levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Серия


    Серия "Гуманитарные
    науки"

  • Серия


    Серия
    "Экономика
    и Право"

  • Серия


    Серия
    "Естественные и
    Технические науки"

  • Серия


    Серия
    "Познание"

  • Журнал


    Журнал
    "Минеральные
    ресурсы России"

  • Журнал


    Журнал
    "Геология
    Нефти и Газа"

  • Журнал


    Журнал
    "Маркшейдерия и
    Недропользование"

  • Журнал


    Журнал
    "Земля Сибирь"

М.В. Казмирук,  (Белорусский государственный университет культуры и искусств)

Серия «Познание» # 01-02  2018
Католическое харизматическое движение
В статье приводятся аналитические сведения, освещающие аспекты социокультурной деятельности групп католического харизматического движения (далее – КХД) на территории Беларуси, основанные на данных, полученных при использовании включенного наблюдения. Автором выделяются отличительные черты и тенденции развития католического харизматического движения в современном белорусском обществе. Приводится типология белорусских групп католического харизматического движения, разработанная авторам по нескольким критериям, отражающая когнитивные и поведенческие особенности последователей.

Ключевые слова: Католическое харизматическое движение, социально-культурная деятельность, харизматическое христианство, католическая культура, Римско-католическая церковь, нетрадиционная религиозность, Беларусь.

 

Методология настоящего исследования предполагает определение понятия католическое харизматическое движение в связи с отсутствием в постсоветской академической среде унифицированного термина для данного феномена. В трудах зарубежных исследователей также по этому вопросу существуют разночтения.

В проанализированных нами источниках встречаются следующие термины для описываемого явления: католическое харизматическое движение «Обновление в Святом Духе» [4], католическое харизматическое возрождение, неопятидесятническое движение [5], католическое харизматическое обновление [6], харизматическое движение в католической церкви [8]. В западных источниках также встречаются различные наименования, несмотря на то, что к 1990-м гг. за феноменом закрепился термин Catholic Charismatic Renewal [13], который на русский язык можно перевести как Католическое харизматическое обновление / возобновление, – термин исходит из самоназвания движения, которое утвердилось к 1975 году. Однако наравне с ним в зарубежной академической литературе используются и другие: Catholic Charismatic Renewal Movement [12], Catholic Charismatic Movement [16], Catholic Pentecostalism [18], что также свидетельствует о наличии диверсификационных референций по настоящему вопросу.

Наблюдаемая проблема употребления терминов, по нашему мнению, связана с различными интерпретациями феномена в конфессиональной и академической средах, что вызывает определенные методологические трудности в связи с сопряжением указанных исследовательских позиций.

В рамках данной работы под католическое харизматическое движение мы понимаем структурированные молитвенные группы и сообщества, объединенные координаторами на местном, епархиальном и национальном уровнях, адепты которых сочетают традиционное участие в церковной мессе с сознательным использованием пятидесятнических форм религиозного опыта, такими как глоссолалия, падение в Святом Духе, массовые сеансы исцеления и экзорцизма, что влечет за собой отклонение от центральных элементов католицизма.

Тенденция к использованию пятидесятнических форм религиозного опыта в ритуальной жизни Римско-католической церкви обнаруживается в 1960-е годы и приводит к образованию католического харизматического движения в ригористической традиции католицизма. Приверженцы новой эмпирии организовывались в молитвенные харизматические группы, выступавшие за обновление чрезмерно рациональной культурной традиции католицизма посредством интеграции в ее структуру эмоциональной и индивидуальной религиозности. Вскоре движение распространилось по всему миру [2, c. 57].

На территории стран СНГ католическое харизматическое движение распространилось после распада СССР, посредством идейной миграции через польских волонтеров в 1990-х годах. Первые группы возникают в городах Украины и Беларуси. На территорию России движение мигрирует ориентировочно после 2003 года посредством украинских миссионеров, на что указывает образование филиала «Школы христианской жизни и евангелизации Святой Марии из Назарета Матери Церкви»* в Москве [8].

* «Школа христианской жизни и и евангелизации Святой Марии из Назарета Матери Церкви» – католическое харизматическое течение, образовавшееся на территории Украины при активном участии Ордена Братьев Меньших Капуцинов (OFMC), на сегодняшний день имеет филиалы больше, чем в 10 странах мира [9].

В распространении католического харизматического движения на территории Беларуси условно можно выделить два периода [3, с. 87–88]:

  • первый период приходится на 1993 – 1997 гг. и заканчивается конфронтацией между рядовыми прихожанами и молодежной харизматической группой «Иоанн Креститель», образованной в 1993 г. польским волонтером. Впоследствии, в 1998 году, упомянутая группа вышла из Римско-католической церкви и в 1999 году вошла в состав Объединенной церкви христиан веры евангельской [1, c. 64–64]. Упомянутые события спровоцировали абстрагирование католической иерархии в Беларуси от католического харизматического движения, которое только начало зарождаться. Однако упомянутый прецедент должен рассматриваться как исключение: переживающая период ренессанса, Римско-католической церкви в Беларуси ввиду ограниченности ресурсов и кадров была не способна контролировать процесс активизации молодежной группы, а харизматический уклон был, на тот период, чужд и непонятен.
  • второй период начинается с 2007 года. С данного времени начинает формироваться структура современного католического харизматического движения на территории Беларуси: открывается филиал «Школы христианской жизни и евангелизации Святой Марии из Назарета Матери Церкви» (г. Орша), организовываются ежегодные духовные семинары, с приглашенными ораторами из-за рубежа (г.п. Рось), ведется активная миссионерская и социокультурная деятельность.

На современном этапе католическое харизматическое движение в Республике Беларуси может быть разделено на два направления: «Школа христианской жизни и евангелизации Святой Марии из Назарета Матери Церкви» и «Свет-Жизнь». Данные направления находятся в идейной и структурной зависимости, имеют развитую и сложную систему членства (срок обучения – 6 лет), функционирует преимущественно при приходах во главе с настоятелем, социально ориентированы, а также активно участвуют в социальной и культурной жизни страны. При этом обладают определенной автономией друг от друга, реализуют различные социальные и культурные проекты и вербуют новых адептов из разных возрастных групп. Если «Школа христианской жизни и евангелизации Святой Марии из Назарета Матери Церкви» ориентирована преимущественно на молодежь, то «Свет-Жизнь на супружеские пары и людей пожилого возраста [1, c. 65].

Существуют также отдельные харизматические группы, которые не прошли процесса централизации в единое структурное течение: «Свет Марии» и «Бога Отца». Данные группы закрыты на внешние контакты, не участвуют в социальных проектах (за исключением индивидуальных инициатив) и не занимаются миссионерской деятельностью [1, c. 65].

Католическое харизматическое движение стремится создать нового человека и новую культуру, при этом представляя себя как прямого преемника христианской традиции, и претендует на решение всех духовно-нравственных, экономических и социально-политических проблем белорусского общества. Лидерами харизматическими групп сформирована особая миссия по преобразованию белорусского общества (национальной идентичности, культурной и религиозной традиции), вследствие чего адепты ощущают свою богоизбранность и религиозную элитарность.

К особенностям современного белорусского католического харизматического движения следует отнести отсутствие критики клерикализма, что характерно для групп католического харизматического движения Европы [15, с. 51–60] и США [19, с 31–47.]; проявление экстатических состояний в меньшей степени, чем это происходит в соседних регионах Украины [12] и Польши [20]; преобладающая численность молодежи; отсутствие официальной поддержи митрополии и лица, контролирующего деятельность католических харизматических групп, что идет в разрез с общемировой практикой [14, c. 25–32].

Активность адептов движения как среди лаиков, так и среди клира с каждым годом возрастает, это же можно сказать и о харизматических католических группах, количество которых стремительно увеличивается, что ставит перед иерархией Римско-католической церкви в Беларуси вопрос урегулирования деятельности католического харизматического движения [5]. В ближайшем будущем можно прогнозировать институционализацию харизматического движения на территории Беларуси и создание органа при Римско-католической церкви для контроля его деятельности, при сохранении ряда существенных различий между ним и традиционным католицизмом: интеграция пятидесятнических элементов, как в богослужение, так и в вероучительную систему. Соответственно, динамика движения будет происходить уже на качественно другом уровне, а значит и влияние на социокультурную жизнь индивида будет становиться все более заметным.

Вышеописанные течения католического харизматического движения объединяются в рамках специального молодежного служения, в котором выделяются следующие направления:

  • евангелизационное служение: музыкальные евангелизационные проекты, организовывающие концерты и различные культурные мероприятия в сиротских приютах и тюрьмах, уличная проповедь, проведение тематических конференций и встреч в католических церквях, школах и колледжах, тематические театральные постановки;
  • социальное служение: кормление бездомных, оказания психологической и материальной поддержки людям с ограниченными возможностями и престарелым; работа в сиротских приютах: организация кружков и выездных мероприятий, материальная помощь; уборка и ремонт территорий и зданий католических церквей.

Таким образом, последователи католического харизматического движения активно занимаются культурной и социальной деятельностью, проявляют себя в работе с молодежью, организации культурно-просветительских проектов, а также благотворительной деятельности, которая требует социокультурного анализа.

Анализ данных направлений в деятельности белорусских групп КХД позволяет нам выделить внешнюю и внутреннюю социокультурную деятельности. Под внешней мы подразумеваем всю сферу внекультовой деятельности католического харизматического движения, направленную на преобразование социокультурной реальности. Среди ее аспектов следует выделить социально-благотворительную и культурно-просветительскую деятельности, направленные на воспитание молодежи, работу среди десоциализированных слоев населения, профилактику и борьбу с наркоманией и алкоголизмом. Данная деятельность направлена на социализацию и реабилитацию неблагополучных слоев населения. Особенность социальной адаптации этой категории людей заключается в формировании новой мировоззренческой системы, на основе которой складывается новая система ценностей, нормы поведения и морали.

Отдельным пунктом в программе католического харизматического движения Беларуси является популяризация белорусского языка. Группы КХД все свои сессии и молитвенные собрания ведут исключительно на белорусском языке, в данном обстоятельстве ведущую роль сыграла общая установка Римско-католической церкви после II Ватиканского собора на введение в литургию национальных языков. Для популяризации белорусского языка совместно с общиной, ранее вышедшей из состава Римско-католической церкви, «Иоанн Креститель» была запущена программа «Белорусские уикенды» [10]. И если вначале данной деятельности фильмы носили преимущественно религиозный характер, то на современном этапе, в связи с возросшей популярностью, репертуар расширился и до популярных кинолент [17].

Внутренняя социально-культурная деятельность направлена на распространение среди традиционных католиков ценностей харизматического христианства. С данной целью создаются молодежные клубы и вечеринки, которые стремятся создать альтернативу современным. Также в харизматических группах действуют театральные студии, детские кружки, группы помощи молодым семьям. В католическом харизматическом движение (течения «Свет-Жизнь» и «Школа христианской жизни и евангелизации Святой Марии из Назарета Матери Церкви») ежегодно проводятся детские лагеря, различных по тематической направленности и возрастным группам, которые выполняют важную консолидирующую функцию. Во время отдыха между молодыми людьми завязываются дружеские отношения. Важно учитывать, что часть посетителей лагеря – дети неверующие, но члены семей прихожан церкви, в данном случае лагерь выполняет функцию воцерковления таких детей. Осуществляются регулярные выезды на природу, походы и спортивные мероприятия.

Католическое харизматическое движение предлагает свое решение для ряда проблем, будь то социальные, экономические или же другие. Со стороны региональных государственных органов также наблюдается тенденция к конструктивному сотрудничеству с религиозными организациями, в том числе и с католическим харизматическим движением. Правда, со стороны региональных властей данное воспринимается как совместная работа с Римско-католической церковью Беларуси. В тоже время КХД активно сотрудничает с пятидесятническими общинами. Идеологическую основу для подобного сотрудничества в рамках социокультурной действительности составляют общие мировоззренческие тенденции харизматического христианства.

В зависимости от степени, в которой группы католического харизматического движения участвуют во внешней социокультурной деятельности, что также коррелируется с позволениями руководителей говорить на молитвенной встрече или влиять на ее ход членам групп и наблюдателям, может быть составлена следующая типология:

  • закрытые группы характеризуются тем, что молитвенные встречи не могут быть посещены не участниками общины, они не ориентированы на внешний мир и не направлены на миссионерство, не участвуют в социокультурной деятельности, стараются осуществлять контроль поведения, мыслей, эмоций и поступающей информации (содержится свод негласных правил, под которые попадают все сферы жизни индивида), что приводит к дехаризматизации группы;
  • полузакрытые молитвенные общности активно занимаются миссионерской деятельностью и являются открытыми для внешних контактов, их неофиты могут активно участвовать в молитвенной встречи и влиять на ее ход, ориентированы как на внешнюю, так и на внутреннюю социально-культурную деятельности. Однако данные характеристики не являются статичными и в весенне-летние месяцы общины закрываются от внешней среды и прекращают миссионерскую работу в связи с притоком новых членов и необходимостью их обучения (установленный тип групп характерен для приходских молитвенных общин; также к данному типу относятся молитвенные группы, распределяющиеся по гендерному принципу);
  • открытые группы активны, направлены на внешний мир, в них свободно могут принимать участие все желающие вне зависимости от конфессии, отличаются мобильностью, активно принимают участие в совместных социальных и культурных проектах совместно пятидесятническими общинами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Казмирук, М. В. Культурно-историческая динамика католического харизматического движения в Беларуси / М. В. Казмирук // Вести Института современных знаний. – 2016. – № 1. – С. 63 – 66.
2. Казмирук, М. В. Социокультурный контекст возникновения и развития католического харизматического движения / М. В. Казмирук // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств – 2016. – № 2 – Т. 26. – С. 55–61.
3. Казмірук, М. В. Механізмы ўзнаўлення рэлігійнай культуры на прыкладзе каталіцкага харызматычнага руху / М. В. Казмірук // Часопіс “Родная слова” – 2017. – № 7. – С. 85 – 89.
4. Как случилось, что движение Возрождения в Святом Духе стало частью Вашей жизни? [Электронный ресурс] // Католическое харизматическое обновление. – Режим доступа: http://xviktor.blogspot.com/2012/10/blog-post_25.html. – Дата доступа: 27.05.2016.
5. Паведамленне з 61-га пленарнага пасяджэння Канферэнцыі Каталіцкіх Біскупаў у Беларусі [Электронный ресурс] // Афіцыйны інтэрнэт-партал Каталіцкага Касцёла ў Беларусі. – Режим доступа: http://catholic.by/2/home/news/belarus/bishop-conference/128802-biskupy.html. – Дата доступа: 05.02.2016.
6. Саракаева, А. А. Харизматическое обновление в католической церкви США / А. А. Саракаева // Гуманитарные исследования. – 2001. – № 3. – С. 3–15.
7. Скоробогатова, И. Харизматическое движение: от ривайвелизма к институционализации / И. Скоробогатова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2013. – №. 4. – C. 184–188.
8. Украинский капуцин будет поднимать миссионерскую целину в Москве [Электронный ресурс] // Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/285401.html – Дата доступа: 12.01.2016.
9. Шершнева, С. В. Харизматическое движение в США как одно из направлений нетрадиционной религиозности (1960-1970-е гг.) / С. В. Шершнева // Социально-философские аспекты критики религии. – Ленинград – 1983. – С. 31–50;
10. Школа Христианской Жизни и Евангелизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapucyni.org.ua/rus/23.htm. – Дата доступа: 12.01.2017.
11. Ючкавіч, А. Андрусь Кім: Мы агучваем па-беларуску тыя фільмы, якія дапамагаюць задумацца пра самае важнае [Электронный ресурс] / А. Ючкавіч // Рыма-Каталіцкі Касцёл у Беларусі. – Режим доступа: http://old.catholic.by/2/libr/interview/129360-kim.html. – Дата доступа: 16.05.2017.
12. Яроцький, П. Л. Харизматичний рух в Католицькій Церкві: спрямованість і наслідки “харизматичної онови”, привнесеної в УГКЦ / П. Л. Яроцький // Релігієзнавство. – Київ : Кондор, 2013. – С. 85–102.
13. Alva, R. Catholic Charismatic Renewal Movement and Healing in Japan’s Religious Culture // Claritas: Journal of Dialogue and Culture. – 2016. – Т. 5. – №. 1. – С. 6.
14. Csordas, Th. J. Language, charisma, and creativity: the ritual life of a religious movement / Th. J. Csordas. – Oxford : University of California Press, 1997. – 320 p.
15. D'Ascanio, A. Zur Ehre des Vater: Biographische Anmerkungen zu Mutter Eugenia Elisabetta Ravasio / A. D'Ascanio. – Italia : I Nidi di preghiera, 1989. – 94 s.
16. Johnson, T. Highlights of Christianity in its Global Context, 1970–2020 : Society, Religion, and Mission / T. Johnson, G. Bellofatto. – South Hamilton : Centre for the study of global christianity, 2013. – 92 p.
17. Halama, P. Process of religious conversion in the Catholic Charismatic movement: A qualitative analysis / P. Halama, J. Halamová // Archive for the Psychology of Religion. – 2005. – Vol. 27. – № 1. – P. 69–92.
18. Kinakong: кіно па-беларуску [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinakong.by/. – Дата доступа: 12.08.2017.
19. McGuire, M. B. Pentecostal Catholics : Power, charisma, and order in a religious movement / M. B. McGuire. – Temple University Press, 1982. – 270 p.
20. Siekierski, K. Catholics in the Holy Spirit: the Charismatic Renewal in Poland // Religion, State and Society. – № 1. – 2012. – P. 145–161.



© 
М.В. Казмирук, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru