viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.Р. Сефибеков,  (Аспирант, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский университет)

Серия «Экономика и Право» # АВГУСТ  2016

Недропользование и охрана недр
В статье рассматривается один из ключевых аспектов административной ответственности в сфере лесопользования - проблема соизмеримости административного наказания и причиняемого нарушителями ущерба. На основе анализа актуальных тенденций в законотворческой деятельности автор приходит к выводу о том, что проблема незаконного лесопользования в РФ носит системный характер. Низкую эффективность правовой базы автор связывает с тем, что она пытается регулировать лесные правоотношения «Post factum». В качестве стратегического курса повышения эффективности административно-правового регулирования лесопользования в РФ автор предлагает обратить внимание на принцип превентивного управления.

Ключевые слова: Недропользование и охрана недр, проблемы эффективного лесопользования, административная ответственность, превентивное управление.

 

Вектор развития экономики современной России в значительной степени определяет необходимость поиска наиболее эффективных методов в сфере регулирования использования природных ресурсов. Это стратегическая задача, от решения которой во многом зависит не только материальное благополучие, но и экологическая безопасность и здоровье наших граждан. К сожалению, сегодня проблема использования и воспроизводства лесного ресурса РФ как никогда актуальна. Практика лесопользования далека от приемлемой, а нарушения в этой сфере наносят серьезный ущерб обществу. Согласно Ст. 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [6]. Одной из главных проблем при этом является соизмеримость административного наказания и причиняемого нарушителями ущерба.

Как справедливо отметила Т.А. Яковлева, «Правовые основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с начала прошлого десятилетия претерпели ряд существенных изменений, но в целом исходили из необходимости обеспечения рационального лесопользования, сохранения и возобновления экологического и экономического потенциала леса, создания условий для функционирования лесопромышленного комплекса» [14, с. 3]. В то же время статистика отмечает стабильный рост числа правонарушений в сфере пользования лесными ресурсами [14, с. 4]. При этом исследователи неоднократно отмечали несоизмеримость ущерба, наносимого правонарушителями и степенью административной ответственности физических и юридических лиц при условии несоблюдения и нарушения лесохозяйственных требований. Так, Л.А. Андреева считает, что если для физических лиц штрафные санкции могут быть вполне «ощутимыми», то «суммы взыскиваемых штрафных санкций… в принципе являются несущественными для лиц, использующих леса по договорам аренды лесных участков» [2, с. 12].

На протяжении последних лет государственные органы обращают на этот вопрос пристальное внимание. Так 6 октября 2011 г. Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Российской Федерации был проведен «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» В ходе совместного обсуждения депутаты Госдумы, представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышленной палаты, региональных министерств и ведомств, ученые, занимающиеся проблемами лесопользования и воспроизведения лесных ресурсов высказали ряд суждений по проблеме.

В частности начальник Правового управления Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Советников обратил внимание на недостатки и пробелы Лесного кодекса. По его мнению особую роль в процессе предоставления регионами лесных участков под определенные проекты должна играть процедура публичного обсуждения мнения граждан до предоставления лесных участков отдельным гражданам по их заявлениям [1]. По результатам «круглого стола» Федеральному агентству лесного хозяйства было предложено привести Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствие с требованиями Лесного кодекса в части осуществления рубок лесных насаждений [1].

В декабре 2013 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 168903-6), направленный на урегулирование вопросов учёта необработанной древесины и контроля за её оборотом. Изменения в законодательстве продиктованы насущной необходимостью, поскольку незаконная рубка и сбыт древесины приобрели угрожающие размеры. По данным Комитета по лесопользованию Государственной Думы РФ в 2012 г. в России было выявлено порядка 20,4 тыс. случаев незаконных рубок с объемом незаконно заготовленной древесины более 1 млн. куб. м и ущербом порядка 10 млрд. рублей [9].

28 декабря 2013 г. Президент российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который, в частности, предусматривает ответственность за Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (Статья 8.28-1 КоАП)  [12].

До принятия Закона от 28 декабря 2013 г. в России не существовало федеральных законодательных норм, обязывающих осуществлять учет заготовленной древесины и контролировать ее оборот. Закон вводит нормы, регламентирующие учет и контроль древесины, заготавливаемой в РФ, и позволяет, как об этом говорится в заявлении профильного Комитета «отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России» [9].

Кроме этого Законом вводится достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины. В частности значительно увеличились суммы административных штрафов. Так, для юридических лиц суммы штрафов достигают полумиллиона рублей и более. Закон закрепляет не только возможность изъятия незаконно добытой и транспортируемой без сопроводительных документов древесины, но и конфискации соответствующих транспортных средств. По мнению Комитета, Федеральный закон «создаст мультипликативный эффект за счет прозрачного оборота древесины, что существенно увеличит налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации» [9].

19 февраля 2015 г. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел парламентские слушания на тему: «Правовые и экономические аспекты повышения эффективности и развития лесного комплекса Российской Федерации». Председатель Комитета В.И. Кашин обратил внимание на необходимость уделить особое внимание упорядочению правовой базы, её прозрачности и стабильности [8]. При этом, по мнению В.И. Кашина «Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №415-ФЗ создал действенный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, снижения масштабов незаконных рубок лесных насаждений [4].

Несмотря на оптимистичный тон подобных заявлений очевидно, что проблема незаконного лесопользования в РФ носит системный характер, как  неоднократно подчеркивалось исследователями [10, с. 182-190]. Комплексный анализ причин нарушений не оставляет сомнения в том, что пути решения проблемы лежат не только в сфере юридической техники, но и в политической плоскости. Трудно не согласиться с Ю.В. Ждановой и Ю.С. Зиновьевой, которые отмечают, что «…зачастую к незаконному лесопользованию оказываются причастны должностные лица лесоохранных структур, что в значительной степени повышает степень общественной опасности совершаемых преступлений» [5, с. 287].

На коррупционный характер причин нарушения правил лесопользования неоднократно обращал внимания Секретарь Совета безопасности РФ Н.П. Патрушев. В ноябре 2014 г. на совещании в Уфе он так охарактеризовал состояние дел в лесном хозяйстве: «На фоне недостаточного контроля в данной сфере "процветают" незаконные рубки леса и нелегальный оборот древесины. Правоохранительными органами отмечается значительная коррумпированность лесной отрасли, а также должностных лиц в сфере контроля и надзора за лесопользованием» [13]. Еще более резко он высказался на межведомственном совещании во Владивостоке 26 августа 2015 г. говоря о том, что лесная промышленность Дальнего Востока «погрязла в теневых схемах» [7]. Отмечая «определенные положительные сдвиги» как результат актуализации законодательной базы в сфере лесопользования на федеральном уровне, он заявил: «Необходимо провести большую работу по выявлению "черных лесорубов" и их коррупционных связей в органах госвласти» [7].

Проблемы в законотворчестве и правоприменении в сфере регулирования лесного хозяйства РФ отметил и Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин 16 июля 2015 года в прямом эфире телеканала РБК он охарактеризовал законодательную базу и правоприменение «хромающими на обе ноги» [3].

Таким образом очевидно, что не смотря на усилия законодателей, ситуация с уровнем административных правонарушений в сфере лесопользования далека коренного перелома в сторону их снижения. Такая ситуация ставит перед исследователями ряд задач по выяснению причин низкой эффективности правового регулирования лесопользования и выработке практических рекомендаций по ее повышению. Помимо конкретных рекомендаций технико-юридического свойства хотелось бы обратить внимание на общий, концептуальный характер причин бедственного положения в отрасли. Автор солидарен с точкой зрения Ю.В. Ждановой и Ю.С. Зиновьевой, которые утверждают, что «только путем осуществления взаимосвязанного комплекса различных мероприятий удастся добиться быстрого сокращения объемов нелегального лесопользования в РФ» [5, с. 287]. В качестве стратегического курса повышения эффективности административно-правового регулирования лесопользования в РФ должен стать принцип превентивного управления, о чем еще в 2009 г. писал В.В. Петкау [11, с. 127]. «Неповоротливость» правовой базы, ее «отсталость от жизни» во многом связаны с тем, что она пытается регулировать лесные правоотношения «Post factum», в то время как необходимо превентивное, гибкое управление. Как отмечает В.В. Петкау «В современных условиях оперативная реакция организации на возникающие перспективы и угрозы реализации того или иного фактора развития лесного хозяйства уже не является достаточной из-за возрастающей динамики рыночной среды» [11, с. 127]. Поэтому ключевой характеристикой системы превентивного управления, по мнению автора, должен стать фактор упреждения. При этом целенаправленное (комплексное) упреждение должно обеспечиваться совокупностью решений и действий, которые составляют сущность гибкого превентивного управления [11, с. 127].

На наш взгляд, данная точка зрения выводит проблему за рамки исключительно научно-правового контекста. Только концептуальные политические решения (не исключено, что и конституционно-правового характера) могут кардинально изменить ситуацию с неуклонным ростом административных нарушений в сфере лесопользования, о которых говорил Н.П. Патрушев.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные вопросы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности // Электронный ресурс: http://www.duma.gov.ru/news/273/106416/?sphrase_id=1836501 (дата обращения 05.09.2015).
2. Андреева Л.А. Административная ответственность в сфере лесных правоотношений // «Вопросы современной юриспруденции»: материалы XXV международной заочной научно-практической конференции. (05 июня 2013 г.). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. С.5-12.
3. В.И. Кашин: Дары леса на службу народа // Электронный ресурс: http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049057053048.html (дата обращения 07.09.2015).
4. Документы и материалы Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. 29.04.2015 // Электронный ресурс: http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/050049124049056057051.html (дата обращения 07.09.2015).
5. Жданова Ю.В., Зиновьева Ю.С. Современные проблемы незаконного лесопользования в РФ и пути их решения // Современные наукоемкие технологии. 2013. №10. С.287.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета № 2868 от 31декабря 2001 г..
7. Лесная промышленность Дальнего Востока погрязла в теневых схемах // Электронный ресурс: http://bizon.ru/news/view/news_id/237292 (дата обращения 07.09.2015).
8. Новости Государственной Думы. 20. 02. 2015 // Электронный ресурс: http://www.duma.gov.ru/news/273/921686/?sphrase_id=1836501 (дата обращения 07.09.2015).
9. Новости Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. 20.12.2013 // Электронный ресурс: http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124049048056054.html (дата обращения 07.09.2015).
10. Обыденников, В.И. Незаконное лесопользование в РФ, его экономические последствия и пути их преодоления // Лесной Вестник. 2012. № 4. С. 182-190.
11. Петкау В.В. Гибкое и превентивное лесопользование в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19(157). Экономика. Вып.21. С.126-131.
12. Федеральный закон №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета – Федеральный выпуск. № 6271. 30 декабря 2013 г.
13. Эффективность лесопользования в России остается низкой – Патрушев // Электронный ресурс: http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/news.asp?id=557423&sec=1671 (дата обращения 07.09.2015)
14. Яковлева Т.А. Административная ответственность за правонарушения в области лесопользования. Дисс...к.ю.н., СПб., 2012. 205 с.
 



© 
И.Р. Сефибеков, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru