VIP Studio ИНФО Виртуальная реальность и ценности современного общества
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

О.Н. Бочкарева,  (Аспирант, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации)

Серия «Познание» # 05  2018
Виртуальность
    Статья посвящена актуальной проблеме интеграции феномена виртуальной реальности в различные сферы человеческой жизни. Выявлены положительные и отрицательные стороны виртуализации социума. Рассмотрены причины полного погружения социума в интернет-пространство. Исследованы в целом влияние виртуальных миров на трансформацию ценностей нашего общества. А также намечены перспективы сохранения ценностей среди молодого поколения.

Ключевые слова: Виртуальность, виртуальная реальность, пост (сверх) человек, виртуальная коммуникация, реальность, трансформация личности, ценности современного общества.

 

В  последнее десятилетие мы наблюдаем тенденцию стремительного массового освоения виртуального пространства. Развитие коммуникационных и информационных технологий их интеграция в жизнь общества достигли по-настоящему космических масштабов, что, несомненно, влияет на трансформацию реальности и изменяет бытие.

Сегодня человек уже не мыслит себя без компьютеров, мобильных телефонов. Он может оперативно получать необходимую информацию, общаться на удаленном расстоянии, а также осуществлять процесс коммуникации в режиме on-line. Современное общество диктует свои приоритеты, под влиянием которых образуется новая культура мышления, формирующая отношение к реальности.

Цель нашей работы заключается в социально-философском анализе особенностей феномена виртуальной реальности и его влияния на различные сферы человеческой жизни.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Исследовать виртуальную реальность как сферу человеческой жизни.
  2. Выявить положительные и отрицательные стороны виртуализации социума.
  3. Рассмотреть причины полного погружения социума в интернет-пространство.
  4. Уточнив причины и условия пребывания социума в виртуальном пространстве, показать в целом влияние виртуальных миров на трансформацию ценностей нашего общества.
  5. Наметить перспективы сохранения ценностей среди молодого поколения.

Тотальная интеграция человека в виртуальную реальность привела к радикальной трансформации человека. Сегодня мы можем говорить о таком феномене как пост (сверх) человек, а именно его отдельного вида Homo Virtualis – особый человеческий вид, активно интегрированный в пространство виртуальной реальности. Онтологически Homo Virtualis является неопределенным и противоречивым объектом, чье состояние Жиль Делез определяет как «Парадокс чистого становления» [7].

Многие исследователи, уверены, что, например, «в условиях все нарастающей виртуализации общества формируется личность с принципиально новыми социальными чертами и поведенческими проявлениями» [14, 198]. Культура и искусство приобретают черты дегуманизации и демонизации. Нарушается исторический процесс культурной преемственности. Конфликт поколений трансформируется в их разобщенность и утрату национальных традиций. Молодое поколение сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. Эта негативная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицательные установки, не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на ее действия и поступки.

Виртуальная реальность заменяет реальность объективную. Ж.Бодрийяр пишет в своих работах об «утрате» реальности в нашу эпоху, констатируя ситуацию завершения овеществления общества [4, 43]. Дефицит реальности у него, это вовсе не дефицит вещей и поступков, утрата реальности в концепции Бодрийяра – это утрата различения знака-образа и референта-реальности. И почти все пользователи интернета, зачастую блуждая по его просторам, не могут оторваться и заставить себя заняться тем, чем действительно необходимо.

А.Россохин отмечает, что «создавая или находя удовлетворяющую его виртуальную гиперреальность, человек начинает связывать с ней все большие надежды, стремясь получить то удовлетворение, которого он не может достичь в реальной жизни. Вся основная жизненная активность перемещается в виртуальную среду, в которой человек начинает проводить все больше времени [12, 55], т.е. наша жизнь не только связана с виртуальной реальностью, но она формируется, определяется ей.

Погружение в виртуальную реальность, рассматривается зачастую как игра или отдых. Постепенно процесс затягивает, переносит человека в новый, созданный им мир, и этот виртуальный мир начинает диктовать свои условия дальнейшей жизни человека Большинство людей, и не только взрослых, уже не просто играет, а живет, игра оказывается образом их жизни [9].

Виртуальное общение, виртуальная жизнь в настоящее время воспринимается многими как несомненное достоинство современного мира, как исключительное благо для общества. Но есть и обратная сторона этого явления. Всё чаще мы наблюдаем процесс переоценки ценностей нашего общества. Общество выстраивает новую ценностную иерархию. У молодого поколения возникают принципиально новые ценности, а традиционные ценности, к большому сожалению, переосмысливаются.

Чем же объяснить такую притягательность современного человека к виртуальной реальности. Зачастую мотивом предпочтения виртуальной реальности актуальному миру может быть бегство от реальности, негативное отношение к традиционному, не удовлетворение своей реальной жизнью.

Одной из основных причин, по которым человек стремится уйти в виртуальный мир, по мнению Афанасьевой В.В. является малая «энергоёмкость» всех происходящих в виртуальной жизни процессов. В человеческой природе заложено стремление минимизировать собственные энергетические затраты и время любой деятельности (лень), и именно в виртуальном киберпространстве это достигается проще всего. До создания глобальной компьютерной сети роль «суррогата» реального мира выполняло телевидение, однако компьютерная реальность, обладающая интерактивностью, оказывается более вязким заменителем реальности. Не требующих духовных и физических затрат пребывание в подобном энергетическом болоте, по сути, - наркомания, сродни реальной наркотической зависимости или алкоголизму [1, 60-61].

Для некоторых людей виртуальная реальность это способ создания образа человека, каким бы ему хотелось быть в настоящей жизни. «Виртуальное тело, виртуальный пол, виртуальное имя, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и пороки, которые так легко приобретаются в компьютерном мире, входят в сферу обыденного»[1, 60-61].

В социальных сетях он получает внимание, общение, которых не хватает в реальной жизни, видит, что кто-то в нём нуждается. Войкунский А.Е. об этом пишет, что это «Порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей» [5, 241].

Отметим ещё один факт: мы не должны забывать, что существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для познания и ощущения самой жизни. Человек, постоянно живущий в процессе виртуальной коммуникации, стремится к максимальной активности, торопясь жить, в то же самое время перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания.

Таким образом, коммуникационные возможности (сверх) человека приобрели на сегодняшний день глобальный характер, многократно возрастая и убирая пространственно-временные ограничители. Тем не менее, сам коммуникационный акт упрощается и психологически оскудевает, что приводит к отсутствию чувственной компоненты в общении, содержащей личностно-психологическую идентификацию и восприятие субъекта общения.

Говоря о ценностях современного общества, а именно об их трансформации, отметим негативный момент, касающийся отказа современной молодёжи от чтения книг. Всё больше молодёжи отдают предпочтение электронным носителям. Залы библиотек с богатейшими книжными фондами опустели. В сравнении, полтора десятилетия назад - были полны. Всё это объясняется развитием информационных технологий, оперативным поиском необходимой литературы с минимальной затратой времени. Но отказ от чтения книг, активного использования сети интернет, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Общество становится безграмотным! В век бурного научно-технического развития мы наблюдаем зачатки деградации общества!

Таким образом, непосредственное влияние виртуальной реальности на современное общество, ее роль в жизни личности дает возможность нового онтологического измерения человека – информационного, в рамках которого располагается еще одна грань человеческого бытия, где происходит трансценденция его Я вовне, а также интеллектуально-информационное самоопределение и развитие [11, 188]. Жизнь человека протекает в двух мирах – в объективной реальности и в сети, вследствие чего, трансформируется понимание основных антропологических категорий, таких как свобода, творчество, смысл жизни, душа, смерть, любовь и пр. Следует раздвоение личного Я, его физическая составляющая лишается возможности реализации онтологического потенциала личности, она подменяется виртуальным образом, более успешно осуществляющим эту функцию. Успех этот предполагает, в первую очередь, скорость результатов, а с другой стороны – скудность усилий, физических затрат на достижение результатов и получение дивидендов. Несмотря на то, что достижения в виртуальной реальности – всего лишь иллюзия, они сопровождаются неподдельной эмоциональной эйфорией, что и привлекает индивида. Меняется человек, ограниченный рамками виртуального мира, не желающий принимать действительность, обусловленную нормами, правилами, возвращение в реальный мир с его кризисами, трудностями, ответственностью, становится для него все более тяжелым и непривлекательным. Это порождает новые экзистенциальные трудности современного общества, особенно отражаясь на молодежи и подростках, что требует особого внимания и исследований.

В последние годы мы всё чаще слышим термин интернет-зависимость. Всё больше подрастающего поколения полностью погружены в виртуальный мир. Последствия катастрофические: суициды среди детей, убийства и т.д.

Зарубежные учёные признали тот факт, что пребывание в виртуальной реальности более 40 часов в неделю связано с эмоциональным неблагополучием личности [8, 104].

Проблема детской интернет-зависимости поднимается во всё мире. Во многих странах: в США, Китае, Южной Корее открывают реабилитационные центры для детей. Правительство Южной Кореи назвало пристрастие к играм и интернету одной из главных социальных проблем страны и обнародовало план по борьбе с зависимостью. Медики фиксируют резкий скачок болезни под названием «Цифровое слабоумие»[6].

В Китае в реабилитационных центрах лечение проводят на основе учений Китайского философа Конфуция. Напомним, что в Конфуцианстве весь смысл жизни базируется на гуманности и любви к своим ближним. Кроме того, смысл жизни человека в саморазвитии. Тот, кто стоит на одном и том же месте в течение долгого времени и не развиваются – банально идёт назад. Образование и развитие своего духовного мира – это то, что заставляет человека осознавать своё место[10].

Отрицательное влияние виртуальной реальности на психику и здоровье людей, например интернетомания и телемания, широко обсуждается в психологической и медицинской литературе. Существенной характеристикой виртуальной личности является именно её несвобода, зависимость от виртуальных пространств, в которых она формируется и пребывает[1, 60-61].

Современный человек, запутавшись в ценностях или не найдя их, оказывается в экзистенциональном вакууме. Это состояние особенно характерно для современной молодежи. Традиционные и укоренившиеся ценности разрушаются, а новые не каждый индивид способен распознать: положительное или отрицательное они несут в общество. Экзистенциональный вакуум связан со смыслообразующими ценностями: смыслом жизни, самореализацией и нравственным становлением жизни.

Потеря ценностей ведет к поиску нового, а чаще – к бегству от действительности. По мнению Виктора Франкла[13], отсутствие смысла в жизни закрывает путь к истинному счастью, всё это делает человека нежизнеспособным в экстремальных условиях.

Для Н.А.Бердяева наибольшее благо в жизни, её смысл – сверх-бытие, духовность, поднимающая к Богу[3, 320]. Безусловно, говоря о ценностях современного общества нельзя не затронуть проблему религиозного и художественного познания, которые ориентированы на идеальные объекты и феномены и без которых жизнь духовно развитой личности является неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньше число людей [2].

Что же касается религии, то отметим, что она всегда играла значительную роль в развитии общества. Отношение к религии на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не подвергалось сомнению, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, дискуссий, а нередко – и осуждений.

Сегодня молодежи, как, впрочем, и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Часто молодому поколению приписывают такие черты, как жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессию. Доминантой их жизненных ценностей и поведенческих приоритетов является материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением заработать деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Переход общества к рыночным отношениям требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным», «чистая совесть – важнее благополучия» заменились на «ты – мне, я – тебе», «время – деньги», «успех – любой ценой» и др.

Говоря о сохранении ценностей современного общества, прежде всего, отметим роль родителей, учителей, педагогов и государства в целом. С детских лет необходимо прививать и воспитывать в ребенке веру, веру в Бога. С малых лет прививать любовь к чтению книг, посредством которых воспитывать в ребенке моральные и духовные качества. Объяснять ребёнку, что его будущее, будущее его страны зависит от него самого, от его решений и каждодневного выбора! Необходимо помнить, что развитие ума, нравственного потенциала и духовного начала для человека напрямую связаны с физическими, телесными усилиями: чтобы чему-то научиться, что-то построить, узнать нечто важное, следует потрудиться не в виртуальном, а в реальном мире. Современный человек должен оставаться человеком, то есть обладать человеческими качествами: человеколюбием, взаимопониманием, состраданием, взаимоуважением и не должен забывать о простом межличностном общении.

Главной целью государственной политики и социума, на наш взгляд, должна стать гуманизация общества. В связи с этим возникает необходимость разработки программ по сохранению и популяризации ценностей современного общества. Участниками данного процесса должны стать школы, вузы, научно-исследовательские организации, профильные министерства Правительства федерального и региональных уровней.

И ещё один интересный момент, связанный с дальнейшими исследованиями, связанными с виртуальностью и растущей ролью социальной коммуникации в современном мире. Современное общество, прогрессивное развитие невозможно представить без огромного количества связей и отношений, которые регулируют его существование. Социальная коммуникация сегодня представляет существенную и социально-значимую компоненту общественного бытия, тем самым привлекая всё возрастающее внимание исследователей к данному феномену.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьева В.В. HOMO VIRTUALIS: Психологические характеристики // Известия Саратовского университета 2010. Т. 10. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып.2. -с.60-61
2. Балюшина Ю.Л. Трансформация ценностных ориентаций личности в период становления информационного общества: философский аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 13. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64083.htm Дата обращения 06.08.2016
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н. А. Бердяев. – Париж: Современные записки, 1931. – 320 с.
4. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. Москва. 2003. – с.43.
5. Войкунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет среде // Материалы II Российской конференции по экологической психологии. М. 12-14 апреля 2000. – с.241.
6. В мире появилась новая болезнь - "цифровое слабоумие" [Электронный ресурс] // http://health.unian.net/worldnews/804572-v-mire-poyavilas-novaya-bolezn-tsifrovoe-slaboumie.html
7. Делез Ж. Логика смысла /Ж.Делез.-М.:«Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
8. Кузьмина А.С. Анализ зарубежных исследований опыта человека в среде виртуальной реальности // Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2014. №2. – с.104
9. Наумов В.В., Павленко О.Ю. Принципы социальной структуры интернет-аудитории // Вестник ТОГУ. – 2011. - №2 (21).
10. Новейший философский словарь /Сост А.А.Грицанов. – Мн.: Изд.В.М.Скакун. 1998. – 896 с.
11. Отраднова О.А. Виртуальная реальность как феномен современного общества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012. –с.188
12. Россохин А., Измагурова В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость. М., Смысл. 2004. – с.55.
13. Франкл В. Человек в поисках смысла (1.2. Размышления на тему смысла жизни): Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368с: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).
14. Челомбицкая М.П., Лавинский Н.Г. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. – 2011. – 12. Т.1, - с 198-201


©  О.Н. Бочкарева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru