levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.Б. Армашова,  (Аспирант, ФГ БОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»)

Серия «Познание» # 05  2018
Психолог-консультант
    В статье описываются основные результаты исследования этической зоркости как способности к распознаванию этической дилеммы в ситуации профессиональной деятельности. Дана характеристика трех уровней этической зоркости (рационально-прагматичного, ситуативно-эмоционального, личностно-ответственного). Представлен анализ структурной организации личностных характеристик, влияющих на данный процесс, на каждом уровне этической зоркости.

Ключевые слова: Психолог-консультант, профессиональное поведение, этическая дилемма, этическая зоркость, нравственная регуляция поведения.

 

Постановка проблемы

Практически все методологи консультационной психологии констатируют и описывают важность и первостепенную значимость этики в личностном и профессиональном росте психолога-консультанта, предпосылками которого служат именно содержательные характеристики, объем, степени свободы и способы понимания этического поля профессиональной деятельности. Исследование детерминант восприятия этических дилемм, как ситуаций обладающих наибольшей степенью неопределенности и этической сложности принятия решения, представляется нам актуальным и позволит выйти на выявление механизмов нравственной регуляции поведения специалиста, влияющих на его способность к распознаванию этического поля ситуации и на его моральную надежность.­

Основываясь на результатах экспертного опроса, в котором приняли участие 20 психологов-консультантов (члены НП "Региональная ассоциация психологов-консультантов", из них 5 человек имеющих ученую степень доктора и кандидата психологических наук, имеющих опыт преподавательской работы), и теоретического анализа представлений и исследований морального и личностного выбора (В.И. Бакштановский, В.В. Знаков, Р. Мэй, Т. В. Корнилова, Д.А. Леонтьев, А.И. Титаренко и Ю.В. Согомонова, Р. Франкл, Ю.А. Шрейдер, И. Ялом и др.), мы определили следующие основные понятия нашего исследования.

Этическая дилемма психолога-консультанта ˗˗отношение специалиста к ситуации профессиональной деятельности как к личному моральному выбору, предполагающему негативные последствия. Признаками ситуации этической дилеммы являются: безусловная альтернативность обстоятельств, уникальность данной ситуации для специалиста, необходимость немедленного принятия решения.

Принятие решения психологом-консультантом в ситуации этической дилеммы зависит от этической зоркости, которую мы определяем, как способность распознавать этически сложные ситуации и этические дилеммы в профессиональной деятельности, осознавать личностную значимость и ответственность за профессиональный выбор и последствия своих решений для всех вовлеченных сторон.

Согласно сложившемуся на основе теоретического анализа представлению о феноменологии переживания ситуации этической дилеммы, атрибутивную роль в котором играет непосредственная его связь с поступком решающим критерием для определения предполагаемого комплекса личностных характеристик, влияющих на этическую зоркость психолога-консультанта как способность, стало обеспечение зрелости личности, её самодетерминации, субъектной, авторской жизненной позиции.

Таким образом, мы выделили следующие детерминанты: характеристики самоактуализирующейся личности (независимость ценностей и поведения извне компетентность во времени); характеристики морального самосознания (постконвенциональный уровень моральных суждений, самоуважение); эмпатия как общая способность к эмоциональному отклику на переживания другого.

Цели исследования

В рамках нашей исследовательской программы изучалось психологическое содержание этической зоркости специалистов в ситуации этической дилеммы, описаны общие особенности проявления этической зоркости в ситуации этической дилеммы, выделены три уровня развития этической зоркости, выявлены особенности структурной организации субъектных детерминант этической зоркости на разных уровнях её развития. В исследовании приняли участие 50 человек (из них 7 мужчин, 43 женщины) в возрасте от 23 до 66 лет, имеющих высшее психологическое образование со стажем работы по специальности от 0 до 26 лет.

Методы исследования

Для реализации поставленных задач был использован комплекс следующих методов научного исследования: для уточнения и верификации признаков этической дилеммы и характеристик проявления этической зоркости использовался экспертный опрос, для оценки этической зоркости и характеристики её уровней использовался метод постановки моральных дилемм, авторский опросник, направленный на выявление личных этических представлений (подробное описание содержания методов и обоснование описаны в статье [1]), для диагностики субъектных детерминант использовались самоактуализационный тест (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз), методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн), методика «Справедливость – забота» (С.В.Молчанов), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева). Математико-статистические методы анализа и обработки эмпирических данных: статистическая обработка (U-критерий Манна — Уитни и критерий Краскела—Уоллиса, корреляционный анализ по методу Спирмена), методы структурно-психологического анализа (метод нахождения матриц интеркорреляций, методика построения структурограмм (коррелограмм), методика определения индексов структурной организации личностных качеств, метод экспресс-χ2 для сравнения матриц и структурограмм на их гомогенность-гетерогенность и др.). Использованная процедура обработки и анализа структур разработана А.В. Карповым и была неоднократно эмпирически апробирована [2]. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета статистических программ «Statistica 10.0».

Результаты исследования

На основе результатов оценки этической зоркости участников исследования было выделено 3 группы участников исследования, с разным уровнем сформированности этической зоркости: рационально-прагматичный эмоционально-ситуативный и личностно-ответственный. Подробные результаты содержательного анализа уровней описаны в статье [1].

Для подтверждения качественного различия данных уровней на уровне субъектных детерминант использовался структурно-психологический анализ, поскольку различия в этической зоркости как способности должны быть обусловлены не столько уровнем выраженности отдельных личностных характеристик, сколько особенностями их структурной организации, их симптомокомплексом.

Структурный анализ результатов показал, что различия в структурной организации личностных характеристик уровней этической зоркости не только существенны, но и множественны. Различия между структурами личностных характеристик уровней этической зоркости прослеживаются и в плане целостности интегрированных структур, и в плане индексов структурированности, и в гетерогенности структур, качественном своеобразии их организованности.

Результаты сравнения полученных коррелограмм (Рисунок 1) по их гомогенности – гетерогенности методом экспресс-метод χ2.показала статистически достоверную разнородность структур личностных характеристик психологов-консультантов, относящихся к выделенным подгруппам (отрицательные корреляционные коэффициенты на уровнях p=0,14;p=0,64).

Психолог-консультант

Рисунок 1. Структурограммы личностных характеристик психологов-консультантов при различных уровнях этической зоркости

Обозначения: В – компетентность во времени, Н – независимость ценностей и поведения, Э – эмоциональный отклик, С – самоуважение,
П – постконвенциональный уровень моральных суждений. Корреляции (критерий rs Спирмена обозначены по мере убывания жирности линий:
1) значимые при р ≤ 0,001; 2) значимые при р ≤ 0,01; 2) значимые при р ≤ 0,05; 3) значимые при р ≤ 0,1.

Используя результаты качественного анализа первого этапа исследования, относительно профессионального поведения специалистов в ситуациях этических дилемм на разных уровнях этической зоркости, дадим общую характеристику выделенных уровней и особенностей структурной организации выделенных субъектных детерминант, качественную различность которых доказал проведенный структурно-психологический анализ.

    Рационально-прагматичный уровень этической зоркости характеризуется однозначным восприятием ситуации участниками исследования, исключающим существование в ней этической дилеммы. Как правило, происходила оценка обстоятельств через призму норм определенной этической системы (профессиональной или общественной) либо с позиций потребностей личности. Характерна отчужденность отношения к ситуации: восприятие её как некоторой профессиональной задачи, интересной для решения, либо как ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения и не предполагают возможность произвольности выбора в принципе. Таким образом, отличительной чертой данного уровня является уход от личной ответственности за принятое решение. В эмоциональных реакциях доминирует чувство страха перед обстоятельствами ситуации, опасности, беспомощности, тревоги, так же часто характерен профессиональный интерес к ситуации, неконгруэнтость мыслей по поводу своей позиции и возможных действий и переживаемых эмоций. Профессиональные этические представления данного уровня характеризуются формальностью и конвенциональностью, наличием отчужденности сферы этического от непосредственно профессиональной деятельности.

Структурограмма личностных характеристик данной подгруппы демонстрирует принцип их функционирования. Характеристики «компетентность во времени» и «независимость ценностей и поведения», которые должны способствовать восприятию актуальной ситуации как значимой и требующей рефлексии и принятия ответственности в решении, не имеют никаких связей с остальными компонентами структуры, отвечающими непосредственно за уровень развития моральных суждений субъекта выбора. Таким образом, восприятие настоящего момента как значимого и опора на собственное мнение в принятии решения не приводит к этической зоркости, при отсутствии взаимосвязи с личностным уровнем развития морального сознания, который обеспечивает содержательную основу выбора, его ценностно-смысловой пласт. Мы предполагаем, что данные связи иллюстрируют реакции, в которых ситуации воспринимается лишь через призму страха перед обстоятельствами или как профессиональный случай, без учета остальных ценностных пластов, касающихся ответственности специалиста перед другими затронутыми ситуацией сторонами. Так же, как и развитость морального самосознания в плане интериоризированных высших этических ценностей не обеспечивает полностью способности распознать этическую дилемму в актуальной ситуации, воспринять её как значимую. Иллюстрацией этого явилось социально-ориентированное поведение, когда участники видели лишь одну действующую этическую систему в ситуации и не расценивали своей ответственности за негативные последствия принятого в согласии с данной системой решения (обязанность соблюсти гражданскую ответственность, не рассматривая ценность доверия клиента, или наоборот).

Таким образом, низкая степень общей организованности компонентов структуры (ИОС=5; ИДС=0, ИКС=5) и однозначность их связей на данном уровне, не позволяет ей быть успешной в ситуациях этических дилемм, предполагающих принятие неоднозначности и неопределенности условий и принимаемых в них решений.

    Ситуативно-эмоциональный уровень этической зоркости характеризуется нестабильностью способности к распознаванию этической дилеммы у участников исследования, значимостью контекста ситуации для её проявления. Процесс принятия решения сопровождается моральным конфликтом, осознаются затронутые личностные ценности, что свидетельствует о переживании личностного выбора. Характерно осознанное переживание эмоций, вызванных этической дилеммой, согласующихся с размышлениями о своей позиции. Профессиональные этические представления наполнены личностным содержанием и значимостью. Для них характерно обозначение непосредственной связи этичности поведения и эффективности профессиональной деятельности.

Появление способности этической зоркости на данном уровне сопровождается повышением общей организованности структуры (ИОС=13, ИДС=0, ИКС=13), все элементы структуры имеют на данном уровне корреляции. Анализируя коррелограмму и сравнивая её с предыдущим уровнем, мы видим, что структура приобрела мощность за счет включения в неё компонента «эмоциональный отклик». Таким образом, можно предположить, что способность к эмоциональному отклику на переживания другого, образовав связь с компонентами морального самосознания, изменила принцип их функционирования, сделав его более гибким и ориентированным на внешнюю ситуацию, а именно переживания включенных в неё людей, что способствовало появлению этической зоркости. Для восприятия ситуации на данном уровне характерно появление гуманистических стремлений, эмоциональные переживания за исход ситуации для участников. Таким образом, можно заключить, что на структурном уровне этому способствует характеристика эмоционального отклика, не позволяя воспринимать ситуацию дилеммы лишь с точки зрения ранее принятых систем оценок, поскольку они приведут к негативным последствиям, субъект распознает в ситуации дилемму. Однако способность на данном уровне нестабильна, что говорит о том, что она подвержена влиянию фактора контекста ситуации, и данная структурная организация характеристик не оптимальна для обеспечения её функционирования.

    Личностно-ответственный уровень этической зоркости характеризуется способностью к распознаванию этического поля ситуации участниками исследования вне зависимости от её контекста. Отличительным признаком данного уровня является осознание неизбежности ущерба при принятии решения в данной ситуации и личной ответственности за данное решение. Сама дилемма формулировалась у большинства участников данной группы в виде дилеммы последствий поступков, а не как столкновение ценностей. Характерно переживание процесса принятия решения как личностного выбора, отношение к ситуации как к значимой для развития личности («как мне жить с этим решением»). Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, переоценки ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации. Этические представления данного уровня характеризуются индивидуальностью, самостоятельностью и учетом фактора личной ответственности специалиста. Основной специфической особенностью структурной организации характеристик на данном уровне является появление связи всех компонентов структуры через компонент эмоционального отклика. Наличие взаимосвязи с компонентами «компетентность во времени» и «независимость ценностей и поведения» обогащает функционирование структуры, делая её наиболее эффективной для распознавания этических дилемм. Сравнивая данную структуру со структурой ситуативно-эмоционального уровня, мы можем сделать вывод, что появление этой взаимосвязи делает способность этической зоркости независимой от контекста ситуации. Отвечая за восприятие актуальной ситуации как значимой и за возможность её независимого ценностного анализа, данные компоненты, находясь во взаимосвязи с компонентом эмоционального отклика и компонентами морального самосознания, позволяют личности производить свободную рефлексию этических систем в данной ситуации, вне зависимости от их уровня и контекста событий. На данном уровне нравственные принципы личности не сужают её восприятие ситуации, сводя выбор до постпроизвольного поведения, а за счет функционирования в структурной организации с остальными характеристиками исполняют роль ориентира действий при осознании и принятии неизбежности негативных последствий выбора и ответственности за них.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования было выявлено, что уровни этической зоркости психологов-консультантов отличаются друг от друга по таким проявлениям как восприятие ситуации как личностно значимой и его осознанное эмоциональное переживание, осознание личной ответственности за своё профессиональное поведение, значимости принятого решения и его последствий для вовлеченных в ситуацию людей. Доказано, что выделенные уровни этической зоркости в ситуациях этических дилемм имеют качественно различную структурную организацию субъектных детерминант обеспечивающих проявление данной способности.

Таким образом, показано, что такие личностные характеристики как независимость ценностей и поведения из вне, компетентность во времени, постконвенциональный уровень моральных суждений, самоуважение как уровень развития морального сознания и эмпатия обуславливают способность этической зоркости по средствам специфики совместной структурной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Армашова, А. Б. Исследование этической зоркости психологов-консультантов в ситуациях этических дилемм // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. — 2017. — № 4 (42), (Гуманитарные науки). — С. 100–104
2. Карпов, А.В. Методологические основы психологии принятия решения. Монография.– М.: Институт психологии РАН, 1999, 230 с.


©  А.Б. Армашова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru