levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

Му Кэ,  (Аспирант, Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова )

Серия «Познание» # 01-02  2018
Изобразительное искусство
Предметом анализа в настоящей статье является феномен творчества художников-передвижников в условиях социокультурных инноваций второй половины ХІХ века. Внимание акцентируется на развитии жанров и стилей русской живописи исследуемого периода.
Достижение цели в статье стало возможным благодаря изучению особенностей творческого наследия художников-передвижников второй половины ХІХвека, характеристике конкретных персоналий и их работ. Отмеченные в публикации особенности определяют новый этап в развитии традиций русской жанровой живописи. Он был связан с творчеством передвижников и близких к ним художников.

Ключевые слова: Изобразительное искусство, художники-передвижники, традиции, жанровая живопись, социокультурные инновации, Россия, русское искусство, творческое наследие, жанр, феномен.

 

Русское изобразительное искусство ХІХ века в целом и второй половины, в частности, его традиции, социально-культурные условия развития, творческое наследие художников-передвижников неоднократно изучались отечественными изыскателями. Так, интерес представляют исследования, вышедшие в первой половине ХХ века, авторами которых являются М. Б. Аптекарь, А. Н. Бенуа, И. В. Гинзбург, Л. А. Динцес, Г. Жидков, И. С. Зильберштейн, С. Н. Кондаков, О. А Лясковская, В. А. Никольский, А. В. Половцев, Е. В. Сахарова, Н. Н. Серебренников, П. П. Соколов, В. В. Стасов, Л. М. Тарасов, К. А. Ухтомский, А. А. Федоров-Давыдов, В. М. Фриче и другие.

Во второй половине XX века многие важные аспекты были изложены в X томе «Истории русского искусства» (главы, написанные Д.З.Коган, B.Н. Петровым, Р.С. Кауфманом, Д.В. Сарабьяновым, Е.Б. Муриной), в сборнике «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века» (статьи А.А. Сидорова, Ю.С. Калашникова, Г.Ю. Стернина и др.), в книге Г.Ю. Стернина «Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков», а также в исследовании О.А. Лясковской «Пленэр в русской живописи XIX века».

Свою лепту в изучение отечественной живописи второй половины ХIX во второй половине ХХ века внесли Б. В. Асафьев, Э. М. Белютин, Е. А. Борисова, А. Г. Верещагина, П. П. Гайденко, И. В. Гинзбург, Т. Н. Горина, Р. В. Дановская, А. Н. Изергина, Л. И. Иовлева, Е. И. Кириченко, Т. М. Ковалевская, Ф. С. Мальцева, М. О. Микешин, М. Б. Милотворская, Я. Д. Минченков, Н. М. Молева, Е. В. Нестерова, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. А. Прахов, И. Н. Пунина, И. Е. Репин, Г. Г. Седова, В. В. Стасов и другие авторы.

Следовательно, вопросы формирования и развития русской живописи в ХIХ веке неоднократно становились предметом исследования отечественных ученых. Известны их труды, которые имеют большую ценность, как в российском, так и зарубежном искусствоведении. Однако еще мало изученным остается феномен творчества художников-передвижников в условиях социокультурных инноваций второй половины ХІХ века. Именно этот фактор является фундаментальным в настоящей статье и аргументирует ее новизну.

Как известно, Россия испытала колоссальный социокультурный конфликт в начале 1860-х годов[1, c. 59]. В 1861 году крепостные были освобождены и, в результате, такие экономические сдвиги радикализировали ряд молодых интеллектуалов в России. В 1863 году четырнадцать студентов в Российской Императорской Академии художеств отказались участвовать в ежегодном конкурсе золотых медалей. Их поступок имел последствия, поскольку такое поведение молодых художников означало отказ от царского правительства. В результате многие из этих художников были вынуждены организовывать собственные выставки после того, как получили разрешение на получение дохода, необходимого для продолжения своей карьеры.

В 1863 году группа из четырнадцати студентов решила покинуть Императорскую Академию Искусств. Студенты обнаружили, что правила Академии ограничены. Учителя были консервативны, а в Академии существовало строгое разделение между высоким и низким искусством. Стремясь принести искусство людям, студенты сформировали независимое художественное общество - Петербургский кооператив художников (Артель).

В 1870 году передвижники, уже утвержденные правительством как Товарищество, начали трудиться с целью, чтобы дать людям из провинции возможность следить за достижениями русского искусства и научить соотечественников ценить искусство. Товарищество демонстрировало независимость от государственной поддержки и популяризовало искусство, которое иллюстрировало современную жизнь людей из Москвы и Санкт-Петербурга, в провинции.

Первая выставка «Передвижники» открылась в Санкт-Петербурге, в ноябре 1871 года, а затем отправилась в Москву в начале 1872 года [5]. Ее встретили незамедлительные признания со стороны влиятельных критиков, таких как, В. В. Стасов, провозгласивший этот феномен рассветом нового дня для русского искусства.

Выставки художников-передвижников вызывали любопытство в российском обществе. Первую выставку представили только в четырех городах, в общей сложности ее оценили 30 527 посетителей. Но к 1877 году выставки стали еще популярнее и привлекали уже более 40 000 посетителей в год, отправляясь в восемь или более городов.

Многие из «Передвижников» получили известность за свое изображение русской земли. Концепция Родины, Отечества всегда была важным фактором в концепции русской национальной идентичности, но редко изображалась в изобразительном искусстве. Работа «Грачи прилетели» (1871) А.Саврасова вызвала сенсацию за его чувствительное изображение русской деревни. Кроме того, изображения И. И. Шишкиным русского леса и ослепительные образы лунных ночей А. И. Куинджи отметили красоту разных регионов Российской империи [6].

Несмотря на популярность пейзажной тематики в произведениях искусства, критики утверждали, что пейзажная живопись не может продвигать прогрессивные политические идеи и что это элитарное искусство. Например, тот же В. В. Стасов и другие критики требовали, чтобы ландшафты включали в себя социальный комментарий и рассматривали тяготы жизни в стране. «Владимирка» Исаака Левитана является одним из примеров попытки ответить на эти обвинения, вливая пейзажную живопись в политическое содержание [9, c. 39]. Этот, казалось бы, непритязательный ландшафт был бы признан большинством российских зрителей как путь, по которому заключенные были отправлены в ссылку в Сибирь.

Некоторые передвижники в работах изображали откровенно политическую проблематику. Такими, например, стали монументальные Волжские барж-путешественники Ильи Репина, которые воспроизвели бесчеловечные условия, в которых эти люди работали [11].

Во второй половине 1880-х годов представители Товарищества постепенно начали терять статус прогрессивной оппозиционной группы [13]. Более того, семья царя начала посещать выставки и покупать картины, а некоторые художники-передвижники, такие как И. Репин и В. Поленов, даже были приглашены присоединиться к Императорской Академии художеств -именно к тому институту, против которого многие из передвижников восстали всего 20 лет назад. Младшие русские художники Товарищества вскоре обратились к изучению и изображению местных традиций и западной творческой практики, чтобы сформировать путь для современного русского искусства.

Несмотря на это институциональное признание, передвижники продолжали существовать как организация до 1923 года. Затем некоторые члены присоединились к Ассоциации художников революционной России («Ассоциация художников-революционеров России»). Впоследствии советские критики характеризуют передвижников как политически прогрессивных личностей, приветствуя их как предшественников социалистического реализма [7, c. 205].

С 1871 по 1923 год общество организовало 48 передвижных выставок в Санкт-Петербурге и Москве, после чего их показали в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах [14, c. 255].

Художники-передвижники находились под влиянием публичных взглядов литературных критиков В. Белинского и Н. Чернышевского, оба из которых поддерживали либеральные идеи. В 1863 году, почти сразу после освобождения крепостных, идеи Н. Чернышевского были реализованы с помощью передвижников, которые выразили известную славянофильско-популистскую идею о том, что у России есть отличительная, скромная, внутренняя красота, отображенная на холстах художников [3].

Феномен творчества передвижников заключался в том, что «они изображали многогранные аспекты общественной жизни, часто критикуя социальную несправедливость» [12]. Однако их искусство показало не только нищету социума, но и красоту народного образа жизни; не только страдания, но стойкость и силу персонажей. Передвижники осудили русские аристократические приказы и самодержавное правительство в их гуманистическом искусстве. Они изображали эмансипационное движение русского народа с сочувствием, раскрывали специфику социально-городской жизни, а позже использовали историческое искусство, чтобы изобразить простых людей.

Во время расцвета (1870-1890) Товарищество развивалось с более естественными взглядами на правду жизни и свободным ее изображением в работах. В отличие от традиционной темной палитры того времени, передвижники выбрали более легкую палитру со свободной манерой в своей технике рисования. Товарищество объединило большинство талантливых художников страны. Более того, среди передвижников были художники Украины, Латвии и Армении. П. М. Третьяков показал работу этих художников в своей галерее, дав им важную материальную и моральную поддержку [8, c. 72].

Передвижники рисовали пейзажи, чтобы исследовать красоту своей страны и побуждать простых людей любить и сохранять ее. И. Левитан однажды сказал: «Я представляю себе такую грациозность на нашей русской земле - переполненные реки, оживляющие все. Нет страны, более красивой, чем Россия!» [10, c. 107]. Передвижники придавали национальным пейзажам особенный самобытный колорит, поэтому люди других народов могли без труда распознать русский пейзаж. Следовательно, пейзажи передвижников являются символическими воплощениями русской национальности и традиционности.

Обычные русские люди в то время не могли позволить себе ехать в Москву или Санкт-Петербург, поэтому популяризация русского искусства передвижниками знакомила их с рядом шедевров русской живописи. Даже сейчас издатели используют репродукции в учебниках как визуальный символ национальной культурной идентичности [15].

Последняя 48-я выставка Товарищества в 1923 году была последней. Большинство членов присоединилось к Ассоциации художников революционной России (АХРР) [2]. Его участники воспитывались и творчески формировались на традициях «Передвижников»,«стремились создавать произведения искусства, доступные для простых людей и добросовестно отражающие праведность советского общества» [4].

Таким образом, передвижники - группа русских художников-реалистов, которые создали Товарищество передвижных художественных выставок художников в знак протеста против академических ограничений в изобразительном искусстве. Феномен этого Товарищества заключался не только в создании искусства, которое представляло неподготовленное представление о современной жизни в России, но и для вывода искусства из столиц также в деревню, для всех людей, то есть - формировании искусства для всей российской нации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алленов М. Русское искусство XVIII начала XX века / М. М. Алленов. - М., 2000. – 320 с.
2. Ассоциация художников революционной России / А. Барагамян, гл. ред. изд-ва «Директ-Медиа». - М.: ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2011. - 48 с. - (Великие художники, т. 97).
3. Ван Пин. Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве ХІХ века / Ван Пин [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/vklad-hudozhnikov-peredvizhnikov-v-stanovlenie-realizma-kak-novoy-sistemy-mirovozzreniya-v-iskusstve-xix-veka (дата обращения - 27 августа 2017 года)
4. Доннелли Майкл Е. Бессмертные передвижники. Русская галерея картин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russianpaintings.net/ (дата обращения – 26 августа 2017 года)
5. Дрегуляс Г. Открытие первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок / Галина Дрегуляс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opeterburge.ru/history-146-226.html (дата обращения - 26 августа 2017 года)
6. Знаменитые художники-передвижники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-portrets.ru/hudojniki_peredvijniki.html (дата обращения - 28 августа 2017 года)
7. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа / С. В. Иванов. СПб: НП - Принт, 2007. – 450 с.
8. Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея / И. Ненарокомова. - М.: Арт-Родник, 1998. - 256 с.
9. Петров В. Исаак Левитан / В.А. Петров. - М.: Белый город, 2000. – 87 с.
10. Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. Тверь: СФК-офис 2009. - 416 с.
11. Репин И. Далёкое и близкое / И. Е. Репин. - М., 2002. - 400 с.
12. Товарищество передвижных художественных выставок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art19.info/peredvizhniki/ (дата обращения - 27 августа 2017 года)
13. Толстова А. Подвинуть передвижников / А. Толстова. – 18 февраля 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2661/?fb_comment_id=1151432161563796_1153448941362118#f25c981c0da97 (дата обращения – 26 августа 2017 года)
14. Эли Кристофер (2000). Критики на родной земле: ландшафт и противоречивые идеи национальности в Имперской России» // Ойкумена. – 2000. - 7 (3). – С. 253-270.
15. Brooks Jeffrey. The Russian nation imagined: the peoples of Russia as seen in popular imagery, 1860-1890s // Journal of social history. - 2010, 43 (3). – Р. 535-557.


©  Му Кэ, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru