levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

Г.Т. Айтжанова,  (Аспирант, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова )

Серия «Познание» # 05  2018
Психологические науки; потребности
    Человек как субъект активной деятельности представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, которая характеризуется взаимосвязью различных компонентов, отражающих многоплановый характер взаимодействия человека с окружающей действительностью. Направленность личности выступает в качестве показателя сформированности личности, определенного уровня ее развития и социальной зрелости. В зарубежной психологии рассматриваются различные составляющие детерминант поведения и поступков человека, в связи с чем, большое распространение получили многочисленные теории мотивации. Направленность личности – это устойчивая система компонентов, выявляющих тенденции поведения личности в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик. В структуру направленности разные авторы включают различные составляющие компоненты и формы, в качестве которых выступают особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности.

Ключевые слова: Психологические науки; потребности, мотивы, интересы, идеалы, ценностные ориентации.

 

В  качестве основных факторов детерминации человеческого поведения в представленных концепция выделяются: биологические (в классическом психоанализе); социальные (в неофрейдизме, интеракционизме); внутренние факторы развития (экзистенциальная, гуманистическая психология); когнитивные переменные (в когнитивной психологии) и др. В настоящее время рассмотренные переменные продолжают существовать и оказывают большое влияние на развитие зарубежной психологии личности.

Наиболее близкие нам подходы среди зарубежных это детерминации поведения личности и исследования «жизненной стратегии» зарубежных психологов Э.Локка, Т.Кэссера и Р.Рьян, К.Шелдона, а также понятие «интенциональных характеристик» Г.Олпорта. Также к современной трактовке направленности личности близки теории, развиваемые в русле гуманистической психологии, где ведущими понятиями выступают «самоактуализация», «личностный рост» и т.п. [1, с. 22].

Направленность личности рассматривается в качестве высшего уровня личности, ее базового, системообразующего свойства многими представителями советской психологии, хотя сущность этого понятия каждым из них раскрывается по-своему: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «доминирующее отношение» (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев), «интегративное образование» (А.Г.Ковалев), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «иерархическая структура мотивационной сферы» (Л.И.Божович), «динамическая организация сущностных сил человека (А.С.Прангишвили), «интегративная переменная, включающая множественность индивидуальных признаков и характеристик» (В.Д.Небылицын), «системообразующий континуум, определяющий индивидуально-психологические особенности личности» (А.И.Крупнов), «интегрирующая основа всей психической деятельности» (К.М.Гуревич) и др. [2, с. 18].

Несмотря на различные интерпретации и имеющиеся различия в отдельных аспектах рассматриваемой категории, общим для всех подходов является признание того, что направленность – это ведущее свойство личности, определяющее весь ее психический строй в целом, специфику проявлений в деятельности, поведении, отношениях с различными областями жизни. Направленность обусловливает избирательную активность личности и организацию ее деятельности для достижения жизненно важных целей, а также определяет социальное лицо личности и ее психологический склад: именно через это свойство проявляются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам деятельности – вся система ее характеристик как приобретенная активная смысложизненная ориентация.

Наиболее нам близка теория отношений личности, в русле которой разрабатывали свои концепции В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, А.Г.Ковалев и др. Существует «пространство отношений», присущее и характерное для каждой личности. Оно специфично и динамично и отражается в «субъективном мире» личности и в ее психологических свойствах как единое целое [3, с. 45].

В результате анализа состояния проблемы, нами была разработана сущностная характеристика понятия направленности личности. Направленность – системообразующее свойство личности, определяющее ее единство и через которое проявляются субъективные отношения к себе, окружающим людям, к различным сторонам жизнедеятельности. Содержанием направленности личности являются доминирующие и устойчивые отношения личности, проявляющиеся в системе ее ведущих потребностей, мотивов, интересов, идеалов, ценностных ориентаций.

По направленности можно обоснованно судить о внутреннем процессе, благодаря которому индивид становится личностью. Направленность выполняет интегративную, системообразующую, избирательную функции, а также функции целеобразования, самовоспитания и прогнозирования. Основными свойствами направленности являются ее уровень, цельность, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

Нами было проведено исследование развития направленности личности в системе психических новообразований на каждом из возрастных этапов школьников по методикам на исследование направленности личности:

Для исследования младших школьников комплекс экспериментальных методик включал:

  1. Методика «Картинки предметные» (КП) направленная на выявление ценностно-смысловых образований, через которые реализуется направленность личности (М.Е.Каневская, 1985);
  2. Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002);
  3. Методика на определение типологии мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова);
  4. Зрительно-графический тест
  5. Детский вариант личностного теста

Для исследования учащихся подросткового и раннего юношеского возраста был использован комплекс экспериментальных методик:

  1. Методика Басса на исследование типов направленности личности;
  2. Методика М.В.Матюхиной, в модификации Н.Ц.Бадмаевой на исследование мотивационной сферы;
  3. Методика исследование мотивации достижения;
  4. Методика Т.Ю. Андрущенко на исследование потребностной сферы;
  5. Методика Т.Ю. Андрущенко на исследование сферы интересов.

В табл. 1 приведены обобщенные результаты развития направленности личности в системе психических новообразований на каждом из возрастных этапов. Показано, как с изменением социальной ситуации развития и возникновением возрастных новообразований происходит развитие направленности личности.

Таблица 1.

Развитие направленности личности в системе возрастных новообразований.


Новообразования возраста


Особенности направленности личности


 Соотношение интеллекта и аффекта


Факторы развития личности


1 Младший школьный возраст (учащиеся 2-х классов)

Внутренний план действий
Внутренняя позиция школьника

Система доминирующих мотивов:

  • мотив позиции школьника;
  • мотив внешнего поощрения (наказания).

Единство познавательных и социальных мотивов при доминировании социальных.

Мотивация достижения преобладает над мотивацией избегания неудач.

Преобладание аффекта над интеллектом

Внешние воздействия


2 Подростковый возраст (учащиеся 7–х классов)

Чувство образа взрослости

Тенденция к самостоятельности

Самоутверждение в сфере общения со сверстниками.

Усиление роли самосознания как внутреннего регулятора поведения и деятельности

Доминирование типа направленности на взаимоотношения.

Система направленности личности определяется позитивными отношениями к семье, к друзьям и к себе. Система доминирующих мотивов:

  • коммуникативный мотив;
  • мотив аффилиации;
  • мотив самоопределения.

Основные потребности: в общении, самоопределении и самоутверждении, в развлечениях.

Преобладание интересов, связанных с общением с друзьями, с самообразованием, самосовершенствованием.

Когнитивный компонент еще уступает аффективному

Внешние воздействия и внутренние условия


3 Ранний юношеский возраст (учащиеся 10-х классов)

Психологическая готовность занять внутреннюю позицию взрослого человека.

Личностное и профессиональное самоопределение

Усложнение внутреннего мира на основе развития самосознания

 Доминирование направленности на себя, усиление направленности дело.

Направленность личности определяется отношением к будущему (жизненные цели), к себе, отношением к семье. Система доминирующих мотивов:

  • самоопределения;
  • самосовершенствования;
  • коммуникативный;
  • достижения успеха.

Смысложизненные ориентации

Ведущие потребности: в самоутверждении и самореализации, познавательные потребности и потребность в семье.

В системе интересов на первом месте находятся профессиональные интересы, на втором месте – интересы, связанные с самообразованием, и на третьем месте – общение с друзьями.

Усиление когнитивного компонента

Становление внутриличностного уровня восприятия, переработки и присвоения внешних воздействий

и превращение их в личностные качества.

Возникновение самодетерминации

 

    Таким образом, на основе экспериментального исследования нами были выявлены возрастные особенности развития направленности личности от младшего школьного возраста до младшего юношеского (старшие школьники) возраста. Определены новообразования в системе направленности личности в каждом из 3-х возрастных периодов.

Установлены уровни развития направленности личности и факторы ее развития.

1. Ведущим фактором развития направленности личности младших школьников является социальная ситуация развития, занимаемая ими позиция школьника, что выражается в следующих выявленных показателях в доминировании школьной (правилосообразной) и познавательной направленности, а также мотивов позиции школьника, внешнего поощрения (наказания) и познавательных мотивов. Также социальная ситуация определяет доминирование социальных мотивов над учебными в структуре учебной мотивации.

2. Для младших школьников характерно единство типа направленности личности и доминирующих мотивов учебной деятельности:

- среди современных младших школьников преобладают дети с мотивацией достижения над учащимися с мотивацией избегания неудач.

3. Выявлено единство развития направленности и самосознания личности: несмотря на относительную цельность составляющих направленности личности в младшем школьном возрасте, проявляющейся в единстве типа направленности личности и доминирующих мотивов учебной деятельности, направленность личности еще не способна в полной мере выполнять роль внутреннего регулятора деятельности. В соотношении «интеллект-аффект» также еще превалирует аффект. Основным механизмом формирования направленности личности в младшем школьном возрасте является внешние социальные воздействия (социально одобряемые виды деятельности, оценки качеств личности, внешности, успеваемости со стороны значимых взрослых и сверстников). Внутренние механизмы развития направленности личности еще недостаточно сформированы (саморегуляция, саморазвитие, целеполагание и др.)

4. Развитие направленности личности в подростковом и раннем юношеском возрасте определяется, во-первых, социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и во-вторых, психологическими новообразованиями возраста, связанными с развитием самосознания, определяющими особенности развития направленности личности.

5. В раннем юношеском возрасте (старшеклассники) в связи с изменениями социальной ситуации развития также происходят позиционные изменения в структуре самооценки. Наиболее адекватные оценки у них отмечаются по параметру «успеваемость», «умственные способности» и «авторитет среди сверстников». Завышение самооценки отмечается по параметру «внешность». Больше всего заниженных оценок по параметру «характер». Учащиеся раннего юношеского возраста довольно критичны к себе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мерлин В.С. Человек как предмет психологического исследования. Пермь, 1980. – 80с.
2. Каневская М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности (у детей младшего школьного возраста): Дис. ... к. психол.н. - М., 1985.- 135с.
3. Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности. Автореф. дис. …к.психол.н. М., 2006.- 23с.


©  Г.Т. Айтжанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru