viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.П. Бортников,  (ФГБОУ ВПО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева»)

Серия «Экономика и Право» # ИЮНЬ  2016

Налоговая ответственность
В статье раскрывается характер прямых и обратных связей в отношениях налоговой ответственности. Раскрывается воздействие на экономическую активность населения и предпринимателей как самой налоговой обязанностью, так и институтом ответственности. В статье утверждается, что призыв к ответу, вхождение в отношения, в которых правонарушитель объясняет свое поведение и обосновывает его, обеспечивает обратную связь для публичного субъекта. Определяется цель налоговой ответственности, как инструмент возвращения нарушенного правоотношения в регулятивное состояние.

Ключевые слова: Налоговая ответственность, государственные финансы, обратная связь, регулятивное отношение, охранительное отношение.

 

Развитие налоговой системы, изменение отношения государства к налогообложению и исполнению налогоплательщиком своей публичной обязанности по уплате налога качественно изменило общественные отношения, в частности, новым соотношением экономики, государства и права, новым отношением публичного субъекта и народа (в том числе в отношениях общественного договора).

Изменяются направления развития налоговых отношений, усложняются социальные связи в государстве, а все это сказывается на состоянии развитии налогового и финансового права. Государство вовлекает население в политику, в том числе финансовую и экономическую. Налогообложение как индикатор дает возможность определить отношение народа к несению данной публичной обязанности.

Сильное и суверенное государство уважают, налогоплательщики полагают необходимым исполнение налоговой обязанности. Кроме того, действительная реализация того принципа, что «каждый должен платить законно установленные налоги и сборы» обеспечивает реализацию общественного договора в системе прямых и обратных связей во всех сферах общественных отношений.

Происходит фундаментальное изменение системы государственного управления и правового механизма администрирования источников мобилизации средств бюджетов всех уровней, в системе которых налоги и сборы занимают одно из лидирующих мест.

Финансы пронизывают все стороны общественной и государственной жизни, а теснейшая связь налогов с финансами ставит проблему управления налогами в ряд важнейших. Налогообложение воздействует на экономическую активность населения и предпринимателей, на перераспределение национального дохода, финансовую политику государства, решение важнейших вопросов поиска наилучшего соотношения централизма и децентрализации в государственном устройстве, стимулирование управляемых систем всех уровней и любой функциональной направленности и пр. Принятие решений в сфере налогообложения и учет налогов без получения информации от регулируемой среды о ее состоянии и развитии не сможет обеспечивать задачи эффективности налогового администрирования.

Через финансовую систему, налогообложение и институт налоговой ответственности осуществляется система мониторинга, определяющая весьма точно качественные показатели функционирования всей налоговой и финансовой системы. Призывание к ответу, вхождение в отношения, в которых правонарушитель объясняет свое поведение и обосновывает его ­ обеспечивает обратную связь для публичного субъекта.

Развиваясь в процессе своей истории, государство, а затем и иные публичные субъекты, стало считать свои налоговые доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые. Налоговый процесс не только в своем финансовом, но и экономико-социальном развитии следует рассматривать как саморегулирующуюся систему. Поток и учет информации постоянно усложнялись.

Одним из аспектов саморегулирования системы О.Н. Горбунова видит в следующем. В результате, оно — человечество — эмпирически сконструировало инструмент своего саморегулирования в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, в какой бы форме он ни принимался — как единый государственный финансовый план, или как закон о бюджетной системе, или как установление, состоящее из двух законов (опять-таки, как их ни назови) — закона об ассигнованиях и закона о финансах (о налогах), как это принято в англосаксонской системе права [3].

Отношения налоговой ответственности развиваются в системе налоговых отношениях, но имеют свое продолжение и во всех смежных отраслях: в финансовом, административном, уголовном, гражданском праве.

Структура и характер взаимодействия субъектов института налоговой ответственности определен особенностями самого налогового правоотношения и его местом в системе финансового права.

Если учесть, что по общему правилу наиболее эффективное управление — это управление с помощью денег, и другого способа управления пока не придумано, становится понятным, почему углубленное изучение норм права, регулирующих эту область общественных отношений, является одним из самых актуальных направлений государственно-правовых и специально-юридических исследований [3].

В системе налоговых отношений правовые нормы устанавливают взаимные права и обязанности, которые связывают налогоплательщиков и государство в коммуникативное правовое сообщество, определяя их соотнесенное друг с другом поведение, направленное на изъятие части собственности налогоплательщика в виде налога для финансирования деятельности государства.

Предполагается, что вступая в налоговые правоотношения, их участники реализуют общий интерес: налогоплательщики финансируют деятельность государства по управлению общими делами, государство – получает необходимые средства.

Причем, поведение участников налоговых отношений соотнесено по своему смыслу друг с другом и ориентировано на это [2]. Государство, воздействуя на экономику, право и поведение участников налоговых отношений, обеспечивает выполнение своих функций, создает условия для наиболее удобного собирания налогов, налогоплательщики уплачивают налоги, пользуясь предоставленными им правами.

В отношениях налоговой ответственности государство действует для целей охраны и восстановления регулятивных отношений, таким образом, чтобы правонарушитель дал ответ своему противоправному поведению, предпринял определенные действия для надлежащего поведения. По своей управленческой сути сами отношения ответственности носят характер обратной связи.

Правовое отношение, рассмотренное как система, представляет собой сложное явление, состоящее из различных элементов и структурных связей между ними [3]. Установление публичной обязанности платить налоги и сборы находится в исключительной компетенции публичного субъекта (государства, субъекта федерации, муниципалитета). Никто не может вмешаться в эту сферу, данный вопрос не может быть вынесен и на референдум. Публичный субъект выступает в качестве налогового кредитора. Сама обязанность по уплате налогов и сборов возлагается на частного субъекта, налогоплательщика. Публичный субъект выступает в правоотношениях через свои органы, наделенные соответствующей компетенцией: МФ России, Федеральное казначейство, ФНС России.

Многие ученые обращают внимание на то обстоятельство, что анализ регулирования финансовой деятельности государства и отношений налогообложения, в частности, невозможно без использования достижений кибернетической науки. Конечно, это труды отца кибернетики Норберта Виннера, но и таких исследователей различных отраслей науки, как В.А. Бокарева, Л.А. Петрушенко, Г.А. Туманова, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, А.И. Омарова, Морозова А. В. , Василика М.А. , Персиковой Т.Н. , Кричевского Р. Л. , Панфиловой А.П. , Рассела Т. и ряд других. Особенное значение обратной связи в финансовой науке выделяет О.Н. Горбунова.

Налогоплательщик, исполняя свою обязанность, перечисляет денежные средства в казначейство, кредитором в этих отношениях выступает публичный субъект. Все стороны данного отношения находятся в функциональной подчиненности и их действия урегулированы законом. Администратором налоговых поступлений является ФНС России и в этих «горизонтальных» или функциональных отношениях налоговый орган способствует исполнению налогоплательщиком налоговой обязанности: дает разъяснения, указывает реквизиты и коды для перечисления налога и пр.

С другой стороны, относительно указанных «горизонтальных» или функциональных отношений возникают и отношения вертикальные, отношения налогового контроля, в которых налогоплательщик и налоговый орган находятся в административной подчиненности и где налоговый орган действует директивно, как властвующий субъект, причем, не только в связях ФНС-налогоплательщик, но и ФНС-муниципалитет, ФНС-казначейство.

Отношения по поводу надлежащего исполнения налогоплательщиком своих обязанностей нельзя рассматривать просто как отношения вертикальные, которые бы характеризовались бы как отношения административные (кроме самого факта установления обязанности по уплате налога). В этих связях административный элемент изменен, он обусловлен всегда экономическим началом, принципами налогового законодательства. Оба субъекта подчинены только закону, в отношениях государства и налогоплательщика практически отсутствует властное веление.

В процессе исследования проблемы налоговой ответственности допустимо применить методологию и общей теории управления, т.е. рассматривать ответственность в системе прямых и обратных связей в обществе, как основу саморегулирования и самонастройки государства и общества (в том числе налогоплательщиков) в налоговых отношениях.

В процессе классификации системы прямых и обратных связей по их объекту следует выделить следующие отношения.

  1. Отношения налогоплательщика с публичным субъектом в реализации налоговой ответственности.
  2. Отношения налогоплательщика и ФНС России в системе регулятивных и охранительных отношений.
  3. Отношения с участием налогоплательщика в системе институциональных отношений: частноправовых отношений, налоговых отношений, финансовых отношений.
  4. В системе перспективной ответственности и как ответственного поведения налогоплательщика.
  5. Налоговая ответственность как реакция налогоплательщика на установленное публичным субъектом правоотношение и установленное правило.
  6. Отношения налоговой ответственности в системе отношений налогового контроля и мер её обеспечивающих.

Для раскрытия значения и роли налоговой ответственности в государственном управлении финансами следует определить значение и роль системности, саморегулирования и обратных связей в регулятивных и охранительных налоговых отношениях.

Системный характер элементов определяется в любой социальной структуре, которую можно разделить на подсистемы со своими специальными функциями. В налоговых отношениях и отношениях налоговой ответственности важно учитывать то обстоятельство, что система объективно стремится к самонастройке и саморегулированию. Саморегулирование налоговой системы основано на реализации принципа наибольшего удобства исполнения налоговой обязанности для налогоплательщика; на самостоятельности исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком; на экономии налогового администрирования; на реализации принципа деятельного раскаяния правонарушителя.

Институт налоговой ответственности является частью всей налоговой и финансовой системы, которая скрепляется в целое системой связей и обладает динамикой, в которой круговые связи играют важную роль [2]. Связи реализуются посредством обмена информацией, без которой никакое управление просто не может существовать.

Одним из основных принципов какого бы то ни было управления является принцип обратной связи, необходимым условием реализации которого является информационное взаимодействие между управляющим субъектом и управляемым объектом. Поэтому система управления по принципу обратной связи всегда является информационной системой, т.е. системой, способной воспринимать, хранить, использовать и передавать информацию. «Принцип обратной связи — это внутренняя основа и необходимое условие развития кибернетических систем. Этот принцип не только помогает стабилизировать «существенные перемены» системы, но, кроме того, дает системе возможность... сохранять или даже повышать свой уровень организации» [6].

В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и своё поведение по отношению друг к другу. То есть в отношениях налоговой ответственности происходит передача информации не только от правонарушителя управомоченному субъекту, но и от управомоченного лица ­ правонарушителю. Осуществляется связь между «выходом» и «входом» системы, позволяющая информировать «вход» о степени достижения заданного результата на «выходе» и о необходимости «перестройки» системы, если результат не достигнут» [5].

Публичный субъект или его орган получают информацию и возвращении правоотношения из охранительного в регулятивное состояние, получают информацию об отношении налогоплательщика к осознанию необходимости должного поведения и отсутствии необходимости репрессивного или охранительного механизма, получает информацию об эффективности и целесообразности установленного правила и пр. С другой стороны, налогоплательщик получает информацию о состоянии его обязанности, реакции государства на изменениях в его поведении, результатах контрольных мероприятий и пр.

Обратная связь в отношениях налоговой ответственности представляет собой: контролирующее обратное воздействие; воздействие, обусловленное передачей информации; воздействие, имеющее своей конечной целью повышение организованности и эффективного функционирования системы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. —808 с.
2. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / первод с англ. И.В. Соловьева, под ред. Г.Н. Поварова. Издательство Советское радио. М. 1958. - 344 с.
3. Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. :Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук в виде научного доклада, выполняющего также функцию автореферата. Специальность 12.00.12 - Финансовое право ; Бюджетное право ; Налоговое право ; Банковское право ; Валютно-правовое регулирование /О. Н. Горбунова ; Московская государственная юридическая академия. -М.,1996.
4. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М.: Издательство: Госюриздат. 1961. - 381 c.
5. Омаров A.M. Социальное управление, некоторые вопросы теории и практики. М., Мысль, 1980. - 269 c.
6. Петрушенко П.А. Принцип обратной связи. М., 1967. - 275 c.
7. Протасов В. Н. Правоотношение как система. М.: Юрид. лит. 1991. - 143 c.
8. Протасов В. Н. Что и как регулирует право. М.: Юрист. 1995. - 95 c.
 



© 
С.П. Бортников, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru