levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

У Лиян,  (Аспирант, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена )

Серия «Познание» # 05  2018
Пекинская опера
    Пекинская опера - один из главных жанров китайской оперы, получивший название по месту своего возникновения. Зародившись, он обрел популярность в Пекине, а затем распространился по всему Китаю.
Пекинская опера включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО и признана национальным достоянием Китая. Возникновение и развитие обозначенного жанра относится к XVIII-XIX векам и, очевидно, что данные процессы еще требуют подробного исследования. В статье рассмотрены зарождение, развитие, периоды становления пекинской оперы, а также место пекинской музыкальной драмы в истории китайской оперы эпохи Цин.

Ключевые слова: Пекинская опера, китайская опера, китайская культура.

 

Зарождение пекинской оперы

В 1790 году четыре оперные труппы из южного Китая, исполнявших оперу в стиле «эрхуан», прибыли в Пекин – северную столицу Китая – на празднества в честь дня рождения императора Цяньлуна.

В начале XIX века уроженец провинции Хубэй Ван Хунгуй привез в Пекин свою оперную труппу, исполнительский стиль которой получил название «сипи». В течение долгого времени мелодии в стиле «эрхуан» и «сипи», ставшие впоследствии основой пекинской оперы, сопровождали оперные представления в столице. В конце концов, данные мелодии постепенно смешались и продолжили свое развитие в рамках нового направления - пекинской оперы, которая после 1840 года сформировалась в самостоятельный жанр [2].

Развитие пекинской оперы

В целом развитие пекинской оперы можно разделить на три этапа.

    Первый – это этап формирования пекинской оперы. В данный период ее основными частями были мелодии «эрхуан» и «сипи», параллельно происходило смешение с такими жанрами китайской музыкальной драмы, как куньцюй, циньцян и другими. Самыми известными исполнителями пекинской оперы того времени были Чэн Чэнган, Чжан Эркуй и Юй Саньшэн. У каждого из них была своя оперная труппа, отличавшаяся собственным узнаваемым стилем.

    Второй – это начальный этап развития пекинской оперы. В данный период самыми известными мастерами пекинской оперы были Тан Синьпэй, Ван Гуйфэнь, Сунь Цзюйсянь и другие. Их усилиями пекинская опера получила широкую популярность по всей стране. В 1867 г. пекинская опера появилась в Шанхае. Тань Синьпэй шесть раз выступил перед шанхайскими зрителями, благодаря чему распространение пекинской оперы на юге ускорилось.

    Третий этап – период окончательного сложения пекинской оперы в самостоятельный жанр, который без существенных изменений сохранился до наших дней. Самым выдающимся исполнителем пекинской оперы того периода был Мэй Ланьфан, создавший собственный неповторимый исполнительский стиль. В работе над ролью он уделял особое внимание пониманию своего персонажа, выдвигал на первый план необходимость передачи духа оперного произведения во время исполнения на сцене [3].

Одно из достижений Мэй Ланьфана заключается в том, что благодаря ему женские роли «дань» впервые заняли доминирующее положение в пекинской опере, где долгое время первенство принадлежало мужским ролям «шэн». Это позволило пекинской опере выйти на новый уровень и донести до зрителей первоначальную значимость женских ролей «дань».

«Дань» и «шэн» - это два разных амплуа в пекинской опере. Всего насчитывается четыре амплуа: «шэн», «дань», «цзин» и «чоу». «Шэн» –  мужские роли, например, роли императора или ученого среднего и  преклонного возраста называют «лао-шэн», а роли молодых людей –  «сяо-шэн». «Дань» – женские роли, например, роли воительниц называют «у-дань», пожилых женщин – «лао-дань». По аналогии амплуа «цзин» – это роли военных генералов в основном мужского пола. Амплуа «чоу» - роли мудрецов или хитрецов [4].

Мэй Ланьфан многократно выступал в Шанхае и этим способствовал смешению южной и северной оперы. Он также бывал с гастролями в США и Японии и знакомил иностранную публику с китайской оперой.

 

Пекинская опера

Пекинская опера

Рис. 1. Амплуа зрелого мужчины «лао-шэн» [2]

Рис. 2. Амплуа воительницы «у-дань» [2]

 

Место пекинской оперы в китайской опере эпохи Цин (XVIII-XIX веков)

В данный период пекинская опера подверглась влиянию различных традиций региональных оперных жанров. В манере пения преобладали стили «эрхуан» и «сипи», одновременно заимствовались вокальные техники  куньцюй, банцзы, сыпин, чуйцянь и другие народные виды пения. Благодаря синтезу многочисленных вокальных техник, пекинская опера стала одним из ярчайших представителей китайской оперы и сыграла важнейшую роль в истории искусства Китая.

Пекинская опера также заимствовала многие сюжеты из региональных опер, что позволило ей расширить и обогатить свой репертуар, а также занять первое место в истории китайской оперы по их количеству и многообразию.

В репертуаре пекинской оперы насчитывается более тысячи классических сюжетов, среди них сюжеты из аньхойской оперы, куньцюй, шэньсийской оперы и других. Например, сюжет «Опьяневшая Ян Гуйфэй», взятый из куньцюй, описывает события тысячелетней давности, происходившие во времена эпохи Тан: опьяневшая наложница императора Ян Гуйфэй изливает свои чувства и любовь к императору.

В 1950-х годах Мэй Ланьфан исполнил роль наложницы. По сюжету Ян Гуйфэй понемногу пьет вино и постепенно хмелеет. Мэй Ланьфан с помощью искусных движений выразил гнетущую тоску наложницы, потерявшей любовь своего императора. Сильно опьянев, Ян Гуйфэй теряет контроль над собой, а танец, отражающий ее душевное состояние, крайне сложен для исполнителя. «Опьяневшая Ян Гуйфэй» стала одной из самых известных работ Мэй Ланьфана [5]. Богатое сюжетное разнообразие пекинское оперы определило ее высокое положение в эпоху Цин.

Пекинская опера

Рис. 3. «Опьяневшая Ян Гуйфэй»
в исполнении Мэй Ланьфана [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной статье проанализированы истоки, процесс развития и место пекинской оперы в традиционной опере. Охарактеризовано, как возникла пекинская музыкальная драма, и определена ее неразрывная связь с региональными операми Китая. Рассмотрены ее уникальные стороны. После XIX века пекинская опера достигла небывалого развития и расцвета, заняв важнейшее место в истории китайской оперы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чжоу Лун. Изучение разнообразных культурных форм распространения пекинской оперы. Китайская традиционная опера / Лун Чжоу. - 2012 (01). - С. 318-326.
2. Чжун Лин. Краткая история пекинской оперы / Лин Чжун // Вестник Цинхуа (Философия и общественные науки). - 2008 (03). - С. 5-17+159.
3. Лю Чжэнь. Мэй Ланфань и его роль в культуре / Лю Чжень // Вестник Института искусств провинции Юньнань. - 2017 (02). - С. 39-46.
4. У Цзиньфу. Исследование по происхождению амплуа «шэн», «дань», «цзин» и «чоу» / У Цзиньфу // Вестник Шаньтоуского университета. - 1986 (01). - С. 54-57.
5. Ван Жуцзе. Художественная интерпретация пекинской оперы «Опьяневшая Ян Гуйфэй» / Ван Фуцзе // Дом оперы. - 2017 (18). - С. 48.


©  У Лиян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru