viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Н.Г. Глазкова,  (К.эк.н., доцент, Волгоградский государственный университет)

Е.Ю. Хоружая,  (Аспирант, Волгоградский государственный университет)

Серия «Экономика и Право» # ДЕКАБРЬ  2016

Финансирование
Обозначена важность финансирования инноваций. Проведен анализ основных показателей системы финансирования инноваций и инновационной системы в целом. Проанализированы основные параметры нанотехнологической инициативы, как одного из наиболее востребованных направлений науки и техники. Выявлены проблемы и возможные пути решения в системе финансирования инноваций.

Ключевые слова: Финансирование, инновации, нанотехнологии.

 

Инновационное развитие экономики страны отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации, что, в том числе, отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Вместе с тем, необходимым условием инновационного развития России является создание эффективного механизма его финансирования, важным составным элементом которого выступает система финансирования инновационного развития, характеризуемая совокупностью финансовых институтов, инструментов и форм организации финансово-кредитных отношений. Отметим, что формирование современной системы финансирования инновационной деятельности в РФ явилось результатом организационных преобразований целостной инновационной и научно-исследовательской системы советского периода (для которой характерно преимущественно бюджетное финансирование и отсутствие коммерческой составляющей инновационного процесса), что привело к наличию множества разрозненных институтов и неустойчивости их финансовых взаимосвязей.

В настоящее время представляется возможным выделить сформированные или находящиеся в процессе своего становления элементы отечественной системы финансирования инноваций, которые включают институциональные образования и совокупность финансовых отношений между ними.

Институциональная структура субъектов финансирования инновационной деятельности в РФ представлена государственным (министерства РФ, государственные бюджетные и внебюджетные фонды, органы региональной и муниципальной власти) и негосударственным секторами (коммерческие и некоммерческие организации, финансово-кредитные организации, инвесторы, венчурные фонды), отражая принципы бюджетного федерализма с ярко выраженным вертикальным предоставлением средств из вышестоящих нижестоящим бюджетам и фондам; а также совокупностью финансовых связей между государственным и негосударственным секторами.

На настоящий момент в отечественной экономике продолжается процесс формирования инфраструктуры финансирования инновационной деятельности, которая в целом, является уже достаточно разветвленной (создано 102 центра коллективного пользования научным оборудованием, более 390 центров трансферта технологий, порядка 180 инновационно-технологических центров и технопарков, свыше 90 бизнес-инкубаторов). Особое значение, при этом, имеют национальные институты финансовой инфраструктуры инноваций, осуществляющие наибольшие объемы финансирования, как то: Российская венчурная компания, Российский фонд технологического развития (с 2014 г. -  Фонд развития промышленности), АО «РОСНАНО» и Внешэкономбанк.

В рамках механизма финансирования инноваций большое значение имеют методы и инструменты аккумулирования и распределения финансовых ресурсов, которые, с точки зрения возможности их привлечения предприятиями, подразделяются на собственные и привлеченные[18, С. 283].

Собственные финансовые ресурсы могут быть аккумулированы посредством накопления амортизационного фонда, увеличения товарных запасов и денежных резервов оборотного капитала, превышения дебиторской задолженности над кредиторской, инкассации этого превышения и направления чистой прибыли предприятия на цели инвестирования инноваций. Внешние ресурсы предполагают использование инструментария отечественного и мирового финансовых рынков, а также финансовые ресурсы, предоставляемые государством на цели инновационного развития, и, следовательно, подразумевают долговое (банковские и коммерческие кредиты, облигации, факторинг и др.), долевое (IPO, SPO и пр.), смешанное (краудфандинг, венчурные фонды и пр.) финансирование, а также безвозмездное финансирование (гранты, субсидии, государственные заказы и пр.)[10, С. 23,27]. Все названные источники финансирования, в настоящее время в той или иной степени являются доступными для российских компаний.

Переход к устойчивому качественному росту научно-технического потенциала страны обусловливает необходимость стимулирования инновационной составляющей экономики государством. В целом, государственная финансовая поддержка инновационной деятельности осуществляется путем применения совокупности инструментов, обеспечивающих повышение экономической заинтересованности всех участников инновационного процесса в разработке и продвижении инновации. Вся совокупность методов государственного стимулирования может быть представлена двумя подгруппами: организационно-правовые методы, обеспечивающие правовое поле финансирования инноваций; и экономические, подразделяющиеся на инструменты прямого и косвенного финансирования. Методы прямой государственной поддержки реализуются в форме финансирования из бюджетов различных уровней определенных проектов, организаций, целевых программ в области инноваций, государственных программ и т.п. К методам косвенной государственной поддержки относят: налоговое и таможенное стимулирование, методы ускоренной амортизации, инвестиционные налоговые кредиты, а также создание элементов производственно-технологической инфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий и т.п.). Следует отметить, что в настоящее время существенно возросла роль косвенных рычагов стимулирования инновационного развития [3, С. 75-77], что обусловлено необходимостью обеспечения максимально привлекательных условий инвесторам для вложения их финансовых капиталов в инновации. Так, например, спектр мер налогового стимулирования и поддержки стратегии инновационного развития, установленных в России на федеральном уровне, достаточно обширен и предусматривает: льготы по налогу на прибыль (на федеральном уровне установлено 28 налоговых льгот, призванных стимулировать инновационную деятельность)[8, С. 56-64], выдачу инвестиционного налогового кредита, налоговые каникулы, создание особых экономических зон.

Вместе с тем, современный этап развития страны характеризуется крайне низким уровнем эффективности инновационной системы и ее составляющих, наличием ряда серьезных ограничений и проблем.

В настоящее время, Россия существенным образом отстает от развитых стран по абсолютным и относительным показателям финансирования инноваций. Так, один из основных показателей, отражающих развитие инновационной системы (внутренние расходы на исследования и разработки, % к ВВП), на протяжении длительного периода не превышает значения 1,3% ВВП, а по итогам 2014 года составил 1,19% от размера ВВП [9]. Аналогичный показатель в среднем по всем странам ОЭСР составляет 2,38% ВВП, по странам Европейского союза – 1,95%, а в странах лидерах по данному показателю: Корее  - 4,29%, Израиле - 4,11%, Японии - 3,59% и Финляндии - 3,17% [40]. Следует также отметить, что данный показатель в РФ существенно ниже показателя 24 летней давности, когда внутренние расходы в 1990 г. составляли 2,03% ВВП (13,1 млрд. рублей).

Наибольшими темпами наращивает финансирование инноваций экономика Китая, в то время как темпы роста финансирования инноваций в РФ (3,6 раз с 2000 г.) соответствуют темпам роста в Корее и Сингапуре.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аганбегян А.Г. Инвестиционный кредит – главное звено преодоления спада в социально-экономическом развитии России // Деньги и кредит. – 2014. – №5. – С. 15.
2. Ассоциация факторинговых компаний: Информационный обзор рынка факторинга // Ассоциация факториновых компаний [Электронный ресурс]. URL: http://asfact.ru/2015/02/17/associacija-faktoringovykh-kompanijj-podgotovila.html (дата обращения 20.10.2016).
3. Верхотурова Т.А. Развитие финансовых институтов инновационной инфраструктуры России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2013. – № 3. – С. 75-77.
4. Годовой отчет АО «Роснано» за 2015 г. // АО «Роснано» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/ROSNANO-AO_Annual_Report_2015_RUS.pdf (дата обращения 20.10.2016).
5. Городникова Н.В., Гохберг Л.М. Индикаторы инновационной деятельности: 2016. М.:НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.
6. Исследование российского и мирового венчурного рынка за 2007-2013 годы//АО «РВК» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201402_RVC_EY_venture_markets_RU.pdf (дата обращения: 12.10.2016).
7. Концепция развития финансового рынка России до 2020 года // Совместный проект Рейтингового агентства «Эксперт РА» и Ассоциации региональных банков России / Осуществляется под эгидой Общественной Палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.asros.ru/public/elfinder/files/news/docs/27-08-08_01.pdf (дата обращения 22.10.2016).
8. Литвинова А.В. Роль стимулирования инновационной деятельности в реализации стратегических приоритетов и направлений инновационного развития страны // Государственный советник. – 2014. – № 1 (5). – С.56-64.
9. Наука, инновации и информационное общество // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 10.10.2016).
10. Никонова Я. И. Современные тенденции развития инновационной политики экономических систем // Проблемы учета и финансов. – 2014. – № 1 (13). – C. 23–27.
11. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014 гг. // Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219 (дата обращения 10.10.2016).
12. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов организации по видам экономической деятельности // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/24-21.htm (дата обращения 25.10.2016).
13. Российский статистический ежегодник 2015 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078(дата обращения 15.10.2016).
14. Стратегия развития наноиндустрии // Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011 годы», Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» [Электронный ресурс]. URL: http://nanoindustry.pdf (дата обращения 21.10.2016).
15. Сысоева А.А. Возможности российского банковского сектора при организации проектного финансирования // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2015. – №1(79). – С.76-82.
16. Сысоева А.А., Смулов А.М. Банковское инвестиционное кредитование: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Газета «Бизнес и банки». –2015. –№15. – С. 24-37.
17. Торговля в России // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916653609 (дата обращения 7.11.2016).
18. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О. М. Хотяшева. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 384 с.
19. Центральный Банка России [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 29.10.2016).
20. Что будет с венчурным рынком в 2015 г. // RusBase [Электронный ресурс]. URL: http://rusbase.vc/news/go-2015/ (дата обращения 17.10.2016).
21. Швецов Ю.Г. Банковский сектор экономики и государственно-частное партнерство // Финансы и кредит. – 2014. – № 1 (529). – С. 14-21.
22. Юрин С.В. Формирование финансовых институтов для ускорения инновационного развития и рыночных механизмов финансового обеспечения инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2011. – № 1 (49). –С. 82-85.
23. «7th Framework», «Horizon 2020». Horizon 2020 statistics // European Commission [Electronic resource]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/horizon-2020-statistics
24. «Nanotechnology Market Update (2015-2020) // Lux Research [Electronic resource]. URL:http://members.luxresearchinc.com/research/report/13748
25. Competitive Industrial Performance (CIP) Index // UNIDO [Electronic resource]. URL: http://www.unido.org/data1/Statistics/Research/cip.html
26. EU R&D Scoreboard 2015. World - 2500 companies ranked by R&D // European Commission [Electronic resource]. URL: http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard15.html
27. EU R&D Scoreboard 2015. [Electronic resource]. URL: http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard15.html
28. Government of Japan // Cabinet office [Electronic resource]. http://www8.cao.go.jp/cstp/budget/h24yosan_bunya.pdf
29. Indicators // World Bank Group [Electronic resource]. URL: http://data.worldbank.org/indicator
30. Industrial Development Report 2016 // UNIDO [Electronic resource]. URL: http://www.unido.org/fileadmin/user_media_upgrade/Resources/Publications/EBOOK_IDR2016_FULLREPORT.pdf
31. Key Nanotechnology Indicators // OECD [Electronic resource]. URL:http://www.oecd.org/sti/nanotechnology-indicators.htm
32. Klaus S. The Global Competitiveness Report 2013–2014 // World Economic Forum [Electronic resource]. URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf
33. Lux Research Incorporation // Lux Research [Electronic resource]. URL:https://portal.luxresearchinc.com/research/report_excerpt/16215
34. Main Science and Technology Indicators // ОЭСРiLibrary [Electronic resource]. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/main-science-and-technology-indicators/volume-1997/issue-2_msti-v1997-2-en-fr
35. Nanotechnology // Publications [Electronic resource]. URL: http://statnano.com/
36. National Nanotechnology Initiative, NNI Supplement to the President’s 2017 Budget // Horizon 2020 statistics [Electronic resource]. URL:http://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/horizon-2020-statistics
37. National Nanotechnology Initiative, NNI Supplement to the President’s Budget for Fiscal Year 2016 // Horizon 2020 statistics [Electronic resource]. URL: http://www.nano.gov/node/1071
38. RWS & Minesoft Ltd // PatBase [Electronic resource]. URL: http://patbase.com.
39. Science, technology and innovation. Database // Eurostat [Electronic resource]. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/science-technology-innovation/data/database
40. Technology and Industry Outlook 2016. Main Science and Technology Indicators, Volume 2016 Issue 1. // ОЭСРiLibrary [Electronic resource]. URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/international-comparisons_msti-v2016-1-5-en#.WBCe527Wjrc
41. The Global Innovation Index [Electronic resource]. URL:https://www.globalinnovationindex.org/gii-2016-report
42. The nanotechnology race between China and USA // Connecting the materials community [Electronic resource]. URL: http://www.materialstoday.com/nanomaterials/comment/the-nanotechnology-race-between-china-and-usa/
 



© 
Н.Г. Глазкова, Е.Ю. Хоружая, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru