VIP Studio ИНФО К вопросу управления транспортной системой крупных предприятий с филиальной сетью
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

К.В. Философова,  (Стажер – соискатель, Институт экономики РАН)

Серия «Экономика и Право» - АПРЕЛЬ-2012

Транспорт

    Статья посвящена вопросу формирования транспортной системы предприятия с филиальной сетью. Особое внимание автор уделяет теоретическим аспектам формирования транспортной системы Почты России, как примера компании с распределенной филиальной сетью.

Ключевые слова: Транспорт, предприятие, управление.

Изучению организации транспортных систем предприятия посвящены исследования многих видных ученых, таких как: Базилевич Л.А., Беляев В.М., Белый О.В., Горев А.Э., Гришин С.А., Джабраилов, А.Э., Кизим А.А., Кузнецов А.П., Курбатова А.В., Лебедев А.И., Лукинский В.С., Никитин Д.И., Сарафанов Е.В., Черепанов Б.В. и др.

Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров [1].

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, об­служивающей основные отрасли экономики: добывающую, пере­рабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфра­структура включает в себя также связь, энергетику, систему мате­риально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокуп­ность средств и путей сообщения, нормальную деятельность кото­рых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (под­вижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необ­ходимо рассматривать транспорт как систему. Система представ­ляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определен­ному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы - экономики в целом - или как подсистему экономи­ки, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, про­мышленный (технологический) и специализированный.

Транспортная политика во всех развитых странах рассматривается как одна из важнейших составляющих общегосударственной стратегии, а сам транспорт, как правило, находится под постоянным и достаточно жестким контролем со стороны государства. При этом транспортная система и единая транспортная политика считаются решающими элементами развития как внутреннего, так и внешнего рынков. Главной целью государственной транспортной политики является формирование высокоэффективной национальной транспортной системы, призванной обеспечить удовлетворение спроса на перевозки грузов и пассажиров, повышение их безопасности и качества, создание условий для финансового оздоровления предприятий транспорта за счет инвестиционной активности, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков на внутреннем и внешнем рынке транспортных работ и услуг.

В отличие от понятий «транспорт» и «транспортный комплекс» понятие «транспортная система» является понятием более широким, включающим в себя государственную транспортную политику, а также систему органов управления предприятия. Таким образом, транспортная система - это такое территориальное сочетание сети путей сообщения, технических средств транспорта и организации перевозок, которое на основе единой политики, обеспечивает взаимодействие отдельных видов транспорта и звеньев транспортного процесса для реализации транспортно-экономических связей и бесперебойного функционирования всего народнохозяйственного комплекса.

Транспортная система представляет собой совокупность автомобильного, железнодорожного, наземного и подземного городского электрического, воздушного, водного и иных видов транспорта. В структуру транспортной системы входят транспортные средства и транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные пути, воздушные трассы, водные пути, информационные и навигационные системы и т.д.), транспортные предприятия и прочие организации и службы, обеспечивающие функционирование транспорта.

Системные качества транспорта проявляются на разных уровнях управления - на республиканском, областном, районном, а также на уровне крупных промышленных узлов. Своеобразна и организационно-управленческая структура транспортной системы, поскольку она построена по территориально-отраслевому принципу и сочетает в себе элементы отраслевого и регионального управления. Транспортная система имеет и свою внутреннюю отраслевую (видовую) структуру, отражающую состав и соотношение элементов различных видов транспорта.

Повышение эффективности транспортной системы происходит как за счет слаженной работы всех видов транспорта, так и на основе доступности, надежности и мобильности каждого из них. При этом все средства сообщения рассматриваются как составные части единой транспортной системы, учитывающей сильные стороны каждого вида транспорта, а также местные условия его работы. Важность такого замечания очевидна, поскольку транспортные сети проектировались исходя преимущественно из ведомственных интересов, т.е. упор делался на развитие отдельных видов транспорта, а не на взаимодействие и взаимосвязь между ними, тем более на необходимость их интеграции в единую транспортную систему.

Осуществление транспортного процесса сопровождается боль­шим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т. д. Перемещение транспортных средств вне пределов предприятия создает большие трудности для контроля и опера­тивного вмешательства из-за невозможности быстрой передачи информации, особенно в случаях сбоя, отказа от приемки груза вследствие, например, поломки кранов или отключения электро­энергии на фронте погрузки-разгрузки и т. п.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства про­дукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, ког­да продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пасса­жирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспорт­ной отрасли - невозможность создания запаса «продукции транс­порта». Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически рабо­тать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Особую роль транспортно-технологические системы играют на предприятиях, имеющих разветвленную и распределенную филиальную сеть, таких как ФГУП «Почта России». Компания с распределенной филиальной сетью – по сути, объединение территориально рассредоточенных предприятий, выполняющих идентичные функции, имеющих сильные вертикальные связи с аппаратом управления, где вырабатывается стратегия развития компании в целом, формируются управляющие решения и, как следствие, присутствует большой объем технологической, административно распорядительной и отчетной документации (сложный документооборот). Уровень управляемости такой компании во многом зависит от наличия достоверной и оперативной информации в аппарате управления по всем направлениям деятельности филиалов.

Почтовая сеть России - это порядка 900 почтамтов, 42 тыс. отделений почтовой связи и более 400 тыс. сотрудников. В 2010 году единое почтовое пространство Российской Федерации окончательно сформировано присоединением ко ФГУП «Почта России» ФГУП УПС «Татарстан Почтасы», и в Казани заработает наш полноценный филиал. Похожей инфраструктуры в России, в общем-то, нет ни у одного предприятия.

В заключение отметим, что управление такой компанией, безусловно, требует создания особого механизма управления. Таким механизмом может являться корпоративная транспортно-технологическая информационная система, обеспечивающая ряд управленческих функций, таких как: мониторинг деятельности, прогнозирование и планирование деятельности, учетные функции, автоматическая отчетность, поддержка принятия управленческих решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.
2. Почта России [сайт]. URL: http://www.russianpost.ru.


©  К.В. Философова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru