levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

О.В. Гусева,  (Ст. преподаватель, Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»)

Серия «Экономика и Право» # 2 - 2011

Инновационный бизнес

    В статье рассматриваются экономические проблемы изменения инновационного бизнеса в последние шестьдесят лет и перспективы его развития. Настораживающей тенденцией является необоснованная деиндустриализация инноваций и сознательное экономическое, законодательное и информационное торможение перспективных технологий, которые позволят значительно (в разы) повысить производительность экономических ресурсов. Основной тормоз инновационного развития - чрезмерная коммерциализация инноваций. Воспрепятствование прогрессу связано с тем, что перспективные технологии в области энергетики, медицины, биологии, сельского хозяйства может изменить всю систему социально-экономических отношений.

Ключевые слова: Инновационный бизнес, Деиндустриализация инноваций, Коммерциализация инноваций.

В  последние тридцать лет мировой и отечественный инновационный бизнес переживает существенную трансформацию. Он технологически, экономически, мировоззренчески, социально и философски сократил масштабы, в то время как значительно увеличился информационный околонаучный и маркетинговый шум по поводу инноваций. Эти процессы связаны с преобразованием мировой экономики в этот период, связанными с победой либерально-рыночных отношений так называемого постиндустриального общества, мейнстримом которого является максимизация потребления и комфорта.

Законы диалектики и практика говорят о том, что всеобщим генератором любого прогресса является конкуренция, это же касается инновационного развития и соответствующего бизнеса. Размеры субъектов и объектов конкуренции, а также экономическая и политическая привлекательность последних во многом определяют характеристики инновационной деятельности:
  • объем и структуру;
  • экономическую и социальную эффективность;
  • масштабы и сроки инновационных проектов и их социально-экономическую значимость инновационных проектов для общественных отношений и вовлеченность общества и субъектов хозяйственной деятельности в инновационные процессы.

В этом смысле обострение борьбы за ресурсы в рамках военно-политической и экономической конкуренции во второй половине XIX – первой четверти XX века обусловило появление и развитие базовых используемых в настоящее время технологий.  Следует отметить достаточные длительные инновационные циклы (30 – 60 лет) и то, что высокая невоенная коммерческая эффективность основных технологий была достигнута только к середине 1920-х годов. То есть нельзя сказать, что столь крупные проекты реализовывались исключительно ради экономической эффективности или для военного применения. Максимизация потребления и обогащения было концентрированным общественным мейнстримом в конце XIX – начале XX века  только в США, что в конечном итоге привело к образованию финансового пузыря на фондовом рынке и «Великой Депрессии». Этот общественное настроение преобладало в США и в дальнейшем. До середины Второй Мировой войны и начала «Холодной войны» (когда будущая конкуренция за всеобъемлющее мировое господство с СССР стало очевидным) здесь не наблюдается работы на прорывными инновационными проектами, имеющими долгосрочную перспективу и значительный технологический, экономический и социальный масштаб. Отсюда можно сделать вывод о том, что потребительский мейнстрим если и стимулирует инновации, то относительно маломасштабные и ориентированные на быструю окупаемость и прибыль. В этом случае инновации ориентированы не столько на технологии, сколько на способы предпринимательства.

В Европе, а тем более, в России в это время преобладали иные общественные настроения, в большей степени направленные на развитие общественного прогресса, чем на потребительство, поэтому в 1920 – 30 гг. были заложены основы инновационных проектов, определивших развитие общества до сегодняшнего времени, часть из них в последующем стала реализовываться в США из-за отсутствия условий в послевоенной разрушенной Европе. Развитие атомных, электронных, скоростных транспортных, в первую очередь, авиационных, космических технологий в США стимулировалось исключительно соперничеством с СССР, причем не столько в военно-политическом, сколько в социально-мировоззренческом отношении. Именно для этого необходимы масштабные инновационные проекты. Выход на экономическую эффективность проектов этой эпохи от начала первых натурных экспериментов составлял от 30 и более лет.

Ликвидация глобальной инновационной конкурентной среды привела для западного мира к так называемому «концу истории» - торжеству потребительского либерального общества, не имеющего конкурентов [4, с. 247 - 249]. Это существенно затормозило истинное инновационное развитие, но в то же время увеличило информационный шум по поводу инноваций и возникновению маркетингового культа инноваций. Это приводит к исчезновению предпринимателя и инноватора шумпетеровского типа [5, с. 314 – 318; 6, с. 638 - 641]. В последние 30 лет возникло только две крупных потребительских инновации – Интернет и сотовая связь, хотя и их нельзя в действительности считать фундаментальными, так как они базируются на уменьшении габаритов и массы уже существовавших технологий. Базовые промышленные, транспортные, космические, биологические и сельскохозяйственные технологии являются модернизацией разработок 1950 – 60-х гг. В месте с тем, экономически остро необходимые и, уже существующие на уровне разработок и даже прототипов, энергетические, медико-биологические, сельскохозяйственные и транспортные технологии сознательно тормозятся законодательными, экономическими и информационными методами.

Это связано с коммерциализацией инновационной деятельности. Исследованиями установлено, что в последние 60 лет наблюдалось повышение доли финансового сектора в прибыли инновационного бизнеса в Западной Европе и США. Одновременно сократились сроки окупаемости инновационных проектов, финансируемых венчурным капиталом (рисунок 1).

Инновационный бизнес

Рисунок 1. Основные параметры коммерциализации инновационного бизнеса в Западной Европе и США
(Источник – исследования автора).

Если до конца 1980-х годов можно было реализовать относительно масштабные длительные проекты, то после крушения СССР коммерциализация проектов стала критической. В настоящее время срок окупаемости сократился до трех лет (иные проекты не финансируются даже в «Силиконовой долине»), а доля финансового сектора в прибыли инноваторов возросла почти до 40%.  В таких условиях невозможны указанные выше прорывные технологии, они угрожают экономической власти финансового сектора, так как обеспечивают взрывной рост производительности труда, высвобождают рабочее время и, в конечном итоге, - кардинальному изменению всей системы социально-экономических отношений. Социально-экономическая суть упомянутых технологий в следующем.

Энергетика, построенная на управляемой реакции термоядерного синтеза, позволит получить неисчерпаемый источник тепловой, электрической энергии, а также дешевый водород для экологически чистого автомобильного транспорта (проблема водорода уже решена). При этом потребление углеводородов должно значительно сократиться и переориентироваться на воздушный и водный транспорт при сохранении использования в химической промышленности. Работы в этой области испытывают постоянное недофинансирование и не являются научным мейнстримом, в отличие от атомной энергетики в 1940 – 80 гг.

Медико-биологические технологии, связанные с цитологией, выращиванием искусственных органов, трансплантологией, которые могут решить проблемы с наиболее сложными заболеваниями тормозятся законодательными и религиозными запретами, а также недостаточным государственным финансированием и негативной информацией в СМИ и Интернете.

Сельскохозяйственные биотехнологии, основанные на генной инженерии (так называемые ГМО), гарантирующие значительный (в разы) рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных, тормозятся законодательно и информационно. Интенсивность и тональность информационного воздействия граничит с мракобесием: известно, что даже существующие сорта и породы сельскохозяйственных животных и растений являются генной модификацией, но полученной несовершенными и длительными методами селекции. Современная генная модификация по сути ничего не меняет, но меняются методы. Результаты этих инноваций, если бы они сознательно не тормозились, могут радикально изменить продовольственный рынок в сторону радикального увеличения предложения и снижения цен. Это могло бы не только решить продовольственную проблему, но и освободить государственные бюджеты развитых стран от дотирования сельского хозяйства.

Если в перечисленных технологиях имеется достаточный научный задел и их развитие сознательно тормозится, то транспортные технологии нуждаются в радикальных инновациях. Кризис транспорта выражается через увеличение грузоподъемности транспортных средств (суда и самолеты достигли предельных размеров) без роста скорости в течение 60 лет. Аналогичное положение наблюдалось в конце 1940-х годов и было изменено с появлением реактивной авиации, газотурбинных и атомных двигателей на судах, массовой электротяги на железнодорожном транспорте, что позволило даже при снижении грузоподъемности в 2,5 – 4 раза повысить скорость.

Трансформация инновационного бизнеса по структуре финансирования в Западной Европе, США, СССР и РФ с середины XX века по настоящее время претерпела существенные изменения (рисунок 2).

Инновационный бизнес

 Рисунок 2. Структура финансирования инноваций по направлениям
(Источник – исследования автора по данным II Обнинского инновационного форума).

Если в 1960-е годы инновационный бизнес и его финансирование было сосредоточено в капиталоемких фундаментальных областях, определяющих суть экономики, то в настоящее время произошло смещение областях, не требующих значительных капвложений и сроков реализации. То есть перед инновационным бизнесом не ставится сверхзадач, что не стимулирует развитие технологий, но стимулирует коммерциализацию. В целом можно сделать вывод о том, что пока рано говорить о деиндустриализации инновационной деятельности и современная экономика остро нуждается в новых индустриальных технологиях. Последнее стало осознаваться на политическом уровне  в США и Китае, хотя и медленно [2, 3].

В России реальная инновационная деятельность во многом заменяется информационным псевдоинновационным воздействием: инновационный бизнес-консалтинг расходует почти треть финансирования, хотя этот сектор не занимается материальным производством. Это логичное продолжение деиндустриализации российской экономики.

Развитие инновационной деятельности в указанном выше направлении коммерциализации бесперспективно. Это осознается и инновационном бизнесом, в частности крупнейшими венчурными предпринимателями, например П. Тилем, инвестором в Facebook, который признан крупнейшей инновацией последних лет [7]. Он отмечает, что именно упомянутые выше инновационные технологии выведут человечество на новый уровень развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Л.Н. Оголева, В.М. Радиковский, В.Н.Сумароков. – М.: ИНФРА-М. – 2008. – 238 с.
2. Мозговой шторм. / Скоробогатый П., Чернышев А, Дежина И., Симаранов С. Интернет-телепрограмма «Свой взгляд на мир» от 31.05.2009. Портал Эксперт Online./ Эксперт ТВ [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://tv.expert.ru/video/svz_310509/] 3. Приток мозгов / К. Северинов Интернет-телепрограмма (интервью, ведущий А. Привалов) «Угол зрения» от 14.09.2009. Портал Эксперт Online./ Эксперт ТВ [Электронный ресурс] – Режим доступа: [http://tv.expert.ru/video/uzr_141209/] 4. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ/ЕРМАК. - 2004. – 592 с.
5. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер – М.: Эксмо, 2007 - 864 с.
6. Шумпетер Й.А. История экономического анализа / Й.А. Шумпетер – СПб.: Экономическая школа, 2004 - 1670 с.
7. Peter Thiel. Announces Breakout Labs to Energize Innovation // The Thiel Foundation – [http://thielfoundation.org/index.php?option=com_content&view=article&id=27]


©  О.В. Гусева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru