viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ю.А. Колесников,  (Д.юр.н., профессор, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", Уполномоченный по защите прав потребителей страховых услуг России)

Серия «Экономика и Право» # АВГУСТ  2016

Финансовый рынок
Настоящее исследование посвящено рассмотрению экономико-правовых аспектов ситуации, сложившейся на финансовом рынке РФ. Исследование обусловлено определенной логикой. Вначале автор производит краткий обзор ситуации на финансовом рынке современной России. После этого автор переходит к рассмотрению изменений законодательства, состоящих в разработке ряда Стратегий развития областей финансового рынка России, таких как собственно финансовый рынок, страховая деятельность, пенсионная система, национальная платежная система. Особое внимание уделяется рассмотрению данных Отчета Банка России, на основании которых автор утверждает необходимость разработки дополнительных законодательных инициатив, направленных на улучшение ситуации, сложившейся на финансовом рынке Российской Федерации.

Ключевые слова: Финансовый рынок, нормативно-правовая база, законодательные инициативы, стратегия развития, Банк России.

 

Как известно, российский финансовый рынок существует лишь в течение относительно небольшого периода времени, однако даже за такой период его становления и существования можно отметить значительное количество взлетов и падений. Все же считаем справедливым отметить присущий ему высокий потенциал роста, который при наличии  последовательной государственной политики и в случае следования ей имеет серьезные шансы стать долгосрочной тенденцией его развития. На такое  развитие в настоящее время нацелены Банк России, Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, а также, безусловно, все участники финансового рынка. Актуальное законодательство, касающееся саморегулирования отдельных сегментов финансового рынка, а также нацеленность на привлечение профессионального сообщества к обсуждению и реализации нововведений дают участникам финансового рынка возможность использования достаточного набора инструментов, необходимых для активного участия в его развитии.

Рост экономики не представляется возможным в случае недоступности для предприятий и организаций во всех отраслях инструментов финансового рынка, таких как долговое и долевое финансирование, страхование рисков, а также актуальная и четко проработанная нормативно-правовая база. В данном направлении уже были сделаны существенные шаги. В настоящее время для работы с некоторыми секторами финансового рынка Российской Федерации имеются утвержденные и действующие самостоятельные стратегии развития. Речь идет об утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [7], Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года [6], Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [4]; а также о принятой Банком России Стратегии развития национальной платежной системы [5].

Кроме того, Банком России, выступающим в роли единого регулятора финансового рынка, был впервые разработан документ, который представляет собой подробное описание действий, необходимых по расчетам Банка России для развития всех секторов финансового рынка на среднесрочный период. Также были выделены три наиболее приоритетные цели в вопросах развития российского финансового рынка, которые отражают интересы сторон, участвующих в развитии финансового рынка, а также, при их формулировании были учтены существующие экономические и геополитические условия:

1. Использование инструментов финансового рынка призвано послужить повышению уровня и качества жизни граждан Российской Федерации. Необходимость развития финансового рынка имеет тесную связь с выполнением важных социально-экономических задач, таких как повышение уровня доступности и качества финансовых услуг, что, предположительно, и должно в значительной мере повлиять на повышение уровня и качества жизни населения.

2. Содействие субъектам российской экономики в вопросах  долгового и долевого финансирования, инструментов страхования рисков с целью обеспечения содействия экономическому росту.

3. При условии обеспечения качественных условий для дальнейшего роста финансовой индустрии станет возможным создание новых рабочих мест, что поспособствует увеличению объема налоговых поступлений, повышению спроса на инновации, а также диверсификации российской экономики, конечной целью чего можно назвать повышение эффективности использования доступных финансовых ресурсов.

Для реализации обозначенных целей развития российского финансового рынка обязательным условием является обеспечение стабильности в его функционировании. Так, Банком России были определены мероприятия, реализация которых предполагается в течение среднесрочного периода (2016–2018 гг.), а также в долгосрочной перспективе. План проведения таких мероприятий соотносится со следующими десятью основными направлениями развития финансового рынка, сопряженными с:

  • обеспечением защиты прав потребителей финансовых услуг и повышением финансовой грамотности населения Российской Федерации;
  • большей доступностью финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего бизнеса;
  • дестимуляцией недобросовестности в поведении на финансовом рынке;
  • повышением привлекательности долевого финансирования публичных компаний для инвесторов посредством улучшения корпоративного управления;
  • развитием рынка облигаций и синдицированного кредитования;
  • совершенствованием регулирования финансового рынка, связанным с применением пропорционального регулирования, оптимизацией нагрузки на участников финансового рынка, связанной с его регуляцией;
  • повышением квалификации лиц, которые в своей профессиональной деятельности связаны с финансовым рынком;
  • стимулированием внедрения инноваций, касающихся механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;
  • международным взаимодействием в области разработки и применения правил регулирования глобального финансового рынка;
  • совершенствованием инструментов, служащих для обеспечения стабильности финансового рынка.

Кроме этого, Банком России ставятся задачи по повышению финансовой и операционной устойчивости финансовых посредников [1]. Иными словами, планируется комплексная работа по ряду направлений, таким как построение системы раннего предупреждения банкротства и создание правил, делающих возможным контролируемый вывод проблемных компаний с финансового рынка. Также в планах Банка России оказание содействия развитию различных видов и инструментов страхования рисков. Будет также продолжено проведение политики, направленной на защиту интересов вкладчиков и кредиторов, кредитных организаций. Для этого будут внедряться современные международные стандарты и практики, связанные с  управлением финансовыми рисками, системы внутреннего контроля, банковского регулирования и надзора.

Одной из дополнительных важных задач, выполнение которых должно поспособствовать становлению нового облика финансового рынка, является работа над повышением уровня конкуренции в банковском секторе и конкурентоспособности российских банков в отношении управления рисками, а также достаточности и качества капитала. Данная работа будет состоять в принятии со стороны Банка России мер, направленных на повышение доверия к банковской системе, а также на повышение ее надежности для вкладчиков и кредиторов и эффективность перевода привлекаемых банками средств в кредиты и другие банковские услуги, которые будут тесно связаны с современными информационными технологиями.

Следующей задачей является осуществление в среднесрочной перспективе ряда мероприятий, касающихся поддержки развития пенсионного сегмента и страхования жизни, рассматриваемых в качестве источников долгосрочного ресурса финансов. Параллельно с этим предполагается совершенствовать управление процентными, валютными рисками и риском ликвидности. Разработка стратегий развития обозначенного сегмента в течение планового периода должно поспособствовать решению проблемы, состоящей в дефиците рыночного обеспечения финансовой системы.

Кроме того, Банком России будет продолжено его участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня защиты прав потребителей финансовых услуг [1]. Среди важнейших мероприятий в данном направлении можно назвать работу над совершенствованием надзорной и административной практики органов по защите прав потребителей финансовых услуг, работу с жалобами; планируемое внедрение ограничений для некоторых категорий граждан, связанных с доступом к сложным финансовым продуктам. Также работа в этом направлении деятельности Банка будет связана с продолжением стандартизации финансовых продуктов и совершенствованием правил оказания финансовых услуг, а также с повышением уровня финансовой грамотности россиян.

Переходя к рассмотрению конкретных мер, которые должны в результате привести к становлению нового облика финансового рынка России, считает необходимым отметить тот факт, что одной из характерных черт российской финансовой системы может быть названо доминирование в ней кредитных организаций. Это подкрепляется фактом значительного преобладания активов кредитных организаций над активами некредитных финансовых организаций. Тем не менее, в 2012–2015 годах развитие российского финансового сектора происходило достаточно динамично. Отношение активов банковского сектора к ВВП выросло с 79,6% на конец 2012 года до 101,1% в середине 2015 года, кредитов экономике к ВВП – с 41,6 до 55,2%, капитала к ВВП – с 9,4 до 11,2%. Что касается активов, принадлежащих небанковским посредникам, в этом случае наибольший прирост показали активы пенсионных фондов, которые увеличились с 5,2% ВВП на конец 2012 года до 6,5% ВВП на конец первого полугодия 2015 года [1].

Структура финансовой системы в России имеет также дополнительный ряд особенностей, связанных с действием ряда факторов, среди которых  достаточно низкая активность населения на финансовом рынке, предпочтение населением обслуживания в кредитных организациях, предоставляющих не только банковское обслуживание, но и услуги фондового рынка, низкий уровень доверия к финансовым посредникам, не являющимся банками, причиной чего являются высокий уровень злоупотреблений в отрасли и недостаточная интенсивность надзорной деятельности, а также отсутствие механизмов эффективного взаимодействия с недобросовестными участниками. Тем не менее, следует отметить также высокую востребованность у населения банковских вкладов, которые характеризуются высокими процентными ставками, льготным режимом налогообложения процентного дохода и курсовых разниц (вклады в иностранной валюте), высоким уровнем надежности вкладов, обеспеченной системой их страхования, а также простотой, привычностью и доступностью этого продукта.

Все вышеизложенное обуславливает высокую важность обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг как одного из главных условий успешного функционирования финансового рынка. Существует необходимость функционирования такой защиты как комплексной системы, в состав которой войдет помощь потребителю финансовых услуг в случае нарушения его прав, а также обязательное последующее выявление системности этих нарушений с целью избежания их повторения, что будет включать в себя оценку необходимости и\или внесения изменений в существующую систему регулирования. Следует отдельно отметить намерение усовершенствовать обратную связь с потребителями, что можно смело назвать мощнейшим механизмом для повышения уровня удовлетворения граждан, связанного с использованием услуг финансового рынка, результатом чего станет повышение спроса на эти услуги. Кроме того, это поможет вывести с рынка недобросовестных игроков, а также усовершенствовать финансовые продукты и порядок их продажи населению.

Таким образом, главной задачей Банка России при работе в этом направлении можно назвать определение обоснованной и оптимальной степени защиты потребителей государством. Целям повышения уровня защиты прав потребителей финансовых услуг призваны послужить меры по совершенствованию работы органов по защите таких прав, по осуществлению надзорных мероприятий, а также по улучшению эффективности применяемых мер воздействия. С целью обеспечить надлежащий уровень защиты прав потребителей финансовых услуг планируется также разработать и запустить в эксплуатацию более эффективную систему работы с жалобами, поступающими от потребителей финансовых услуг. В составе такого комплекса мер предполагается использование новой модели обработки обращений, позволяющей значительно увеличить число таковых. Кроме того, необходимо сокращение сроков принятия мер реагирования на обращения граждан, оптимизация процесса взаимодействия с органами власти и организациями по вопросам обращений потребителей финансовых услуг, а также получение обратной связи, что должно привести к повышению эффективности принятия регуляторных мер и улучшению продуктов и услуг на финансовом рынке. Также достижению обозначенных целей поспособствует развитие функционала сайта Банка России и улучшение работы Контактного центра Банка России, связанной с взаимодействием с потребителями финансовых услуг. Будут приняты меры осуществлению контроля за соблюдением базовых стандартов по защите прав и интересов потребителей финансовых услуг членами саморегулируемых организаций, а также разработка новых стандартов, возможно, за счет доработки существующих. С целью предотвращения применения на финансовом рынке бизнес-моделей, которые могут имеет в своем основании недобросовестные практики, Банком России в сотрудничестве с заинтересованными органами власти планируется завершение работы по созданию общих требований как к должностным лицам, которые входят в органы управления финансовых организаций, так и к их ответственности в случае нарушения данных требований.

Защите прав потребителей финансовых услуг поспособствует также решение вопросов, которые связаны с раскрытием информации и рекламой на финансовом рынке. В настоящее время не всегда или не в полной мере потребителям финансовых продуктов и услуг обеспечен свободный доступ к информации об их содержании и существующих рисках. В связи с этим необходимо установление для финансовых организаций соответствующих требований по раскрытию информации в доступной для понимания форме. В это понятие будет входить также информация о стандартных и специфических характеристиках продуктов и услуг. Основными требованиями к информации будут ее полнота и достоверность, сопоставимость и доступность как для понимания, так и для ее нахождения, а также ее своевременность для потребителя финансовой услуги.

В свою очередь, публичная реклама финансовых продуктов и услуг, которые не предназначены для рядовых потребителей (без специальной квалификации в области финансов) либо реклама, которая вводит потребителя в заблуждение касательно полезности и рискованности финансовых продуктов, будет ограничена. Наряду с этим Банком России предполагается информирование населения относительно деятельности недобросовестных финансовых посредников и финансовых пирамид в случае выявления таковой, а также разработка дополнительных требований к рекламе финансовых продуктов и услуг, призванных ограничить недобросовестную деятельность на финансовом рынке.

Нацеленность на добросовестное поведение на финансовом рынке является также одной из ключевых, важных и в то же время сложных задач, решение которых необходимо для улучшения качества защиты прав потребителей, а впоследствии и для становления нового облика финансового рынка России. Заинтересованными в решении этой задачи являются как надзорные органы и потребители финансовых продуктов и услуг, так и те участники финансового рынка, которые ведут законную деятельность и сталкиваются с недобросовестной конкуренцией. Для этого необходимо предусмотреть такие инструменты, которые дадут мегарегулятору возможности выявления фактов недобросовестного поведения и обеспечения эффективности и соразмерности мер принуждения для недобросовестных участников финансового рынка. С этим сопряжена не менее важная задача,  связанная с созданием условий, имеющих потенциал для привлечения на российский финансовый рынок добросовестных участников. Это поспособствует укреплению доверия к финансовому рынку, повышению устойчивости финансовых посредников, а также обеспечит справедливую конкуренцию на финансовом рынке, его стабильное функционирование и развитие.

Внимания также требуют вопросы взаимодействия Банка России с правоохранительными органами относительно пресечения незаконной деятельности, связанной с выдачей потребительских займов нелегальными кредиторами, что искажает добросовестную конкуренцию и нарушает права физических лиц. Банком России в сотрудничестве с правоохранительными органами будет также продолжена реализация мероприятий по ограничению недобросовестного поведения и противодействию возможности применения на финансовом рынке таких бизнес-практик, которые могут быть охарактеризованы как криминальные и схожие с ними, иными словами, такие практики, которые предполагают нарушение российского законодательства и формируют противозаконные конкурентные преимущества для нарушителей. Будут приняты меры по сокращению времени на их выявление и сбор доказательной базы, а также по повышению оперативности передачи и рассмотрения материалов. Обозначенные меры должны привести к созданию условий, нивелирующих выгоду от недобросовестного поведения как в отношении организаций, так и их сотрудников за счет применения мер принуждения, которые будут являться не только соразмерными нарушениям, но и эффективными. Соразмерность же будет определена благодаря расчету  величины непосредственных потерь третьих лиц, которые пострадали в результате противоправных действий, и к такой величине будет прибавлена степень вреда, связанного со снижением уровня доверия и помехами для справедливой конкуренции на финансовом рынке. Кроме того, в качестве новой формы меры наказания за совершенные правонарушения планируется использование деловой репутации членов органов управления участников финансового рынка как один из факторов для принятия решений о выведении с финансового рынка менеджеров и сотрудников, проявивших свою недобросовестность.

Итак, рассмотрев перспективы развития финансового рынка Российской Федерации в продолжение 2016–2018 гг., следует отметить целостность их характера. Соответственно, максимальный результат их реализации напрямую связан с комплексностью их реализации. Рассмотренные мероприятия касаются деятельности российских финансовых институтов в широком спектре используемых ими финансовых инструментов, таких как порядок отражения финансовой деятельности в отчетности, формат представления отчетных данных, требования к капиталу, характеристики бизнес-моделей, требования к персоналу, подходы к оценке платежеспособности, модернизация информационных и технологических систем и прочие инновации. Однако, с сожалением приходится отметить и тот факт, что условия актуального экономического положения и состояние финансового сектора России, а также сложность и инновационность ряда предполагаемых изменений обуславливают наличие ряда факторов, приводящих к задержке реализации обозначенных мероприятий в значимом для достижения позитивного результата объеме.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Годовой отчет Банка России за 2015 г. //cbr.ru/publ/?PrtId=god
2. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года//info-ecology.ru›Законодательство›?id=902138066
3. План-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации //pfrf.ru›branches/lipeck/news~2012/12/28/42452
4. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации //pfrf.ru›branches/lipeck/news~2012/12/28/42452
5. Стратегия развития национальной платежной системы //cbr.ru›PSystem/P-sys/strategy_psys.pdf
6. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р) //garant.ru›products/ipo/prime/doc/70323750/
7. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года//napf.ru›…Стратегия развития финрынка…период…2020г…
8. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
 



© 
Ю.А. Колесников, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru