viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

К.П. Курылев,  (К.и.н., доцент, Российский университет дружбы народов)

Е.И. Володина,  (Магистрант, Российский университет дружбы народов)

Серия «Экономика и Право» # ИЮЛЬ  2016

Третий энергетический пакет
В статье рассмотрен Третий энергетический пакет – законодательная инициатива, утвержденная ЕС, целью которой в первую очередь является увеличение конкуренции на рынке газа и электроэнергии, что должно выразиться в снижение цен для конечных потребителей. Актуальность темы обусловлена наличием преград на пути к эффективному сотрудничеству России и ЕС под влиянием законодательных реформ ЕС, включенных в Третий энергопакет. Энергетическое сотрудничество является одной из важнейших областей взаимодействия России и ЕС в торгово-экономической сфере. Зависимость ЕС от российского импорта превышает треть в общем объеме поставок в ЕС из всех стран мира. ЕС - крупнейший торговый партнер России и потребитель её энергоресурсов. Следовательно, все процессы, происходящие в энергетике ЕС для России чрезвычайно важны.
Научная новизна исследования заключается в отслеживании влияния норм Третьего энергетического пакета на сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере на современном этапе. Теоретическая и практическая значимость работы содержится в описании последствий имплементации странами – членами ЕС Третьего энергопакета для РФ. В статье рассмотрен первый опыт применения странами – членами ЕС норм Третьего энергетического пакета, а также сложности, возникшие в отношении новых энергетических проектов России и ЕС.

Ключевые слова: Третий энергетический пакет, энергетическое сотрудничество, энергетическое законодательство ЕС, Северный поток – 2, энергобезопасность, проекты РФ и ЕС, цена на газ, транзит газа, Газпром.

 

Следуя целям своей энергетической политики повышения эффективности поставок и содействия конкуренции на внутреннем энергетическом рынке, ЕС внедряет все новые реформы по либерализации рынка. Однако, некоторые меры несут определенные трудности во взаимоотношениях с третьими странами, включая Россию.

Третий энергетический пакет (ТЭП), предложенный Еврокомиссией в сентябре 2007 году и одобренный Европейским Парламентом и Советом в июле 2009 года – это пакет законодательных мер для внутреннего энергетического рынка Евросоюза, в основу которого положено разделение деятельности, предусматривающее разделение бизнеса компании в энергетической сфере на компании по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставление доступа к транспортным сетям третьей стороне.

Третий энергопакет вступил в силу 3 сентября 2009 году, на двадцатый день после официального опубликования, а формально начал действовать по истечении срока применения Газовой и Электроэнергетической директив в 2011 году [2].

Третий энергопакет включает в себя две директивы (2009/72/EC, 2009/73/EC) и три регламента [2], целью которых является обеспечение большей эффективности в сфере поставок и более высокой конкуренции в ЕС, что, в итоге, должно привести к снижению цен для конечных потребителей. Согласно ожиданиям Евросоюза, принятие Третьего энергопакета решит структурные проблемы на внутреннем рынке, окажет стимулирующий эффект на инвестиции в энергетическую инфраструктуру, укрепит и расширит трансграничную торговлю.

Ситуацию, когда несколько крупных компаний контролируют большую часть энергетического рынка предлагается устранить, используя три варианта реформ: разукрупнение собственности вертикально интегрированных холдингов, допуск независимых операторов магистральных сетей при сохранении сети в собственности компании, сохранение компании с введением специального наблюдательного органа. К тому же, один поставщик газа не может использовать более половины мощностей трубопровода, а собственники второй половины газопровода будут определены с помощью аукциона. Следующие реформы должны были быть закончены странами ЕС до 2014 года.

По мнению российских представителей, данные меры нацелены прежде всего на «Газпром», цены которого, Брюссель считает недемократичными. Как заметил В. Путин, это по сути «конфискация имущества» [3]. На «Северный поток» российский холдинг потратил 4,4 млрд евро, для поставки газа в Западную Европу в обход «ненадежных партнеров» из Европы Восточной 55 млрд куб м. газа в год [4]. Теперь же этот трубопровод может быть изъят, так как правила ТЭП распространяются не только на новые проекты, но и на действующие. Кроме «Газпрома» могут пострадать также крупнейшие немецкие магистрали OPAL, соединяющие «Северный поток» с европейской газопроводной системой, и NEL (западный сухопутный отвод от «Северного потока»).

Некоторые страны Евросоюза рассматривают вариант пересмотра соглашений с Россией по поставкам и транзиту газа в рамках Третьего энергопакета, под угрозой могут оказаться проекты России со странами, которые претендуют на вступление в ЕС.

Со стороны прибалтийских стран наблюдается стремление к включению в европейскую систему и пересмотр соглашений с Россией. Одним из первых государств, которые стали внедрять нормы Третьего энергетического пакета, стала Литва, выбравшая самую жесткую модель по реализации ТЭПа из предложенных ЕС, в то время как Латвия и Эстония – модель независимого транспортного оператора. «Газпром» долго обсуждал с Литвой идею отложить применение ТЭПа, но правительство Литвы отказалось, потребовав «Газпром» продать ей свои 37% акций. Ранее компания «Lietuvos Dujos», занятая в закупках, транспортировке и продаже газа на территории Литвы, была поделена между немецкой «Рургаз» (45%), российским «Газпромом» (37%) и правительством страны (18,%). Российский поставщик – единственный источник газа в Литве, а система трубопроводов в трех прибалтийских странах замкнутая, что делает их в высокой степени зависимыми от «Газпрома» [5]. В то же время Литва очень расcчитывает на мобильный СПГ терминал, который должен обеспечить около четверти потребностей в газе [6], несмотря на то, что эта инициатива обойдется Литве очень дорого. Теперь же «Газпром» снизивший цену на газ в 2014 году на 20%, рассматривает ее повышение. Цена на газ, находящаяся в зависимости от цены на нефть, сильно упала. Поэтому в ценовую формулу была введена дополнительная экспонента, которая отвязывает ее от цены на нефть в том случае, если вторая снижается слишком сильно [7].

Первый опыт имплементации жесткого варианта в рамках ТЭП, вынудил «Газпром» обратиться в ВТО, хотя все прекрасно понимали, что оспорить действия Литвы будет сложно [8].

В апреле 2014 года Россия начала процедуру судебного разбирательства в ВТО в связи с применением Третьего энергопакета, ссылаясь на противоречие правил ТЭП принципам ВТО, в первую очередь принципу благоприятствования и недискриминации. Но ЕС уверен, что энергетическое законодательство, оспариваемое Россией, полностью соответствует всем нормам ВТО и готов ответить на него по закону [9].

Однозначно, России нужно требовать от европейских партнеров выполнения обязательств и не стоит соглашаться на пересмотр действующих соглашений, так как ЕС в лице Еврокомиссии не упустит возможности воспользоваться случаем внести изменения в соглашения в соответствии со своим законодательством. Как вариант защиты своих интересов российской стороной был разработан проект наднационального соглашения о трансграничной энергетической инфраструктуре для выхода из под действия ТЭП [10]. К сожалению, Еврокомиссия, рассмотрев документ, внесла в него изменения, противоречащие интересам России.

В декабре 2015 года «Газпром» был вынужден прекратить поставки в Болгарию, что, по словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, было вызвано нормами ТЭП.

Большие опасения со стороны России вызывает будущее проекта «Северный поток – 2», реализация которого будет затруднена, если не будет соответствовать требованиям законодательства ЕС. Согласно проекту «Северный поток – 2», трубопровод должен располагаться по дну моря и не иметь надземной части, в связи с чем возлагались большие надежды на нераспространение на него норм Третьего энергопакета.  В Еврокомиссии по этому поводу нет единого мнения. Согласно заключению Директората Еврокомиссии, морская часть газопровода попадает под юрисдикцию ЕС, а именно: Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Власти ЕС в данный момент оценивают размер морской части проекта газопровода [11].

 В то же время, юридическая служба Еврокомиссии в лице председателя правления Марио Мерен, считает иначе [12]. Решение по «Северному потоку - 2» в ЕС до сих пор ждет своей очереди. Противниками этого проекта, естественно, являются страны Прибалтики. Эстония считает, что проект грозит энергобезопасности страны в силу сопряженного с ним увеличения зависимости от России. Серьезные опасения по поводу несоответствия «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета высказывают Польша, Словакия и Украина, которые будучи крупными транзитерами российского газа, не заинтересованы в осуществлении проекта. Бывший премьер - министр Украины Арсений Яценюк заявил, что государство может лишиться в год $2 млрд транзитных доходов [13].

Украина должна в скором времени завершить либерализацию внутреннего энергетического рынка и ввести нормы ТЭП. К этому всячески подталкивает её Евросоюз. В апреле этого года Верховная Рада Украины приняла «Закон о рынке природного газа», что было условием МВФ и Всемирного банка для возобновления кредитования. Вступление этого документа приблизит страну к присоединению к ТЭП [14]. В соответствии с ним Украина собирается провести реформу НАК «Нафтогаз Украины», склоняясь к промежуточной или жесткой модели ТЭК [15]. Реализация норм ТЭП является частью плана Евросоюза по вхождению страны в единое энергетическое пространство сообщества, и, согласно ЕС, сделает внутренний рынок Украины более прозрачным, конкурентоспособным и безопасным [16].

Третий энергопакет стал камнем преткновения между ЕС и Россией в согласовании проекта «Южный поток», который по плану должен был пересекать страны ЕС. Россия подготовила всю нормативно-правовую базу проекта и подписала c некоторыми странами двусторонние межправительственные соглашения еще до вступления в силу ТЭП. Однако, Еврокомиссия потребовала от государств - членов соблюдения его норм [17]. В 2014 году строительство «Южного потока» было приостановлено по инициативе России. ЕС заявляет, что он допускает реализацию проекта, но на деле никаким образом не содействует возобновлению проекта, по-прежнему оставаясь бескомпромиссным по поводу норм ТЭП. Интересно, что Германия, выступая резко против реализации проекта «Южный поток», поддерживает «Северный поток – 2», который является для нее коммерчески выгодным, несмотря на ТЭП.

Исходя из выше сказанного, становится очевидно, что разделение активов согласно новым нормам ЕС приводит к непониманию между Россией и государствами-членами ЕС. Несмотря на несомненную взаимную выгоду для обеих сторон, ЕС навязывает правила, которые, возможно, сделают рынок более прозрачным и конкурентноспособным, но не принесут долгожданной энерго независимости от «Газпрома» и на вряд ли снизят цены для потребителей. Главной целью, конечно же, является не выдворение «Газпрома» с рынка, а попытка обезопасить себя на случай конфликтов с Россией. Но такая политика ЕС только приводит к оттягиванию проектов и росту непонимания внутри союза, где каждая страна руководствуется собственной выгодой или политическими обидами. Последствиями этого может стать недополучение Европой газа, а для России чревато дополнительными издержками. Европейцы это хорошо понимают и продлевают долгосрочные контракты с «Газпромом», хотя власти ЕС пропагандируют отказ от контрактной схемы поставок и переход на спотовую. С другой стороны, желание во что бы то ни стало снизить влияние «Газпрома» на европейском энергетическом рынке, может быть для некоторых стран ЕС важнее прибыли. Для России энергетическая политика ЕС оборачивается большими сложностями, так как для удовлетворения спроса на газ и развития ТЭК, стране необходимы инвестиции. А если «Газпром» не сможет оказывать должное влияние на управление трубопроводной системой, нет ни каких гарантий, что затраты окупятся.

Следуя целям своей энергетической политики повышения эффективности поставок и содействия конкуренции на внутреннем энергетическом рынке, ЕС внедряет все новые реформы по либерализации рынка. Однако, некоторые меры несут определенные трудности во взаимоотношениях с третьими странами, включая Россию.

Третий энергетический пакет (ТЭП), предложенный Еврокомиссией в сентябре 2007 году и одобренный Европейским Парламентом и Советом в июле 2009 года – это пакет законодательных мер для внутреннего энергетического рынка Евросоюза, в основу которого положено разделение деятельности, предусматривающее разделение бизнеса компании в энергетической сфере на компании по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставление доступа к транспортным сетям третьей стороне.

Третий энергопакет вступил в силу 3 сентября 2009 году, на двадцатый день после официального опубликования, а формально начал действовать по истечении срока применения Газовой и Электроэнергетической директив в 2011 году [2].

Третий энергопакет включает в себя две директивы (2009/72/EC, 2009/73/EC) и три регламента [2], целью которых является обеспечение большей эффективности в сфере поставок и более высокой конкуренции в ЕС, что, в итоге, должно привести к снижению цен для конечных потребителей. Согласно ожиданиям Евросоюза, принятие Третьего энергопакета решит структурные проблемы на внутреннем рынке, окажет стимулирующий эффект на инвестиции в энергетическую инфраструктуру, укрепит и расширит трансграничную торговлю.

Ситуацию, когда несколько крупных компаний контролируют большую часть энергетического рынка предлагается устранить, используя три варианта реформ: разукрупнение собственности вертикально интегрированных холдингов, допуск независимых операторов магистральных сетей при сохранении сети в собственности компании, сохранение компании с введением специального наблюдательного органа. К тому же, один поставщик газа не может использовать более половины мощностей трубопровода, а собственники второй половины газопровода будут определены с помощью аукциона. Следующие реформы должны были быть закончены странами ЕС до 2014 года.

По мнению российских представителей, данные меры нацелены прежде всего на «Газпром», цены которого, Брюссель считает недемократичными. Как заметил В. Путин, это по сути «конфискация имущества» [3]. На «Северный поток» российский холдинг потратил 4,4 млрд евро, для поставки газа в Западную Европу в обход «ненадежных партнеров» из Европы Восточной 55 млрд куб м. газа в год [4]. Теперь же этот трубопровод может быть изъят, так как правила ТЭП распространяются не только на новые проекты, но и на действующие. Кроме «Газпрома» могут пострадать также крупнейшие немецкие магистрали OPAL, соединяющие «Северный поток» с европейской газопроводной системой, и NEL (западный сухопутный отвод от «Северного потока»).

Некоторые страны Евросоюза рассматривают вариант пересмотра соглашений с Россией по поставкам и транзиту газа в рамках Третьего энергопакета, под угрозой могут оказаться проекты России со странами, которые претендуют на вступление в ЕС.

Со стороны прибалтийских стран наблюдается стремление к включению в европейскую систему и пересмотр соглашений с Россией. Одним из первых государств, которые стали внедрять нормы Третьего энергетического пакета, стала Литва, выбравшая самую жесткую модель по реализации ТЭПа из предложенных ЕС, в то время как Латвия и Эстония – модель независимого транспортного оператора. «Газпром» долго обсуждал с Литвой идею отложить применение ТЭПа, но правительство Литвы отказалось, потребовав «Газпром» продать ей свои 37% акций. Ранее компания «Lietuvos Dujos», занятая в закупках, транспортировке и продаже газа на территории Литвы, была поделена между немецкой «Рургаз» (45%), российским «Газпромом» (37%) и правительством страны (18,%). Российский поставщик – единственный источник газа в Литве, а система трубопроводов в трех прибалтийских странах замкнутая, что делает их в высокой степени зависимыми от «Газпрома» [5]. В то же время Литва очень расcчитывает на мобильный СПГ терминал, который должен обеспечить около четверти потребностей в газе [6], несмотря на то, что эта инициатива обойдется Литве очень дорого. Теперь же «Газпром» снизивший цену на газ в 2014 году на 20%, рассматривает ее повышение. Цена на газ, находящаяся в зависимости от цены на нефть, сильно упала. Поэтому в ценовую формулу была введена дополнительная экспонента, которая отвязывает ее от цены на нефть в том случае, если вторая снижается слишком сильно [7].

Первый опыт имплементации жесткого варианта в рамках ТЭП, вынудил «Газпром» обратиться в ВТО, хотя все прекрасно понимали, что оспорить действия Литвы будет сложно [8].

В апреле 2014 года Россия начала процедуру судебного разбирательства в ВТО в связи с применением Третьего энергопакета, ссылаясь на противоречие правил ТЭП принципам ВТО, в первую очередь принципу благоприятствования и недискриминации. Но ЕС уверен, что энергетическое законодательство, оспариваемое Россией, полностью соответствует всем нормам ВТО и готов ответить на него по закону [9].

Однозначно, России нужно требовать от европейских партнеров выполнения обязательств и не стоит соглашаться на пересмотр действующих соглашений, так как ЕС в лице Еврокомиссии не упустит возможности воспользоваться случаем внести изменения в соглашения в соответствии со своим законодательством. Как вариант защиты своих интересов российской стороной был разработан проект наднационального соглашения о трансграничной энергетической инфраструктуре для выхода из под действия ТЭП [10]. К сожалению, Еврокомиссия, рассмотрев документ, внесла в него изменения, противоречащие интересам России.

В декабре 2015 года «Газпром» был вынужден прекратить поставки в Болгарию, что, по словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, было вызвано нормами ТЭП.

Большие опасения со стороны России вызывает будущее проекта «Северный поток – 2», реализация которого будет затруднена, если не будет соответствовать требованиям законодательства ЕС. Согласно проекту «Северный поток – 2», трубопровод должен располагаться по дну моря и не иметь надземной части, в связи с чем возлагались большие надежды на нераспространение на него норм Третьего энергопакета.  В Еврокомиссии по этому поводу нет единого мнения. Согласно заключению Директората Еврокомиссии, морская часть газопровода попадает под юрисдикцию ЕС, а именно: Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Власти ЕС в данный момент оценивают размер морской части проекта газопровода [11].

 В то же время, юридическая служба Еврокомиссии в лице председателя правления Марио Мерен, считает иначе [12]. Решение по «Северному потоку - 2» в ЕС до сих пор ждет своей очереди. Противниками этого проекта, естественно, являются страны Прибалтики. Эстония считает, что проект грозит энергобезопасности страны в силу сопряженного с ним увеличения зависимости от России. Серьезные опасения по поводу несоответствия «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета высказывают Польша, Словакия и Украина, которые будучи крупными транзитерами российского газа, не заинтересованы в осуществлении проекта. Бывший премьер - министр Украины Арсений Яценюк заявил, что государство может лишиться в год $2 млрд транзитных доходов [13].

Украина должна в скором времени завершить либерализацию внутреннего энергетического рынка и ввести нормы ТЭП. К этому всячески подталкивает её Евросоюз. В апреле этого года Верховная Рада Украины приняла «Закон о рынке природного газа», что было условием МВФ и Всемирного банка для возобновления кредитования. Вступление этого документа приблизит страну к присоединению к ТЭП [14]. В соответствии с ним Украина собирается провести реформу НАК «Нафтогаз Украины», склоняясь к промежуточной или жесткой модели ТЭК [15]. Реализация норм ТЭП является частью плана Евросоюза по вхождению страны в единое энергетическое пространство сообщества, и, согласно ЕС, сделает внутренний рынок Украины более прозрачным, конкурентоспособным и безопасным [16].

Третий энергопакет стал камнем преткновения между ЕС и Россией в согласовании проекта «Южный поток», который по плану должен был пересекать страны ЕС. Россия подготовила всю нормативно-правовую базу проекта и подписала c некоторыми странами двусторонние межправительственные соглашения еще до вступления в силу ТЭП. Однако, Еврокомиссия потребовала от государств - членов соблюдения его норм [17]. В 2014 году строительство «Южного потока» было приостановлено по инициативе России. ЕС заявляет, что он допускает реализацию проекта, но на деле никаким образом не содействует возобновлению проекта, по-прежнему оставаясь бескомпромиссным по поводу норм ТЭП. Интересно, что Германия, выступая резко против реализации проекта «Южный поток», поддерживает «Северный поток – 2», который является для нее коммерчески выгодным, несмотря на ТЭП.

Исходя из выше сказанного, становится очевидно, что разделение активов согласно новым нормам ЕС приводит к непониманию между Россией и государствами-членами ЕС. Несмотря на несомненную взаимную выгоду для обеих сторон, ЕС навязывает правила, которые, возможно, сделают рынок более прозрачным и конкурентноспособным, но не принесут долгожданной энерго независимости от «Газпрома» и на вряд ли снизят цены для потребителей. Главной целью, конечно же, является не выдворение «Газпрома» с рынка, а попытка обезопасить себя на случай конфликтов с Россией. Но такая политика ЕС только приводит к оттягиванию проектов и росту непонимания внутри союза, где каждая страна руководствуется собственной выгодой или политическими обидами. Последствиями этого может стать недополучение Европой газа, а для России чревато дополнительными издержками. Европейцы это хорошо понимают и продлевают долгосрочные контракты с «Газпромом», хотя власти ЕС пропагандируют отказ от контрактной схемы поставок и переход на спотовую. С другой стороны, желание во что бы то ни стало снизить влияние «Газпрома» на европейском энергетическом рынке, может быть для некоторых стран ЕС важнее прибыли. Для России энергетическая политика ЕС оборачивается большими сложностями, так как для удовлетворения спроса на газ и развития ТЭК, стране необходимы инвестиции. А если «Газпром» не сможет оказывать должное влияние на управление трубопроводной системой, нет ни каких гарантий, что затраты окупятся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каратаев, С. В. Перспективы сотрудничества России и ЕС в газовой сфере. [Электронный ресурс] URL: http://riss.ru/analitycs/7006/ (дата обращения: 5.03.2016).
2. Third Energy Package / National grid [Электронный ресурс] URL: http://www2.nationalgrid.com/UK/Industry-information/Europe/Third-energy-package/ (дата обращения: 14.04.2016).
3. Ишкаускас, Ч. Третий энергетический пакет: борьба между Россией и ЕС. 21.03.2011 // Geopolitika [Электронный ресурс] URL: http://www.geopolitika.lt/?artc=4555 (дата обращения: 24.03.2016).
4. Отнять у «Газпрома» трубопроводы. 9.04.2013 // Интерфакс [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/business/300387 (дата обращения: 6.04.2016).
5. «Газпром» попросили убраться из Литвы, или Третий энергопакет ЕС в действии. 02.07.2014 // Закон [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/blog/2014/7/2/gazprom_poprosili_ubratsya_iz_litvy_ili_tretij_energopaket_es_v_dejstvii (дата обращения: 15.04.2016).
6. «Газпром» ушел из Литвы. [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/06/24/gazprom-ushel-iz-litvy
7. +«Газпром» предложил Литве новое ценообразование: газ подорожал. 15.01.2016 // Новая газета Балтия. [Электронный ресурс] URL: http://novayagazeta.ee/articles/2650/ (дата обращения: 17.03.2016).
8. «Газпром» попросили убраться из Литвы, или Третий энергопакет ЕС в действии. 02.07.2014 // Закон [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/blog/2014/7/2/gazprom_poprosili_ubratsya_iz_litvy_ili_tretij_energopaket_es_v_dejstvii (дата обращения: 15.04.2016).
9. Евросоюз уверен, что «Третий энергопакет» соответствует нормам ВТО. 2.05.2014 //Актуально: информационное агентство [Электронный ресурс] URL: http://aktualno.ru/news/view/evrosoyuz-uveren-chto-tretiy-energopaket-sootvetstvuet-normam-vto-49449 (дата обращения: 26.04.2016
10. Россия подготовила новый проект соглашения с Евросоюзом о трансграничных газопроводах: [Электронный ресурс] URL: http://www.energydialogue.info/?lng=ru&module=news&action=view&id=1241 (дата обращения: 2.03.2016).
11. Щербак, А. Еврокомиссия признала «Северный поток – 2» попадающим под Третий энергопакет: [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2016/02/05/nordstream2/(дата обращения: 21.04.2016).
12. Юрслужба ЕК: Третий энергопакет не касается морской части «Северного потока – 2». 22.04.2016 // Тэкноблог [Электронный ресурс] URL: http://teknoblog.ru/2016/04/22/59201 (дата обращения: 24.04.2016).
13. Эстония догоняет «Северный поток – 2». 6.11.2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/11/06/7875467.shtml (дата обращения: 22.04.2016).
14. Рада приняла закон в рамках присоединения Украины к третьему энергопакету ЕС. 9.04.2015 // РИА Новости Украина: информационное агентство [Электронный ресурс] URL: http://rian.com.ua/economy/20150409/366032066.html (дата обращения: 23.04.2016).
15. В ЕС разъяснили требования Третьего энергопакета к рынку нефти и газа Украины. 19.02.16 // Апостроф [Электронный ресурс] URL: http://energy.apostrophe.com.ua/enerhetychnyy-rynok/novyny/novyny-ukrayinskoyi-enerhetyky/v-es-razyasnyly-trebovanyya-treteho-enerhopaketa-k-rynku-nefty-y-haza-ukrayny/ (дата обращения: 20.04.2016).
16. ЕС готов отменить Третий энергопакет для "Южного потока". 5.09.2014 // Правда [Электронный ресурс] URL: http://www.pravda.ru/news/world/europe/european/05-09-2014/1224837-eur-0/ (дата обращения: 22.04.2016).
17. Баррозу: Украина должна перейти к применению норм «Третьего энергопакета» ЕС. [Электронный ресурс] URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/90439/ (дата обращения: 24.03.2016).
 



© 
К.П. Курылев, Е.И. Володина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru