VIP Studio ИНФО Акмеологический анализ особенностей взаимодействия субъектов образовательного процесса ВУЗ-а
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

Ф.М. Рекешева,  (К.псх.н., Астраханский государственный университет)

Серия «Познание» # 05  2018
Развитие взаимодействия
    В статье представлен психологический анализ категории взаимодействие. Процесс взаимодействия между субъектами образовательного процесса рассматривается применительно к системе высшего образования. Показаны некоторые взаимодействия и воздействия обучающих и обучаемых друг на друга. Рассмотрена направленность образовательного процесса в современных условиях. Определены субъект-субъектные и субъект-объектные связи, образующие сложную структуру взаимодействия студентов и преподавателей.

Ключевые слова: Развитие взаимодействия, субъект-субъектные отношения, субъект-объектные отношения, эффективность взаимодействия, конкурентоспособность личности.

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в современном российском обществе, создают новые условия жизнедеятельности, что в свою очередь диктует новые задачи перед общественными институтами, в том числе перед высшим образованием. Современные образовательные технологии, совместно с традиционными, призваны повысить качество образования и помочь будущим профессионалам эффективно интегрироваться в профессиональную жизнь. Новые условия, новые требования общества и новые технологии сделали процесс подготовки студентов многоаспектным. Данный факт продиктован только требованиями времени, но и требованиями законодательства. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование трактуется как единство процессов обучения и воспитания, где большое внимание уделено личностному, духовно-нравственному и физическому развития обучающегося. Особое внимание уделяется формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций. Таким образом, образовательный процесс необходимо нацеливать на формирование у будущего специалиста, необходимого арсенала компетенций. Выработанная система компетенций должна помочь человеку оптимально развиваться в профессиональном, личностном и социальном плане.

При этом, такие задачи, как развитие у студентов в процессе обучения качеств, способствующих профессиональному и личностному росту, ставились и ранее, но на сегодняшний день данный аспект находится в приоритете. Такая постановка вопроса влечет за собой переосмысление сложившихся взаимоотношений и взаимодействий между преподавателями и студентами. Актуальность приобретают продуктивные и конструктивные взаимоотношения в учебной и воспитательной деятельности, где те и другие выступают субъектами отношений [5].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Говоря о взаимодействии субъектов образовательного процесса необходимо понять сущность данного понятия. К категории взаимодействия, в общем понимании, проявляли интерес различные научные отрасли, среди которых особый интерес представляют философские взгляды, так как именно они лежат в основе методологии других наук, являясь их базовой основой.

Опираясь на теоретический общенаучный анализ понимания взаимодействия можно выделить различные признаки: в процессе взаимодействия происходит постоянный взаимное перетикание субъекта в объект и объекта в субъект, а этот факт обеспечивает их взаимообусловленность; взаимодействие может возникнуть только тогда, если есть не менее двух объектов; участники взаимодействия подчинены некой общей цели; при взаимодействии имеется двусторонняя взаимосвязь объектов, оказывающая на них влияние и производящая различные изменения (частичные или целостные) [1, 2].

Все рассматриваемые признаки в разной степени значимости находят выражение в психологическом понимании взаимодействия. Например, в работах С. Л. Рубинштейна исследуемое понятие рассматривается в контексте понятия отражения, где отражение одних явлений другими понимается как взаимодействие. А. А. Бодалев раскрывает данное понятие через роль познания человека человеком, выделяя условия взаимодействия людей друг с другом. А. Н. Леонтьев рассматривает понятие взаимодействия через призму теории деятельности. Разнообразные аспекты взаимодействия субъекта с его окружением, где человек выступает субъектом, описывает Д. А. Леонтьев. Е. И. Головаха определяет взаимодействие как совместное отношение людей к объекту деятельности. А. В. Петровский рассматривает механизмы взаимодействия людей с позиции межличностных отношений. С позиции активности личности взаимодействие рассматривается К. А. Абульхановой-Славской. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два основных вида взаимодействия, такие как кооперацию и конкуренцию [1].

Таким образом, на основании теоретического анализа психологической литературы, можно выделить особенности понятия взаимодействия. Первая особенность — это системность, где различные изменения одного явления отражаются на других, при этом образованная система активно реагирует на изменение других явлений, воздействующих на него (по С. Л. Рубинштейну). Второй особенностью является включенность в совместную деятельность (как результат активности): взаимодействие видится как отношение субъекта к субъекту, так и их совместное отношение к объекту деятельности (по Е. И. Головаха), при этом, обратимость субъекта в объект и наоборот, которая регулируется возникающими отношениями, является отправной позицией активности и межличностных отношений (по Д. А. Леонтьеву). Третьей особенностью будет наличие информации о результатах действий в текущем процессе, где источником выступает реакция участников взаимодействия, при этом между ними образуются разные связи (по А. А. Бодалеву) [1].

Принимая во внимание особенности рассматриваемого явления, с позиции системы высшего образования, отношения субъектов образовательного процесса можно представить как процесс взаимовлияния преподавателей и студентов. Вследствие этого, порождается их связь и взаимная детерминированность, в ходе чего формируются и развиваются индивидуальные способы общения и действий, появляется общая цель взаимодействия. Как один из результатов взаимодействия выступает личностное и профессиональное развитие и саморазвитие всех его участников.

Чтобы достичь цели взаимодействия в образовательном процессе, обучающие и обучаемые выступают синхронно и как причина, и как следствие взаимного воздействия противоположной стороны. При этом, активизируются механизмы обратной связи обуславливающие развития объектов.

Во взаимодействии участников образовательного процесса можно выделить ряд дополнительных характеристик. В частности, О.Е. Павозкова исследуя различные аспекты взаимодействия студентов и преподавателей в процессе изучения различных педагогических дисциплин, выделила важные аспекты рассматриваемого нами явления. Во-первых, это отношения и связи, в которых выражаются разносторонние процессы взаимного воздействия и влияния обучающих и обучаемых. Во-вторых, это личностный и деятельностный взаимообмен, характеризующейся взаимообогащением и как следствие взаимопреобразованием, что является содержательной составляющей такого обмена. В-третьих, это организационная форма деятельности, выражающееся в способах обмена и объединении совместных усилий при воздействии на общий предмет деятельности [3].

Многогранность процессов, заложенных в категории взаимодействия обучающих и обучаемых, позволяет увидеть ее как цельную и развивающую структуру, где субъект-субъектное и субъект-объектное отношения выступают как единое целое. В данную структуру входит и процесс «обмена» с деятельностным и духовным содержанием, что полностью соответствует в трехфакторной модели «значимого другого» А. В. Петровского [3, 4].

В ряде исследований субъект-субъектные и субъект-объектные взаимосвязи, показываются как цельная и взаимообусловленная структура взаимодействия преподавателей и обучающихся. При этом, субъект-субъектные связи зачастую понимаются как показатели взаимных соотношений и позиций между субъектами. Субъект-объектные взаимосвязи показывают характер взаимных отношений функционального и ролевого плана. В рассматриваемых взаимосвязях (субъект-субъектных и субъект-объектных) значима взаимообусловленность таких составляющих, как условия обучения, взаимоотношения в диадах «студент – преподаватель», «студент – студент», отношения преподавателей к тем, кто обучается и между собой, отношение всех субъектов к целям и содержанию обучения [3, 7].

Взаимное преобразование субъектов образовательного процесса происходит через совершаемые действия. Самосознание взаимодействующих обогащается через ценностно-информационный обмен между субъектами и составляет обмен идеями, точками зрения, мыслями, желаниями и чувствами.

Появление разных вариантов взаимодействия между участниками процесса обучения происходит в зависимости от сочетания вида взаимосвязи, способов и содержательной составляющей взаимовлияния и взаимообогащения. Все варианты оказывают некоторое воздействие на развитие образовательной системы и ее субъектов, но в отдельности ни какой из них не может до конца обеспечить этого.

Действие тех или иных вариантов обусловлено влиянием нескольких факторов, таких как предыдущий опыт взаимодействия, потребности субъектов, личностные особенности, особенности развития образовательной системы, ее цели и степень достижений [3].

Не вызывает сомнения, что в содержательной составляющей взаимодействие преподавателей и студентов является педагогическим процессом. В таком процессе преподаватель выполняет функции педагога, студент является воспитанником, а взаимодействие происходит вокруг образовательного процесса и его содержания. При его реализации, и для достижения целей образования, используются специальные средства обучения и воспитания – педагогические средства. Цели, в свою очередь направлены на решение различных задач, поставленных обществом, общественными институтами, так и личностью обучаемого в стремлении к развитию и саморазвитию.

Одна из задач стоящая перед системой высшего образования заключается в создании условий для развития личности специалиста, формировании у него профессиональных и личностных компетенций и готового к профессиональной деятельности. Для того чтобы в полном объеме реализовать решение поставленной задачи через педагогическое взаимодействие, то необходимо соблюдать некоторые условия. Прежде всего, это наличие взаимоотношений по типу ведомый-ведущий», где любую из позиций может занять как преподаватель, так и студент. Еще одно условие, это наличие во взаимоотношениях позиции сотрудничества между тем, кто обучает, и кого обучают, где обучаемым может являться как преподаватель, так и студент [3, 6, 7].

Результативность педагогического взаимодействия напрямую связана с его содержанием, способами реализации и индивидуально-психологическими особенностями субъектов образования. При этом, оптимальным является взаимодействие где преподаватель своей деятельностью вызовет адекватные реакции у обучающихся на его действия. Здесь имеет место эмоционально-познавательная активность, совместная деятельность, атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, где каждый участник соблюдает нравственно-этические нормы во всех видах общения.

Не маловажным продуктом педагогического взаимодействия, отражающим личностную сторону профессионального развития обучающихся, является личностная конкурентоспособность. Как показывают исследования, конкурентоспособной личностью является профессионал (специалист), умеющий на рынке труда предложить свои профессиональные качества и социально важный продукт своей деятельности. Конкурентоспособный специалист — это специалист, в котором сегодня существует потребность в обществе. По сути, конкурентоспособная личность, вступая во взаимодействие, знает, как порождать продуктивные идеи и способствует достижению положительного результата в деятельности, так как к этому у него есть все качества, воплощать свои замыслы и добиваться результата [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно заключить, что эффективность взаимодействия в образовательном процессе между обучающими и обучающимися зависит от психологических особенностей субъектов этого взаимодействия. Во многом это связано с психологическими особенностями личности преподавателя и его доли вовлеченности в образовательный процесс. Активность и инициативность преподавателя позволит выбрать оптимальный тип взаимодействия с обучающимися и направить их работу на освоение определенных личностных и профессиональных компетенций необходимых в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузнецова Ю. В. О категории «взаимодействие» в современном образовательном процессе вуза / Ю. В. Кузнецова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – 2016 – Т. 22 № 2.
2. Никеев В. Н. Особенности организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой в вузе / В. Н. Никеев // автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2006.
3. Павозкова О. Е. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов вузов в процессе изучения педагогических дисциплин / О. Е. Павозкова // автореф. дис. … канд. пед. наук. – Архангельск, 2001.
4. Петровский А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – М. 1998.
5. Подосинников С. А. Психологические основы конкурентоспособности личности / С. А. Подосинников – Астрахань, 2011.
6. Подосинников С. А. Психология конкурентоспособности профессионала / С. А. Подосинников Астрахань, 2008.
7. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и Образование: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. – 2012. – № 2 (31).


©  Ф.М. Рекешева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru