viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.А. Чепайкин,  (НИЯУ МИФИ, Москва)

Серия «Экономика и Право» # ИЮЛЬ  2016

РАО
Статья посвящена анализу методов регулирования ценообразования при обращении с радиоактивными отходами (РАО). Приведена и проанализирована формула расчета тарифов. Проанализирован глобальный и Российский рынки гамма-радиографии. Описана стратегия захоронения РАО. Сформулирован критерий экономически эффективной стратегии захоронения РАО.

Ключевые слова: РАО, регулирование ценообразования, стратегия захоронения, критерий экономически эффективной стратегии захоронения РАО, нормы безопасности МАГАТЭ.

 

Введение

До 2011 года в РФ существовала практика долговременного хранения РАО без финальной их изоляции. Ситуация начала меняться, когда 11.07.2011 был принят ФЗ №190 "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он определил степень ответственности производителей РАО, обязав их нести расходы на финальную изоляцию РАО, тем самым побудив их сократить образование новых РАО. Впервые были установлены основы классификации РАО, сформулировано понятие Особого РАО, введено управление имущественных отношений в сфере обращения с РАО.

1. Стратегия захоронения РАО. Предпосылки возникновения и соответствие нормам МАГАТЭ и законодательству РФ

Все количество накопленного РАО до вступления ФЗ в силу государство признало своей собственностью, а значит, вся ответственность и расходы взяло на себя, но все вновь образовавшиеся РАО – в ответственности организаций, в результате деятельности которых они появились. Ключевые положения ФЗ №190 "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

  • Обращение с РАО будет осуществляться в рамках единой государственной системы (ЕГС РАО) по общим правилам для всех организаций, в результате деятельности которых образуются РАО.
  • Создаются предпосылки для введения гибкой системы категорирования РАО.
  • Деятельность по обращению с РАО будет направлена на их обязательное захоронение.
  • Осуществлять работы по захоронению будет Национальный оператор.
  • Регламентируются вопросы собственности на РАО и пункты их захоронения и ответственность за обеспечение их безопасности.
  • Вводятся отчисления в резервные фонды и плата за услуги Национального оператора как механизм финансового обеспечения обращения с РАО и стимул для снижения объемов образования РАО [1].

Основные функции национального оператора:

  • обеспечение безопасного обращения с принятыми на захоронение радиоактивными отходами;
  • обеспечение эксплуатации и закрытия пунктов захоронения РАО (ПЗРО); обеспечение ядерной, радиационной, технической, пожарной безопасности, охраны окружающей среды; обеспечение радиационного контроля на территориях размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе периодического радиационного контроля после их закрытия;
  • выполнение функций заказчика проектирования и сооружения пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • подготовка прогнозов объемов захоронения радиоактивных отходов, развития инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и публикация соответствующей информации в сети Интернет;
  • техническое и информационное обеспечение государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  • информирование населения, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам безопасности при обращении с радиоактивными отходами и о радиационной обстановке на территориях размещения эксплуатируемых Национальным оператором пунктов захоронения радиоактивных отходов.

Основные стадии обращения с радиоактивными отходами (ЖЦ обращения с РАО):

  • Сбор и сортировка РАО - осуществляется в местах их образования и/или переработки с учетом радиационных, физических и химических характеристик в соответствии с системой классификации отходов и с учетом методов последующего обращения с ними. Сортировка первичных жидких и твердых РАО направлена на разделение отходов по различным категориям и группам для переработки по принятым технологиям и для подготовки к последующему хранению и захоронению.
  • Переработка РАО - технологические операции, выполняемые в целях изменения физической формы, агрегатного состояния и (или) физико-химических свойств радиоактивных отходов для их последующего кондиционирования.
  • Кондиционирование РАО – технологические операции по приведению радиоактивных отходов в физическую форму и состояние, пригодные для их захоронения и соответствующие критериям приемлемости.
  • Хранение РАО – осуществляется раздельно для отходов разных категорий и групп в сооружениях, обеспечивающих безопасную изоляцию отходов в течение всего срока хранения и возможность последующего их извлечения.
  • Транспортирование РАО – предусматривает их безопасное перемещение между местами их образования, переработки, хранения и захоронения с использованием специальных грузоподъемных и транспортных средств.
  • Захоронение РАО – безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения.

Требования к стратегии захоронения источников ионизирующего излучения промышленного назначения в соответствие со стандартами безопасности МАГАТЭ и приказами ГК «Росатом» кратко можно записать следующим образом:

При обращении с РАО должны соблюдаться следующие принципы [2]:

  • принцип защиты здоровья человека - обеспечение приемлемого уровня защищенности персонала и населения от радиационного воздействия РАО;
  • принцип охраны окружающей среды - обеспечение приемлемого уровня защищенности окружающей среды от вредного радиационного воздействия РАО;
  • принцип взаимозависимости стадий образования РАО и обращения с ними - учет взаимосвязи между стадиями образования РАО и обращения с ними;
  • принцип защиты будущих поколений - прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, не должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными документами;
  • принцип невозложения чрезмерного бремени на будущие поколения - невозложение на будущие поколения необоснованного бремени, связанного с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО;
  • принцип контроля над образованием и накоплением РАО - образование и накопление РАО должны ограничиваться на минимальном практически достижимом уровне;
  • предотвращение аварий с радиационными последствиями и ослабление возможных последствий в случае их возникновения.

ФЗ №190 и иные нормативно-правовые акты РФ о РАО соответствуют требованиям безопасности МАГАТЭ по захоронению РАО.

Постановление Правительства РФ от 19.10.2012 N 1069 "О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов" вводит классификацию категорий РАО по активности [3] (Табл. 1.)

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 11.07.2011 №190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116552/
2. Обращение с РАО [Электронный ресурс]: Принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами. / Предприятие госкорпорации «Росатом» // Электрон. тектовые дан. – Москва. – Режим доступа: http://archive.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosrao/rosraosite/conversion/appeal/f5cd9380446b7f16a4d5efc800b48570
3. Постановление Правительства РФ от 19.10.2012 N 1069 (ред. от 04.02.2015) "О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов" [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136991/
4. ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами». - Годовой отчет за 2015 год. – Москва. – 2015.
5. Государственное регулирование тарифов на захоронение радиоактивных отходов. Курындина Л.А. - Международный промышленный форум «АТОМЭКСПО-2013». - Круглый стол «Охрана окружающей среды: научно-технические возможности и перспективы. - Санкт-Петербург. - 2013.
6. «Инвестиционная программа НО РАО утверждена в объеме более 158 млрд. руб.» [Электронный ресурс]: Обращения с ОЯТ и РАО. - 2013. Режим доступа: http://nuclear.ru/news/75022/
7. Вахрушева. Сравнение стоимости и методики расчета платы за захоронение радиоактивных отходов в России и других странах. - Рабочий документ. - Санкт-Петербург, 2016.
8. Государственное регулирование тарифов на захоронение радиоактивных отходов. Курындина Л.А. - Международный промышленный форум «АТОМЭКСПО-2013». - Круглый стол «Охрана окружающей среды: научно-технические возможности и перспективы. - Санкт-Петербург. - 2013К.
 



© 
И.А. Чепайкин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru