levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

В.В. Доронин,  (К.ф.н., преподаватель, Тюменский Государственный Университет)

Серия «Познание» # 05  2018
Рок-Культура
    Данная статья посвящена актуальной теме – негативным проявлениям в рок-культуре, а именно причинам употребления алкоголя и наркотиков рок-авторами. Выбор ее неслучаен, так как проблема по-прежнему остается одной из острых как в обществе в целом, в молодежной среде, а в рок-культуре к ней сложилось особое неоднозначное отношение. В роке она имеет широкую вариативность и во многих аспектах ее причины сильно отличаются от причин и следствий этих злоупотребления на бытовом уровне. Особо нужно отметить, что автор несколько не пытается оправдать эти негативные проявления и целью работы является их беспристрастное изучения с научной философской позиции, именно в творчестве, в данном случае, непосредственно в рок-культуре. Чтобы быть объективным автор опирается на труды С. Грофа, Ж. Делёза, Т. Лири, Э. Фромма, А. Камю и других мыслителей.

Ключевые слова: Рок-Культура, рок-автор, рок-герой, внутренний опыт, трансцендентный опыт, хэппининг, психоделическое приключение (трип), метафизический бунт.

 

Начать анализ данной темы нужно с того, что взаимосвязь рок-культуры, алкоголя и наркотиков – разговор особый. Чего стоит известная фраза: «Секс, наркотики, рок-н-ролл», указывающая уже на тесные соотношения между ними. Конечно, во многом это стереотип, но имеющий, бесспорно, под собой основания. Алкоголь и наркотики – одна из страшных болезней современного общества, которая не обошла стороной и рок-культуру. Отношение в роке к этой проблеме сложное и весьма неоднозначное, поэтому требует углубленного, но между тем, тактичного подхода. Тема алкоголя и наркотиков в том или ином аспекте присутствует в творчестве, практически всех рок-авторов. Она затронула стольких, что нет смысла даже перечислять имена исполнителей, названия коллективов и конкретные произведения в которых она фигурирует. И если называть вещи своими именами, большинство рок-авторов, как говорится, знают о ней не понаслышке. Многим суждено было пройти через это серьезное испытание, но большая часть не смогло его пережить. Совсем немногим удалось избавиться от этой зависимости, переболеть этим недугом, нейтрализовать тяжелые последствий и сделав выводы, пересмотреть свой взгляд на эту проблему. Так или иначе она оставила глубокий след как в них самих, так и в их творчестве. Автор статьи не будет акцентировать свое вынимание на очевидных и распространенных причинах употребления алкоголя и наркотиков, будь то банальное любопытство и желание «просто» попробовать, поиск острых ощущений, бытовые проблемы, жизненная неустроенность и тому подобное. Так же исключаются из числа причин – получение личного удовольствия, следования веяниям моды в определенной социальной среде, не будет приниматься в расчет употребление алкоголя и наркотиков как показатель деградации личности и следствие антисоциального образа жизни.

В данной статье рассматриваются варианты употребления алкоголя и наркотиков в творческой среде, а именно в рок-культуре. Ввиду этого все обстоит иначе, и мы имеем дело с особым случаем, который является, если можно так сказать частью «рабочего процесса» – применение различных стимулирующих психотропных средств в качестве некого «инструмента» в творчестве. Автора в первую очередь интересует философское рассмотрение этих негативных проявлений в роке, имеющих под собой существенные основания и являющихся результатом осознанного выбора, когда за ними стоит определенный смысл, идея или концепция, не смотря на то, что также осознается, может не в полной мере, но все же их губительная сторона и возможные тяжелые последствия.

Итак, как известно, каждое настоящее творчество, помимо физических и других затрат, требует от автора огромных затрат внутренних, душевных, эмоциональных и интеллектуальных. Необходима постоянная подпитка, стимулирование всех внутренних резервов для пребывание в нужном тонусе и рабочем состоянии или другими словами необходимо вдохновение. Рано или поздно, период подъема может сменится периодом эмоционального и физического истощения, стагнации и упадка и тогда уже на смену вдохновению придет творческий кризис. Это довольно тяжелый период для каждого автора и выход из него может быть также довольно непростым. С этим сталкивается практически любой творческий человек и у каждого должен быть свой способ как с ним справится. Есть множество путей, огромное количество вариантов, как стимулировать, вернуть и поддерживать вдохновение. Но они требуют немалого времени и подразумевают чаще всего длительный процесс. Дело обстоит иначе и сложнее, если критический период наступил, внутреннее истощение пришло, но ситуация такова, что требует от автора по-прежнему пребывать на пике творческой деятельности и активности, требует вдохновенного состояния и подъема. Но знакомый алгоритм создания художественных образов и привычный набор выразительных средств не работают, отсюда ощущения творческой пустоты и нереализованности усиливаются, заставляют усомниться в своих силах и опасения, что момент вдохновения вернется, в свою очередь, тоже возрастают. Т. Лири и М. Стюарт отмечали: «Вас удручает хроническое безверие. Вы видите, что система общепринятых, экзистенциальных, принятых без доказательства, устойчивых и уютных представлений относительна и неполна, и в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Вы пытаетесь понять, как работает ваш мозг, создающий реальности и проецирующие иллюзии. Вы стремитесь вырваться за пределы этих реальностей и расширить сознание. Вы ищете Путь». [7; С. 10] Таким образом, автор ищет скорейшие пути выхода из кризиса и задается постоянно вопросом, где найти в этом случае внутренние ресурсы, где подчерпнуть энергию, где найти силы?

Вот здесь у многих творческих людей, а в данном случае у рок-авторов и появляется мысль о расширении сознания за счет различных внешних стимуляторах, как более быстром способе достигнуть желаемого результата и как им кажется способе, который намного проще. Так возникают в их поле зрения стимуляторы в виде алкоголя, наркотиков, транквилизаторов и т.д. Егор Летов – лидер группы «Гражданская Оборона» в одном из интервью говорил, что наркотик – это некий трамплин в определенное состояние, прыжок в особую творческую среду или момент, попадание в нужное настроения необходимое для создания конкретного образа. Поэтому также, как и алкоголь он выступает в качестве инструмента, способа, как для создания нужного настроя, вхождения в него, так и для создания самого момента хэппининга и особой ауры. «Рок-н-ролл — ведь тоже дверь. Трамплин. Бумажный самолетик. “Вертолет без окон и дверей”, “Трамвай до ближнего моста”. Все, что помогает крушить эти картонные Месопотамии, взрывать все эти трехмерные декоративные хлопушки, все эти кастанедовские “описания”, – все хорошо! Все – зерно на мельницу. Тут главное – как самому к этому относиться. Все от себя самого зависит… Конечно, лучше достигать достигаемого самому, собственными силами – но это же в нашей ситуации смехотворно или требует массы времени. Я скажу тебе по секрету – нет у меня лишнего времени на ожидание… Не за этим я здесь. И, кроме того, я с детства не любил мерить ступени шагами – я всегда перескакивал. Зачем ворочать колеса, если есть три волшебных слова: “Крибс-крабс-бумс!» [5] При этом алкоголь или наркотик не просто становится «прыжком», «волшебным заклинанием» и возможностью точно попасть в нужную тональность особого состояния и настроения, они еще дают возможность сэкономить время, перескочив многие промежуточные стадии и ступени. Правда нужно сказать, что такие искусственные стимуляторы далеко не всегда могут гарантировать стопроцентный результат, их механизм предсказуем, способен давать сбой, у него много сторонних влияющих факторов и необходимый эффект не только может быть не достигнут, а наоборот закончится неудачей и иметь всем понятные печальные последствия. Но тем не менее рок-автор часто рискует, и чтобы добиться своей цели, выбирает именно этот отчаянный, запретный способ, выбирает еще одно опасное приключение. Отсюда в рок-культуре есть термин – психоделический трип (психоделическое приключение), который связан с определенным видом внутреннего опыта, а именно опыта психоделического. Как писал Тимоти Лири: «Психоделический опыт — это путешествие в новые области сознания. Сфера действия и содержание этого опыта беспредельны, а его отличительной особенностью является выход (трансценденция) за пределы вербальных понятий и пространственно-временных измерений, за пределы эго, или личности. К такого рода опыту расширенного сознания можно прийти разными путями: с помощью сенсорной депривации, упражнений йоги или систематической медитации; этот опыт может иметь место в минуты религиозных или эстетических экстазов, а также может возникать спонтанно. В последнее время этот опыт стал доступным любому человеку, благодаря открытию таких психоделических препаратов, как ЛСД, пси-лоцибин, мескалин, DMT и так далее». [6; С. 13] Рок-герой как раз хочет получить именно этот внутренний трансцендентный опыт, он ищет это, абстрагированное от реальности, психоделическое приключения, чтобы из него выхватить, вытащить, перенести, образы и ощущения, а в последствии реализовать, осуществить грезы, видения, фантастические картины уже наяву и на практике в своих произведениях. С этими способами экспериментировали не только рок-авторы, с их помощью и многие другие творческие личности пытались воплотить в работах свои фантастические видения и ирреальные миры, сны и фантазии, полные ярких незабываемых впечатлений. В эпоху посмодернисткого деконструктивизма и постструктурализма появился ряд весьма авторитетных исследователей и мыслителей, определивших своей целью не оправдать или наоборот осудить, а попытаться понять и серьезно проанализировать эту тему и проблематику, увидеть некую взаимосвязь ее элементов, объединить в систему причины употребления наркотиков и алкоголя в творческой интеллектуальной среде. Это уже упомянутые Тимоти Лири, Станислав Гроф, Карлос Кастанеда и др., посвятившие исследованию психотропных веществ много трудов. Конечно сложно дать однозначную оценку и удержаться в рамках одной концепции, но на основе их работ можно сформулировать основные векторы в исследованиях этой области.

Во-первых, как уже говорилось ранее, наркотики и алкоголь это страшный, опасный, но возможно необходимый для рок-культуры внутренний опыт, инфернальная его часть, темная его сторона. И этот трансцендентный опыт связан с разными уровнями проявления бессознательного как любой личности, так и фигуры рок-героя. По мнению Ж. Делеза такой опыт включает в себя всевозможные переживания, воспоминания и т.д. различной глубина и степени, которые могут быть как положительными и позитивными, так негативными и весьма болезненными. Этот тяжелый опыт, как некий недуг, которым приходится иногда переболеть, чтобы выздоровев, получить иммунитет. Поэтому с одной стороны, почти с уверенностью можно утверждать, что рок-культура может и должна существовать без наркотиков, но вот возможна ли ее полнота без этого опыта, с уверенностью сказать нельзя.

Так же нужно выделить, что одной из главных причин использование алкоголя и наркотиков в рок-культуре, является попытка выйти за рамки неких ограничений как в творческом плане, так и в более масштабном смысле, выйти за рамки внутренних личностных запретов, табу и преград. С помощью этих стимуляторов создать, пусть и иллюзорную, но попытку выхода за рамки бытия в определенном смысле. И в этом видится поиск пространства не только творческого, но и внутреннего. Для рок-героя это тоже своеобразный поиск свободы, поиск самого себя, поиск трансцендентный, а значит духовный. Т. Лири писал, что наркотики, открывают сознание множественным реальностям и неизбежно приводят к формированию политеистических взглядов на Вселенную. Так в качестве примера можно взять такое направление в рок-культуре как рэггей, связанное непосредственно с религией растафарианства и для которой характерно курение марихуаны. Употребление ее в контексте данной религии и культуры африканских стран, нужно воспринимать не только как употребления наркотических средств для получения удовольствия, а как ритуальное действие, когда благовония являются частью ритуалов, связанных с очищением, защитой от враждебных сил и тд. С давних времен известны примеры, когда для языческих обрядов шаманы применяли различные средства для изменения, расширения сознания с целью вхождения в транс, для медитаций и т.д. Но нужно отметить, что в настоящее время употребление этих средств практически полностью утратило сакральный смысл, как, впрочем, и связь с религиозными, ритуальными магическими и культовыми действиями.

Так же употребление алкоголя и наркотиков могут являться следствием определенного вызова, бунта и протеста. Речь идет как о бунте социальном, вызове консерватизму, обывательскому мнению и стереотипам, жизненной каждодневной рутине т.д., так и бунте метафизическом, где одной из составных его частей является вызов страху, страху пустоты и одиночества, вызов несправедливости, незавидному человеческому уделу и тд. Как не странно, таким образом, тоже может проявляться протест и вызов свободного духа. Альбер Камю полагал, что для человеческого духа вообще доступны только два универсума – священный универсум благодати и универсум бунта. «Бунт порождается осознанием увиденной бессмысленности, осознанием непонятного и несправедливого удела человека. Цель бунта – преображение» [3; С. 69]. Многие представители рок-культуры употребляли наркотики, чтобы, по их мнению, сознательно вычеркнуть себя из погрязшего во лжи и лицемерии современного общества, таким образом противопоставить ему себя, заявить, что они другие и не такие как все. Тем самым вычеркнуть себя из общей массы, пусть таким радикальным, отчаянным и маргинальным способом, игнорируя привычные общественные устои, выступая против всяких авторитетов, несправедливости, систем, власти и др., тем самым освободится от их давления, контроля и ограничений, пытаясь почувствовать себя свободным и независимым. Жиль Делез в работе «Логика смысла» писал следующее: «Наркотики, если говорить о них обобщенно, вообще не имеют отношения к истине и лжи; разве что для гадалок они открывают некий мир "более истинный, чем реальный". На самом же деле, они смещают соотносительные положения глупости и мысли, устраняя прежнюю необходимость театра неподвижности. Но возможно, если уж мысли приходится противостоять глупости, что наркотики, которые мобилизуют мысль, расцвечивают, возбуждают, перепахивают и рассеивают ее, которые населяют ее различиями и заменяют непрерывное фосфоресцирование редкими вспышками – суть источник частичной мысли, – может быть». [2; С. 467] Автору статьи когда-то было довольно сложно объяснить почему эта тема затрагивала многих авторов. Теперь имея философскую базу и сложившийся понятийный аппарат возможность сделать это появилась. Зачастую у авторов к алкоголю и наркотикам не было интереса как таковым, и использовались они, как уже говорилось в качестве инструмента, медиатора, способа. Обращение к подобной тематике песен, часто было обусловлено, как и юношеским максимализмом, определенной формой протеста, противопоставлением себя мэйнстриму, обществу, сытому истеблишменту. Эта тема была в определенное время вызовом, тем более признание и констатация страшной действительности и этого факта в свое время, так же требовала пусть не геройства, но в некотором смысле мужества или отчаянной смелости. Большая часть молодежи употребляла наркотики подчиняясь «требованиям» моды, этот недуг затронул не только рок-музыкантов, но и людей из различных социальных сфер, но в открытую признавались в этом далеко не все. Признание же таких проблем, это уже, как известно, первый шаг на пути к исправлению ситуации. А ее неоднозначность еще состоит в том, что рок-музыканты, заявившие об этой проблеме открыто так же проявили акт бунтарства, так как тем самым выступили и в какой-то мере против своих, не считающих подобный образ жизни чем-то отрицательным.

В завершении данной статьи нужно резюмировать и выделить следующее. Рок-культура, как и любая другая культура является совокупностью положительных и отрицательных составляющих ее элементов. И проблема негативных проявлений, в данном случае – алкоголя и наркотиков по-прежнему в ней присутствует. Пусть это далеко не одна из лучших сторон в истории рока, но увы, тем не менее это ее часть. Автор статьи считает, что рок может быть и без наркотиков, их наличие вовсе необязательно. Но главное другое, что для рок-героя как субъекта рок-культуры, наркотики или алкоголь – это не самоцель. Чаще всего они – это запрещенный технический прием, табуированный «художественный» метод, особый инструмент для достижения творческого состояния, необходимого для рождения конкретного образа и воплощения его в творчестве. Выше обозначенные негативные проявления являются одной из составных частей внутреннего трансцендентный опыта рок-героя, опыта темных сторон и запредельных глубин бытия, опыта который может быть тоже необходим для последующее преображение. Поэтому в этих негативных проявлениях рок-культуры все же виден двоякий смысл, как в положительном, так и в пугающем значении. Несомненно, все эти «излишества», будь то алкоголь, наркотики и др. – далеко не самые лучшие и страшные, но своеобразные способы трансцендирования рок-героя, а также способ заполнения его внутренней пустоты, когда он выгорает и сжигает себя изнутри, тратя свою жизненную силу, энергию и здоровье на создание художественного произведения и реализацию себя в творчестве. Поэтому алкоголь и наркотики как бы цинично не звучало – издержки «производства» и как не печально, этого требуют законы жанра, чтоб рок-герой состоялся в полной мере. И к сожалению, нередко, когда уже не откуда ждать помощи, они становятся последней надеждой на обретение жизненных и творческих резервов, чтобы двигаться вперед и продолжать творить, потому что этого требует Призвание. А Призвание – это больше чет творчество, это творчество, возведенное в степень, оно не только для себя лично, оно для всех и от имени многих других же «печальных жителей земли». Оно требует непосильных затрат, и его цена очень высока. Таким образом, негативные проявления становятся еще и своеобразной жертвой, расплатой за «грехи», платой за попытку проникнуть в недозволенное, постигнуть непознаваемое и сверхчеловеческое, за попытку заглянуть за завесу бытия и за посягательство узурпировать прометеевский огонь, незаконным, запретным, табуированным способом. Поэтому далеко не всем рок-героям суждено пройти эти испытания и единицы, достигнув признания, известности, не потеряв себя, приходят к внешнему и внутреннему духовному преображению. Многие рок-герои к сожалению, обрели Свободу и Вечность, состоялись как творческие личности лишь ценой собственной жизни.

Чтобы завершить данную статью на оптимистической ноте, приведем интересный и красноречивый пример Майкла Джиры – лидера индустриальной группы Swans, которая исполняла настолько гипнотически-завораживающую, прекрасную и фантастическую музыку, но одновременно настолько же печальную, безысходную, мрачную и трагичную. Связано это было во многом с употреблением огромного количества наркотиков участниками коллектива, что привело к практически полному физическому, душевному, творческому истощению и распаду группы. Но к чести Майкла Джиры, нужно сказать, что он нашел в себе силы, чтоб отказаться от наркотиков, пересмотреть свое отношение к жизни, к миру и вновь вернуться к творчеству. Результатом этого чудесного преображения стала его новая группа – The Angels Of Light (Ангелы света), которая исполняет столь же величественную и красивую музыку, но под стать своему названию и столь же светлую. Таким образом, можно с точностью утверждать, что алкоголь и наркотики в рок-культуре не являются существенной оставляющей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. / пер. с анг. М.: МТМ, 1994. – 240 с.
2. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. – Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр. – М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. – 480 с.
3. Камю А. Бунтующий человек: сочинения в 5 т.: т 3 / А. Камю. – Харьков: Фолио, 1998. – 574 с.
4. Корабельников А. Влияние употребление наркотиков на творчество русских рок-поэтов. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-upotrebleniya-narkotikov-na-tvorchestvo-russkih-rok-poetov-predvaritelnye-zametki-iz-serii
5. Летов Е. 200 лет одиночества (интервью). http://grob-hroniki.org/article/1991/art_1991-12-xxb.html
6. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых» / пер. с англ. Г. А. Лубочкова. – Львов: Инициатива; К.: Ника-Центр, 2003. – 244 с. – (Серия «Новейшая психология»; вып. 4).
7. Лири Т., Стюарт М. и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Пер. с англ. / под ред. И. Митрофановой. – Санкт-Петербург: Экслибрис, 2002. – 224 с.
8. Никитин Ю. Философские аспекты причин наркомании https://cyberleninka.ru/article/v/filosofskie-aspekty-prichin-narkomanii
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 672 с.
10. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя / Пер. с англ. Д. н. Дудинский; Худ. обл. М. В. Драко. – М.: ООО «Попурри», 1998. – 672 с.


©  В.В. Доронин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru