VIP Studio ИНФО Особенности структуры личностного и профессионального самоопределения у подростков коренных народов Севера
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

Ю.Ю. Лезина,  (Аспирант, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»)

Т.М. Бостанджиева,  (К.псх.н., доцент, Сургутский государственный педагогический университет)

Серия «Познание» # 05  2018
Профессиональное самоопределение
    Статья посвящена представление результатов исследования содержательной структуры профессионального и личностного самоопределения подростков-коренных народов Севера. Автором выделены показатели личностного и профессионального самоопределения, выделены факторы, составляющие структуру профессионального самоопределения подростков- коренных народов Севера. По результатам исследования сформулированы выводы по организации работы, целью которой является помощь в формировании личностного и профессионального самоопределения подростков- коренных народов Севера.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение подростков, структура личностного и профессионального самоопределения подростков коренных народов Севера.

 

Анализ исследований, связанных с проблемой личностного и профессионального самоопределения современных подростков, показал ряд проблем, касающихся недостаточно сформированного самоопределения, связанного с профессиональным выбором, временной жизненной перспективой, необходимой для становления личностного самоопределения (М. И. Мухина [2], В.Ф. Сафин, Г.П. Ников [5]).

Исследователи подчеркивают, что у современных подростков не формируются те личностные новообразования, которые формировались у их ровесников 10-20 лет назад, подростковый кризис протекает смазано [4], что ставит на повестку дня пересмотр границ подросткового возраста как этапа онтогенеза (Д.И.Фельдштейн [6], К. Н. Поливанова [3]).

В исследованиях Лишина О.В., Бостанджиевой Т.М., Проворовой И.С. были выявлены ряд противоречий, касающихся личностного самоопределения подростков-ненцев [1]: во-первых, это неоднозначная и противоречивая позиция подростков КМНС из семей оленеводов. Это позиция характеризуется тем, что подросток не принимает навязанные и нередко чуждые формы общественных отношений, закрепленные в школе-интернате. При этом его социальная ситуация развития характеризуется резким отрывом от национальных и семейных традиций, а с другой стороны, в высокой оценке возможностей, которые предоставляет образование. Во-вторых, наблюдается неприятие подростками КМНС предлагаемой школой - интернатом формы общественных отношений. В-третьих, система обучения и воспитания в школе - интернате не учитывает специфики этнических особенностей подростков КМНС (особенно это касается детей оленеводов). Все выше сказанное выделяет актуальность проблемы целенаправленной работы по формированию профессионального и личностного самоопределения подростков – коренных народов Севера, которая возможна при условии анализа структуры личностного и профессионального самоопределения.

Таким образом, целью нашего исследования было проведение анализа структуры личностного и профессионального самоопределения подростков- коренных народов Севера, которое проводилось при помощи факторного анализа. Использовались данные, которые непосредственно относятся к самоопределению, а именно: дифференцированность образов Я, социальное – Я, деятельное Я, активность в достижениях, временная перспектива, ценностные ориентации, предпочитаемые сферы жизнедеятельности.

Структура личностного и профессионального самоопределения подростков –ненцев исследовалась при помощи факторного анализа. Использовались данные, которые непосредственно относятся к самоопределению. Факторный анализ проводился с использованием метода главных компонентов и включал в себя подпрограмму поворота факторных структур по принципу varimax. При этом было установлено ограничение на вывод компонентов с малыми факторными нагрузками, условие граничного значения выводимых нагрузок равно 0,4. Количество факторов при расчете не было ограничено. Название факторов определялось по совокупному анализу смысла компонентов, или же по пересекающемуся смысловому содержанию характеристик компонентов, входящих в фактор, поскольку фактор объединяет в себя наиболее близкие в семантическом пространстве компоненты.

В ходе анализа было выделено 6 собственных факторов, имеющих значения превосходящие единицу, объясняющих 39,2% 18,2; 934; 5,99; 5,168% общей дисперсии. Процент информации, сохраненной в процессе группировки исходного массива переменных с помощью факторной модели составляет 87,97% (табл. 1).

Таблица 1.

Полная объясненная дисперсия.


Total Variance Explained

Initial Eigenvalues

Rotation Sums of Squared Loadings

Component

Total

% ofVariance

Cumulative %

Total

% ofVariance

Cumulative %

1

7,845

39,225

39,225

4,995

24,976

24,976

2

3,653

18,266

57,491

3,053

15,266

40,242

3

1,997

9,983

67,474

2,797

13,983

54,225

4

1,869

9,343

76,817

2,453

12,265

66,49

5

1,198

5,99

82,807

2,365

11,826

78,316

6

1,034

5,168

87,975

1,932

9,658

87,975

7

0,827

4,137

92,112

8

0,636

3,181

95,293

9

0,339

1,695

96,988

10

0,237

1,185

98,173

11

0,154

0,77

98,943

12

0,108

0,54

99,483

13

0,054

0,271

99,754

14

0,033

0,164

99,918

15

0,01

0,051

99,969

16

0,005

0,025

99,994

17

0,001

0,006

100

18

1,96E-16

9,80E-16

100

19

-3,15E-17

-1,57E-16

100

20

-2,99E-16

-1,50E-15

100

 

Среди выделенных факторов, можно выделить важнейшие- т.е. объясняющие больший процент общей дисперсии и имеющие большую нагруженность и второстепенные, так первые два фактора по сравнению с остальными объясняет больший процент общей дисперсии. Факторный анализ полученных данных позволил выделить ряд факторов и получить следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2.

Матрицы перевернутых компонент (факторный анализ).


Rotated Component Matrix(a)

Component

1

2

3

4

5

6

Дифференцир. Я

0,962

Социал.Я

0,953

Временная перспектива

0,959

Деят.Я

0,785

0,41

Професион.направлен.

0,959

Активность

-0,832

Саморазвит.

0,777

Духов. Удовл.

0,797

Креатив.

0,749

-0,409

Соц.актив

0,406

0,835

Престиж

0,549

0,636

Достж.

0,542

0,551

Матер. полож

0,551

0,663

Сохран. идив

0,544

0,561

Проф.жизнь

0,857

Обучение

0,856

Семья

0,858

Обществ.

0,862

Увлеч.

0,44

0,554

Физич. развит.

0,868

 

Первый фактор однополярный и включает в себя 9 компонентов (расположены по мере убывания нагрузки в формировании данного фактора):

  • сфера общественной активности (0,862);
  • сфера семейной жизни (0,858);
  • сфера профессиональной жизни (0,857);
  • сфера обучения(0,856);
  • креативность (0,749);
  • высокое материальное положение (0,551);
  • достижения (0,542);
  • активные социальные контакты (0,406);
  • сфера увлечений(0,44).

Данный фактор содержательно включает в себя основные сферы жизнедеятельности и ценностные ориентации, включающие в себя как прагматические ценности: материальное положение, как ценности материального благополучия, достижения, связанные со значимостью постановки и решения конкретных жизненных задач, так и духовные ценности- это креативность в виде ценности творческого преобразования среды и активных социальных контактов, воплощающиеся в значимости установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, в расширении своих межличностных связей, реализации своей социальной роли. Включая в себя содержательно все основные сферы. А также ценности реализации, достижений, творческого преобразования среды, и установление социально позитивных контактов во внешнем мире, данный фактор можно назвать «Достижения и реализация в социальной среде». Достижения и реализация во внешнем мире является характеристикой подросткового возраста, для которого действия во внешнем плане отражают их внутреннюю сущность. Эти данные соотносятся с достаточно высоким значением стремления к успеху, полученными при анализе особенностей личностного и профессионального самоопределения подростков коренных национальностей. Исследование ведущих ценностей у подростков коренных народов Севера позволил установить важность ценностей достижения и собственного престижа. Креативность, как ценность в этой группе выражена в меньшей степени, другими словами, подростки коренных народов в большей степени ориентированы на соблюдение определенных норм и правил, для них характерен консерватизм в противовес стремлению творчески самореализовываться.

Второй фактор биполярный и включает в себя 4 компонента: дифференцированность представлений о себе (0,962); социальные роли, включающиеся в социальное Я (0,953); деятельное Я, показывающее, насколько подросток включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности (0,785); низкая значимость креативности (-0,409).

Данный фактор содержательно показывает осознанность собственных социальных ролей и активности, при этом ценность креативности показывает стремление следовать общественным нормам и правилам. Другими словами, данный фактор можно назвать «Направленность на общественно-одобряемую социальную активность».

Выделение данного фактора показывает, что представления о себе, о том, кто «Я», все составляющие личного и профессионального «Я», уровень рефлексии является структурными компонентами личного и профессионального самоопределения. При этом, исследование уровня этих содержательных компонентов в группе подростков коренных народов Севера показало их низкий уровень развития. Характеризуя данную группу подростов, можно выделить низкую степень развития осознанных представлений о себе, низкую рефлексивность, которая позволяет понимать и осознавать свои личностные характеристики. Низкий уровень представленности социальных характеристик в самоописаниях, слабо выраженное представление о своем социальном Я, своих социальных ролях, как настоящих, так и будущих. Это свидетельствует о сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Отсутствие социальных ролей так же может быть свидетельством кризиса идентичности или инфантильном развитии личности. Таки образом, на наш взгляд именно этот структурный компонент требует наиболее пристального внимания в плане развития и формирования, поскольку, входя в структуру личностного и профессионального самоопределения, он слабо развит у подростков коренных народов Севера.

Третий фактор однополярный и включает в себя 4 компонента: ценность активных социальных контактов (0,835); духовное удовлетворение (0,797); собственный престиж (0,554); сфера увлечений (0,549); сохранение индивидуальности (0,544).

Данный фактор, так же, как и первый, включает в себя ценности (прагматические и духовные), а также сферу увлечений, в отличие от первого фактора здесь содержательно включены ценности, направленные на себя, следовательно, третий фактор можно назвать: «Направленность на самореализацию». Закономерность выделения данного фактора подтверждается исследованиями смысложизненных ориентаций в группе подростков коренных нардов Севера. Наиболее значимыми ценностями выступают ценность собственного престижа, достижения. Анализ иерархии ценностных ориентаций показал ее прагматическую (эгоистически-престижную) направленность, поскольку наиболее важными ценностями в этой группе выступают собственный престиж и достижения. Подростки коренных народов Севера ориентированы на завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям, а также для них важно ставить и решать конкретные жизненные задачи. Кроме того, данные по жизненны сферам показали, что для подростков коренных народов Севера важнее познать свои индивидуальные особенности, развивать свои способности и другие личностные характеристики.

Четвертый фактор однополярный и включает в себя 3 компонента: временная перспектива (представление о своем будущем, направленность в будущее) (0,959); профессиональная направленность (0,959); деятельное Я, показывающее, насколько подросток включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности (0,41).

Исходя из содержания компонентов, данный фактор отражает активное самоопределение в будущей профессии, его можно назвать: «Профессиональное будущее». Качественный анализ профессионального самоопределения и профессиональной направленности показал, что ее неоформленность и размытость, низкий уровень развития, что, в целом, является отражением общей тенденции у современных подростков. Таким образом, этот структурный компонент так же требует наиболее пристального внимания в плане развития и формирования, т.к. поскольку, входя в структуру профессионального самоопределения, он слабо развит у подростков коренных народов Севера.

Пятый фактор биполярный и включает в себя 5 компонентов: боязнь неудачи (обратное значение мотивации к успеху) (-0,832); высокое материальное положение (0,663); собственный престиж (0,636); сохранение собственной индивидуальности (0,561); собственные достижения (0,551).

Данный фактор содержательно включает в себя прагматические ценности и мотивацию избегания неудачи, исходя из содержания компонентов данный фактор отражает негативные ожидания в сфере прагматических (эгоистически престижной направленности), или их избегание, соответственно, данный фактор получил название «Направленность на реализацию духовно-нравственных ценностей».

Шестой фактор однополярный, включает в себя 2 компонента: саморазвитие (0,868) и сфера физической активности (0,777). Данный фактор отражает возрастные закономерности развития подростков коренных народов Севера. Данный фактор отражает возрастные особенности, связанные с важностью саморазвития в физической сфере, совершенствования внешней красоты тела. Исходя из содержания, данный фактор получил название «Саморазвитие в физической сфере». Качественный анализ данных, входящих в фактор «Саморазвития в физической сфере» в группе подростков коренных нардов Севера показал, что подростки коренных народов ориентированы на саморазвитие, развитие своих внутренних качеств (высокий уровень значимость ценности «саморазвитие»). А также большое значение, как и для всех подростков, для подростков коренных народов имеет физическая привлекательность (высокий уровень значимости физической сферы»).

Таким образом, на основе полученных данных, можно сформировать структуру личностного и профессионального самоопределения подростков-коренных народов Севера (рис.1).

Профессиональное самоопределение

Рисунок 1. Содержательная структура личностного и профессионального самоопределения подростков-коренных народов Севера.

 

Выделение структуры профессионального и личностного самоопределения, а так же качественный анализ уровня развития составляющих ее компонентов показали, что наиболее проблемными в плане развития и сформированности является структурный компонент «Направленность на общественно одобряемую социальную активность», содержащий диффренцированность представлений о себе, социальные роли, включающиеся в социальное Я, деятельное Я, показывающее, насколько подросток включает в себя обозначение занятий, увлечений, самооценку способностей к деятельности, креативность. И структурный компонент «Профессиональное будущее», состоящий из временной перспективы (представление о своем будущем, направленность в будущее); профессиональной направленности, деятельного Я.

Таким образом, для успешного развития личностного и профессионального самоопределения, на наш взгляд, необходимо, включать подростков коренных народов Севера в социально значимую деятельность, развивать осознание собственных социальных ролей, понимание своих интересов, возможностей, способностей, своих склонность к определенной профессионально деятельности и понимание возможных перспектив этой деятельности, а так же построение своего будущего в соответствии с задуманными профессиональным развитием.

С этой целью следует организовать специальные факультативные занятия, которые буду содержать как образовательный компонент, так и элементы тренинговых занятий, на которых подростки смогут развивать рефлексию, дифференцированность представлений о себе. Так же необходимо включение подростков в социально –активную деятельность- участие в образовательной практике «Кочевая школа», что позволит в социально полезной деятельности проявить свои общие педагогические способности, а также понять особенности педагогической профессии, простроить временную перспективу собственной педагогической профессиональной деятельности, сформировать мотивацию к педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лишин О.В., Бостанджиева Т.М., Проворова И.С Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната //Вопросы психологии. – 1990. – № 2. С. 70-77.
2. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия. - 608 с.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. -М.: Издательский центр, 2000. -184 с.
4. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004.-592 с.
5. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал.- 1984. - Т. 5.-№ 4. -С. 65—73.
6. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток.- Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2008. - 208 с.


©  Ю.Ю. Лезина, Т.М. Бостанджиева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru