viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Е.В. Иванов,  (Аспирант, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Институт «Торгово-экономический университет»)

Серия «Экономика и Право» # АВГУСТ  2016

ГЧП
В статье рассмотрена сущность государственно-частного партнерства (ГЧП), особенности ГЧП в сфере здравоохранения, основные цели и формы ГЧП. Проведен анализ статистических данных об участии малого предпринимательства в ГЧП в системе ОМС, выявлены основные проблемы, препятствующие включению частных компаний в эту систему, предложены пути совершенствования организационно-экономического механизма взаимодействия участников ГЧП в системе ОМС, основанные на применении проектного подхода.

Ключевые слова: ГЧП, проектный подход, малое предпринимательство, организационно-экономический механизм.

 

Тема государственно-частного партнерства в российской экономике является чрезвычайно актуальной последние несколько лет. Необходимость создания конкуренции на рынке медицинских услуг, достижения высокого уровня качества предоставляемых услуг, а также проблемы отсутствия эффективных механизмов финансирования и организационно-экономического взаимодействия субъектов экономики влечет за собой развитие государственно-частного партнерства в области медицины как основной формы создания устойчивой и высокоэффективной системы здравоохранения в России.

Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) является переводом распространенного во всем мире термина «public - private partnership». В зарубежных странах часто термин «public - private partnership» (PPP) употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса. Это может быть совместный проект, унитарное предприятие, государственные налоговые льготы и др. Целью такого партнерства оказывается более эффективное решение общественных задач развития[2].

Основными формами  ГЧП являются концессия, проектное ГЧП, частная финансовая инициатива (дуо), а также трио и кварто партнерство. Концессия предполагает форму договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, которые принадлежат правообладателю. Передача прав, как правило, происходит на возмездной основе на ограниченный или неограниченный срок. В рамках ГЧП такие проекты реализуются для передачи государственных предприятий в управление частным лицам, т.е. для создания унитарных предприятий.

Проектное ГЧП предполагает осуществление взаимодействия между государством и частным инвестором в рамках совместного финансирования отдельных проектов. Чаще всего проектное финансирование развивается в инновационной сфере, где при необходимости реализации дорогостоящих проектов велик риск потери денежных средств. ГЧП позволяет разделить инновационно-инвестиционные риски между государством и частным инвестором, что приводит к их снижению для обеих сторон.

Дуо, трио и кварто партнерство осуществляется в рамках совместного использования ресурсов государством и частным сектором. Дуо проекты предполагают соединение ресурсов государства и бизнеса, трио – соединение ресурсов государства, бизнеса и интеллектуальной составляющей, коей могут выступать университет, НИИ, научное объединение. Кварто проекты – соединение государства, бизнеса, интеллектуальной составляющей, а  также финансовой организации (банки, инвесторы, иностранный капитал).

Развитие государственно-частного партнерства во всем мире расценивается как основной инструмент воздействия государства на экономику, развития малого и среднего бизнеса, стимулирования инновационного развития страны, создания эффективных механизмов взаимодействия между экономическим субъектами.

В российской экономике «Программа 2020» предусматривает ГЧП как основную форму взаимодействия государства и бизнеса для реализации задач:

  • предоставления на конкурсной основе предприятиям малого и среднего бизнеса грантов (субсидий) по приоритетным направлениям инновационного развития;
  • совершенствование инструментов налогового стимулирования реализации инновационных проектов предприятиями малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение доступа предприятиям малого и среднего бизнеса к уникальному исследовательскому оборудованию, а также облегчение процессов сертификации принципиально новой продукции.

Сфера медицинских услуг является в некоторой степени уникальной и отличной от других областей развития экономики, т.к. необходимо найти баланс между социальными целями и экономическими результатами реализации проектов в медицинской сфере. Частные предприятий на рынке медицинских услуг уже довольно давно, однако до недавнего времени в большей степени осуществляли платные  услуги и услуги в  рамках ДМС, в то время как система ОМС обеспечивалась только государственными бюджетными учреждениями. В настоящий момент ситуация изменилась и появился взаимный интерес в сотрудничестве у государства и у частных клиник в рамках ОМС.

Малое предпринимательство рассматривает участие в системе ОМС, как:

  • способ привлечения государственных инвестиций;
  • повышение прибыльности компаний за счет выполнения гос. заказов, а также возможности предложить пациентам ряд платных услуг наряду с бесплатными, входящими в ОМС;
  • осуществление совместных проектов в смежных областях (образование, отдых, т.е. послеоперационная реабилитация больных и т.п.)

Государство, в свою очередь, тоже заинтересовано в привлечении малого предпринимательства в систему ОМС за счет:

  • поддержание уровня конкуренции между государственными и частными клиниками, что способствует снижению цен в частных клиниках и повышению качества предоставляемых услуг в гос. учреждениях;
  • обеспечения доступа государственных бюджетных учреждений к высокотехнологичному оборудованию и уникальным лабораториям частного сектора при оказании медицинских услуг по МРТ и КТ, офтальмологии, а также в области репродуктивной медицины (ЭКО);
  • обеспечения доступности медицинских услуг для населения, например, в рамках осуществления программы «Доктор – рядом»;
  • решение проблемы нехватки высококвалифицированных кадров.

Характеристика создавшейся ситуации на рынке медицинских услуг в области реализации проектов ГЧП с участием малого предпринимательства в  сфере ОМС требует анализа статистики и выделения основных проблем взаимодействия государства и малого бизнеса.

В рамках государственной программы Ленинградской области «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» были достигнуты следующие результаты. В 2014 году в территориальной программе обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее территориальная программа ОМС) участвуют 17 организаций частной формы собственности. Что составляет 27 % от общего числа участников. Данным организациям решением комиссии по разработке территориальной программе ОМС были выделены объемы и финансовые средства по следующим видам медицинской помощи: первичная медико санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная. Объем финансирования составил 204 595 685,43 руб. В 2013 году в территориальной программе ОМС участвовало 12 частных организации. Что составляло 21 % от общего числа участников. Плановый объем финансирования составлял 172 210 776,3 руб. За 12 месяцев 2013 года освоено 100% годового плана. В 2015 году планируется увеличить число организаций – участников территориальной программы ОМС частной формы собственности по профилям медицинской помощи, которые являются дефицитными в государственных учреждениях здравоохранения Ленинградской области [4] (рис 1). Кроме того, по словам А. Кружеля, директора территориального фонда ОМС, по России из 361 организации, оказывающей помощь по ОМС, в этом году 135 частных. В деньгах это всего 2,4% — ну, так сложилось: частные организации пришли на рынок, когда он был уже практически занят. Но если в прошлом году ими было освоено 902 млн средств фонда, то в этом — уже 1,2 млрд рублей, то есть рост — 34%.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галстян Г.С. О перспективной модели государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения с привлечением управляющих компаний. / Проблемы современной экономики. - № 3 (54), 2014 г.
2. Государственно-частное партнерство: теоретические основ, базовые принципы и практика реализации: труды коллективной монографии / под ред. док. эк. наук, проф. Глухова В.В. – СПб, Изд-во Политехн. ун-та., 2014. 568 с.
3. Ершов Д.Л. Разработка проектов стратегического партнерства государства и бизнеса в здравоохранении // Российское предпринимательство. – 2013 №22 (244), с. 205-214.
4. Информация о результатах реализации программных и концептуальных документов, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по вопросам развития государственно частного взаимодействия (государственно частного партнерства) в здравоохранении за период с даты утверждения документа по сентябрь 2014 года (на основании сведений, представленных субъектами Российской Федерации.
5. Несмачных О.В. Организационно-экономический механизм функционирования кластера на основе проектного подхода./ Ученые записки КнаГТУ - № IV – 3(12) – 2013, стр. 82-89.
 



© 
Е.В. Иванов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru