viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.М. Аксенова,  (Аспирант, Институт Стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова)

Серия «Экономика и Право» # ДЕКАБРЬ  2016

Вьетнам
В статье представлен обзор влияния ТНК на экологическую ситуацию во Вьетнаме. Рассмотрена нормативная база экологического регулирования и ситуация с его реальной имплементацией: насколько во Вьетнаме распространены экологические нарушения, как часто используются вредные технологии и отсталое оборудование. Проведен анализ экологической обстановки в промышленных зонах, которые аккумулируют наибольшее количество привлекаемого иностранного капитала. В качестве фактора, который играет определенную негативную роль в привлечении "грязных" инвестиционных проектов, выделена политика правительства по децентрализации управления. Автор делает вывод, что, несмотря на выгоды вьетнамской экономики от притока ПИИ, дальнейшая неразборчивая политика по их привлечению и слабому экологическому контролю способна оказать негативное влияние на экономический рост и развитие страны в будущем.

Ключевые слова: Экология, Вьетнам, экономика Вьетнама, ТНК, ПИИ, экологическое управление, привлечение инвестиций, экологические риски.

 

Иностранный капитал, крупные иностранные компании, которые инвестируют во Вьетнам, оказывают большое влияние на его экономическое развитие. Транснациональные корпорации (ТНК) играют значительную роль в увеличении товарооборота страны, улучшении платежного баланса, способствуют технологическому трансферу и модернизации производственной базы промышленности. Во многом благодаря вливаниям иностранного капитала Вьетнам вошел в список стран со средним уровнем дохода. В 2015 г. ВВП на душу населения достиг 2,1 тыс. долл. США – для сравнения в 2005 г., накануне вступления в ВТО и прихода во Вьетнам крупного иностранного бизнеса, он составлял 699,5 долл. США [9].

Между тем, деятельность иностранных компаний во Вьетнаме несет в себе и определенные риски, не последнее место в ряду которых занимает возможный экологический ущерб. Современной мировой тенденцией является “экспорт загрязнения” из развитых стран в развивающиеся посредством вывоза вредных производств. В соответствии с концепцией об устойчивом экономическом развитии, дальнейшее экстенсивное использование внутренних ресурсов и эксплуатация экологии может помешать социально-экономическому развитию Вьетнама. В такой ситуации возникает потребность оценки  современной ситуации в сфере соблюдения иностранными компаниями экологического законодательства страны и реального положительного эффекта ТНК на развитие экономики страны.

Нормативная база экологического управления

Принимая во внимание возможный экологический ущерб, с самых первых шагов по реализации политики по привлечению инвестиций правительство Вьетнама начало разрабатывать законодательство, регулирующее защиту окружающей среды по всей стране и в особенности в подверженных риску промышленных зонах, чтобы достичь баланса между инвестициями и защитой окружающей среды, ограничить импорт загрязняющих и устаревших технологий. С 1990-х годов начали реализовываться ежегодные и пятилетние планы защиты окружающей среды, вводиться экологические стандарты [2]: в 1991 г. принят первый план защиты окружающей среды. Одним из последних значимых документов, регулирующих экологическую сферу, стал принятый в 2014 г. новый Закон о защите окружающей среды [13] (ранее: Закон о защите окружающей среды 1994 г., Закон о защите окружающей среды 2005 г.).

Помимо либерализации инвестиционной деятельности иностранных компаний правительство Вьетнама проводит политику по более четкой регламентации их работы. Например, новый закон перед лицензированием инвестиционных проектов требует составления докладов по оценке их потенциального воздействия на окружающую среду. Жесткие требования выдвигаются для проектов, использующих землю, расположенную в пределах или вблизи от заказников, национальных парков и объектов всемирного наследия. Улучшен состав комиссии и сама система проверки данных докладов [16].

Современное вьетнамское законодательство в сфере защиты окружающей среды оценивается международными экспертами, как  относительно полное и соответствующее мировым нормам. Например, как отмечают специалисты, положения Закона об охране окружающей среды 2014 г, касающиеся оценки воздействия производств на окружающую среду, вполне согласуются с нормами ЕС и обеспечивают механизм оценки и смягчения воздействия на окружающую среду внутренних инвестиций и прямых иностранных инвестиций [21].

Политика ТНК по минимизации экологических расходов

ТНК нередко переносят свои производства в страны Третьего мира для минимизации экологических расходов, поскольку существуют различия в соблюдении природоохранного законодательства в развитых и развивающихся странах. Хотя Вьетнам, как, например, Япония и Южная Корея, имеет свое законодательство в сфере экологии, компании, инвестирующие в Японию или Южную Корею, будут более строго соблюдать экологические законы этих стран, чем Вьетнама, по причине более жестких систем экологического контроля и штрафов в развитых странах.

Большинство ТНК, которые приходят во Вьетнам, рассматривают Вьетнам как страну со слабым экологическим мониторингом, а также как страну с более низкими экологическими стандартами, чем в развитых странах. Динь Дык Чыонг в своем исследовании 2015 г. отмечает, что 20% опрошенных предприятий с ПИИ во Вьетнаме экономят 10% расходов на экологию по сравнению с материнской компанией, 68% компаний экономят 10–50%, 12% компаний  экономят более 50% расходов [7].

Плохая имплементация существующего законодательства приводит к тому, что в отношении Вьетнама сегодня справедлив термин "убежище для загрязнителей" ("pollution haven") [3]. По информации Центра по окружающей среде и развитию сообщества Ассоциации по сохранению природы и окружающей среды Вьетнама (VACNE), в 2011–2015 гг. на половине проинспектированных предприятий с ПИИ были обнаружены экологические нарушения [12]. В соответствии с докладом Нгуен Тхи Туе Аня по исследованию 150 компаний с ПИИ (Институт экономики г. Ханоя, Государственный университет г. Ханоя), в 2011 г. во Вьетнаме 45% компаний не применяли технологии по снижению уровня выбросов. При выборе производственных технологий компании, прежде всего, ориентируются на ее стоимость. Кроме того, 69% компаний не устанавливают сооружения по снижению выбросов, если это не является обязательным. Многие предприятия не составляют отчетов об оценке воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, не выполняют экологические нормы [10]. Исследование Института экономики г. Ханоя по исполнению предприятиями с ПИИ экологического законодательства в 2015 г. показало, что 60% предприятий с ПИИ сливают в воду токсичные отходы выше разрешенной нормы, причем 23% предприятий превышают разрешенный уровень в 5–12 раз [8].

По мнению 61% компаний с иностранным капиталом, выгоды от использования дружественных природе технологий заключается только в возможном повышении имиджа продукции и компании. Половина компаний не внедряют такие системы экологического контроля, как системы экологического управления на предприятии ISO 14000, экологические маркировки HACCP, GaP и др. 85% компаний имеют персонал, ответственный за соблюдение экологических стандартов, причем в 77% случаев численность персонала не превышает 1–3 человека и только 65% работников данной сферы имеют специальное образование [7].

Использование ТНК устарелых технологий и оборудования

Одной из причин инвестирования ТНК в развивающиеся страны и переноса в них производственных линий является продление жизненного цикла технологии и оборудования. Иностранные компании имеют общую практику использования устаревших и загрязняющих экологию технологий в развивающихся странах. Не является в их ряду исключением и Вьетнам.

Научный сотрудник Института исследований социально-экономического развития Ханоя (HISEDS) Нгуен Минь Фонг отмечает, что крупные иностранные компании импортируют во Вьетнам устаревшие технологии, оборудование и технику, но не реализуют мер по восстановлению и сохранению окружающей среды. Они акцентируют внимание на эксплуатации дешевых природных ресурсов и наносят вред окружающей среде Вьетнама [14]. Новые технологии, разработанные после 2000 г., составляют только 5% общего количества технологий, используемых компаниями с ПИИ во Вьетнаме; 80% компаний используют "средние" технологии, а 14% – отсталые [10].

Исследования Центрального института экономического управления (CIEM) показывают, что 67% предприятий с ПИИ, действующих во Вьетнаме, составляют экспортные компании, производящие продукцию с низкой добавленной стоимостью, они используют отсталые энергоемкие технологии и имеют высокий уровень выбросов в окружающую среду. Значительный ущерб экологии наносят компании с ПИИ, действующие в таких отраслях, как текстильная, обувная, химическая отрасли. Опрос компаний показал, что 51% компаний оценивают свою деятельность как очень вредную окружающей среде [7].

Особенный ущерб экологии Вьетнама наносят инвесторы из КНР, Тайваня,  РК, которые видят во Вьетнаме место, где можно использовать неэффективные и загрязняющие производства. Предприятия с иностранным капиталом из Тайваня имеют больше нарушений в сфере экологии, чем компании из РК и Японии. Одной из причин такой ситуации являются разные отрасли деятельности компаний: компании из Японии и РК в основном инвестируют в строительство, сборку, а компании из Тайваня в производство. Однако, большую роль играет стратегия инвестора [7].

Экологические проблемы промышленных зон

Промышленные парки и экономические зоны являются важными компонентами экономического роста Вьетнама и важными стимулами привлечения крупных иностранных инвесторов. В соответствии с информацией Департамента по управлению экономическими зонами Министерства планирования и инвестиций СРВ, сегодня во Вьетнаме действует 321 промышленных парка и промышленных зон, которые привлекли 6600 проектов ПИИ и 6200 национальных проекта, с общим зарегистрированным капиталом 105 млрд долл. США и 690 трлн донгов соответственно. В промышленных зонах сосредоточены 70% всех иностранных инвестиций в промышленность Вьетнама.

Более того, 16% действующих промышленных парков не имеют фабрик по переработке мусора. В провинции Куангнам только 3 из 7 промышленных парков были оборудованы отвечающей национальным стандартам технической инфраструктурой и системами сбора и переработки мусора. Из 31 промышленных кластеров только один имеет систему переработки мусора, полностью отвечающую национальным стандартам. Экономисты отмечают, что основной причиной загрязнения были отсталые технологии [18].

Именно в промышленных зонах производится огромное количество мусора и выбрасывается в атмосферу и воду большое количество загрязняющих веществ. Многие промышленные зоны не строят очистных сооружений, причем нередко уже построенные очистные сооружения или не работают, или работают неэффективно. В Дельте Меконга 75% крупных промышленных зон и 85% мелких промышленных комплексов не имеют центральных очистных сооружений. Среди опрошенных предприятий 69% отметили, что они не будут внедрять технологии для снижения выбросов, если это не является обязательным, при этом 57,5% отметили, что они не будут инвестировать в эти технологии из-за их высокой стоимости [10].

Нечеткая система имплементации законов приводит к тому, что большинство компаний сливает отходы в ближайшие водоемы. В 2008 г. только 56 из 154 экспортных и промышленных зон имели центральные водоочистительные системы. В Хошимине только 6 зон из 15 имели системы водоочистки. В Хошимине 98 из 106 компаний, проинспектированных Департаментом природных ресурсов и окружающей среды г. Хошимина, были оштрафованы за слив в окружающую среду неочищенной воды. При этом отмечается, что размеры штрафов за подобные нарушения не превышали 128 млн донгов (~5,5 тыс. долл. США) [7, 19], что было незначительно по сравнению со стоимостью установки очистительных сооружений. Проверки предприятий носят непоследовательный характер из-за ограниченного штата инспекционных служб, но, даже при выявлении серьезных многочисленных нарушений, вероятность, что предприятие будет закрыто, крайне невелика.

Уже в 2005 г. стала появляться информация о серьезном экологическом ущербе от деятельности промышленных зон [11]. В 2008 г. также отмечалось, что экономические зоны оказывают негативное влияние на экологию Вьетнама [19]. Например, в мае 2008 г. в промышленной зоне Танбинь уровень содержания колиподобных бактерий в отработанной воде на станции переработки был в 84,6 раз выше нормы.

Одним из самых известных примеров «грязных проектов с ПИИ» во Вьетнаме является деятельность компании Vedan и загрязнение реки Тхивай в 2008 г. В течение 14 лет компания сливала непереработанные отходы в реку, что фактически полностью уничтожило ее флору и фауну, а также вызвало многочисленные случаи заболеваний дыхательных путей и кишечника у местного населения. Загрязнению подверглись 2.700 га сельскохозяйственной земли, причем уровень загрязнения достиг 90% [15]. До тех пор, пока судоходные компании не начали жаловаться на то, что они больше не могут использовать реку для судоходства из-за ее загрязнения, власти не вмешивались в данную ситуацию. В результате серьезного скандала компания Vedan согласилась выплатить компенсации пострадавшему населению в размере 18 млрд донгов из-за страха подвергнуться бойкоту [19].

Другим известным случаем стало загрязнение реки Донгнай в 2012 г. Департамент  экологический милиции и по предупреждению экологических преступлений Министерства общественной безопасности Вьетнама обнаружил нарушения на заводе JSC Sonadezi services (в промышленной зоне Лонгтхань в провинции Донгнай), который сливал отходы в реку Донгнай. Согласно оценкам компания слила в реку 14 млн м3 токсичных отходов [6, 16].

Массовая гибель рыбы в центральных провинциях в апреле 2016 г., вызванная  сбросом в море сточных неочищенных вод тайваньской корпорацией Formosa Steel Corporation в экономической зоне Вунгань и фактически приравненная к экологической катастрофе, в очередной раз привлекла внимание и вызвала активное возмущение общественности. После данного события были обнаружены многие другие случаи загрязнения воды предприятиями с ПИИ, зазвучали призывы ужесточения экологического законодательства и более активного участия государства в данной сфере. Были организованы несколько кампаний и демонстраций, показывающих, что растет озабоченность населения темпами экологической деградации.

Неразборчивая политика по привлечению инвестиций

Определенные экологические риски создала политика правительства Вьетнама по децентрализации системы управления, которая начала активно проводиться с 1996 г. Доля национальных расходов, которые приходились на провинции, увеличилась с 26% в 1992 г.  до 43% в 1998 г. до 48% в 2002 г.[20] Провинции были вынуждены взять на себя большую самостоятельность в расходах, а значит, предпринимать возможные попытки по увеличению доходов. В основном эта проблема коснулась бедных провинций, которые зависели от субсидий центрального правительства и от доходов госпредприятий.

В результате такой политики обострилась конкуренция между провинциями за инвестиционные проекты. Через расширение инвестиционных льгот провинции рассчитывали увеличить свои доходы и надеялись, что инвестиционные проекты помогут увеличить количество рабочих мест. Поскольку власти в менее развитых провинциях меньше обращают внимание потенциальный экологический ущерб и готовы лицензировать проекты с сомнительными технологиями, иностранные инвесторы пользуются такой ситуацией и стремятся продвигать во Вьетнам устаревшие и грязные технологии. Например, компания из Гонконга намеревалась построить завод без системы переработки мусора в провинции Куангнинь, решение об отказе выдавать лицензию компании было принято на центральном уровне Министерством планирования и инвестиций СРВ [19].

Распространена ситуация, когда иностранный инвестор после неудачного продвижения своего экологически грязного проекта ищет возможность по его лицензированию в другой провинции. Например, когда проект тайваньской компании по судоразделочному заводу не получил разрешения экологических служб в г. Хайфонге, инвестор предпринял попытку получить разрешение в промышленной зоне Ниньбинь [20].

Несмотря на то, что некоторые проекты, использующие вредные технологии, не получают во Вьетнаме лицензии (китайский завод по производству азотных удобрений, использующий технологии 1960-х годов), тем не менее, до сих пор отсутствует четкая система барьеров, которые бы препятствовали импорту во Вьетнам подобных технологий.

Заключение

Несмотря на современную нормативную базу в сфере экологического управления Вьетнаму не удалось избежать проблем, связанных с приходом во Вьетнам крупного международного бизнеса, который ищет не только возможности по снижению налогового бремени и дешевую рабочую силу, но и возможности по минимизации экологических расходов.  Иностранные компании, как правило, используют отсталое оборудование, не инвестируют в установку очистных сооружений, нередко сознательно напрямую нарушают экологическое законодательство. В своем исследовании Као Тхи Хонг Винь, определил существование взаимосвязи между увеличением ПИИ и повышением уровня загрязнения в стране [4].

Опора на внешние источники развития является важной составляющей концепции развития Вьетнама, которая нацелена на превращение Вьетнама в промышленно развитую страну к 2020 г. [5]. Именно поэтому долгое время экология в определенной степени отдавалась в жертву промышленному развитию страны. Между тем, в ситуации, когда ТНК наносят серьезный экологический ущерб Вьетнаму, остро встает вопрос, насколько такая модель взаимодействия с иностранным бизнесом соответствует национальным интересам страны и долгосрочным целям развития. Отдельные сомнения вызывает реальная ситуация конкуренции бедных провинций за «грязные» инвестпроекты.

Стоит признать, что вьетнамские компании сами приносят значительный вред окружающей среде [1]. Вьетнамские специалисты констатируют загрязнение окружающей среды всеми отраслями промышленности в размерах, превышающих среднемировые. Особенно серьезный урон экологии наносят металлургия, кожевенная, текстильная и добывающая промышленность, теплоэнергетика. Многие вьетнамские компании используют технологии, устаревшие на 2–3 поколения. Тем не менее, как показывает практика, наиболее серьезные экологическое аварии были вызваны именно иностранными компаниями.

 Если Вьетнам не ужесточит контроль за лицензированием проектов с иностранными инвестициями и исполнением экологического законодательства и будет продолжать приносить экологию в жертву экономическому росту, то, в конечном счете, он столкнется с его снижением. Урон местному малому бизнесу, повышение расходов на здравоохранение, ухудшение здоровья нации, снижение качества жизни – это только немногие последствия реального экологического коллапса, который может произойти во Вьетнаме. Причем стоимость экологического ущерба, который наносится сегодня в целях максимизации прибыли, в долгосрочной перспективе может возрасти многократно, а восстановление экосреды занять десятилетия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бродов В.В. Экологические проблемы Вьетнама // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 176. 2015. С. 114-118.
2. Мазырин В.М. Вьетнам: угроза экологического кризиса // Политекс (Политическая экспертиза). С-Петербург. 2009. Т. 5, № 4. C. 180-190.
3. Alarm Sounds on Environmental Pollution Caused by FDI Firms // Vietnambreakingnews.com. 2016. URL: https://www.vietnambreakingnews.com/2016/05/alarm-sounds-on-environmental-pollution-caused-by-fdi-firms/ (accessed 07.05.2016).
4. Cao Thi Hong Vinh. The two-way linkage between Foreign Direct investment and environment in Vietnam - from sectoral perspectives. Hanoi: Foreign Trade University, December, 2015. 13 p.
5. Chiến Lược phát triển kinh tế - xã hội 2011-2020. URL: http://www.xaydungdang.org.vn/Home/vankientulieu/2011/3511/CHIEN-LUOC-PHAT-TRIEN-KINH-TEXA-HOI-20112020.aspxhttp://www.xaydungdang.org.vn/Home/vankientulieu/2011/3511/CHIEN-LUOC-PHAT-TRIEN-KINH-TEXA-HOI-20112020.aspx
6. Company probed further for southern Vietnam river pollution // Talkvietnam.com. 2015. URL: https://www.talkvietnam.com/2012/10/company-probed-further-for-southern-vietnam-river-pollution (accessed 25.10.2015).
7. Đinh Đức Trường. Quản lý môi trường tại các doanh nghiệp đầu tư nước ngoài (FDI) tại Việt Nam // Tạp chí Khoa học ĐHQGHN. 2015. Tập 31, Số 5. Tr. 46-55.
8. Environment first, FDI later // Muhanoi.info. 2016. URL: https://www.myhanoi.info/2016/10/environment-first-fdi-later/ (accessed 14.10.2016)
9. GDP per capita (current US$). Dataworldbank. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=VN (accessed 29.11.2016)
10. Giảm thiểu tác động môi trường từ đầu tư FDI tại Việt Nam // Baoquocte.vn. 2016. URL: http://baoquocte.vn/giam-thieu-tac-dong-moi-truong-tu-dau-tu-fdi-tai-viet-nam-28623.html (accessed 31.03.2016).
11. IZs, EPZs develop despite hurdles // Vietnamnews.vn. 2005. URL: http://vietnamnews.vn/economy/143021/izs-epzs-develop-despite-hurdles.html#jDmpBeyRUDK4pplE.97(accessed 23.05.2005).
12. Loose management of FDI blamed for environmental disasters // Englishvietnamnet.vn. 2016. URL: http://english.vietnamnet.vn/fms/environment/156965/loose-management-of-fdi-blamed-for-environmental-disasters.html (accessed 27.05.2016)
13. Luât Bảo vệ môi trường Số: 55/2014/QH13. 23.06.2014. URL: http://moj.gov.vn/vbpq/lists/vn%20bn%20php%20lut/view_detail.aspx?itemid=29068http://moj.gov.vn/vbpq/lists/vn bn php lut/view_detail.aspx?itemid=29068
14. Những “điểm nhấn” trong 25 năm thu hút FDI vào Việt Nam và triển vọng // Nhandan.com.vn. 2015. URL: http://www.nhandan.com.vn/mobile/_mobile_kinhte/_mobile_nhandinh/item/22237302.html (accessed 01.12.2015).
15. Peters A., Ross D. The Role of Governments in Promoting Corporate Responsibility and Private Sector Engagement in Development. – United Nations Global Compact, Bertelsman Shtiftung, 2010. 51 p.
16. Trimming the ecological cost of trade // Vir.com.vn. 2016. URL: http://www.vir.com.vn/trimming-the-ecological-cost-of-trade.html (accessed 13.04.2016)
17. Truong Thi Thu Thanh. Research on awareness and implementation of Corporate social responsibility in a multinational company in Vietnam: Nestle Vietnam. HELP University, Malaysia, 2011. 73 p. 18. Vietnam develops ecological industrial parks // Envietnamplus.vn. 2016. URL: http://en.vietnamplus.vn/vietnam-develops-ecological-industrial-parks/100197.vnp (accessed 07.10.2016).
19. Vietnam's Export Processing Zones and Industrial Parks // Independentnews scoop.co.nz. 2008. URL : http://www.scoop.co.nz/stories/WL0808/S00614/cablegate-vietnams-export-processing-zones-and-industrial-parks.htm (accessed 22.08.2008)
20. Vu Thanh Tu Anh, Le Viet Thai, Vo Tat Thang. Provincial Extralegal Investment Incentives in the Context of Decentralization in Viet Nam: Mutually Beneficial or a Race to the Bottom? Fulbright Economics Teaching Programme (FETP) in Ho Chi Minh City and Harvard University's John F. Kennedy School of Government, Project No. 5088790-01. Hanoi, 2007. 135 p.
21. Workshop mitigation of environmental impacts related to foreign direct investments in Vietnam // Mutrap.org.vn. 2016. URL: http://mutrap.org.vn/index.php/en/newss/mutraps-news/490-workshop-mitigation-of-environmental-impacts-related-to-foreign-direct-investments-in-vietnam (accessed 30.03.2016).
 



© 
Е.М. Аксенова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru