VIP Studio ИНФО Мотивационная основа познавательной деятельности студентов
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

А.Д. Тлемисова ,  (Аспирант, Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова; Ст. преподаватель, Казахстанский инженерно-педагогический университет Дружбы народов)

Серия «Познание» # 05  2018
Познавательная деятельность
    На современном этапе в системе образования высшей школы эффективность педагогического труда во многом определяется тем, какую функцию выполняет обучение в процессе получения студентами знаний: пассивного или активного восприятия и усвоения информации (самостоятельный поиск, обнаружение и использование). Задача преподавателя должна заключаться в том, чтобы добиться максимальной активизации познавательной деятельности студентов, развивать у них активное, самостоятельное творческое мышление, указывать необходимые для этого приемы и методы.
В данной статье говорится о мотивационной основе познавательной деятельности студентов. Раскрываются группы мотивов, которые обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению.

Ключевые слова: Познавательная деятельность, мотив, мотивационная основа, гены, врожденные свойства личности.

 

Потребность в творческой активности, как считают психологи, врожденная, биологическая, заложена в генах. Но, как и проявление любых врожденных свойств личности, она подвержена боль­шим колебаниям в зависимости от социальных норм и конкретных условий. Поэтому реализация потребности в поиске знаний зави­сит не только от соответствующих условий и воспитания, но и от подготовленности преподавателя к созданию дидактических и пси­хологических условий формирования мотивации.

Всякая деятельность, включая учебную, исходит из определен­ных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, а цель — то, чего он стремится достичь в результате деятельности. Отношение мотив - цель образует своеобразный вектор, задаю­щий направление и интенсивность деятельности.

Действительной основой мотива служат потребности. Совокуп­ность потребностей и мотивов, побуждающих человека к деятель­ности в определенном направлении, называют мотивацией. Всякая целенаправленная деятельность человека должна иметь мотива­цию. Только при этом условии проявляется, собственно, деятель­ность учения. Мотивационная сторона процесса учения включает три группы мотивов: внешние (поощрение — наказание), соревно­вательные (успех в сравнении с кем-то или с самим собой), внут­ренние (раскрываемые как поле плодотворной деятельности лич­ности); внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий инте­рес к учению [1].

Развитие познавательного интереса проходит три наиболее общих этапа:

  1. ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т.п.;
  2. устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
  3. включе­ние познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

Как весьма эффективное средство активизации познавательной деятельности студентов следует особо отметить новизну методов обучения, вовлеченность студентов в его экспериментальную форму.

В процессе исследования проблемы мотивации учебной деятельности студентов, мы использовали две психодиагностические методики исследования среди студентов педагогической специальности 1-4 курсов: 1. Методика “Изучения мотивов учебной деятельности студентов”; 2. Методика “Направленность на приобретение знаний”.

В ходе эксперимента по методике “Изучения мотивов учебной деятельности студентов” предложенной А. А. Реаным и Я.В. Якуниным, где для каждого студента проводится качественный анализ ведущих 16 мотивов учебной деятельности, и по всей выборке определяется частота выбора того или иного мотива. В результате констатирующего эксперимента из 16 мотивов были выявлены наиболее три ярко выраженных и мы пришли к следующим выводам:

Познавательная деятельность


1 мотив. Стать высококвалифицированным специалистом.
2 мотив. Приобрести глубокие и прочные знания
3 мотив. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

 

Вышеуказанный показатель 3 курса, где 2 мотив “Приобрести глубокие и прочные знания” понижается по сравнению с 1 и 2 курсами мы объясняем тем, что на данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, а после проведения формирующего этапа работы результаты эксперимента у 3 курса изменятся.

Результаты 4 курса говорят, о том, что у выпускников происходит осознание того, что высококвалифицированным специалистом стать невозможно без глубоких и прочных знаний.

Также, нужно отметить тот момент, что 3 мотив “ Избежать осуждения и наказания за плохую учебу” у студентов всех 1-4 -х курсов отсутствует, то есть мотив получить “хорошую оценку” не главный, а приоритетным является мотивы стать высококвалифицированными специалистами и приобрести глубокие, и прочные знания.

По методике “Направленность на приобретение знаний” предложенной Е.П. Ильиным и Н. А. Курдюковой дается ряд утверждений с парными ответами, по результатам которых, выясняется информация о мотивации на приобретение знаний и степени выраженности мотивации на приобретение знаний. По результатам данной методики были получены следующие данные:

Познавательная деятельность
 

У студентов 1-4 курсов отсутствует низкая степень выраженности мотивации на приобретение знаний, напротив присутствует высокая степень выраженности мотивации на приобретение знаний, которая усиливается и ярко выражается у студентов 4 курса [2].

В ходе изучения проблемы познавательной мотивации мы опирались на следующие принципы:

  • познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных ус­ловий деятельности; это открывает возможность для ее формиро­вания посредством специально организованных дидактических воздействий;
  • познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает ее не только внутреннюю, но и внешнюю обуслов­ленность;
  • применение в подготовке специалистов форм и методов актив­ного обучения, в которых реализован принцип проблемного обра­зования;
  • возникновение и развитие познавательной мотивации во многом обусловлено типом взаимодействия и общения преподавателя и студентов, а также студентов между собой;
  • развитие познавательной мотивации студентов во многом за­висит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовывать деятельность студентов, побуждать их к развитию познавательной мотивации.

Правильное понимание мотивации служит необходимой пред­посылкой продуктивной работы преподавателя. Опытный препода­ватель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес студентов к изучаемому предмету. При формировании у студентов специфической мотивации, которая проявляется в ре­шении мыслительных задач, рекомендуется исходить из той про­стой истины, что знания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате выполнения опреде­ленных действий [3].

Для успешной реализации задач, обусловленных требованиями реформирования и модернизации системы образования в нашей стране, актуальным на социально-педагогическом уровне становится пересмотр профессиональной подготовки специалистов в области профессионального образования. Разработка и утверждение стандартов высшего педагогического образования, нарастание инновационных процессов в образовании не обеспечивает устойчивую мотивацию личности к профессионально-педагогической деятельности. Перед преподавателями вузов, стоит ответственная психолого-педагогическая задача: переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной. С позиций общей теории деятельности, которую мы разделяем, такой переход идет прежде всего по линии трансформации мотивов, поскольку именно мотив является конституирующим признаком деятельности. Переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста во многом выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в профессиональные.

В психолого-педагогической литературе выявлено множество факторов, обусловливающих развитие тех или иных аспектов познавательной и профессиональной мотивации студентов. Разработаны некоторые принципы, пути изучения и критерии оценки уровня развития познавательных и профессиональных мотивов как составной части общей системы мотивов учения, описаны различные подходы (способы, приемы) к их формированию. Факторы и условия развития этих мотивов отражают различные аспекты обучения и личностные характеристики субъектов образовательного процесса: от специфики целей, содержания, условий обучения, используемых педагогических технологий, индивидуальных психологических характеристик обучающихся до специальных приемов. В контекстном типе вузовского обучения, развитие познавательных и профессиональных мотивов выступает центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста. В контекстном обучении содержание учебной деятельности студента отбирается не только в логике науки, но и через модель специалиста - в логике будущей деятельности педагога профессионального обучения, что придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Содержание обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет профессиональной деятельности. Формы организации учебной деятельности выбираются преподавателями адекватно формам усваиваемой студентами профессиональной деятельности.

Базовыми формами деятельности выступают собственно учебная (лекция, семинар), квазипрофессиональная (деловая игра и другие игровые формы), учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, подготовка дипломного проекта и т.п.) деятельности. С переходом от одной базовой формы деятельности к другой студенты получают все более развитую практику применения учебной и научной информации в функции средства осуществления указанных деятельностей, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию.
 Базовым формам организации деятельности студентов поставлены в соответствие семиотические, имитационные и социальные обучающие модели. Семиотические включают задания, задачи и проблемные ситуации, обеспечивающие усвоение студентом представленных в них объективных значений. В имитационных моделях студент выходит за рамки значений, соотнося почерпнутую из учебных текстов информацию с профессиональными ситуациями и используя ее в функции средства осуществления собственных практических действий и поступков.

Информация приобретает для студента личностный смысл, превращается из информации в знание, адекватно отражающее профессиональную действительность. Наконец, в социальных обучающих моделях учебные задания представлены в виде проблемных ситуаций и задач, имитирующих профессиональные и разрешаемых в коллективно-распределенных формах общения и диалогического взаимодействия студентов. Личностные смыслы превращаются в социальные ценности - систему ответственных отношений к природе, труду, обществу, другому человеку и к самому себе. С помощью системы адекватных форм и педагогических технологий в контекстном обучении задается движение деятельности студента от собственно учебной к профессиональной вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов учения.

Возникает возможность реализации динамической модели движения деятельности студентов от учения к профессиональной деятельности. Таким образом, при обучении студентов педагоги моделируют целостное предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, при этом включается весь потенциал активности студента - от индивидуального восприятия до социальной активности. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия формирования познавательных и профессиональных мотивов студента, а с ними и трансформацию академической процедуры усвоения знаний в профессионально-практическую деятельность будущего специалиста. Познавательные и профессиональные мотивы, имея общую познавательную природу выступают как относительно независимые сущности. В контекстном обучении создаются психолого-педагогические условия формирования и развития не только познавательных, но и профессиональных мотивов. Данные виды мотивов выступают главными мотивационными линиями в мотивационной сфере студента. Развитие познавательных и профессиональных мотивов, должно быть обусловлено динамикой развертывания содержания деятельности студентов - собственно учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной; тем самым должно разрешаться основное противоречие между мотивационной основой актуально осуществляемой учебной деятельности студента и его будущей профессиональной деятельности. Однако, очевидно, что проблема формирования и развития мотивов деятельности - познавательных, профессиональных или любых других - чрезвычайно сложна в силу ее полимотивированности. Мотивационная сфера субъекта является, согласно А.Н.Леонтьеву, много вершинным образованием, побуждаемым не одним, а несколькими ведущими мотивами (познавательным, профессиональным, достижения, аффилиации и др.). В этой связи на наш взгляд необходимо найти адекватный подход к осмыслению иерархических взаимосвязей в этой сфере. В этом направлении планируется исследование, предметом которого является - формирование мотивации к профессиональной деятельности у будущих педагогов профессионального обучения.

Актуальность исследования связана с пониманием специфики мотивации к профессиональной деятельности и возможностей психолого-педагогических технологий в формировании мотивации. При этом под главной задачей формирования мотивации понимается такая организация деятельности, которая максимально способствует раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности будущего педагога профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психол. 2004. № 2. С. 14-27.
2. Лекерова Г.Ж. Психология мотивации. Учебное пособие.- Шымкент: Издательство ЮКГУ им. М. Ауезова, 2002 -138с.
3. Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. канд. дис. М., 1997


©  А.Д. Тлемисова , Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru