levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Е.В. Хлупнова,  (Аспирант, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств»)

Серия «Познание» # 03  2018
Философия
Статья посвящена проблематике выявления аналогий в творчестве одного генетического поля, с рассмотрением данного вопроса на примере творческого рода Маковских. Руководствуясь аспектами философского и искусствоведческого анализа, опираясь на диалектические принципы в историческом исследовании художественного объекта подразумевается постановка и решение следующих задач: выявления внутренних основ и шагов развития, диагностика изменений, под воздействием сред и потоков информации, рассмотрение связи преемственности, повторения амплитуды аналогий, в контексте философского понимания. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.

Ключевые слова: Философия, искусствознание, культурология, методология, аналогия, анализ художественного произведения, преемственность, жанровые предпочтения, генетика.

 

Как известно, методика представляет совокупность установленных приёмов, для выявления предполагаемого результата. При этом эмпирический метод исследования играет предпочтительную роль в научном познании, он включает в себя наблюдение, описание, эксперимент и понятие научного факта [19, с. 193-224].

Наблюдение предусматривает включение естественного процесса оценки объекта, или ряда объектов.  В данной работе - для выявления аналогий методами анализа художественного произведения. Необходимым условием этого метода, является создание ряда возможностей для других наблюдателей. Одним из важных аспектов в искусствознании отмечается исследование способом сравнения, или сравнительный анализ.

Методы искусствоведческого анализа предполагают изучение культурологических, художественных, исторических, религиозных, семиотических, философских, литературных, технических аспектов с пониманием предпосылок формирования взаимообусловленности факторов, как неразрывности многогранных составных частей. Это особенно актуально в исследовании живописных аналогий одной этнической культуры, тяготении к тому или иному жанру, проявления навыков «похожести» в отражении картины мира.

Описание в методике исследования аналогий художественного произведения, является принципом идентифицирующих, доказательных дескрипций, для подтверждения изучения методом наблюдения.

Научный факт в искусствознании подтверждается методами наблюдения и описания, включая в себя структуру факта.

Эксперимент в методических исследованиях художественного произведения применяется лишь в определении атрибуции художественного объекта. В сравнительном анализе для выявления аналогий не имеет практического применения.

Искусствоведческий анализ произведений искусства одного языкового поля, разных поколений в интерпретации художественного образа, отражения картины мира опираются на изучение формально-стилистического, семиотико-герменевтического и иконографического метода трактовки.

В последнее время также возрастает интерес к исследованию аналогий принадлежащим к одному генетическому роду, культурологической или этническо-религиозной группе. Для философии встает вопрос о особом выборе определения мыслеформы в транскультурном пространстве охваченного глобализацией общества. Становится очевидным, что при осмыслении национальной традиции, сферы философии и искусствознания сталкиваются, образуя общий подход к рассмотрению сущности аналогий. В целом можно сказать, что искусство отражает философское воззрение творца и воплощение в мир, через призму художественных ассоциаций.

Аналогии или подобия, определяются опираясь на сходство, при этом школа совпадений по аналогии тем выше, чем больше выявлено подобных признаков. В этом методе исследования наблюдается преломление гносеологических и методологических особенностей отличных философских принципов. Проблематику аналогии, как символа подобия и повторения, можно найти ещё у Аристотеля [1]. Другое значение аналогии придавал Лейбниц, подразумевая в ней универсальный метод научного и философского познания, вытекающий из принципа «тождества неразличимых» [10]. Констатация аналогии может являться общим условием всякого научного и философского доказательства, универсальными становятся и параметры, получаемые в таких доказательствах, относятся к идеальным конструктам. По мнению Гегеля аналогия есть «инстинкт разума», способный вычленить эмпирические исследования внутри объекта [4].

Руководствуясь диалектическими принципами в историческом исследовании художественного объекта подразумевается постановка и решение следующих задач: выявления внутренних основ и шагов развития, диагностика изменений, под воздействием сред и потоков информации,  рассмотрение связи преемственности, повторения амплитуды аналогий, в контексте философского понимания. Однако соблюдение подобных условий не гарантирует полную достоверность умозаключения по аналогии.

Задачей исследования является изучение ряда методов выявления аналогий одного генетического рода в этническо-культурном кругу, при этом проведение анализа синтеза искусствоведческих явлений, взаимодействие выразительного языка искусства в виде живописный аналогий. Проанализировать стилевые образные аналогии, разобраться в жанровых, семиотических и мифологических признаках подобия.

Для выявления научно-философских методов изучения аналогий была привлечена литература философов: Г.В.Ф. Гегеля, Г.В. Лейбница, Ф.В. Ницше, А.Ф. Лосева, Л.Н. Гумелева, П.А. Флоренского, В. Соловьёв, М.М. Бахтина.  Кроме того, наших современников профессоров философских факультетов ведущих вузов России: В.И. Смирнова, Е.Д. Смирновой, филолога Е.В. Жаринова.

Объектом изучения выдвигается творческая семья Маковских, где на протяжении нескольких поколений можно наблюдать самобытных, одарённых творцов. Родоначальником, одной из самых значительных художественных династий России, является Егор Иванович Маковский. К этому разделу относится литература по теории и истории искусств, аналитические книги о искусстве: М.С. Кагана, В.А. Леняшина, М. Германа, С.М. Даниэля, М.П. Фишер, Е.В. Нестеровой, А. Шадзи, А. Дьяченко.

Аналогия в переводе с греческого – соразмерность – отношение сходства между объектами, при выявлении аналогий – происходит вывод о присущности одному объекту черт похожести с другими объектами изучения. В данной работе под объектом можно понимать черту, или набор черт проявившихся в одном генетическом поле, при смене поколений, обладающих навыком похожести.

Династия живописцев Маковских основана Егором Ивановичем, любителем искусства, старины, гравюр. Став коллекционером с большим интересом писал портреты-миниатюры, делал копии с «малых голландцев», где приобрёл навык тонкой, чёткой, выверенной работы. Именно в этом можно проследить аналогию, схожесть в подходе проработки сюжета, это не «тождество неразличимых», как принято считать в философском понятии Лейбница, где объекты могут считаться относительно тождественными. В данном анализе, это выявление тождественных черт, присущих роду Маковских.

Скорее, это не идеальная конструкция аналогии по анализу объектов изучения, т.к. они не могут быть взаимозаменяемыми.  Рассматривая аналогию по теории Лейбница, невозможно принять картины, как объект идеальных конструкторов.

Гегель считал аналогию «инстинктом разума», скрепляющим основание эмпирических определений внутри природы объекта. Эта теория рассмотрения аналогии более способна объяснить сходство приёмов работы художников одного генетического поля, в связи с самим термином – «инстинкт разума», исходящего от бессознательного, так, как инстинкт – проявление навыка неосознанно.

Близка к методике выявления аналогии и форма эвристического приёма рассмотрения теорий, рассматривающего творческое, не осознанное мышление человека. Эвристика связывающая психологию, физиологию высшей нервной системы, кибернетику с другими науками, на данный момент не отвечает на поставленные задачи. При этом эвристика также имеет ряд методов и моделирований, выдвигает гипотезы, решает алгоритмы.

Останавливаясь на теории «инстинкта разума», можно отметить, что этот метод повышает вероятность выявления аналогий по широте сходных признаков, в данном анализе – выбор сходных тем и жанров, например – портрет – в котором проявить свой талант удалось всем художникам династии Маковских. Начиная от любительских проб Е.И. Маковского, через историзм, в портретах К.Е. Маковского, к сатирическо-бытовому портретному жанру в работах В.Е. Маковского, царственному портрету – А.В. Маковского, до экспрессивности Е.К. Лукш-Маковской. Здесь стоит отметить, что все художники этого генетического рода, схватывали внутреннюю суть модели, Константин Егорович – слыл любимым портретистом Санкт-Петербурга, этот навык унаследовала дочь Елена Константиновна Лукш-Маковская, на протяжении всей жизни работающая в этом жанре, имевшая при жизни, большое количество почитателей своего таланта в Гамбурге.

При дальнейшем исследовании творчества рода, выявляется ряд аналогий, подобных «малым голландцам» это четкость линий, деталей, символов и знаков. Очень часто в работах художников, «образ переходит в символ, придаёт ему смысловую глубину и смысловую перспективу. Диалектическое соотношение тождества и не тождества» [2, с.361]. У Бахтина метод в гуманитарной науке, есть расчленение понимания на отдельные акты.

Восприятие любого символа и его трактовка, в той же мере остаётся символом, в своей близость к понятию современного прочтения. Смысловая нагрузка в понимании созерцания, узнавания тождественных черт, лежит в концепции «предвосхищении дальнейшего растущего контекста» [2, с.362].

Выявляя аналогии в творчестве одного генетического поля, явно обнаруживается автор целостного произведения, но рассматривая выделенный момент сходства, приходит понимания отсутствия лично его образа в рассмотрении частности. Из этого складывается понятие тождественности аналогий в общую цепочку переходящую из произведения в произведение, другого носителя черт присущих этому семантическому полю.

Такие явления можно наблюдать в одной этнической, религиозной, языковой группе, где система ценностей вошла в подсознание каждого и может быть отображена, как картина мира в одном образе, символом.

Понимание контекста вербального прочтения символов и переосмысления в новом прочтении, соотнося с современным моментом философского учения, отражается в творчестве индивидуума, составляя одно целое «полотно» аналогий бытия. Объект по своей сути живёт в соприкосновении с другими объектами, наделёнными теми же функциями, но отвечающий потребностям бесконечного поиска тождественного.

При рассмотрении творчества, наблюдается последовательность переустройства схожести, под воздействием нового взгляда на философию мифов [12], историю, литературу, политику, и складываются в смысловой контекст аналогий.

В этой связи нужно отметить, что династия Маковский зарождалась в момент утвердившейся философии Иммануила Канта, приверженца разума и нравственности, но «по доброй воле». Но в основе интереса к искусству мы обнаружили копии «малых голландцев» Егора Ивановича Маковского, а это движение от философии XVII века, где происходит глубинное отождествление всего рационального. Философские учения Лейбница, Декарта, Бекона, имели под собой идею божественного, но в основе основ – принцип «рациональность».

Так в систему аналогий одного рода навыков встроилась тождество рационального, отсюда четкая проработка деталей, точное построение пространственного объёма внутри жанра. Каждая идея рациональна, как в исторических полотнах Константина Маковского, при яркости русского пира, сватовства, казни, точность воспроизведение самобытности. По работам живописца, часто рассматривают историю костюма, что подтверждает теорию аналогии обоснованности.

В свою очередь философия рационального наследует черты эпохи просвещения, и мы ощущаем это в приверженности принципам Возрождения. Углубление в познание натуры человека, попытка объединения смысла мифологических и действительных событий в сфере искусства. Это происходит и под воздействием философии Канта, а затем и Гегеля.

Идеал И. Канта, нашёл отражение в попытке приблизится к взаимопониманию образа в точке отсчета большого времени, т.е. обобщение всего накопленного человечеством в художественном образе. Маковские сделали попытку, каждый в своём прочтении, но в аналогии жанра, отобразить понимание сути объекта.

Более глубоко в тождественных признаках аналогии обнаруживает себя теория Гегеля, где идея мира постигается в идеях. Это видится в работах второго поколения династии, аналогия идей, тождественна задачам поставленным мастером через воплощение образа. При «споре» двух идей в одном поле, рождает признак тождественности рода.

В последствии глубокое влияние на подсознание гуманитариев оказал Ф. Ницше, вся последующая философия определилась в идеях философа. Не смотря на отсылки к национал-социализму, его идеи были отражены в философии последующего времени. Сломав каноны истины, он сделал попытку выявить сущность человека, через призму составляющих. Теория выразилась в дальнейшем развитии мировоззренческих позиций человечества, с одной стороны порвав череду аналогий одной рациональной идеалистической тождественности конструкций, создав новый тип религиозных воззрений на мир рубежа ХХ века. В основном задав тон всей философии модернизма и постмодернизма.

Сильное воздействие философии «ницшианства» оказала влияние на Елену Константиновну Лукш-Маковскую, третье поколение династии. Где в творчестве женщины-творца читаются идеи нового времени, происходящие из немецкого романтизма Бёклина, академизм Макарта, модернизм Климта, экспрессионизма Синего всадника, мифологии древней Греции, преломляются в философии В. Соловьёва, откликаясь на зов корней прежних идеалов, рассматривают контекст женщины в смысловых формах начала ХХ века.

В том числе, Елена Константиновна Лукш-Маковская является объединяющим вектором и носителем «семантического» [6] поля воздействия на культуру разных стран. Пронеся любовь к Родине через всю жизнь, она своим творчеством укрепила понятие «русская душа» в спрогнозированном культурном слое северной Германии. Став посланником такого модного на сегодняшний день явления, как «транскультуризация», она сумела сохранить тот уровень аутентичных русских традиций в своём творчестве и сердце.

В работе была осуществлена попытка изучения методов выявления аналогий на примере генетического рода династии Маковских. Придерживаясь позиций научной философии, используя парадигму изысканий, в контексте совокупности методологии приёмов – анализа, сравнения, созерцания, описания, рассмотрения научного факта.

При обнаружении методом анализа художественного произведения, видна вероятность обнаружения тождественности внутри природы объекта. Наблюдение выявило ряд признаков аналогий, повторение принципов воспроизведения, не с позиции копирования, а работы «инстинкта разума», т.е. включения сфер подсознания. В этом контексте лучше применять метод эвристики, с расшифровкой метафизики процесса генетических аналогий.

Описание ряда признаков присущих работам художников, выявляют сходство в отображении картины мира, в пространственном построении, рациональной проработке символов. Объединённые жанровыми предпочтениями живописцы демонстрируют наследственное дарование внутри нескольких поколений, при обнаружении самобытных качеств каждого.

Понимание художественного образа картины мира, отождествление искусства с прекрасным, приходит в мир через философское представление творца. Тем самым подтверждая теорию, что философия – есть прямое отражение бытия, через понятие красоты, интерпретацию эстетики. Принцип эстетического в искусстве, по мнению М.М. Бахтина подразумевает: «Искусство и жизнь не одно, но должно стать во мне единым, в единстве моей ответственности» [2, c.6].

Прибегая к диалектическим принципам в попытке обоснования трактовки аналогий, можно обнаружить влияние философских течений, развитие человечества, информационной мысли, преемственности эстетическим предпочтениям. Человечество в своей природе способно создавать новые постижения реальности, но чаще это происходит под воздействием среды. Этнические, религиозные, генетические, а в последнее время гендерные и транскультурные влияния определились в эстетику постмодернизма, вытекающую, по мнению современной философской мысли, из теории Ф. Ницше.

Отражая в искусстве, по мнению творца - собственную фантазийную идею и глубину эмоциональных переживаний, он неосознанно «транслирует» в мир аналогии предшествующих поколений, основывающиеся на философии мира с древних времён до наших дней. Из всего выше сказанного, можно допустить выявление аналогий творчества в генетическом поле одной династии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аристотель./соч. В ч.т., Т. 2., М., 1978., с. 248-49/ http://iphlib.ru/greenstone3/library//29.04.2017//
2. Бахтин Б.Б. / Эстетика словесного творчества/ К методологии гуманитарных наук/И.; 1979Г.
3. Герман А. /Модернизм. Искусство первой половины ХХ века/ СПб.; Азбука-классика; 2008.
4. Гегель Г.В.Ф./ С., т.6., М., 1939., С. 140-144// http://iphlib.ru/greenstone3/library//29.04.2017//
5. Даниэль С.М. / Картина классической эпохи//И.; 1986.
6. Дьяченко А. /Елена Лукш-Маковская. «Леди-живописец»/ http://my.mail.ru/community//blog_makukihin56/5E5E640168D82233. Html. 23.11.2015.
7. Жаринов Е.В. / Лекции по литературе, истории и др. XX век, Средние века, Возрождение// http://fir-vst. livejournal.com/30.04.
8. Каган М.С. /Морфология искусства/И.; 1972.
9. Колесникович Н. /Густав Климт. Художник в 100 картинах./ М.; Эксмо; 2015.
10. Лейбниц Г.В. /Новые опыты о человеческом разуме/ М.; Л.;/ 1936/ http://iphlib.ru/greenstone3/library//29.04.2017//
11. Лейкинд О.Л. /Художники русского зарубежья 1917-1939. Библиографический словарь/ О.Л. Лейкинд; К.В. Махров; Д.Я. Северюхин; СПб.; 1999.
12. Лосев А.Ф./ Диалектика мифа// http: //www.gumer.info// /bibliotek_Buks/Culture/Losev_DialMif/_01.php
13. Маковский С.К. / Портреты современников/ Отец и моё детство//Издательство имени Чехова.; Нью-Йорк; 1955.
14. Нестерова Е.В. /Идеальное искусство/ Канайкин П.С.; СПб.; Арт-салон; Золотой век; 2012.
15. Нестерова Е.В. /Елена Маковская, дочь Константина/ Антикварное обозрение// СПб.; № 3; 2006.
16. Нестерова Е.В. /К. Маковский/ СПб.; Золотой век.; 2003.
17. Нере Ж. /Г. Климт. Мир женских образов/ Tascen.; 2001.
18. Патрикеева М.М. / Женский образ в изобразительном искусстве стиля Модерн/Автореферат., 2001., Интернет-сайт: www.dissercat.com/
19. Смирнов В.И./ /История и Философия науки/СПб/ 2012.
20. Смирнова Е.Д. /Логическая семантика и философские основания логики// М.; МГу.; 1986.
21. Соловьёв В.И./ Идея сверхчеловека// 1899./ http: //www.odinblago.ru/soloviev_9/12/ 30.04.2017.
22. Фишер М.П. / 12 Религий которые меняют мир сегодня/ М.; 2014.
23. Флоренский П.Л. / Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях// М. Мысль; 2000.
24. Luksh M. /Elena Luksch-Makowsky. Kindheits und Jugenderinnerungen. 1878-1900/ Hamburg; 1989.
25. Chadzis А. aus Paris/ Die Malerin und Bildhauerin. Elena Luksch-Makowsky (1878-1967). Biografi und Werbeschreibung/ /Hamburg. 2002.


©  Е.В. Хлупнова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru