VIP Studio ИНФО Международный опыт применения кластерного подхода
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

К.В. Философова,  (Стажер – соискатель, Институт экономики РАН)

Серия «Экономика и Право» - АПРЕЛЬ-2012

Кластер

Современная экономическая система должна развиваться в контексте инновационных подходов и новейших достижений экономической науки. Одним из современных подходов является кластерный подход. В статье освещается международный опыт применения кластерного подхода в экономике.

Ключевые слова: Кластер, управление, международный опыт.

Кластерный подход - это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.

В июле 2006 г. ЕС был одобрен и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в декабре 2007 г. одобрен и представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», который был окончательно утвержден 21 января 2008 г. в Стокгольме на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам. Поддержку процессам кластеризации странам Европы с переходной экономикой продемонстрировал саммит ЕС «Восточное партнерство», состоявшийся в Праге 7-10 мая 2009 г. Основная цель принимаемых документов - увеличить «критическую массу» кластеров, которая способна оказать влияние на повышение конкурентоспособности как отдельных стран, так и ЕС в целом.

По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась.

Так, в обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», в качестве основных характеристик кластеров выделены [1]:

  • географическая концентрация (близко расположенных фирм привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);
  • специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники или авторы имеют отношение);
  • множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т. д.);
  • конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами - членами кластера);
  • достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);
  • жизнеспособность кластеров (рассчитаны на долгосрочную перспективу);
  • вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций) [2].

В настоящее время перевозка грузов осуществляется специализированными компаниями либо самим производителем. Безусловно, первый вариант является наиболее прогрессивным и перспективным, так как в этом случае все непосредственные участники транспортного процесса тесно взаимодействуют друг с другом, их действия согласованы, экономически эффективны. При такой форме транспортных перевозок управление материальным потоком едино, что позволяет точно проектировать доставку товаров, выполнять ее в короткий срок и с минимальными издержками.

Вместе с тем в рейтинге Всемирного банка по показателю эффективности логистики (Logistics Performance Index - LPI) в 2011 г. Российская Федерация заняла лишь 94-е место среди 155 стран.

Для определения показателя эффективности логистики оценивались 6 параметров [3]:
  1. деятельность таможенной службы(Customs) - наша страна заняла 115-е место,
  2. инфраструктура (Infrastructure)- 83-е,
  3. международные перевозки (International shipments)- 96-е,
  4. компетентность логистики (Logistics competence) - 88-е,
  5. фиксирование и отслеживание пути (Tracking & tracing) - 97-е,
  6. своевременность доставки (Timeliness) – 88 - е, рис. 1.2.

К странам-лидерам, вошедшим в первую десятку, относятся: Сингапур, Нидерланды, Германия, Швеция, Австрия, Япония, Швейцария, Гонконг (Китай), Великобритания и Канада. Латвия на 37-м заняли, Казахстнат - на 62-ом мете. По мнению экспертов, российской логистике не хватает четкой законодательной базы, доверия и понимания со стороны клиентов, технического обеспечения в плане коммуникационных, информационных систем. Однако отмечаются положительные тенденции в этой сфере. В частности, транспортировка и логистика активно развиваются, а взаимоотношения клиентов и перевозчиков все чаще становятся долгосрочными. В последние годы значительно выросло число проектов по аудиту логистических систем, появляются и новые интересные концепции. Предполагается, что к 2015 году логистический рынок достигнет показателя в 151 миллиард долларов  [4].

В качестве одного из путей решения существующих логистических проблем в Российской Федерации мы предлагаем использовать кластерный подход. Формирование транспортно-логистических кластеров может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет минимизации расходов в сфере логистики.

Кластеры в сфере логистики есть во многих странах мира. Так, в Центральной и Восточной Европе действует около 25 основных и 60 второстепенных транспортно-логистических кластеров. Например, созданный в 2003 г. транспортно-логистический кластер в Словении насчитывает в своем составе 13 компаний и 3 учреждения, которые занимаются экспедированием и доставкой грузов, предоставляют портовые услуги, разрабатывают образовательные программы и решают вопросы, связанные с загрязнением воздуха. Конечная цель кластера состоит в обеспечении благоприятных условий, которые позволят участникам предоставлять комплексные транспортно-логистические услуги для достижения успеха на европейском рынке. Морской кластер в Великобритании был создан в 2003 г., чтобы представлять и отстаивать интересы морской отрасли в Мерсисайде (графстве северо-западной Англии). Цель кластера - увеличить инвестиции в отрасль и повысить ее эффективность на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Он функционирует в интересах 500 связанных с морской деятельностью компаний региона, среди которых судовладельцы, судостроительные компании, экспедиторы, портовые и складские операторы, транспортные и страховые компании и др. Годовой оборот кластера достигает 1,3 млрд. фунтов стерлингов.

В бывших республиках СССР также осуществляются организационные мероприятия для формирования транспортно-логистических кластеров. Например в Украине, в Херсонской области перспективным было признано создание первого в Украине транспортно-логистического кластера, который должен объединить 106 предприятий и организаций, среди которых - 3 морских торговых порта, 7 речных портов, 5 судоходных компаний, судоремонтные верфи, предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта, аэропорт, авиапредприятия. В Закарпатской области создается трансграничный логистический кластер. 21 сентября 2009 г. в г. Загонь (Венгрия) было подписано соглашение о сотрудничестве и информационном партнерстве между Карпатским региональным центром инновационного развития и региональным логистическим кластером "Загонь". Предмет соглашения - активизация трансграничных экономических транспортно-логистических, инфраструктурных и образовательных связей на основе инновационного развития регионов. Проект комплексного развития региона Загонь предполагает формирование около границы с Украиной логистического центра, способного играть роль моста транспортных перевозок между Азией, Россией, Украиной и Западной Европой в объеме как минимум 16 млн. т грузов в год.

Основные задачи кластера, который сегодня находится на стадии формирования, состоят в совершенствовании транспортной системы области, налаживании взаимодействия предприятий транспортной отрасли, реструктуризации транспортных структур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Национальная инновационная система США: история формирования, политическая практика, стратегия развития: информационно-аналитические материалы. http://www.eureca.unn.ru/pages/razrabotki/1/01.pdf.
2. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. ECE/CECI/2008/3, Geneva, 9 September 2008.
3. Logistics Performance Index  LPI http://info.worldbank.org/etools/tradesurvey/mode1b.asp.
4. ULS. http://www.uls-global.ru/info/uslugi/transportnie_perevozki _i_logistika.php.


©  К.В. Философова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru