viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.Б. Назаренко,  (К.эк.н., доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет леса», г.Мытищи)

З.И. Фетищева,  (К.эк.н., доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет леса», г.Мытищи)

О.В. Гамсахурдия,  (К.эк.н., доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет леса», г.Мытищи)

Серия «Экономика и Право» # 5  2016

Участники лесных отношений
В статье рассматриваются предложения по созданию единой нормативно-методической платформы необходимой для взаимодействия участников лесных отношений в практической деятельности. Для этого потребуется создание нормативно-правовой базы лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, технологически объединяющей указанные процессы с возможностью доказательства их экономической целесообразности. Особое внимание следует уделять вопросам использования техники на лесосечных работах в зависимости от почвенно-грунтовых условий, наличия подроста, способа лесовосстановления и ее влияния на лесную среду. Совершенствование научно-методического подхода к формированию нормативно-правовой базы для участников лесных отношений создаст эффективный рычаг управления производственными процессами, предприятиями и отраслями лесного сектора.

Ключевые слова: Участники лесных отношений, нормативно-методическая платформа, лесопользование, воспроизводство лесных ресурсов, лесоводственные и производственно-экономические факторы, экономическая целесообразность.

 

В  современных условиях лесной сектор проходит сложный процесс развития. Он объединяет разные отрасли материального производства, связанные единым законодательно-правовым полем – Лесной политикой и Лесным кодексом, составляющими основу лесного законодательства  Российской Федерации.

Лесная политика отражает основные пути, этапы и прогноз развития отраслей лесного сектора и их взаимодействие с другими отраслями экономики. Лесной кодекс как федеральный закон, введенный в действие с 1 января 2007 года, определяет: основные принципы лесного законодательства, вопросы использования, охраны и защиты лесов, а также их воспроизводства, лесоразведения и лесоустройства; устанавливает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления в области лесных отношений [1].

В настоящее время издано множество правовых актов, правил, приказов, поправок и предложений по улучшению и дополнению отдельных положений лесного законодательства. Однако, значительная часть из них требует доработки для возможности практического применения [2].

С упразднением нормативно-исследовательских организаций, центров по научной организации труда при отраслевых министерствах и ведомствах и даже нормировщиков на предприятиях с 80-х годов прошлого столетия перестала разрабатываться и обновляться нормативно-методическая платформа, необходимая для взаимодействия участников лесных отношений на федеральном и региональном уровнях.

Лесной кодекс указывает на необходимость при освоении лесов создания объектов лесного сектора и соответствующей инфраструктуры. Однако, разработка технических проектов, подготовка тендерной документации, организация открытых торгов, проведение экспертизы строительства объектов, проектирование прогнозных показателей развития отрасли должны осуществляться на основе современного научно-методического подхода с уточнением понятийного аппарата и определений при наличии соответствующих сметных и производственных норм труда, выработки, производительности, численности, материально-технических ресурсов и так далее. Действующее законодательство не учитывает этих требований времени.

Внедрение научно-технического прогресса, в том числе машин и оборудования нового поколения, информационных технологий, методов управления производством, предприятием и отраслями свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательного базиса, включающего по ключевым позициям в достаточном объеме нормативно-методическую и правовую базы в лесном секторе экономики.

Организация лесопользования с множеством его видов и воспроизводство лесных ресурсов при государственной собственности на леса требуют создания нормативно-правовых документов, технологически объединяющих указанные процессы с возможностью доказательства экономической целесообразности [3].

Сегодня отсутствуют на современные машины и оборудование, производственные технически обоснованные нормы времени и выработки, а также нигде не учитывается нормативный расход материально-технических ресурсов, меняющийся в зависимости от технологий, природно-производственных условий и видов работ и являющийся неотъемлемой составляющей сметных норм.

Лесовозобновление в современных условиях необходимо рассматривать при существующих способах его осуществления как комплексный управляемый процесс воспроизводства лесных ресурсов. Даже, при естественном возобновлении леса при проведении лесозаготовок оставляют семенники, осуществляют подготовку почвы для произрастания семян, сохраняют подрост наиболее ценных пород. При искусственном лесовосстановлении учитываются природные характеристики, наличие качественного семенного и посадочного материала, внедрение современных технологий посева и посадки. Однако, для качественного лесовыращивания необходимо проведение комплекса мероприятий по уходу за будущим лесом, направленных на повышение качества и устойчивости, санитарного состояния, улучшения породного состава насаждений, их продуктивности [4,5].

Важными нормативно правовыми актами являются Правила заготовки древесины, Правила лесовосстановления, Правила ухода за лесами, изданные в настоящее время как отдельные документы. Эти акты содержат общие рекомендации, повторы, однако имеют существенное значение и являются руководством к действию в практической деятельности лесопользователей-арендаторов. Кроме того, при неточностях, допущенных в Лесном кодексе, разработчики правил, актов, приказов повторяют эти погрешности в указанных документах. Предварительно в Правилах заготовки древесины необходимо уточнить содержательную часть, так как в заготовку древесины не должна входить частичная ее переработка [6,7,8].

Целесообразно при совершенствовании этих документов создать единый нормативно-правовой акт под общим заголовком «Правила заготовки древесины и лесовыращивания», где на основе практики более подробно осветить:

  • технологическую связь лесозаготовок с лесовосстановлением в соответствии со способами его проведения;
  • задачи сохранения жизнеспособного подроста ценных пород (с вариантами ценности пород);
  • все виды уходов за лесом и время их проведения;
  • возможность снижения затрат на лесовосстановление;
  • сокращение оборота рубки – длительности выращивания;
  • экономические результаты при разных способах лесовосстановления и связанных с ними технологиях лесозаготовок при разных природно-производственных условиях.

Лесопользование и лесовосстановление следует рассматривать как единый процесс воспроизводства лесных ресурсов с учетом лесоводственных и производственно-экономических факторов на них влияющих. Наиболее значимыми из них являются:

  • сезонность выполнения работ;
  • технологии лесосечных работ и способы лесовосстановления;
  • сохранность жизнеспособного подроста основных пород;
  • почвенно-грунтовые условия;
  • наличие производственных норм и норм расхода ресурсов;
  • расход материально-технических ресурсов и его изменение под влиянием принятых технологий;
  • воздействие техники на лесную среду;
  • состояние и наличие основных средств на предприятиях.

Известно, что при технологиях заготовки древесины с сохранением подроста снижается производительность лесосечных машин, однако, при этом сокращаются затраты на лесовосстановление и длительность выращивания древостоев. Это свидетельствует о необходимости  комплексного подхода к разработке нормативно-правовой базы лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Особое внимание следует уделять использованию техники  иностранного производства на лесосечных работах и влиянию их применения на процессы лесовосстановления.

В отдельных регионах России – Вологодская и Архангельская области, республики Карелия и Коми – применяются машины зарубежного производства с элементами интеллекта, в основном, это многооперационные Харвестеры и Форвардеры, имеющие надежность и комфортабельность, но высокую стоимость, превышающую отечественные аналоги и приносящие значительный эффект при работе на твердых грунтах, которых на лесозаготовках России не так и много.

Известно, что при  работе на влажных и переувлажненных грунтах эффективность зарубежной техники будет снижаться. Кроме того, при эксплуатации такой техники увеличиваются затраты на ее содержание и ремонт из-за высокой стоимости запасных частей и ремонтных материалов ввиду снижения их ценовой доступности, вызванной резким падением курса рубля [9,10, 11].

На использование зарубежной техники отсутствуют нормативно-методические материалы, не разработаны производственные нормы времени, выработки, затрат труда, расхода материально-технических ресурсов. Известно, нормирование труда – это трудоемкий процесс и даже используя традиционные научные методы проектирования производственных норм, потребуется длительный период времени для их создания. Поэтому специалисты предлагаемого центра на основе совершенствования научно-исследовательских методов с использованием математических и эмпирических зависимостей и множества других источников могут разрабатывать технически обоснованные производственные нормы с элементами ресурсных показателей, включаемых впоследствии в сметные нормы.

При исследовании способов и методов совершенствования нормативно-правовой базы лесного сектора важное значение составляет состояние основных средств на предприятии. В настоящее время износ основных фондов по отрасли составляет более 60 процентов и требуется их обновление. При недостатке производства лесозаготовительной техники на отечественных заводах лесного машиностроения предприятия приобретают иностранную технику на 50-60 процентов дешевле новой, но  технико-экономические показатели её использования значительно ниже, а расход топливно-смазочных материалов и запасных частей выше показателей по новой технике; также увеличены простои в ремонтах. Поэтому эффективность применения такой техники должна исследоваться до её приобретения [10].

В настоящее время возникла необходимость создания единого научно-исследовательского органа (центра), способного скоординировать научный, творческий, производственный, исследовательский, информационный и социальный потенциал лесного сектора экономики.

Современные условия позволяют при включении в этот центр подготовку специалистов по разработке технико-экономических проектов, включая проектирование технически обоснованных производственных и сметных норм (разработанных современными методами), создать достоверную нормативно-правовую базу в лесном комплексе, включающую использование данных первичной отчетности действующих предприятий и статистической отчетности, а также современных прогрессивных направлений научно-технического прогресса, информационных технологий, совершествование научно-методического подхода к её формированию. Это позволит сократить затраты на управление производством, предприятиями и отраслями.

Таким образом, исследование и совершенствование нормативно-методической и правовой базы является важным рычагом управления производством, предприятием, отраслями лесного сектора экономики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лесной кодекс Российской Федерации– 7-е изд. – М.: Ось-89, 2007 – 80 с.
2. Серов А., Герасимов В., Попова Н. Анализ соответствия, действующего законодательства требованиям интенсивного лесного хозяйства // Журнал Устойчивое лесопользование – №3(43),4 (44), 2015. – с.9-13 (№3), с.. 6-15 (№4).
3. Гамсахурдия О. В., Фетищева З. И., Назаренко Е. Б. Технико-экономическое обоснование ресурсно-технологического обеспечения лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов //Стратегия устойчивого развития регионов России: Сборник материалов ХXXI Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 152 с.
4. Назаренко, Е.Б. Методические приемы и способы обоснования затрат лесопользователей на лесовосстановление в условиях долгосрочной аренды: автореф. ... канд. экон. наук. / Е.Б.Назаренко. – М., МГУЛ, 2010. – 20 с.
5. Назаренко, Е.Б. Механизм формирования и лесоводственно-экономическое обоснование затрат лесопользователей на лесовосстановление в условиях аренды с учетом влияния технологий лесосечных работ. / Назаренко Е.Б. // Вестник Московского государственного университета леса. – Лесной вестник. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ. – № 1(77). –2011. – с. 142-148.
6. Правила заготовки древесины. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14 августа 2011 года № 337. – Режим доступа: http://rg.ru/2012/01/20/drevesina-dok.html, свободный– Заглавие с экрана – Яз. Рус.
7. Правила лесовосстановления. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года №183 с изменениями и дополнениями от 5 ноября 2013 г. – Режим доступа: http://les.tmbreg.ru/assets/files/Kontrol/reg.document/Prikaz-MPR-ot-16.07.2007-N183-(pravila-lesovosstanovleniya).pdf, свободный – Заглавие с экрана – Яз. Рус.
8. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении Правил ухода за лесами"– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71308/, свободный – Заглавие с экрана – Яз. Рус.
9. Обыдёнников, В. И. Лесоведение: учебное пособие / В. И. Обыдёнников – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. – 372 с.
10. Нехамкин, В.Г. Экономическое обоснование затрат лесопользователей при долгосрочной аренде в условиях нового лесного законодательства: автореф. ... канд. экон. наук. / В.Г.Нехамкин. – М., МГУЛ, 2008. – 20 с.
11. Тихомиров, Е.А. Сетевое сотрудничество как инструмент повышения эффективности Российского лесопромышленного комплекса // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право» – Выпуск 11-12 – 2015. – с.69-74.
 



© 
Е.Б. Назаренко, З.И. Фетищева, О.В. Гамсахурдия, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru