viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.В. Молчаков,  (Специалист выездного взыскания, ООО «Феникс»)

Серия «Экономика и Право» # ИЮЛЬ  2016

Семейное право
В данной статье рассмотрены теоретико-концептуальные основы исследования принципов российского семейного права в истории России. Автором дано понятие и раскрыта юридическая природа принципов семейного права. Затронуты вопросы истории развития брачно-семейных отношений. Подробно проанализировано семейное право с точки зрения базовой категории теории и истории государства и права.

Ключевые слова: Семейное право, теория государства и права, семейные отношения, общественные отношения, нормы права, принципы права, гражданское право, объективные свойства и субъективное начало принципов права, трудоспособность, защита прав и интересов граждан.

 

Нормы и правовые принципы можно охарактеризовать единой общественно-политической природой.

Истоки происхождения принципов права относятся к сфере правосознания. Принципы, по своему происхождению, функционируют как бы вне зоны действующего права. Идеи, которые не обладают нормативностью, тем не менее остаются истоками правосознания. Подобное правосознание должно подвергаться корректировке и подчиняться лишь таким науч­ным идеям, которые воспринимаются на законодательном уровне в качестве основания какого-либо вида деятельности, и имеют законодательное закрепление в конкретных нормативно-правовых актах, т.е. выступают нормативными принципами [8].

Тем не менее, нельзя противопоставлять такие понятия как закон и принцип права, так как за­кон является единственным способом объективизации принципов права. Правовые принципы, будучи по своему происхождению руководящим мотивом, согласно ко­торому производится нормативно-правовое регулирование общественно-значимых правоотношений, естественно не являются абстрактными идеями, оторванными от реальности. Объективный характер присущий принципам права заключается в том, что они выводятся и формулируются не умозрительно, а основываясь на анализе экономико-правовой природы обществен­ных правоотношений, специфики присущей предмету и методу семейного права.

По своей сути, важнейшим принципам семейного права присущ императивный ха­рактер. Они носят ряд обязательных предписаний включающих элементы властной пове­лительности. Им присуща заблаговременно обозначенная  целевая направленность. С.С. Алексеев отмечает: «Если принципы не выражены в содержании права, то они являются элементами правовой идеологии» [3].

В связи, с чем необходимо различать два понятия:

Идеи права, которые были выработаны учеными, включают в себя только замысел принципа права (нормы-принципа). На этом этапе идеи права не входят в содержание функционирующего права и не обладают свойствами присущими правовым нормам.

Правовые принципы, в свою очередь характеризуются нормативным характером и содержанием, имеют признаки императивности и выступают в роли отправных, сущностных положений отрасли права.

Правовые принципы по-разному выражают интересы и различные потребности современного обще­ства. Они являются отражением протекающих в реальности процессов развития общества. В зависимости от того какой тип отношений присущ тому или иному обществу складывается и соответствующий характер формируемых принципов права. При этом принцип права как форма далеко не всегда соответствует своим экономическим предпосылкам. Так, например, в научных ли­тературных источниках дореволюционного времени принципы поддерживания и возможного увеличения всестороннего благосостояния народа провозглашался «единственным высшим руководящим принципом»[11], [12]. Тем не менее, данный принцип сводился на нет фактом отсутствия гарантий как  экономического характера, так и политическо­го.

На объективно-субъективный характер присущий принципам права указывают многие ученые-правоведы. Так, например, Н.А. Беляев указывает на то, что принцип, выступая в качестве соци­ально-правовой категории, имеет объективное содержание, равно как и право в це­лом [5]. В то же время принцип права как и любой элемент надстройки является субъективной категорией. Объективные же свойства, а так же субъективность начал присущих правовым принципам отражают в своих научных трудах С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев [10].

Таким образом, принципы права представляют собой «основные идеи, основные положения, образующие фундамент любой отрасли права» [14]. Они в первую очередь выражают общественное мировоззрение, его политическую, пра­вовую и экономическую направленность. Они носят в себе нечто общее, что выступает в роли основных начал законодательства. Это такие руководящие идеи, ко­торые преломляются в содержании правовых норм и могут выявляться посредством анализа данных норм.

События, которые произошли в 90-х годах XX века на территории бывшего СССР, послужили толчком к принятию 12 декабря 1993 года в России Конституции Российской Федерации. Согласно статье 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].

Определенные статьи Конституции РФ позволили расширить регулирование отрасли семейного права:

  • (ст.7) Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
  • (ст.19) Обеспечение равных прав и свобод мужчины и женщины и наличие равных возможностей для их реализации;
  • (ст.38) Обеспечение заботы о детях, их воспитании — равные права и обязанности родителей.

Дети трудоспособного возраста, которые достигли 18 лет, обязаны заботится о своих родителях. Материнство и детство, равно как и семья в целом защищается государством.

Закрепленные в данной статье права граждан РФ выступают в качестве важного средства по осуществлению защиты конституционных и иных прав и свобод гражданин, укреплению связей органов государственной власти с населением, одной из форм решения вопросов защиты прав семьи и участников семейно-брачных отношений. Это касается социальной защиты детей, детей оставшихся без попечительства родителей, многодетных семей, малообеспеченных семей, граждан, потерявших кормильца. Право на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления дает возможность решения вопросов вне судебном порядке, что обеспечивает возможность удовлетворения личных интересов граждан компетентными органами. В свою очередь обязанностью должностных лиц, которым они направлено, обращение гражданина или его представителя, является внимательно в установленном порядке рассмотреть обращение и принять по нему законное и обоснованное решение.

Институтом обращений граждан в органы государственной власти выполняется три важнейшие функции:

1.  Правозащитная функция состоящая в том, что обращения населения как правовой институт выступают одной из форм защиты прав и свобод граждан: обращения поступающие в органы государственной власти дают возможность своевременно предупреждать правонарушения, а если они уже совершены, то устранить их последствия, а так же восстановить нарушенные права. Правозащитная функция, без сомнений, выступает в качестве определяющей, центральной.

2.  Информационная функция. Обращения гражданина является источником информации для анализа, который позволяет определить и уточнить те или иные приоритеты законотворческой деятельности, применить новые подходы при поиске решений наиболее актуальных социально-экономических задач.

3.  Коммуникативная функция состоит в том, что обращение гражданина может выступать в качестве средства коммуникации между органом государственной власти и гражданами, служить в качестве канала воздействия, посредством которого гражданин получает возможность тем или иным образом оказывать воздействие решения властей, принимать участие в процессе их принятия.

Специальные обращения населения регулируются отдельными законодательными актами. Они отличаются предметом обращения, формой, специальными сроками подачи и документами, необходимыми для предоставления, специальными органами, рассматривающими данные обращения, процедурными особенностями рассмотрения, уплатой государственной пошлины и пр.

Так, например, жалоба на нарушение порядка предоставления государственных услуг регулируется постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Установленные данным постановлением правила регулируют процедуру подачи и рассмотрения жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги, которое получило свое выражение в неправомерности принятых решений и предпринятых действий (бездействия).  

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно решить вопрос без волокиты. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос.

Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные [15]. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан. Подобная форма применяется в России, когда Президент РФ отвечает в прямом эфире на вопросы заданные по телефону, через Интернет и посредством телемостов. Данный правовой институт функционирует и служит эффективным средством демократизации общества и формирования правового государства.

Подводя итоги вышеизложенного приходим к выводу:

1. Семья — это объект правовой охраны;
2. Семья охраняется в первую очередь со стороны государства экономическими, социальными и правовыми гарантиями;
3. Задача правовой охраны семьи носит комплексный характер. Она реализуется многими отраслями права (нормами гражданского права, уголовного права, трудового права, права социального обеспечения, жилищного права и т. д.)

Этому обязывает Конституция РФ и международные обязательства, участницей которых является Российская Федерация. Всеобщая декларация прав человека стала основополагающим документом для стран, стремящихся к соблюдению международных норм и неотъемлемых свобод человека. Статья 16 Всеобщей декларации прав человека гласит, что мужчины и женщин, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью [2]. Данная статья обуславливает право мужчины и женщины на вступление в брак именно для создания семьи. Как принято считать счастливые браки заключаются на «небесах», но реалии развития истории человечества показывают необходимость защиты семьи и семейных правоотношений со стороны государства, так как обеспечение и защита прав человека является одним из важнейших составляющих для жизнеспособности всех систем — политических, экономических, социальных и др.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 (Библиотека Российского законодательства) С.3
2. Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805
3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1. Свердловск, 1972. С.107;
4. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.47, 51.
5. Беляев Н.А. Избранные труды. С-П., 2003. С.209.
6. Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. Серия «Научное наследие». М., 2002. С.277
7. Гондаренко А.С. Конституционный принцип публичного осуществления правосудия и транспарентность судебной деятельности. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. №1. С.43)
8. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации.// Государство и право. 1996.№11.С.93.
9. Звягинцев А. И закон, и духовность. // Аргументы и факты. 2007. №8. С.12.
10. Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М., 1988. С.15-16
11. Пусторослев Н.Н. Русское уголовно-судебное право. 2-е изд. Юрьев, 1914. С.5,74;
12. Славин И. Суд и новая экономическая политика// Еженедельник советской юстиции. 1922. №1. Сб.
13. Трубицына T.A. К вопросу о применении права по аналогии. // Российский судья. 2006. №12. С.32.
14. Яковлев В.Ф. Экономика, право, суд. М., 2003. С.34.
15. Бородин И. А. «О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод» / И. А. Бородин // Военно-юридический журнал. — 2014. — № 8 С.12
 



© 
А.В. Молчаков, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru