levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

М.В. Игошев,  (К.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России, г.Пермь)

Г.М. Мелюхин,  (К.ф.н., доцент, ФГБОУ ВО Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России, г.Пермь)

Серия «Познание» # 05  2018
Трансформационное лидерство
    Для достижения успеха во многих видах деятельности важным фактором является наличие лидерских качеств, настойчивости, упорства, умения взять на себя ответственность и повести за собой команду единомышленников. Воспитание у студентов лидерских качеств начинается с самых первых этапов обучения в вузе. Инструментом, позволяющим привить, закрепить и развить лидерские качества у студентов выступает спорт, особенно командный. Поэтому важным направлением подготовки квалифицированных специалистов является спортивно-физическая подготовка студентов в течение всего процесса их обучения. В статье показано, что участие в командных видах спорта помогает выявлять, развивать и закреплять лидерские качества студентов, умение быстро принимать решения, брать на себя ответственность, как за свои действия, так и действия партнеров по команде, вносить свой вклад в общий результат деятельности команды. Также в статье отмечена необходимость развития высоких моральных качеств молодежных спортивных лидеров, чтобы члены группы переняли социально ориентированное поведение лидера команды или группы болельщиков, что в последующем положительно скажется во взаимодействии с другими людьми в рамках основной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Трансформационное лидерство, харизматический лидер, лидерство в спорте, социальное поведение.

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы студенческого (и молодежного в целом) лидерства и его роли для социально-экономического развития страны поднимаются как в обществе, так и на государственном уровне все чаще. Особый акцент в этой связи делается на возможностях молодежного спортивного движения, особенно его командных видов. Психологические аспекты командной деятельности, составляющие ее значительную часть, позволяют развить многие навыки и подходы к профессиональной деятельности и коммуникациям, к командной деятельности, которые способны помочь молодым людям при начале работы в новых коллективах. В частности, это такие навыки, как лидерство, способность быстро принимать решения, умение взять на себя ответственность за деятельность команды в целом и за отдельные ее участников, умение распределять обязанности и обмениваться видами деятельности, умение подхватить и поддержать инициативу, умение убедить и воодушевить участников команды на достижение определенной цели и многие другие навыки. В этой связи большой интерес представляет анализ взаимосвязи теории лидерства и формирования лидерских качеств с концепциями физической и спортивной подготовки студенческой молодежи, поскольку многолетний и разносторонний опыт спортивной подготовки свидетельствует о высоком положительном влиянии командного спорта на коммуникационные навыки людей. В контексте последних тенденций государственной политики как в области всесторонней поддержки молодежи и подрастающего поколения и формирования кадрового резерва государства, так и в направлении развития спорта, этот вопрос приобретает особую актуальность.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является обзор теоретических подходов зарубежных исследований к вопросу формирования лидерских качеств у студентов в процессе их занятий командными видами спорта и оценка возможности применения зарубежных подходов в отечественной теории и практики физического воспитания студентов в процессе организации в вузах командных видов спорта.

Задачей исследования в рамках данной цели было проведение анализа основных направлений влияния занятий командными видами спорта на формирование лидерских качеств у студентов, начиная со студенческих группах первого курса, закрепления и развития лидерских качеств в течение всего времени обучения в вузе, формирование привычки занятий спортом в течение всей жизни и работы.

Также важной задачей исследования было выделение тех элементов поведения молодых людей в рамках групп, которые ориентированы на формирование лидерских качеств и являются важными детерминантами их социального поведения, в первую очередь, чувства ответственности и коллективизма.

Материалы и методы исследования

В качестве метода исследования применен библиографический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теории лидерства, социальной идентичности, вопросам спортивной психологии и организации спортивной деятельности. С целью решения поставленной задачи исследования изучены работы Анри Тэджфела и Джона Тернера [1], Наоми Эллемерс [2], результаты современных исследований зарубежных специалистов в области теорий лидерства и группового поведения [3; 4], а также теории социальной идентичности, самосохранительного поведения, физической культуры и спорта. В основу исследования положены две базовые модели лидерства – теория трансформационного лидерства и теория социальной идентичности [1; 5], которые дополнены двумя моделями лидерства, ориентированнмих на спорт, а именно - многомерная модель лидерства, предложенная П. Челладураи [6] и посредническая модель поведения лидеров, разработанная и проанализированная Ф.Смоллом и Р. Смитом [7]. Особый акцент в ходе исследования сделан на отношения между лидерами и последователями и влияния молодежного спортивного лидерства на общественные группы в целом.

Теоретическими и эмпирическими материалами работы послужили преимущественно зарубежные научные источники, где изложены результаты различных исследований в области теории спортивного лидерства, в том числе молодежного лидерства. Вопросы лидерства в спорте, особенно в спорте высших достижений, достаточно хорошо разработаны в отечественной науке теории и методологии спортивной подготовки [8; 9]. Однако, несмотря на то, что в последние годы начали появляться исследования на тему развития лидерских качеств у молодежи и студентов [10; 11], тем не менее, эти вопросы остаются недостаточно изученными. И зарубежный опыт (как теоретический, так и практический) может оказаться в этом плане весьма полезным.

Результаты исследования

Вопросы формирования и развития лидерских качеств у различных участников спортивных групп (имеются в виду как группы болельщиков определенных команд и спортивных клубов, так и сами спортивные команды) обсуждались и обсуждаются в зарубежной литературе весьма активно [2; 8; 9]. В наибольшей степени акцент делается на значимость работы тренеров, менеджеров и влияния лидерских качеств капитанов команд для обеспечения успешного спортивного процесса и достижения высоких результатов [10]. Также много исследований посвящено подробному (в том числе психологическому) анализу результатов наиболее успешных игр и матчей, на основе которого исследователи и комментаторы пытаются сделать выводы (извлечь уроки), объясняющие успех той или иной команды и разработать рекомендации по закреплению этого успеха [11]. Причем сфера охвата таких исследований самая широкая – от топовых матчей ведущих команд в баскетболе, футболе, хоккее, регби, американском футболе и т.д. до внутренних игр между спортивными командами колледжей и университетов [12].

При этом основные споры по поводу роли лидера в команде и по поводу механизмов управления командами с помощью лидерства разворачиваются между сторонниками теории трансформационного лидерства и теоретиками социальной идентичности [13].

Теория трансформационного лидерства описывает каким образом лидер может организовать своих последователей на нечто большее, чем обычное выполнение действий, приказов для достижения личной выгоды. Теория трансформационного лидерства объясняет каким образом лидер может вдохновить своих последователей на максимальное выполнение поставленных задач и какими инструментами он пользуется, чтобы эти задачи выполнить. Теория трансформационного лидерства опирается на идеи о том, как лидер мотивирует последователей на основе своей харизмы, каким образом он стимулирует инициативу и индивидуальное внимание членов своей группы (своих последователей) для подбора новых способов достижения успеха.

Для максимального достижения всех целей, поставленных в процессе организации спортивной деятельности в вузах, особенно командных видов спорта, большое значение имеют подходы в рамках теории трансформационного лидерства. Важной особенностью данной теории является то, что действия лидеров по управлению членами команды определяются категориями «видение» и «действие», а не «задачи» и «отношения», как это принято в традиционных теориях менеджмента и управления группами. При этом видение означает создание положительного образа будущего состояния (например, победа факультетской команды в вузовских соревнованиях), а действие предполагает формирование определенного типа поведения как игроков команды, так и группы поддержки и болельщиков[14].

Важным моментом практического применения модели и инструментов воздействия в рамках теории трансформационного лидерства является то, что при таком подходе мотивация последователей со стороны лидера опирается на четко выраженную постановку совместных (командных, групповых) интересов на первое место. При этом лидер дает каждому члену группы такое задание, которое будет способствовать развитию индивидуальных качеств, спортивного мастерства игроков, укреплению их уверенности в себе и получению на основе этого необходимого результата, предполагающего как достижение личных целей, так и командных.

Однако, при таком восприятии лидерства (харизматическое лидерство, основанное на подражании) члены группы могут перенять и антисоциальное поведение, что часто демонстрируют как отдельные игроки и команды в целом во время соревнований (игр), так и болельщики и фанаты в своем до- и после матчевом поведении [15].

Со своей стороны, теоретики социальной идентичности попытались выйти за пределы индивидуализма, присущего многим спортивным видам деятельности, и на основе этого обосновать рекомендации по стимулированию лидерства в командных видах спорта на основе построения определенных теоретических моделей. Наиболее распространенными среди таких моделей являются модель посреднической модели поведения лидеров Ф.Смолла и Р. Смита [7], а также многомерная модель лидерства П. Челладураи [6]. В основе таких концепций проявления и закрепления лидерского подхода в спорте лежит понимание того, что спорт редко является чисто личным способом достижения цели и чисто личным результатом достижения цели, а имеет существенные коллективные основы. Важным выводом, который был сделан на основе анализа научной литературы по вопросам социальной идентичности и концепций лидерского подхода к спорту, является тот вывод, что социальная идентичность составляет серьезную основу не только индивидуального поведения, но также мощную основу для формирования и развития группового поведения и проявления лидерства в группах.

Основным теоретическим и практическим положением подхода социальной идентичности является то, что лидерство не является врожденной индивидуальной способностью человека, как это обычно предполагается, а в определенной степени выступает результатом способности человека воплощать то, что конкретная группа значит для своих членов в любом контексте. Именно на этой основе лидеры оказывают влияние на других членов группы. В этой связи важным является следующий психологический момент восприятия лидера как особого члена группы со стороны его последователей - только тогда, когда лидеры воспринимаются как «кто мы» и «кем мы хотим быть» их лидерство порождает следование других за ними.

В этом же понимании используется и категория общей социальной идентичности, которая объясняет харизму лидера и его способностью влиять на последователей [1; 2]. В той мере, в которой лидеры действуют в интересах группы (при неизменности всех остальных переменных), они действительно воспринимаются как более харизматичные, а также более заслуживающие доверия и более эффективные. Таким образом, вместо того, чтобы просто пытаться идентифицировать «особый материал», который делает лидеров и тренеров «великими», подход к лидерству в теории социальной идентичности фокусируется на процессах, с помощью которых лидеры и последователи взаимодействуют друг с другом как часть общей группы и добиваются на основе этого необходимого результата. В таком контексте выводы теории социальной идентичности показывают, что успех спортивной команды может быть достигнут или усилен за счет случайного (отдельный игрок команды), а не «назначенного» (капитан команды) лидера, взявшего на себя ответственность за действия команды в конкретной игре. Также успех команды (победа в матче) может быть достигнут за счет активных инициативных действий отдельных игроков в критической для команды ситуации [11].

Дальнейшее развитие идеи об эффективном влиянии спорта на формирование лидерских качеств у людей связанное именно с культивированием чувства «мы», а не «я», хорошо прослеживается в современных исследованиях, посвященных анализу лидерских аспектов руководства спортивными командами. В частности, по итогам Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году исследователи отметили, что успешные лидеры стремились мобилизовать членов команды, последовательно формулируя в качестве личной ценности у членов команд образа положительного, отличительного и устойчивого командного тождества [16]. Связанное с этим экспериментальное исследование показало, что, поскольку командное тождество улучшает социальную идентификацию членов команды и повышает доверие последователей к лидерам команды, постольку это становится мощным определяющим фактором успеха в соревнованиях.

Это достигается с помощью такой стратегии достижения позитивной социальной идентичности группы как социальная конкуренция. Социальная конкуренция как стратегия поведения предполагает вступление участниками группы в непосредственную конкуренцию с релевантными социальными группами в форме внутригруппового фаворитизма. При этом, в отличие от стратегии социальной креативности, критерии сравнения не изменяются, а участники группы сосредоточиваются на внутренних факторах и элементам социальной идентичности.

ВЫВОДЫ

В процессе исследования выявлено, что участие в командных видах спорта помогает развивать у студентов лидерские качества, включая умение быстро принимать решения, брать на себя ответственность как за свои действия, так и за действия партнеров по команде, вносить свой вклад в общий результат деятельности команды.

Принадлежность к команде (социальная идентичность) позволяет выявить лидерские качества у студентов и закрепить их в процессе успешной спортивной деятельности, положительно воздействуя на моральную сторону поведения команды в целом, ее лидеров, групп поддержки по отношению как к товарищам по команде, так и по отношению к противникам. Это особенно важно, поскольку именно в студенческие годы в процессе профессионального обучения и социализации формируются этические и моральные принципы поведения, которые затем часто переносятся на будущую работу[17].

В этой связи для успешной организации спортивной деятельности в вузах и одновременного формирования лидерских качеств у студентов, большое значение имеет использование всего арсенала методов педагогического воздействия на физическую и спортивную подготовку студентов, включая не только передовой отечественный опыт в этой области, но и современные зарубежные теории и рекомендации [18].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict. In: Austin W.G., Worchel S., eds. The social psychology of intergroup relations. Monterey. Brooks-Cole. 1979. Р.33–47.
2. Ellemers N., De Gilder D., Haslam S.A. Motivating individuals and groups at work: a social identity perspective on leadership and group performance // Acad. Manag. Rev. 2004. Vol.29. № 3. Р.459–478.
3. Amorose A.J., Anderson-Butcher D. Autonomy-supportive coaching and self-determined motivation in high school and college athletes: a test of self-determination theory // Psychol. Sport. Exerc. 2007. Vol.8. № 5. Р.654–670.
4. Price M.S., Weiss M.R. Relationships among coach leadership, peer leadership, and adolescent athletes’ psychosocial and team outcomes: a test of transformational leadership theory // J. Appl. Sport Psychol. 2013 Vol.25. № 2. P.265–279.
5. Van Knippenberg D., Sitkin S.B. A critical assessment of charismatic—transformational leadership research: back to the drawing board? //Acad. Manag. Ann. 2013. Vol.7. № 1. P.1–60.
6. Chelladurai P. Leadership. In: Singer R.N., Murphey M., Tennant L.K., editors. Handbook of research on sport psychology. New York: Macmillan. 1993. Р.647–671.
7. Smoll F.L., Smith R.E. Leadership behaviors in sport: a theoretical model and research paradigm // J. Appl. Soc. Psychol.1989. Vol.19. № 18. Р.1522–1551.
8. Slater M.J., Coffee P., Barker J.B., et al. Promoting shared meanings in group memberships: a social identity approach to leadership in sport Reflect // Pract. Int. Multidiscipl. Perspect. 2014. Vol.15. № 5. P.672–685.
9. Arthur C.A., Woodman T., Ong C.W., et al. The role of athlete narcissism in moderating the relationship between coaches’ transformational leader behaviors and athlete motivation // J. Sport Exerc. Psychol. 2011 Vol.33. № 1. P.3–19.
10. Manz C.C., Pearce C.L., Mott J.W., et al. Don’t take the lead…share the lead: surprising leadership lessons from big time college sports. Organ Dyn. 2013. Vol.42. № 1. P.54–60.
11. Bruner M.W., Boardley I.D., Cote´ J. Social identity and prosocial and antisocial behavior in youth sport// Psychol. Sport Exerc. 2014. Vol.15. № 1. P. 56–64.
12. Slater M.J., Barker J.B., Coffee P., et al. Leading for gold: social identity leadership processes at the London 2012 Olympic Games // Qual. Res. Sport. Exerc. Health. 2014. P.1-18.
13. Ostrowsky M.K. The social psychology of alcohol use and violent behavior among sports spectators. Aggress Violent Behav. 2014. Vol.19. № 4. P.303–310.
14. Борисов Д.С., Поздняк В.М., Гладких А.С. Феномен лидерства в спорте // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2009. Т. 6. № 10 (58). С. 21-22.
15. Гуляев М.Д., Цветков С.А., Кулагин Б.П. Технологические основы лидерства в спорте высших достижений // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 9 (67). С. 35-38.
16. Морозов О.Г., Морозова Л.В. Лидерство – профессионально-значимое качество для студентов СЗИУ, будущих управленцев // Научные труды Северо-Западного института управления. 2013. Т. 4. № 2 (9). С. 280-283.
17. Парфёнов М.И., Кислицкая Н.С., Михайленко Т.В. Партнерство НКО и университета физической культуры: отчет о педагогическом эксперименте по формированию лидерских качеств студентов экономического профиля // Научное обозрение. 2016. № 19. С. 209-219.
18. Степанова В.В., Романова Р.П., Удовкина В.Ю. Социально-психологический феномен лидерства у молодежи в спорте // Вестник научных конференций. 2015. № 4-2 (4). С. 122-123.


©  М.В. Игошев, Г.М. Мелюхин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru