О.В. Ильина, (К.э.н., доцент каф. внешнеэкономической деятельности и торгового дела, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)
Г.В. Михайлова, (Доцент каф. внешнеэкономической деятельности и торгового дела, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)
Серия «Экономика и Право» # 4 2016
|
|||||
С конца ХХ века сервисная деятельность охватывает значительную сферу общественных отношений, связанных с разработкой, производством и предоставлением различных видов услуг. Однако, несмотря на то, что в экономике различных стран мира продолжает наблюдаться растущая роль сферы услуг, сервисная деятельность в современных условиях российского общества не получила пока достаточного экономического обоснования. Формирование самостоятельного статуса сервисной деятельности в экономике происходит постепенно, задерживаясь под воздействием таких факторов, как невысокий уровень жизни населения и относительная неразвитость рыночных отношений. Тем не менее, функционируя в рамках этих рыночных отношений, сервисная деятельность регулируется этими отношениями и формируется в соответствии с их требованиями. Сервисная деятельность основана, в первую очередь, на организации процесса обслуживания и его оптимизации с точки зрения удобства для потребителя. При этом деятельность субъектов сервисной деятельности подчиняется регламентациям правового и административно-организационного характера, а поведение потребителей формируется рациональным целеполаганием, потребностями и правовыми отношениями. Тесное взаимодействие производственного и сервисного сектора экономики любого региона РФ очевидно, поскольку развитие производства стимулирует расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот. Например, одни предприятия производят продукцию, которая становится в дальнейшем объектом сервиса по ремонту и техническому обслуживанию, административно-финансовая деятельность предприятий также требует аудиторского, юридического, информационного и другого обслуживания. Аналогично, наличие эффективно функционирующей системы технического сервиса способствует развитию производства, поскольку, с одной стороны, предприятия-производители освобождаются от необходимости затрачивать собственные ресурсы на организацию технического обслуживания, а, с другой стороны, профессиональный специализированный провайдер технического сервиса способен обеспечить прирост эффективности производственной деятельности [11]. С начала ХХI века действие экономических механизмов сферы услуг приобрело динамический характер, поскольку эти механизмы выступают частью рыночной среды и на государство возлагается функция контроля за действием этих механизмов через правовые институты и финансовые организации. Сервисная деятельность не только адаптирует множество инноваций, но и её субъекты сами выступают инициаторами их разработки, которые порой интегрируются в другие области экономики. Территориальная организация сервисной деятельности определяется целым рядом факторов, среди которых следует выделить исторический, демографический, природный, социальный, экономический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие сферы услуг в регионах. Так, демографическая ситуация, складывающаяся в конкретном регионе, т. е. наличное население, уровень его прироста, половозрастная структура, формы расселения и т.д., предопределяет характер развития сферы услуг. В частности, хорошо известно, что рост доли населения пенсионного возраста в Европе способствует увеличению спроса на медицинские услуги. Региональные особенности отдельных субъектов Российской Федерации обязательно сказываются на внутренних региональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах существенно выше, чем в удаленной местности. В данной статье нами будут рассмотрены особенности функционирования сферы услуг в Санкт-Петербурге. Одним из показателей, характеризующих текущее состояние сферы услуг г. Санкт-Петербурга, является объем платных услуг населению (табл. 1). Данный показатель отражает общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или членам его семьи) услугу или организацией (предприятием), в которой он работает (за счет средств прибыли) [3]. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © О.В. Ильина, Г.В. Михайлова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |