levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

Е.В. Канторова,  (Аспирант, Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва)

Серия «Познание» # 01-02  2018
Трудности школьного обучения
В статье рассматривается влияние показателей слухоречевой и зрительной памяти младших школьников на трудности школьного обучения с учетом разделения сложностей в освоении математических и лингвистических компонентов учебной деятельности. Выявлено влияние характеристик слухоречевой и зрительной памяти на успешность обучения. Установлено, что дети с трудностями в области математики наоборот имеют более развитую слуховую и менее развитую зрительную память относительно учащихся с трудностями лингвистического характера. А учащиеся с лингвистическими трудностями демонстрируют более высокие показатели зрительной памяти и сложности с запоминанием слухоречевой информации.

Ключевые слова: Трудности школьного обучения, зрительная память, слухоречевая память, успешность обучения, учащиеся начальных классов.

 

В  условиях современной школы, все больше детей сталкиваются с трудностями обучения различного характера. Результаты множества исследований проблемы трудностей школьного обучения последних лет отмечают необходимость комплексного использования психодиагностического, нейропсихологического и других методов психологии для выявления истинных причин неуспешности обучения [2].

В исследовании с целью выявления отличительных особенностей развития памяти у детей с трудностями школьного обучения принимали участие 154 учащихся 4-х классов ГБОУ Школы № 587 ЗАО г. Москвы (67 девочек и 87 мальчиков) в возрасте 9-11 лет.

Группа учащихся, имеющих трудности школьного обучения была сформирована на основе показателей диагностики группового интеллектуального теста (методика ГИТ). Данный тест разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован к использованию в работе с российскими школьниками [5 с.443]. Тест содержит 7 заданий: исполнение инструкции, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, установление аналогий, расшифровка символов.

В соответствии с возрастными нормами выполнения заданий ГИТ [5 с.447] по результатам проведенной диагностики 66 учащихся получили очень низкий результат по одному или нескольким заданиям теста и рассматриваются в исследовании, как школьники с трудностями обучения. Дополнительно, для получения белее детализированных данных, группа учащихся с трудностями обучения была разделена на три подгруппы: школьники с трудностями в области математики (21), школьники с трудностями лингвистического плана (16) и школьники со смешанными трудностями (29).

Нейропсихологическое исследование возрастных особенностей памяти проводилось адаптированным для группового предъявления методом экспресс диагностики слухоречевой и зрительной памяти «Лурия 2010» [3]. Диагностика состояла из 14 серий:

  • 1-6 серии – предъявление и воспроизведение 11 не связанных между собой слов и 12 абстрактных фигур. На данном этапе тестирования выявлялись показатели объема и тормозимости слухоречевых и зрительных следов.
  • 7 и 12 серии – первое отсроченное воспроизведение слов и фигур. Между воспроизведениями были включены отвлекающие задания для снятия напряжения и сосредоточения на процессе запоминания.
  • 9 и 11 серии – предъявление 23 слов, среди которых нужно узнать 11 слов из 1-3 серий и предъявление 21 фигуры, из которых нужно узнать 12 фигур 4-6 серий. На этом этапе были выявлены показатели непроизвольного запоминания.
  • 13 серия представляла собой второе отсроченное воспроизведение слов для выявления показателей прочности и порядка слухоречевого запоминания.
  • 14 серия – второе отсроченное воспроизведение фигур. На этом этапе соответственно выявлялись показатели прочности и порядка зрительного запоминания.

После завершения исследования особенностей памяти по всем воспроизведениям был проведен расчет показателей регуляции и контроля слухоречевой и зрительной памяти с учетом допущенных ошибок (замена, искажение слов и фигур, ложное узнавание, пропуск слова или фигуры при узнавании и т.п.).

Для выявления результатов исследования был проведен анализ различий по параметрам зрительной и слухоречевой памяти у мальчиков и девочек, у школьников с трудностями обучения и без них, а также внутри экспериментальной группы с учетом вида трудностей обучения.

При сравнительном анализе между группами мальчиков и девочек установлено, что у девочек лучше развита слуховая память, в частности прочность запоминания и объем непроизвольной памяти.

Расчет достоверных различий параметров памяти у детей с трудностями обучения по сравнению с контрольной группой с использованием критерия Манна-Уитни показал наличие достоверных различий по суммарному показателю слухоречевой памяти U=2285 при уровне значения 0,05 за счет объема и прочности запоминания. По параметрам зрительного запоминания значительных различий не выявлено.

В дальнейшем был проведен анализ различий между учащимися по типам ТШО (математические, лингвистические и смешанные). Данные анализировались с помощью критерия Краскела-Уоллеса.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате установлено, что учащиеся с трудностями в области русского языка и понимания текста демонстрируют более высокие показатели зрительной памяти и сложности с запоминанием слухоречевой информации.

Дети с трудностями в области математики наоборот имеют более развитую слуховую (за счет показателя тормозимости слухоречевых следов) и менее развитую зрительную память относительно учащихся с трудностями лингвистического характера.

Наиболее значимые различия выявлены в группе детей со смешанными трудностями, такие учащиеся сильно отстают по большинству показателей и зрительной и слухоречевой памяти, особенно это касается показателей прочности слухового и зрительного запоминания.

Можно сделать вывод, что такие результаты свидетельствуют о значительных различиях в сфере обработки, запоминания и структурирования информации для последующего использования у детей с трудностями обучения в отличие от других учащихся. Дети с трудностями обучения гораздо реже используют приемы произвольного запоминания, аналогии и синтеза информации. Также они чаще используют зрительное запоминание, чем восприятие информации на слух.

Несомненно, данных исследования недостаточно для формулирования однозначных выводов по рассматриваемой проблеме, однако полученные результаты возможно использовать как ориентир при организации психолого-педагогической работы по профилактике и корректировке трудностей школьного обучения в начальной школе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Давыдова Е.Ю., Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. Связь нейропсихологических показателе памяти с успешностью типом обучения // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурии. М., 1997. С. 29. 

2. Зверева Н.В., Хромов А.И., Сергиенко А.А., Коваль-Зайцев А.А. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание).— М.: ООО «Сам полиграфист», 2017. 48 с.
3. Караханян К. Г. Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4. С.53-57
4. Пашнев, Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога // Ростов н/Д : Феникс, 2010. 317 с.
5. Психология подростка. Полное руководство: под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 504 с.


©  Е.В. Канторова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru