Е.С. Румянцева, (Адъюнкт, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, ст. специалист-ревизор УЭБиПК ГУ МВД России по г.Москве)
Серия «Экономика и Право» # ИЮЛЬ 2016
|
|||||
Проблема незаконного вывоза капитала из России по-прежнему остается актуальной, о чем неизменно свидетельствуют данные платежного баланса, ежегодно публикуемые Центральным банком России. Незаконный вывоз капитала наносит значительный ущерб национальной экономике страны как двадцать лет назад, когда экономика существовала в тяжелых условиях переходного периода, так и в настоящее время, когда вслед за мировым финансовым кризисом, который не обошел стороной Российскую Федерацию, стране пришлось столкнуться с многочисленными политическими проблемами, напрямую отразившимися на благополучии как страны в целом, так и на благополучии национальной экономики в частности. Поскольку Россия находится в сильной зависимости от энергосырьевого экспорта, а также от высокой степени интеграции российской банковской и финансовой сфер в мировую финансовую систему, то российская экономика в значительной степени оказалась подверженной воздействию кризисных факторов. Также национальной экономике пришлось ощутить на себе экономические санкции, примененные в отношении России со стороны большинства западных государств. Таким образом, незаконный вывоз капитала является не только негативным явлением, получившем распространение во всем мире, но и является угрозой экономической безопасности России, так как, и без наличия обозначенных выше проблем, остро нуждающаяся в финансовых ресурсах экономика государства ежегодно теряет миллиарды долларов, большая часть из которых накапливается в оффшорных юрисдикциях. Для примерной оценки масштабов незаконного вывоза капитала можно обратить внимание на сведения, представленные авторитетным источником статистической информации по оффшорам – международной организации Tax Justice Network, согласно которым только за период с 1990 г. по 2010 г. из России в оффшоры было вывезено 800 миллиардов долларов.[1]. Для сравнения в докладе, опубликованном американской некоммерческой организацией Global Financial Integrity (GFI), посвященном незаконным финансовым потокам из развивающихся стран, указано, что из России в течение 1994-2011гг. незаконно было вывезено 211,5 млрд. долл., или 11,8 млрд. долл. в среднем ежегодно, в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми. Аналитики Global Financial Integrity (GFI) подсчитали, что из этих 211,5 млрд. долл. незаконного вывоза капитала как минимум 63,8% (или 135 млрд. долл.) покинуло страну по каналам безналичных денежных переводов [2]. За период с 2004 г. по 2013 г. из России согласно докладу «Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004 – 2013», опубликованному GFI в декабре 2015 г. из Российской Федерации незаконным образом было вывезено 1,050 трлн. долл. [3]. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент страны упоминал о необходимости разработки антиоффшорного закона. Также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [4] к числу приоритетных задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации на период до 2018 года с целью улучшения инвестиционного климата и привлечения капитала, относится реализация комплекса мер по деоффшоризации экономики, обеспечивающего условия, необходимые для перехода под российскую юрисдикцию сделок, совершаемых между российскими компаниями, и в целом повышения привлекательности российской юрисдикции для бизнеса. В целях борьбы с проблемой незаконного вывоза капитала из страны и решения имеющихся приоритетных задач было внесено множество изменений в российское законодательство. В связи с тем, что отношения, связанные с незаконным вывозом капитала из страны, подробно регламентированы во многих отраслях законодательства Российской Федерации, к которым относятся: уголовное, таможенное, валютное, гражданское, налоговое, а также иные отрасли, то целью данной статьи является анализ наиболее значимых изменений, направленных на борьбу с рассматриваемым негативным явлением. Одной из основных причин незаконного вывоза капитала из России является широко распространенная в стране коррупция, затронувшая все отрасли экономики, слои населения, а также все уровни власти страны. Стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, органы государственной власти России в целях борьбы с коррупцией и в интересах выполнения международных обязательств, помимо имеющихся в Уголовном кодексе [5] статей: 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» и 291.1 «Посредничество во взяточничестве», и Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ввели в действие Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [6]. Целью данного закона, в первую очередь, является повышение эффективности борьбы с коррупцией, которая зачастую предшествует незаконному вывозу чиновниками капитала из страны с целью сокрытия незаконно нажитых денежных средств. Вместе с тем, в иностранных банках может открывать счета определенная категория государственных служащих, находящаяся за пределами территории Российской Федерации, в том числе: в официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруга (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц. Также было внесено значительное количество иных изменений в уголовное законодательство страны, в частности, значительно изменилась формулировка ст.193 УК РФ и внесен ряд важных уточнений, в результате чего данная статья стала коррелироваться с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». А именно, взамен понятия «невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» появилось «уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации», подразумевающее под собой не просто невозвращение денежных средств на счета в уполномоченных банках, а изначально обозначенное как нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации в рамках заключенных внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами. Как правило, незаконный вывоз капитала в разрезе данной статьи осуществляется путем неисполнения контрактных обязательств со стороны иностранного контрагента перед российской организацией по поставке различного рода товаров, работ и услуг, а операции с денежными средствами самих российских организаций, участвующих в такого рода внешнеторговых сделках, нередко подпадают под действие Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», при этом, таможенное декларирование иностранных товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках исполнения внешнеторговых договоров (контрактов), таможенными органами не производится в связи с их отсутствием. В подавляющем большинстве случаев счета нерезидентов, участвующих в подобных сделках, открыты в оффшорных юрисдикциях. Следует отметить, что из Уголовного кодекса Российской Федерации исключили ст.188 «Контрабанда», вместо которой появились новые статьи, относящиеся к незаконному вывозу капитала из страны, а также внесены уточнения в уже имеющиеся в кодексе статьи. Например, появилась ст. 193.1 УК РФ, согласно которой преступлением для российских организаций становится совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Недобросовестные организации в подобных случаях могут фальсифицировать документы, необходимые для открытия паспортов сделок, в том числе контракты на поставку товара, подделать сертификаты, а также товаросопроводительные документы на якобы перевезенный через российскую границу товар и содержащие в себе заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Иногда подобные незаконные операции с поддельной документацией происходят при участии коррумпированных банковских работников, представляющих кредитные организации, обладающие полномочиями агентов валютного контроля. Также к важным нововведениям можно отнести появление уголовной ответственности согласно ст.200.1 УК РФ в отношении лиц, осуществляющих контрабанду наличных денежных средств, денежных инструментов через таможенную границу. Данная мера необходима в связи с получившим широкое распространение явлением практически неконтролируемого перемещения значительных сумм денег с помощью лиц, выполняющих функции курьеров, которые ведут данную деятельность под прикрытием сотрудников служб транспортной безопасности и правоохранительных органов. В Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [7] были внесены важные дополнения, весьма необходимые для более эффективной борьбы с незаконным вывозом капитала из страны и обеспечения качественного контроля за исполнением условий внешнеторговых контрактов. Отныне российские организации обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках денежных средств и максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по заключенным контрактам. При этом, оформляемые в рамках заключенных контрактов паспорта сделок должны содержать сведения необходимые для предоставления уполномоченными банками в течение трех рабочих дней с момента их оформления органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. В паспорте сделки в обязательном порядке должны быть указаны: номер и дата оформления паспорта сделки; сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке); сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке; сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки. Данные сведения отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами. Как известно, многие схемы, предполагающие вывоз капитала из Российской Федерации, создавались в первую очередь, для ухода от налогообложения с целью минимизации налоговых платежей. В связи с этим, важным шагом в борьбе с незаконным вывозом капитала с целью уклонения от налогообложения стало введение новых глав в Налоговый кодекс Российской Федерации, в которых отражены особенности отношений между взаимозависимыми лицами, оказываемом ими влиянии на условия и результаты совершаемых ими сделок. Определен порядок налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами. Указаны методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, а также особенности налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Также на основании Федеральных законов № 376-ФЗ от 24.11.2014 г., № 150-ФЗ от 08.06.2015 г. и № 32-ФЗ от 15.02.2016 г. были внесены изменения и дополнения в налоговый кодекс [8], призванные, в том числе отрегулировать и ограничить вывоз капитала за рубеж в виде сокрытых налогов в результате участия российских организаций и граждан в деятельности иностранных организаций-нерезидентов. В разработанной новой главе 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», уточняются условия, при которых иностранные компании и структуры без образования юридического лица могут быть признаны контролируемыми иностранными компаниями со стороны российских организаций и граждан, а также условия, согласно которым данные организации и граждане могут быть признаны контролирующими лицами. В указанной главе уделено внимание порядку учета прибыли контролируемой иностранной компании и случаям освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании. Перечисленные новшества призваны благоприятным образом повлиять на решение проблемы незаконного вывоза капитала из России. Следует отметить, что Российская Федерация выступает в качестве участника ряда международных соглашений, относящихся к сфере борьбы с незаконным отмыванием денег и финансированием терроризма, а также борьбы с незаконным вывозом капитала, и является членом ФАТФ. Таким образом, российское законодательство в области борьбы с вывозом капитала постепенно приближается к мировым стандартам. Данные обстоятельства должны положительно повлиять решение проблемы незаконного вывоза капитала как угрозы экономической безопасности страны. Вместе с тем, поскольку до решения рассматриваемой проблемы еще далеко, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносятся новые законодательные инициативы, направленные не только на предотвращение незаконного вывоза капитала, но и на возврат ранее вывезенных, в том числе с нарушением законов, средств, однако не все подобные инициативы впоследствии утверждаются. К примеру, в конце 2014 года был направлен в Государственную Думу проект Федерального закона «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию» [9]. В нем предлагалось российским гражданам и юридическим лицам в период с 1 января 2015 года и по 30 июня 2015 года перечислить денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках Российской Федерации, а также декларировать расположенное за пределами Российской Федерации имущество, без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. Однако данная законотворческая инициатива была отклонена. Дорабатывать законодательство и вносить в него коррективы необходимо. Помимо уже принятых на законодательном уровне мер по борьбе с коррупцией, целесообразно взаимодействовать на международном уровне с международным сообществом для дальнейшей выработки эффективных мер по предупреждению и искоренению коррупции, опираясь на международные конвенции (например, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и иные). Важно ужесточить требования со стороны Центрального банка России по отношению к потенциальным кредитным организациям перед принятием решения об их государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, к которым относятся валютные операции, а также усилить контроль за добросовестным исполнением кредитными организациями обязанностей по сопровождению сделок, заключенных российскими организациями с иностранными контрагентами, в качестве агентов валютного контроля. Вместе с тем, проблема незаконного вывоза капитала кроется не столько в пробелах в законодательстве, а в большей степени в политической и экономической ситуации в государстве, образующей риски для бизнеса. Нестабильная политическая обстановка, в особенности в последние годы после введения экономических санкций против России, высокие ставки по кредитам, растущий уровень инфляции, резкое снижение курса рубля, коррумпированность и бюрократия в государственных организациях и учреждениях всех уровней государственной власти и многие другие причины, создают нездоровые экономические условия для открытия и ведения бизнеса, а также расширения производства в стране. Как результат, у коммерческих структур и граждан возникает стремление искать новые лазейки в законах, дабы обезопасить и сохранить имеющийся капитал путем его вывоза в более надежные страны. Тем не менее, с учетом недавно введенных и ныне действующих законодательных мер, в ближайшие годы незаконный вывоз капитала должен значительно сократиться. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Е.С. Румянцева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |