viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.Н. Лилёв,  (Аспирант, Международная академия оценки и консалтинга, МАОК)

Серия «Экономика и Право» # 5  2016

Машиностроение
Рассмотрены вопросы, включающие направления поддержки машиностроительных предприятий, активизации инвестиционной активности, оживления эндогенного спроса. Кратко охарактеризованы отдельные перспективные направления промышленного развития. Уделено внимание отдельным специфическим проблемам, с которыми сталкиваются машиностроительные предприятия, в связи с чем показана необходимость грамотного сочетания «точек роста», что в перспективе может обеспечить развитие предприятий машиностроения по всему азимуту проанализированных направлений, в которых необходимо развивать конкурентные преимущества.

Ключевые слова: Машиностроение, промышленность, промышленное развитие, промышленное управление, экономическая активность.

 

В  отечественной  промышленности продолжается рецессия, особенно это стало заметно в основных отраслях к концу 2013 года, когда снизился спрос на электроэнергию в металлургическом секторе, причём, вероятность возобновления роста не просматривается вплоть до 2021 года. По данным федеральной службы государственной статистики, снижение производства в среднем составило 4,7 %. В частности, производство целлюлозно-бумажной продукции сократилось на 11, 3 %, электроэнергии - на 7,3%, добыча каменного угля - на 6.5%, выплавка металла на 6%. Выпуск продукции машиностроения сократился на 6.2% [1].   

Основное технологическое звено обрабатывающих производств составляют предприятия машиностроения. Однако, с учётом спада импортные поставки машиностроительной продукции составляют: по бульдозерам и другим крупным машинам – до 80%, по технике для ЖКХ до 95%, по тракторам – до 95%,  по комбайнам – до 50 % [2]. Подобная ситуация характерна и для  потребительского рынка машиностроительной продукции.

Как мы видим, базовые отрасли показывают падение объёмов производства и предоставления услуг. В частности, следует констатировать, что рецессией охвачена добывающая промышленность по причине запредельно низкой конкурентоспособности отечественных товаров и низким уровнем эффективности производства. Не менее важной причиной, которая мешает восстановить рост промышленного производства можно назвать негативную ценовую динамику на мировом рынке, вызванную, в том числе и снижением рентабельности производства из-за высокой себестоимости продукции [3]. 

Каковы же основные признаки рецессии в базовых отраслях промышленности, в том числе машиностроения. Это, прежде всего, постепенное сокращение уровня занятости и даже рост безработицы, когда около одного миллиона трудоспособных граждан трудоустроиться не могут.

Реальность рецессии подтверждается не только снижением роста зарплат, и увеличением задолженностей по их выплате, но и длительным замораживанием роста заработной платы в стране.

Сокращение экономической активности видится в ещё одном признаке рецессии, каким выступает сокращённая рабочая неделя. Статистика показывает, что от 63 до 86 %  отечественных предприятий применяет эту непопулярную меру. В отраслевом разрезе ситуация может обостриться и по причине грядущего снижения реального уровня зарплат, особенно ожидаемого в машиностроении, в промышленности строительных материалов, в химической отрасли,   где уже имеет место некоторое сокращение заработной платы и использование сокращённой рабочей недели. Примерно подобная ситуация складывается в металлургии и лёгкой промышленности.

Вместе с тем, в  рамках преодоления рецессии в машиностроительной и других отраслях планируются антикризисные меры. Так, на рынке труда, преодоление угрозы массовой безработицы будет реализовываться в рамках создания центров профессионального переобучения персонала, что позволит многим работникам изменить род занятий. В связи с этим важно направлять персонал на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации [4].  Профессиональное переобучение персонала сопряжено с установлением сокращённого рабочего времени, предоставлением отпусков без сохранения содержания и ряд других мер, что, несомненно, сократит давление на рынок труда.

Значимым перспективным направлением развития предприятий машиностроения представляется организация  малого и среднего бизнеса среди временно незанятого экономически активного населения, что снизит барьеры для организации бизнеса. Кроме того, существующие программы поддержки затрагивают  производство промышленной продукции, в том числе и экспортноориентированной, развитие предпринимательства в сфере инвестиционной активности и т.д., что во многом позволит сохранить человеческий потенциал» [5]. 

Ключевым направлением в ряду мер поддержки малого и среднего бизнеса станут дополнительные ассигнования из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства [6]. 

В этом контексте предлагается решить следующие задачи:

  • сократить перечень обязательной сертификации и расширить сферу декларирования соответствия, что, в свою очередь,  позволит значительно минимизировать издержки бизнеса, в том числе и на проведение подтверждения соответствия товаров требованиям безопасности;
  • установить льготные тарифы на подключение к электрическим сетям и   возможность внесения незначительного авансового платежа от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки.

Увеличению спроса на товары, производимые малыми предприятиями, могла бы способствовать, с одной стороны, обязательная квота  при государственных закупках  у муниципальных заказчиков, а с другой,  установление для малого и среднего бизнеса льготных арендных ставок при аренде федерального имущества.  

Промышленное развитие, несомненно, получит новый импульс с внедрением механизма рефинансирования российскими кредитными организациями кредитов малого и среднего бизнеса,  а также с развитием системы небанковских микрофинансовых институтов, создаваемых для оказания финансовой поддержки микропредприятиям и начинающим предпринимателям, в том числе по программам и за счёт средств Внешэкономбанка.  

С другой стороны, будет осуществляться распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса пропорционально доле малых и средних предприятий. Эта мера позволит финансировать около 80 процентов расходов на поддержку малого и среднего бизнеса. 

Как отдельную проблему, которую необходимо решать, можно выделить острую необходимость снижения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой исчисляется земельный налог. Сегодня же бизнес лишён возможности снизить плату за принадлежащую ему землю до адекватных размеров, когда кадастровая стоимость земли в разы  превышает рыночную, что  увеличивает налоговую составляющую.

В ряду перспективных направлений промышленного развития следует назвать поддержку со стороны государства эффективных промышленных предприятий, которые по ряду причин оказались в трудной экономической ситуации. Будет осуществлена дополнительная капитализация, использованы государственные  кредитные гарантии, снижена налоговая составляющая. Планируются меры финансовой поддержки предприятий, имеющих программы технологического перевооружения. В этом ряду важным направлением станет повышение энергоэффективности предприятий.

При этом формирование в перспективе экономической  базы при выборе направлений промышленного развития потребует создания новых системообразующих предприятий, использующих передовые технологии. Поддержка должна оказываться, прежде всего, градообразующим предприятиям, имеющим программы санации и наращивания производственной эффективности, а также при условии сокращения затрат,  прозрачного ведения деятельности, выполнения социальных и хозяйственных обязательств и т.п.

Не менее важным направлением в кризисных условиях может стать проведение гибкой тарифной политики на сырьевую продукцию, что диктуется необходимостью рационального вмешательства государства в экономику. Такая политика проводилась на протяжении всего ХIХ века и её уроки должны быть востребованы.

Перспективным классическим приоритетом промышленного развития  выступает возможность оживления эндогенного спроса на российские товары как базы восстановления общеэкономического роста. Ожидается, что в среднесрочной перспективе заметную  роль станет играть отечественный  спрос в  различных сферах, а основной упор будет сделан на  оживление деловой активности не только  за счёт развития потребительского кредитования, финансирования процентных ставок и т.п.

Для этого необходимо, во-первых, принять  законодательные меры  в  рамках урегулирования ряда вопросов, касающихся закупки технически сложной продукции; во-вторых, гарантировать при проведении государственных закупок лизинговых операций; и, в-третьих, упорядочить характер закупок, особенно в части  предоставления разного рода преференций у поставщиков отечественных товаров. 

Поддержка спроса со стороны государства на продукцию российских предприятий  может быть реализована посредством инвестиционных проектов, в том числе в рамках целевых программ и адресной инвестиционной программы (ФАИП), а кроме того, проектов,  которые могут быть реализованы  с привлечением средств  федеральных целевых программ.  

Активизация инновационной активности и структурная реорганизация экономики  также стоят в ряду перспективных направлений промышленного развития.  Их результатом должна стать  обновлённая, сильная и современная отечественная экономика.  Для этого государство усилит содействие  инновационных проектов, прежде всего сфокусированных на технологическое развитие предприятий, повышение их энергоэффективности. При этом условием оказания государственной поддержки предприятиям должна стать реальная программа повышения производительности труда, применения инновационных и энергосберегающих технологий. Программы должны быть поддержаны бюджетными ассигнованиями и на совершенствование транспортной инфраструктуры, дальнейшее развитие  пассажирского транспорта.

В рамках содействия  инновационных проектов целесообразно выработать упрощенную процедуру выведения на рынки добавочной высокотехнологичной продукции, обновить программы создания технических регламентов и  отечественных стандартов с учётом преимуществ инновационного развития [7].

Шагом в правильном направлении  может стать введение новых требований, касающихся разработки и принятия программ инновационного развития естественных монополий.

Промышленное  развитие  в перспективе обеспечит развёртывание мощной  финансовой системы. Банковскую систему пытаются  сделать более эффективной,  очищенной от  несостоятельных кредитных учреждений. В настоящий период реализованы меры по сокращению числа участников банковского рынка, что в перспективе расширит ресурсную базу и повысит ликвидность финансовой системы страны; сделает более доступными банковские кредиты для реального сектора экономики. Уже сегодня видна оперативность реализации решений при преодолении нарушений и несостоятельности ряда кредитных организаций.  Лишение лицензий и банкротство ненадёжных банков, с точки зрения идеологов данной компании  будет способствовать обновлению финансового рынка, что привлечёт  отечественных и иностранных инвесторов, создаст условия для реализации долгосрочного инвестирования. Необходимы меры, которые будут направленные на снижение дефицита бюджета, что потребует осуществления комплекса мер, направленных на реструктуризацию и оптимизацию  бюджетных расходов.

В этом ключе промышленное развитие  невозможно без сохранения доверия российских и иностранных инвесторов, что обеспечит макроэкономическую стабильность. Для её обеспечения Правительство РФ намерено проводить взвешенную макроэкономическую и антикризисную политику.

Это потребует проведения антикризисных мер на региональном уровне, включая мероприятия по софинансированию как за счет средств федерального бюджета, так и на уровне самостоятельно реализуемых проектов субъектами РФ и органами местного самоуправления. 

К основным целям системы антикризисных мер, принимаемых на региональном уровне, следует отнести: обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов с целью исполнения публичных обязательств, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы,  содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

Одним из ключевых направлений антикризисной политики в субъектах РФ можно назвать поддержку сбалансированности бюджетной системы страны, что должно обеспечиваться проведением ответственной политики на региональном уровне, которая включает: оптимизацию бюджетных ассигнований, максимальное сокращение роста кредиторской задолженности, прежде всего, по первоочередным обязательствам; недопущение пополнения доходной  части бюджета субъектов РФ  в виде снижения доходной базы местных бюджетов.

Другое перспективное направление, без которого невозможно промышленное развитие, особенно в рамках членства России в ВТО, это поддержка агропромышленного комплекса [8]. И реализовать его необходимо в абсолютном большинстве субъектов РФ. Мероприятия могут предусматривать предоставление субсидий по основным направлениям агропромышленного производства, субсидий на возмещение агропромышленным товаропроизводителям, крестьянским хозяйствам, организациям сельскохозяйственного комплекса и потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Как отдельное перспективное направление промышленного развития необходимо выделить поддержку развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона [9], которые характеризуются сложными условиями ведения экономической деятельности. В отношении этих регионов необходимы меры, которые предотвратили бы отток населения с этих территорий. Важно использовать конкурентные преимущества, такие как кратчайшие транспортные маршруты Восток-Запад, запасы полезных ископаемых, водные, гидроэнергетические, лесные, рекреационные и биологические ресурсы, привлекательные туристические активы и т.д.

Машиностроительные предприятия сталкиваются с рядом специфических проблем, что требует перестроить всю систему управления процессами производства.
В этой связи важно грамотно сочетать указанные «точки роста», что в перспективе обеспечит  развитие предприятий машиностроения по всему азимуту проанализированных направлений, в которых необходимо развивать конкурентные преимущества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Режим доступа: http: // www.gks.ru/
2. http: // unionexpert.ru/index/index.php/
3. Лебедев, Н.А. Проблемы интеграции и диверсификации // Н.А. Лебедев, Т.Е. Кузнецова // Экономист, 2012. № 10. С.8-12.
4. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании // Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С.24-28.
5. Болдырева Г.Е. Рациональное использование человеческого капитала: мировой опыт // Экономика России в условиях модернизации: проблемы, перспективы, решения: материалы V Международной научно-практической конференции, 27-28 ноября 2012 г. М.: РИО МАОК, 2013. С.156-166.
6. http: // www.mashportal.ru/
7. Пустовитова Т.И. Стратегические направления развития инвестиционной составляющей // Стратегические направления развития экономики в условиях кризиса / Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 4. М.: РИО МАОК, 2010. С.58-69.
8. Олейник Т.Л. Перспективы ГЧП как эффективной формы управления АПК // Новые технологии в науке и экономике России // Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 5. РИО МАОК, 2011. С. 7- 53.
9. Распоряжение Правительства ОРФ от 28 декабря 2009 г. № 2094 – р «О стратегии социально-экономического развития дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.».
 



© 
Н.Н. Лилёв, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru