levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

С.А. Пономарева,  (Самарский государственный экономический университет)

Серия «Экономика и Право» - АПРЕЛЬ-2012

Трансформация социально-политической и экономической систем

    В статье ставиться вопрос о причинах слабой интеграции ВУЗов России в международное образовательное пространство. Для ответов на эти вопросы автор анализирует международное научно-техническое сотрудничество ВУЗов СССР, которое было до распада социалистического блока, а так же результаты модернизации 90х годов ХХ века. В данной статье автор приходит к пониманию того, что без учета имевшихся достижений, просчетов и трудностей, объективного анализа опыта в сфере МНТС вывести международную интеграцию ВУЗов России на новый этап развития невозможно.

Ключевые слова: Трансформация социально-политической и экономической систем, международное научно-техническое сотрудничество, станы Центральной и Восточной Европы, международная кооперация ВУЗов.

В  настоящий момент происходит объективный процесс интеграции национальных образовательных систем в единое мировое образовательное пространство, что представляет собой структурную, масштабную инновацию нашего времени. Для создания эффективной и отвечающей всем современным требованиям системы профессионального высшего образования, Россия, безусловно, должна быть интегрирована в общемировое  образовательное пространство.

Трансформация социально-политической и экономической систем после распада Советского Союза и блока социалистических государств повлекла за собой  безусловную трансформацию международного научно-технического сотрудничества (далее МНТС), взаимодействия зарубежных и отечественных ученых, специалистов, ВУЗов и НИИ.  В результате этой трансформации международная кооперация ВУЗов приобрела новые формы, качество, механизмы организации и функционирования. Однако на современном этапе Россия не является полноправным, конкурентоспособным участником мирового образовательного пространства, несмотря на огромный научный потенциал, накопленный в советский период. В чем причины такого положения? Где были сделаны просчеты и ошибки? Каков результат модернизации МНТС ВУЗов России?

Для того что бы ответить на эти вопросы необходимо оценить то состояние МНТС ВУЗов СССР, которое было до распада социалистического блока, понять что модернизировали в 90-е годы ХХ века, для чего, какие цели преследовали.

МНТС ВУЗов принимает различные формы и имеет характер в соответствии с программой и политикой государства либо ряда государств, вовлеченных в международную образовательную кооперацию.

Модель международной кооперации ВУЗов социалистических стран отличается от современной модели глобального образовательного пространства.

Советская высшая школа была активным участником межвузовской кооперации социалистических стран.

Международное научно-техническое сотрудничество ВУЗов СССР имело следующие формы:

  • Межправительственные и межведомственные соглашения.
  • Соглашения в рамках Международных комиссий и Головных организаций.
  • Межвузовские соглашения.

В рамках этих форм осуществлялись следующие мероприятия:

  • подготовка совместных публикаций монографий, учебных пособий, статей, научных трудов и др.;
  • участие в совместных исследованиях;
  • обмен учеными и специалистами для прохождения научной стажировки, повышения квалификации научных кадров;
  • участие в международных научных конференциях, симпозиумах, семинарах и др.;
  • взаимное командирование преподавателей и ученых для чтения курсов и лекций;
  • подготовка высококвалифицированных специалистов за границей;
  • совместное использование научно-технической документации и материально-технической базы.

Современное МНТС ВУЗов имеет те же формы, реализуется через такие же мероприятия и преследует те же цели что и социалистическая международная кооперация ВУЗов, однако содержание, масштабы и реальное воплощение поставленных целей сильно разняться.

В основном МНТС ВУЗов СССР осуществлялось на основании межправительственных и межведомственных соглашений. Решения принимались на высшем уровне в соответствии с политикой государства, планами экономического развития и международного сотрудничества, директивами межгосударственных комиссий, советов и объединений. Задача же ВУЗов в таких условиях сводилась к реализации принятых планов. Но нельзя однозначно говорить о полном отсутствии самостоятельности высшей школы.  Межправительственные соглашения дополнялись и межвузовскими договорами, однако в строго ограниченных рамках. Так, тематика научных исследований, опытно-конструкторских работ, численность участников и др. определялось на более высоком уровне.

Толчком к изменениям стало подписание Заключительного акта Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года. Это событие послужило стимулом к заключению ряда последующих межправительственных договоров и соглашений в области академического сотрудничества. Качественные же изменения произошли лишь в 80-е гг. Причиной тому послужили политические изменения в странах центральной и Восточной Европы. Положение и условия функционирования высшей школы стало меняться в сторону самостоятельности и независимости ВУЗов.

Сотрудничество же с Западом в области науки и техники осуществлялось первоначально на основании двусторонних соглашений, и было весьма ограниченно. В рамках таких соглашений реализовывался  взаимный обмен учеными и преподавателями. Студенческие академические обмены в рамках таких соглашений предусмотрены не были, за исключением прохождения языковых курсов западными студентами в основном на территории СССР.  Так же в рамках данных соглашений предусматривался обмен литературой, совместное написание и публикация научных трудов, участие в конференциях и др. Однако, исследования показывают [7], что большинство из предусмотренных мероприятий так и не было осуществлено. Такое положение вещей объясняется рядом причин: начиная от политической нестабильности заканчивая халатной организацией.

Подводя итог анализу развития МНТС ВУЗов СССР, можно выделить основные особенности и тенденции, которые тормозили развитие науки и международной кооперации:

  • Ведомственный подход к управлению, финансированию, организации,  выбору направлений работ и научных исследований, оценке результатов МНТС ВУЗов.  Отсутствие автономий и самостоятельности ВУЗов.
  • Неопределенность целей международной кооперации ВУЗов, а так же требований к полученным результатам и критериям их оценки.
  • Нарастание несоответствия между декларациями международной научно-технической политики и конечными результатами осуществленной деятельности.
  • Замкнутость социалистической международной кооперации высшей школы, слабая вовлеченность в мировое образовательное пространство. Изолированность от научно-технического сообщества капиталистических государств.
  • Давление идеологических концепций.

Таким образом, можно сделать вывод, что международная социалистическая кооперация ВУЗов имела те же пороки, что и вся система директивно-планой экономики в целом. Организационные, социально-политические и идеологические барьеры тормозили развитие советской высшей школы и МНТС ВУЗов.

Однако нельзя не заметить то факт, что государство проявляло активное участие в развитии системы профессионального высшего образования в стране и оказывало сильную финансовую поддержку. Вся  научная система функционировала в рамках централизованного накопления и распределения финансовых ресурсов через государственный бюджет, доля которого до 1991 года составляла не менее 91% [3]. Советская система подготовки научно-технических кадров позволила советской высшей школе занять ведущие позиции в мировом образовательном пространстве.

С начала 90-х гг. ВУЗам пришлось приспосабливаться к новым условиям, связанным с переходом к рынку, к резкому сокращению бюджетного финансирования. ВУЗам была выделена единственная полномасштабная функция – подготовка кадров. Исследования и МНТС ВУЗов имели второстепенный характер, а потому финансирование и поддержка материально-технической базы ВУЗов осуществлялась по остаточному принципу. «Сопоставление данных 1994 и 1999 годов показывает, что доля бюджетных средств за 5 лет уменьшилась практически на 12 пунктов и составила 1999 году 49,9%. При этом доля организаций предпринимательского сектора не возросла, как ожидалась, а снизилась примерно на 4 пункта. Основной рост пришелся на долю средств из иностранных источников: с 2% в 1994 году до 16,9% в 1999 году» [3].

Подобная экономическая ситуация явилась сильной мотивацией в сотрудничестве и обмене с ВУЗами стран Запада.

Роль МНТС России со странами Европы была очень велика, особенно в начале и середине 90х гг. «За период с 1994 г. по 2002 г. суммарное финансовое участие Евросоюза во всех программах по НИОКР в России достигло 208 млн. евро, что поддержало более 50 000 российских исследователей. Межгосударственное научно-техническое сотрудничество с РФ началось в 1991 г., когда была создана программа технической помощи Европейского Союза странам СНГ - ТАСИС. В 1993 году в рамках Третьей Рамочной Программы по научно-техническому развитию Россия участвовала в проекте ПЕКО-КОПЕРНИКУС.  Тогда же была создана организация для оказания содействия в проведении совместных исследований европейских и российских ученых в области фундаментальных наук - ИНТАС. В 1995 году Россия участвует в Четвертой рамочной программе, с 1998 года – в Пятой рамочной программе. Для лучшей координации МНТС с Россией со стороны стран-членов ЕС в 1997 г. был создан уникальный орган ISCONIS, состоявший из директоров некоторых НИИ, ректоров вузов и чиновников  со стороны как РФ так и ЕС» [5].

В начале 90х годов страны Европы были серьезной силой в деле спасения российской науки. Позже, в середине и в конце 1990х гг. российское государство так же включилось в поддержку и реформирование отечественной науки.  В целях развития международного сотрудничества был принят ряд нормативно-правовых актов.

Тем не менее, в результате проведенной модернизации экономической и научно-технической политики государства 90-х годов появились такие негативные явления в науке как «… разрушение системы национальных и интернациональных коммуникаций, падение престижа профессиональной деятельности научного работника, утечка умов» [3].

Но трансформация социально-политической и экономической систем имела и положительные стороны для МНТС ВУЗов. К их числу можно отнести:
  • Усиление автономии и самостоятельности ВУЗов.
  • Значительно более широкие возможности для выезда за рубеж  и обмена опытом с западными коллегами, прохождения стажировок и др.
  • Появление новых источников финансирования.

Социально-политическая и экономическая трансформация конца ХХ века способствовала устранению одних препятствий и возникновению других на пути развития и укрепления МНТС ВУЗов России. Пали идеологические и политические преграды, ВУЗы получили автономию и вправе самостоятельно сотрудничать с зарубежными партнерами, российские ученые, аспиранты и студенты могут взаимодействовать со своими коллегами по всему миру.  Но организационная структура вузовского и послевузовского образования России отличается от общемирового. Несовершенная система подготовки российских научных кадров к международной кооперации,  слабое финансирование государством развития профессионального высшего образования, несовершенство вузовской науки, отсутствие собственной ниши в международном разделении интеллектуального труда, незащищенность интеллектуальной собственности – это наиболее острые проблемы, которые не удалось разрешить в результате модернизации системы научно-технической политики России и что тормозит процессы развития и укрепления МНТС ВУЗов России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александров А.А. МГТУ им. Н.Э.Баумана – исследовательский университет техники и технологий// Высшее образование в России.- 2010.- № 10 – С. 3-10.
2. Андреев А.Л. Россия в глобальном образовательном пространстве// Высшее образование в России.- 2009.- № 12 – С. 9-20.
3. Отечественная наука и научная политика в конце ХХ в.: тенденции и особенности развития (1985-1999)/ Под общ. ред. Л.М. Гохберга (Л.М. Гохберг, Н.В. Городникова, Г.А. Китова и др.). М.: Фонд современной истории; Издательство Московского университета, 2011. 328 с.
4. Ермолаев Ю.В. Интеграция российского образования в международное сообщество//Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4 – С. 42-42.
5. Навстречу Европе: Сборник статей / под ред. доц. А.А.Касьяновой. - Томск: Томский государственный университет, 2005. 132 с.
6. Петров В.Ю., Кузнецова Т.А. Влияние межвузовской кооперации на образовательную среду подготовки научных кадров// Высшее образование в России.- 2010.- № 10 – С. 19-26.
7. Полищук И.Г. Международное сотрудничество как фактор развития образовательной среды педагогического университета: дис. кан. пед. наук – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2000.
8. Струк Е.Н. Европейский инновационный процесс в образовании и его влияние на высшую школу в России// Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4 – С. 86-87.


©  С.А. Пономарева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru