Р.Ю. Черняга, (Генеральный директор, ООО «Интерио»)
Серия «Экономика и Право» # 4 2016
|
|||||
Первые попытки государственного регулирования обеспечения населения торговыми площадями были предприняты в начале XX века в Великобритании. К данному периоду времени относится разработка ступенчатой модели организации торговли, получившей название «классической английской системы организации торговли». Для данной системы характерно районное размещение торговых предприятий, означавшее, что каждый микрорайон обслуживался районным торговым центром, район – более крупным торговым центром, а на уровне города действовали региональные или суперрегиональные торговые центры. Опережающие темпы роста населения по отношению к развитию розничной торговли вызвали естественную потребность в дальнейшей регламентации данной сферы экономических отношений, привели к необходимости совершенствования нормирования обеспеченности населения торговой площадью [1-19]. При этом разработка нормативов не являлась исключительно прерогативой какого-либо единого органа исполнительной власти, формируя тем самым многовариантный подход при разработке планов развития территорий. Действующие в настоящий момент нормативы, рекомендованные Английским научно-исследовательским институтом планировки, предполагают наличие одного магазина на 100 жителей, при этом норма площади на один магазин принята 48 кв.м. В свою очередь, рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства планировки Великобритании предусматривается 7-10 магазинов на 1000 человек. При этом считается желательным разместить их в специальных торговых зонах из расчета 220 кв.м. на один магазин. В районах старой застройки на один магазин предусматривается 80-800 кв.м. на 1000 жителей [1]. В США действующими нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фронта улиц, отводимая под торговлю. При этом в отдельных рекомендациях количество магазинов колеблется от 7 до 14, длина фронта торговли от 6 до 16 м., полезная площадь от 430 до 800 кв.м. [1]. В СССР государственное регулирование обеспеченности населения торговыми площадями осуществлялось посредством установления соответствующих нормативов, в дальнейшем используемых в качестве базы для составления градостроительных планов. По состоянию на 1989 г. соответствующие нормативы составляли [3]:
В Российской Федерации разработка норматива минимальной обеспеченности населения торговыми площадями регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754 «Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» [2]. В соответствии с данными Правилами соответствующий норматив рассчитывается путем корректировки единого базового показателя минимальной обеспеченности населения торговой площадью на коэффициент региональной коррекции. При первом расчете норматива базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации принимается равным 521 кв.м. на 1000 человек (интересно отметить, что, как показано в работе [8], этот норматив в своем базовом значении на настоящее время пока не достигнут даже в ряде крупнейших городов нашей страны). Данное значение является усредненным показателем по Российской Федерации по состоянию на 2009 год, при этом:
При последующих расчетах норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов производится корректировка коэффициента региональной коррекции в зависимости от изменения реальных доходов населения с учетом инфляции. При этом в расчете коэффициента не учитывается доля оборота розничной торговли, формируемого внемагазинными форматами торговли – такими, как розничные рынки и ярмарки. В соответствии с «Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» базовые показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации, используемые при расчете нормативов, корректируются каждые 5 лет. Расчет норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов производится в отдельности по всем субъектам Российской Федерации и по входящим в них муниципальным образованиям путем корректировки общих для всех субъектов Российской Федерации базовых показателей минимальной обеспеченности населения торговыми площадями по продаже продовольственных и непродовольственных товаров на уникальный для каждого субъекта (муниципального образования) коэффициент. Действующая в настоящий момент времени методика расчета норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов имеет очевидные достоинства, а именно, простота, прозрачность и доступность основных статистических данных, необходимых для расчета норматива, ее комплексный и объективный характер. Вместе с тем, автор выделяет ряд недостатков, присущих принятой в Российской Федерации методике расчета норматива. Во-первых, единые для всех субъектов базовые показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не учитывает специфику торговли, исторически сложившуюся в том или ином регионе и характер потребления. В частности, в Крымском и Северо-Кавказском федеральных округа значительная часть товаров продается и приобретается на рынках и ярмарках, т. е. посредством внемагазинных форматов торговли, на долю которых в обороте розничной торговли по состоянию на конец 2014 года приходилось 32,9% и 25,4% соответственно, при среднероссийском уровне 8,7% [20, 21, 22]. Вероятно, наряду с исторически сложившейся региональной спецификой, это можно объяснить тем, что в этих регионах значительную долю товарооборота формируют туристы, для обслуживания которых сезонно возникают внемагазинные форматы. Кроме того, до 2014 г. территория Крымского федерального округа входила в состав Украины, для которой характерен более низкий, по сравнению с Россией, уровень развития розничной торговли. Во-вторых, норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов рассчитывается исключительно в отношении постоянно проживающего населения и не учитывает динамику численности временного населения, которая формирует дополнительную потребность в торговых площадях. В-третьих, чрезмерная универсальность «Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» не способствует построению полноценной «матрицы» торговых форматов и не отражает реальную ситуацию, сложившуюся в сфере розничной торговли, поскольку учитывает абсолютно все торговые объекты вкупе, без дифференциации по форматам. Иными словами, открыв один крупный торговый центр и ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива. Это утверждение полностью соответствует новой «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года», принятой в конце 2014 года (далее – Стратегия) [4, 5]. В качестве одного из ключевых векторов развития розничной торговли Стратегия обозначила дифференцированный подход, предусматривающий помимо общего, дополнительные нормативы:
Однако существующая методика расчета норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в силу своей универсальности, не способна обеспечить детализацию норматива в соответствии с установленными первостепенными задачами развития торговли. В этой связи необходимо совершенствование действующей методики расчета норматива минимальной обеспеченности площадью торговых объектов, которая, вбирая в себя положительные стороны действующей методики, а также новейшие достижения западной экономической мысли, позволяла бы учитывать насущные потребности в развитии розничной торговли в России. Предлагается, оценку потребности в дополнительных торговых площадях начинать с географического разделения территории населенного пункта на зоны, для которых будут производиться соответствующие расчеты. Административно-территориальная система управления, сложившаяся в Российской Федерации, существенным образом упрощает зонирование, в результате чего объектом исследования становиться непосредственно административно-территориальная единица – муниципалитет и населенный пункт. Расчет потребности в дополнительных торговых площадях целесообразно осуществлять в несколько этапов: 1. Оценка денежного выражения спроса населения исследуемой зоны. Целью первого этапа расчета потребности в дополнительных торговых площадях является изучение спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары. Инструментом сбора информации о характере спроса населения является выборочное маркетинговое исследование, проводимое либо в виде анкетирования потребителей в местах совершения покупок, либо посредством телефонного опроса. В рамках маркетингового исследования потребительского рынка должны быть получены ответы на следующие вопросы:
На основании полученных результатов формируется модель покупательского поведения, учитывающая помимо прочего территориальное распределение потребительских расходов. В частности определяется, какая доля потребительских расходов населения, проживающего в исследуемой зоне, приходится на местные торговые предприятия, а какая формирует исходящие покупательские потоки и в каких направлениях, объемы входящих покупательских потоков и структура расходов домохозяйств, в т.ч. внемагазинные торговые форматы. Исследование потребительского рынка должно носить комплексный характер и не может производиться изолированно, исключительно в рамках зоны, для которой рассчитывается потребность в дополнительных торговых площадях, а должно охватывать территорию населенного пункта и прилегающих областей. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Р.Ю. Черняга, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |