96c5e9a7947490508d8d2 (дата обращения 27.03.2016)
 



© 
О.С. Юшкевич, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru