viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.И. Герасимович,  (Независимый исследователь)

Серия «Экономика и Право» # ИЮЛЬ  2016

Институт саморегулирования; гражданское общество; экономические стимулы; правовое государство
В статье исследуется институт саморегулирования, определяется правовая природа данного института, рассматриваются проблемы и перспективы развития саморегулирования как института гражданского общества в России.

Ключевые слова: Институт саморегулирования; гражданское общество; экономические стимулы; правовое государство.

 

Вопросы оптимизации управления, в настоящее время, для любого государства являются весьма актуальной задачей. Считаю, что не вызовет спорных вопросов утверждение, что государственное управление должно быть эффективным, по возможности менее затратным, не ущемляющим инициативу со стороны управляемых. При этом должны соблюдаться общие конституционные принципы: законности, демократизма, уважения прав человека и др.

Построение правового государства невозможно без наличия полноценного гражданского общества, неотъемлемым элементом которого является свобода реализации субъектами их гражданских прав и интересов.

Саморегулирование как институт правовых отношений субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих разработку и установление стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Без преувеличения можно сказать, что для сферы саморегулирования конец 2007 года представляется знаменательным, поскольку, был принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» [3] сфера саморегулирования как института частного права получила нормативное основание. Это стало качественно новым этапом развития саморегулирования в России и было обосновано назревшей необходимостью создания институтов дерегулирования социально-экономических отношений. Вектором развития послужил политический курс государства, нацеленный на снижение объема государственного вмешательства в экономическую составляющую страны. Необходимо отметить, что государство в данном случае санкционировало, обеспечило правовой защитой конкретное правомерное поведение граждан и организаций.

Это был взвешенный, продуманный, необходимый шаг. Все многократно прорабатывалось чиновниками, экспертами рынка, руководителями объединений строителей и другими заинтересованными лицами.

Так, следует сказать, что до принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях» четкого определения понятия «саморегулирование» не существовало. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Можно сделать вывод, что законодательно понятие саморегулирования выражается через категорию деятельности. Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» основными признаками саморегулирования являются:

  • самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая без вмешательства государства;
  • деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности выступают индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ [2]) предпринимательскую деятельность.

Субъектами профессиональной деятельности являются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую федеральными законами. Таким образом, круг субъектов саморегулирования сужается до участников предпринимательской и профессиональной деятельности.

Саморегулирование как неотъемлемый элемент общественных отношений является институтом гражданского общества, основанным на самостоятельности и инициативе, что позволяет субъектам права реализовать полномочия по регулированию и контролю определенной сферы социально-экономических отношений.

В гражданском обществе саморегулирование используется достаточно широко, прежде всего в предпринимательской деятельности. Тем не менее перевод той либо иной сферы общественной жизни на принципы саморегулирования не приводит к полному самоустранению государства от ее регулирования.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации подчеркнуто, что конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации [1] свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций. Появление таких организаций, однако, не означает, что государство отказывается от своих конституционных полномочий по установлению правовых основ единого рынка (в случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации – правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности) и по влиянию на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля.

Государственное регулирование социальных и экономических процессов позволяет определять стратегию развития общества, отдельных его социальных сфер, вырабатывать условия, принципы функционирования организаций, социальных групп и индивидуумов.

Таким образом, проблемой в данной сфере является поиск оптимального соотношения государственного управления и саморегулирования.

Нормы саморегулирования развивают и дополняют нормы государственного регулирования, не успевающего своевременно регулировать новые формы реализации правоотношений, особенно в специфических областях, к которым относят бурно развивающуюся торгово-посредническую деятельность, строительство и др.

Полагаю, что о полном саморегулировании можно говорить только тогда, когда правила и стандарты саморегулируемых организаций более совершенны, чем нормативные положения.

Сегодня государство должно быть готово к вызову сложносоставной социальной реальности. Необходимо новое государственное сознание, создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства. Согласно этой логике должна быть построена деятельность всего государственного аппарата. Таким образом, должны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь.

На данный момент существуют некоторые проблемы, так, недостаточно обозначены критерии приобретения и лишения организаций статуса СРО для обеспечения эффективного развития саморегулирования.

Некорректно закреплены приоритеты в развитии СРО за новообразуемыми организациями, не имеющими реальных профессиональных стандартов и этических норм, а также опыта регулирования предпринимательской деятельности.

Отсутствуют требования к опыту работы профессиональных объединений для обретения статуса СРО.

Отметим, также отсутствие системы преемственности, позволяющей эффективно работающим в стране институтам регулирования предпринимательской деятельности реализовать последовательный эволюционный переход к СРО по закону.

Нет должного контроля за квалификацией специалистов, работающих в штате членов СРО, и самих СРО.

Существует информационная закрытость, непрозрачность деятельности СРО и принимаемых органами Управления решений для институтов гражданского общества и потребителей услуг.

Отсутствуют эффективные инструменты контроля и надзора за деятельностью СРО; недобросовестность исполнения СРО своих функций по ограничению доступа к профессии.

Необходимо адекватное решение одной из главных тенденций современного мира − усложнение общества, где одно из важных решений данной задачи − это развитие саморегулируемых организаций. В этой связи, на законодательном уровне следует расширять и углублять возможности и компетенции саморегулируемой организации (далее СРО). Роль государства в данном конкретном случае, состоит в обеспечении оказания поддержки саморегулируемым организациям. Однако, сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. Президент Российской Федерации, ещё в 2007 году заметил, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России.

Для улучшения инвестиционного климата в стране, необходимо максимально увеличить зону деятельности для саморегулируемых организаций. Изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности чрезвычайно важно, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности. При этом максимально расширится поле деятельности для саморегулируемых организаций.

В целях дальнейшего совершенствования, необходимы конкретные предложения. Так, например, по созданию СРО в турсфере, чтобы в дальнейшем избежать ситуаций, возникающих вокруг туроператоров. Саморегулируемая организация могла бы помогать туркомпаниям решать проблемы напрямую, между собой, между страховыми организациями, чтобы граждане эти сложности не несли на своих плечах.
Кроме того, в целях координации перевозок угля железнодорожным транспортом создать саморегулируемую организацию, аналогичную «Совету рынка», действующему в сфере электроэнергетики [4]. Так, по оценке экспертов, в ближайшее десятилетие спрос на уголь будет увеличиваться как в России, так и на глобальном рынке, поэтому угольная промышленность России, транспортная инфраструктура должны удовлетворять этому спросу. Для этого важно понимать, где и сколько добывать угля, грамотно выстроить транспортную логистику, развивать мощности машиностроения и СРО в решении этих вопросов будут незаменимы.

Также, считаю необходимым, как можно больше определенных функций, регулируемых сегодня государством, передавать в саморегулируемые организации.

Важно избегать бюрократизации саморегулируемых организаций, создания с их помощью «саморегулируемых» барьеров. Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка.

Целесообразно также обратиться к зарубежному опыту, так как, в Европе саморегулирующие организации существуют более века и там десятилетиями последовательно шла отладка механизма этой системы у нас все только начинается. Так, например, в Германии работает эта палата, уже 130 лет. 

В России же, Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» действует относительно недавно. Поэтому на начальных этапах невозможно предусмотреть все вероятные последствия действия нормативного акта. Необходимо постоянно наблюдать за ходом его реализации.

Саморегулирование играет важную роль в деятельности правовых и социальных систем современного общества.

В целях развития саморегулирования как элемента гражданского общества необходимо:

1. Провести анализ модели саморегулирования, реализованной законодательством о СРО на концептуальном уровне.
2. Проанализировать опыт развития различных моделей саморегулирования в различных отраслях деятельности и международный опыт.
3. Выявить и систематизировать наилучшие инструменты регулирования, а так же разработать и реализовать модель устойчивого развития саморегулирования.
4. Предложить конкретные законодательные и нормативные решения для развития саморегулирования и интеграции этого института в гражданское общество.

Предложения по развитию системы саморегулирования:

1. Законодательно закрепить необходимость создания Национальных объединений и обязательного членства в них СРО или всех членов СРО в каждой из отраслей профессиональной деятельности.
2. Определить исчерпывающий перечень компетенций, которыми должны быть наделены Национальные объединения.
3. Возложить на Национальные объединения формирование и актуализацию единого реестра СРО, их членов и аттестованных специалистов в каждой из саморегулируемых отраслей.
4. Обеспечить разработку, принятие и исполнение этических норм и единых национальных стандартов профессиональной деятельности, принятых Национальными объединениями всеми СРО отрасли (вне зависимости от членства в Национальном объединении).
5. Создать единые для каждой из отраслей правила, регулирующие доступ к профессии и ведению предпринимательской деятельности на основе членства в СРО, а также требования к квалификации как специалистов, так и лиц, заключающих договоры от имени компаний-членов СРО.
6. Обеспечить возмещение ущерба, нанесенного потребителю посредством развития механизмов профессиональной и репутационной ответственности СРО и их членов.
7. Обеспечить информационную открытость, публичность, прозрачность и транспарентность принимаемых СРО и Национальными объединениями решений и документов.
8. Закрепить необходимость включения в состав органов управления СРО независимых директоров или требование о создании в СРО независимого надзорного органа Наблюдательного совета.
9. Обеспечить демократичность процедур выборов и ротации представителей в органах управления Национальных объединений СРО и самих СРО.

Таким образом, следует отметить, что на современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности, поиск нестандартных, инновационных решений, а также действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике. Наиболее перспективными направлениями являются сокращение государственного регулирования в экономике и использование потенциала саморегулирования, вносящего существенный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О саморегулируемых организациях» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
4. Рыбкина М.В., Кутина В.П. Институт саморегулирования как элемент гражданского общества. // Социология и право. 2015. № 2 (28). С. 60-66.
5. Чернявский А.Г. Институт саморегулирования как элемент гражданского общества. // Вестник Академии права и управления. 2012. № 26. С. 17-22.
 



© 
Л.И. Герасимович, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru