levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

В.Я. Акимов,  (Доцент, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского федерального университета, заслуженный художник России)

Серия «Познание» # 05  2018
Древность
В статье приведены примеры из истории разных стран и народностей, высказывания выдающихся деятелей культуры и науки о значении живописи в духовной жизни человечества.
Статья предназначена в помощь студентам всех специальностей, изучающих предмет «живопись» включая отделения «дизайн» на различных кафедрах ВУЗов, а также для широкой аудитории лиц, интересующихся темой взаимосвязи в истории развития человечества изобразительного искусства с другими видами науки.

Ключевые слова: Древность, история, искусство, живопись, творчество, человечество, Египет, Греция, классика, жизнь, абстракция, дизайн.

 

Из истории живописи: «Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны».

Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог [1].

Природа одарила человека, в отличие от животных, удивительной способностью видеть мир в его многомерной цветной реальности. Тем самым Творец дал огромные возможности человеку для его стремления к познанию мира и оценки эстетической среды, созданной Творцом для существования человека на Земле. Земля – невероятно красивая планета, это мы видим с первых дней нашего появления на свет. Наши глаза наделены свойством воспринимать и различать огромное количество оттенков цветового спектра в отличие от животных, которые в большинстве едва отличают 5-6 локальных цветов. Мы радуемся, когда весной преображается Земля, какое множество различных цветов покрывают планету. Мы испытываем заметное эмоциональное воздействие природы на наше душевное состояние, связанное с изменениями времен года, погоды, утра и вечера. Весной мы ощущаем подъем и прилив пробуждающих сил и наоборот, осень, с её серостью и унылостью пейзажей, ввергает нас в состояние уныния и даже депрессии. И все это мы воспринимаем через цвет. Художники пишут картины под воздействием таких времен года, поэты слагают стихи, песни, музыканты выражают это состояние в сложных гармониях звуков…

На заре своего развития человек использовал свои природные данные умения изображать чисто в практических целях, связанных с проблемой выживания. Пещерные и наскальные рисунки свидетельствуют об этом. С процессом эволюции человека и его умением рисовать и видеть красочный мир в его цветном спектре приводит к тому, что он уже стремится запечатлеть целые явления или события, связанные с деятельностью человека и дать эмоциональную оценку в созданном произведении. В культовых произведениях создавались образы, наделенные внутренней силой, магической притягательностью и космической силой воздействия (образы индийских богов, фараонов, и т.д.) В древнеегипетских захоронениях (и у многих других цивилизаций) через рисунки и живописные изображения создавались целые летописи о жизни и деятельности усопшего фараона, его времени, что является для нашего времени бесценным материалом при изучении истории народностей. Красочность и живописность празднично-ритуальных сцен также является следствием зависимости человеческого сознания от цветового спектра.

С раскрашиванием рисунка по отдельным цветовым пятнам появляется постоянная потребность у художников создавать произведения, которые наиболее достоверно изображали сцены и сюжеты при помощи природных, в самом начале, а позднее искусственно созданной цветовой палитры красок.

С этого момента появляется технология многомерного изображения при помощи красок, которое сейчас определяем понятием «живопись» или живописной картиной.

Освоение письменности человеком было бы невозможным, если б человек не умел фиксировать в сознании увиденное и передать желаемое изображение на плоскости. Именно такая уникальная способность человеческого мозга дала возможность развить это умение и получить такие результаты, которые имеем сейчас. Даже трудно представить, как бы мы изучали историю развития человеческой цивилизации без многочисленных произведений искусства, оставленных нашими предками в культовых сооружениях древних цивилизаций: Индии, Китая, Шумера, Мексики, Египта и т.д. Каждая народность на протяжении тысячелетий развивала свою культуру изобразительного ряда и свои традиции. Китайская традиция живописи отличалась от египетской, как древнерусская от европейской. Художники становились выразителями и носителями национальных традиций, а чаще всего они и являлись родоначальниками многих традиционных изображений ритуальных и культовых изображений, которые со временем канонизировались и становились элементом национальной символики.

Времена и эпохи менялись, но стремление выразить свои эмоции всегда оставалось с человеком: классическая или постмодернистская, абстрактная или фотографически точная живопись - это вечный инструмент самовыражения и познания, отражающий индивидуальное состояние художника или исторические процессы в обществе, прекрасно показывающие тенденции текущего времени.

В жизни современного человека живопись стала уже не просто способом отражения реального мира, она стала совмещать в себе более глубокие смыслы эстетических ценностей и эмоциональных переживаний. Границы воздействия живописных произведений на человеческий разум значительно расширились по мере развития интеллекта самого человека.

Картина, созданная кистью художника, может затронуть самые широкие сферы человеческого познания: история, философия, психология, эстетика, литература, религия, поэзия и т.д.[2]

Сегодня невозможно представить область человеческой жизнедеятельности, в которую не вторгались бы открытия, сделанные в живописи и ее закономерности, связанные с использованием цвета в самых разных сферах: промышленность, медицина, строительство, авиация, гуманитарные науки и т.д. В ХХ веке такое соединение и взаимопроникновение искусства, утилитарных вещей и технического прогресса объединили одним всеобъемлющим словом «дизайн».

Без работы дизайнера в современном мире практически не обходится ни одна промышленная отрасль или деятельность человека, связанная с созданием чего - либо нового в массовом производстве. Дизайн настолько стал неотъемлемой частью нашей жизни, что мы даже не задумываемся над тем, что основой его являются поиски человека в сфере изобразительных искусств.

Каждый человек с детства в той или иной степени занимался живописью. Живопись является источником самовыражения, самопознания и классического удовлетворения от собственноручно созданного произведения искусства. Это возможность передавать глубинные мысли и желания, запечатлеть свои эмоции и идеи в зримые образы. Занятия живописью сильно развивает творческое мышление, помогает познавать мир вокруг себя в совершенно новом качестве и передавать это познание другим людям. Кроме отражения личных переживаний художника, картины могут передать глобальные идеи и общие тенденции, любовь и ненависть, красоту и уродливое, война и мирное созидание – все это может отразить живопись - величайшее из искусств.

Будучи доступной каждому, живопись позволяет любому взрослому или ребенку развить в себе чувство прекрасного, переосмыслить свою духовную составляющую и избавиться от накопившегося в суматохе современного мира стресса. Живопись активно влияет на нервную систему, дает позитивный настрой.

Очень многие деятели культуры, науки, видные политики, писатели, поэты, да и простые люди занимались живописью в свободное время от основных занятий, так как это давало возможность уйти в некий ирреально придуманный мир от окружающих событий. Это Д. Байрон, А.С.Пушкин, М.Волошин, В.Хлебников, В.Маяковский и многие другие. Вот как выразил свое отношение к живописи современный поэт, прозаик и священник Сергей Круглов " Мне не раз приходилось слышать от поэтов, мнящих так называемую «языковую заумь» единственной самоценной стихией стиха, – высокомерное: «Картинки в рифму!...», «Описательная поэзия!...». Ну что ж, каждый пишет, как он дышит; ко мне стихотворение приходит изначально именно в виде зрительного, тактильного и обонятельного тоже, но зрительного, прежде всего, образа, будь пришедшее всего только словом, словосочетанием или сочетанием звуков. Как и поэзия, и музыка, живопись растет из предельных глубин человеческого естества, из тех глубин, в которых, как на фреске Микеланджело, Адама касается творящий перст Бога, передающий ребенку часть генофонда Отца – Его образ, как это называют богословы. И один из генов и есть – творчество, разумный посыл любви, побуждающий человека, вслед за Творцом, осваивать и преображать мир. Тяга к живописи не иссякнет в человеке никогда: всякий новый человек, приходящий в мир и имеющий чудесный Божий дар – зрение, – будет снова и снова тянуться к карандашам и краскам, будет проводить часы, созерцая тайну полотен великих мастеров кисти, и пытаться найти себя, проходя их путём, как бы ни были развиты современные ему видеотехнологии. Картина, живопись, как знак тайны человеческой души и знак чаемого им, потерянного и обретаемого Царства, знак любви. И пока она бессмертна (а она бессмертна), есть и во мне крохотная, яркая частица этого бессмертия. Она есть, она будет. И я прибавляю свою любовь к истории людей, которые тоже любили красивые вещи, выглядывали их везде, вытаскивали из огня, искали их, когда они пропадали, пытались сохранить их и спасти, передавая буквально из рук в руки, звучно выкликая промеж осколков времени следующее поколение тех, кто будет любить их, и тех, кто придет за ними.»

А вот как сказал о живописи знаменитый российский поэт Н.Заболотский:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

… лучше не скажешь.

Как видим, постепенно живопись в форме картины стала неотъемлемой частью нашей жизни, а больше всего - духовной составляющей нашего сознания и бытия. Мир нашего культурного сознания немыслим без существующих культурных центров, которые хранят в своих стенах уникальные достижения в области живописи. Миллионы людей с восхищением и замиранием сердца рассматривают произведения, хранящиеся в музеях Ватикана, Уффици, Эрмитажа, Лувра, Музея Прадо, Гуггэнхайма, Третьяковки и т.д.

В сознании почти каждого культурно развитого человека всплывают имена великих мастеров, которые в своих живописных полотнах выразили глубинные чувства страдания, любви, восторга, бесконечные размышления о жизни и смерти и о месте человека во вселенной. Это - Джотто, Леонардо, Микеланджело, Боттичелли, Рублев, Феофан Грек, Врубель, Иванов, Ван-Гог и тысячи других гениальных художников.

Картина, как живописное произведение, перешагнула пороги дворцов и храмов, где она несла декоративно - дополняющую или ритуальную функцию и стала самостоятельным видом искусства, потребовав для этого отдельные помещения в виде музеев и выставочных залов. Сейчас миллионы людей посещают такие центры ради зрительного и душевного прикосновения к шедеврам. Люди выстаивают сутками в огромных очередях ради встречи с произведениями гениальных художников. Нескончаемым потоком движутся зрители ежедневно к росписям Рафаэля и Микеланджело, молитвенно замирают перед Джокондой Леонардо да Винчи в Лувре, часами стоят перед Третьяковкой, чтобы попасть на выставку В.Серова, И.Айвазовского, Ван Гога, Г. Климта.

И если вы попытаетесь выяснить, что же движет такой массой людей, стремящихся в музеи на встречу с живописью, то вы наверняка получите сотни самых разных ответов, и каждый будет по-своему прав, так же, как каждый идущий в храм для встречи с таинством причащения как к источнику чистоты и духовных сил. Такова сила воздействия живописи.

«Творчество - это чистая молитва духа. Искусство - сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Под знаком красоты мы идем радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся. И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее»,[5,стр-1] - утверждал Николай Константинович Рерих, всемирно известный художник, философ-гуманист, историк культуры, общественный деятель, педагог.

 Конец 19 начло20 столетия в истории человеческого развития ознаменовано многими грандиозными событиями, которые изменили образ жизни, взгляды на устоявшиеся понятия и т.д. Революционные изменения и достижения в области технического прогресса, повлекшие за собой столкновение государственных интересов, социальные катаклизмы, приведший к первой мировой войне и  революция в России  стали косвенно (а во многом и на прямую)  причиной появления совершенно нового взгляда на место искусства, литературы и архитектуры в жизни человека. Желание человека уйти от насущных земных вопросов и проблем в область ирреальный, в область «искусство для искусства» приводит к взрывному интересу среди деятелей культуры к таким направлениям в живописи, как модерн, абстракционизм и сюрреализм. Внимательно изучая историю развития изобразительного искусства не трудно заметить, что все эти понятию уже существовали ранее, в искусстве древних индейцев, египтян, греков и т.д. Но в начале 20 столетия проявляется огромный интерес к такой форме творческого самовыражения, которое определяется общепринятым термином «абстракционизм».

Признанным лидером, который теоретически обосновал и подтвердил в своих творческих исканиях является В.Кандинский. «Наряду с Пикассо, Шагалом и Дали В. Кандинский принадлежит к числу открывателей нового художественного языка ХХ столетия и не только потому, что именно он «изобрел» абстрактную живопись, которая существовала и до него; главное, он смог дать ей масштаб, цель, объяснение и высокое художественное качество … Для этого понадобились и философские традиции… и определенные социальные и культурные условия». В. Турчин. Журнал «Искусство» №2.1989г.

Кандинский рассматривал абстракционизм как естественный и неизбежный шаг в эволюции искусства и никогда при этом не третирую великое достижение человечества в реалистическом изображении. Прекрасно знал историю искусств и мог по памяти нарисовать произведения Рафаэля, Рубенса, Рембранта и др. «Романтиз уже теоретически предчувствовал возможность существования живописи «абстрактной» фантастической, музыкальной, поэтической» - Ф.О.Рунге.

Кандинский утверждал, что абстрактными столкновениями линий, цветовых пятен и ритмов можно достичь того же драматичного накала в произведении как у Брейгеля или Босха. Он утверждал, цвет имеет музыкальное звучание (что подтверждает Прокофьев и современные достижения в области синтеза музыки и цвета). Непосредственное и прямое влияние В.Кандинский произвел на основы преподавания дизайна, как автор многих научных теорий типа «Тезисы преподавания», «О духовном в искусстве» и.т.д., всего более 100. Кандинский был глубоко убежден в интернационализации передового искусства и был противником узко национальной замкнутости художников. Но при этом большое внимание уделял Росси и считал, что именно русские художники носители космополитической идеи в искусстве.

В своем трактате «Текст для художника» Кандинский заявляет: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возникает космос, - оно проходит путем катастроф, подобных хаотичному реву оркестра…. Создание произведения есть мироздание» С этим определением трудно не согласиться. Процесс создания картины в единое целое, в гармоничное соединение многих компонентов в одну систему координат, которые по воле автора начинают «работать» и производить впечатление на зрителя – это и есть новое мироздание, которое создает художник посредством своей творческой воли и интеллекта. Это и есть способ познания мира или как угодно, способ проникновения в космическое устройство мира и через изобразительное искусство пытаться понять законы устройство мира. Мир для человеческого разума разноцветен. Нет сомнения, что такие возможности даны человеку, наделенному высшим разумом на Земле, не случайно. Интеллект и понимание красоты – суть едины, суть высшего разума. Изучая все сущее вокруг себя мы невольно восхищаемся совершенством созданных Создателем, великим Художником, растений и животного мира. Какое совершенство форм, красок, линий, цвета! И мы, дети этого Создателя, должны учиться у него, понимать и ценить данное окружение для своего же совершенствования и познания окружающего нас огромного мира.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карпичечи А.К. Искусство и история. Египет. Флоренция. Серена де Леонардес .2004,-192с.,ил.
2. Федорова А.Г., Шафранская Н.В. История искусств зарубежных стран XII-XVIII века:- М.,Учебное пособие для вузов. Изобразительное искусство, 1988.-512с.,ил.
3. Салько Н.Б.Живопись Древней Руси. М., Художник РСФСР,1982.-307с.ил.
4. Дажина В.Д. Микеланджело: Уч. – изд.М.: Искусство, 1987..-215 с.,ил.
5. Морозова О.В. Шедевры Европейских художников:- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2013.-304 с.,ил.
6. Башкова Н.В. Николай Константинович Рерих: -М., Директ-Медиа, 2010. -48 с.
7. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады.- М:., Уч.-изд. Изобразительное искусство, 1988.-381с.,ил.
8. Турчин В. Журнал «Искуство» №2. М.: Искусство 1989-80с.ил.
9. Замкова М. Лондонская национальная галерея. М.,: ОЛМА –ПРЕСС 2003-126с.
10. Дондурей Д. Канские хроники. М.: Новое литературное обозрение,-2017.


©  В.Я. Акимов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru