levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.Н. Орехов,  (Д.псх.н., профессор, Фонд «Компьютерная психика»)

О.Н. Клищевская,  (Аспирант, Московский Институт Психоанализа)

Серия «Познание» # 03  2018
Психологический комплекс
В статье описывается Методика Выявления Комплексов Орехова Клищевской (МВКОК). Представлено теоретическое обоснование методики, описана процедура проведения диагностики, состоящая из трех этапов, а также даны рекомендации по отдельным пунктам проведения диагностики. Показаны особенности обработки, анализа и интерпретации результатов.

Ключевые слова: Психологический комплекс, сексуальный комплекс, социальный комплекс, диагностика, проективные методики, степень выраженности психологического комплекса, МВКОК.

 

В  настоящее время существует множество методик, позволяющих исследовать личностные особенности человека. Отдельно можно выделить проективные методики, которые позволяют исследовать неосознаваемую сферу личности - мотивы, потребности, комплексы и т.д. Эти методики используют механизм проекции, позволяющий  выявить особенности бессознательного человека.

По мнению Л.К. Франка с помощью проективных методик выявляется то, что субъект не может или не станет говорить из-за незнания себя или нежелания раскрываться перед посторонними [5].

Большинство авторов считают что, диагностика с помощью проективных методик дает возможность прогнозирования личностных нарушений.

Комплексное исследование возможностей проективной психодиагностики приводится, в частности, в работах Л. Ф. Бурлачук [1,2,3].

K. Маховер[6] указывает на возможность формулирования проблем личностного развития по результатам проведения проективной диагностики. Для выявления индивидуальных личностных характеристик она применяла подробный симптомологический анализ рисунков фигуры человека.

А.Ф. Корнер [4], в частности указывает, что проективные методики могут применяться для выявления личностных особенностей (тревожность) и поведенческих (воровство).

Одна из наиболее известных проективных методик, упоминание которой появилось в 1938 г. в работе Г. Мюррея [7], была названа автором тестом тематической апперцепции (ТАТ). Г. Мюррей определял цель ТАТ – как способ  выявления ведущих и доминирующих потребностей, влечений, комплексов, конфликтов, которые не осознаются или скрываются человеком.

 

Большинство исследователей полагают, что проективные методики имеют следующие недостатки, и мы присоединяемся к их мнению:

  • громоздкость процедуры исследования и процедуры обработки полученных данных;
  • неоднозначность интерпретации и как следствие наличие огромного количества интерпретационных схем (например, ТАТ, тест Роршаха);
  • отсутствие  обоснованных стандартизированных процедур анализа результатов и их обработки.

По-нашему мнению, практически отсутствуют  специальные проективные методики, позволяющие целенаправленно исследовать именно психологические комплексы человека, в частности, содержание этих комплексов и степень их выраженности.

Для проведения специализированной диагностики комплексов, в которой указанные недостатки были бы минимальны, нами была разработана Методика Выявления Комплексов Орехова, Клищевской (МВКОК).

    Цель методики - выявление особенностей психологического комплекса (вида, содержания и  степени выраженности).

МВКОК основывается на следующих положениях:

1. С целью провокации проекции используются фотографические снимки, так как мы предполагаем, что можно сделать такие фотографии, которые будут провоцировать проявления особенностей восприятия, проявления эмоций, отношения к жизни и т.д., что можно интерпретировать как проявление комплексов и личностных конфликтов человека скрываемых или неосознаваемых им.

2. Проекция, предположительно, отображает содержание психологического комплекса, а так же степень его выраженности.

3. Все многообразие комплексов можно разделить на два основных вида - сексуальные комплексы и социальные комплексы. Наша методика содержит пункты, направленные на выявление характеристик социальных и сексуальных  комплексов.

4. Нами были выделены несколько градаций влияния степени выраженности комплекса на жизнь человека им обладающего:

  • комплекса нет (такой вариант практически не встречается в реальности);
  • комплекс есть, но заметного влияния не оказывает (т.е. действует фрагментарно, в ограниченном наборе ситуаций, действие комплекса проявляется в излишне эмоциональных реакциях);
  • комплекс есть, но оказывает слабое влияние (спектр неадекватных эмоциальных реакций шире, но сами эти реакции не оказывают критического влияния на поведение);
  • комплекс есть, его влияние средне выраженно (т.е. излишние эмоциональные и неадекватные реакции в следствие этого комплекса возможны примерно в половине ситуаций, с которыми сталкивается человек);
  • влияние комплекса сильно выраженно (т.е. больше половины реакций будут неадекватными или излишне эмоциональными);
  • комплекс чрезвычайно сильно выраженный, его влияние приводит к серьезным нарушениям жизни (подобное встречается крайне редко, и если встречается, то как правило, в виде психотических состояний)

5. Комплекс проявляется прежде всего в высказываниях негативного характера или в высказываниях несообразных описываемой рассазчиком ситуации, а также в позитивных высказываниях имеющих яркую эмоциональную окраску. Поэтому позитивные, но не имеющие яркой эмоциональной окраски или сообразные ситуации высказывания при анализе рассказов нами не учитываются и не используются.

 

    Стимульный материал: в качестве стимульного материала выступают пять фотографий Ольги Клищевской (рис.1,2,3,4,5). Фотографии не имеют однозначной интерпретации, т.е. предположительно, провоцируют как сексуальные, так и социальные проявления.

Процедура проведения методики

Диагностика по методике проводится в несколько этапов:

    Первый этап: Испытуемому предлагается посмотреть пять фотографий, выбрать из них ту, с которой ему лучше было бы начать описание и придумать рассказ по каждой из этих фотографий.

После просмотра и выбора фотографий испытуемому дается следующая инструкция: - «В вашем рассказе должны быть персонажи. Лучше не меньше двух (Если на фотографии один человек, второй может присутствовать явно или неявно). В рассказе должно быть описано прошлое, настоящее и будущее персонажа. Должны быть описаны события, которые вызывают у персонажа наибольший эмоциональный подъем (Волнение или наоборот эмоциональный спад, агрессию, апатию, удивление, страх, радость). В рассказе должны быть приведены высказывания этих персонажей по поводу этих событий. Помните, нужно придумать рассказ, а не описать фотографию. Дайте волю воображению. Пусть это будет комедия или трагедия, сон или миф».

Рассказ испытуемого записывается на диктофон.

По ходу рассказа, экспериментатор, задает тестовые вопросы в соответствии с вышеприведенной инструкцией. Например, если в рассказе испытуемого присутствует только один персонаж - экспериментатор просит испытуемого ввести в свой рассказ дополнительных персонажей. Если испытуемый описывает изображение - экспериментатор стимулирует его вопросами о том, а что это была бы за история, и т.д.

Если экспериментатор сталкивается с эмоциональными реакциями испытуемого выражающимися, например, такими словами, как «прекрасно!», «замечательно!», «удивительно!» или наоборот, «гнусно», «какая мерзость», «гадость» и т.д. то экспериментатор задает испытуемому вопросы, что он имеет ввиду, когда произносит указанные слова.

В случае, когда испытуемый произносит фразы, которые можно трактовать как оговорки, или несуразицы относительно общего контекста рассказа, экспериментатор задает дополнительные вопросы, пытаясь понять, какой смысл испытуемый вкладывал в эти фразы. Экспериментатор аналогичные вопросы, когда ему кажется что испытуемый «уходит от темы». То есть фраза испытуемого, да, но об этом я говорить не буду, расценивается экспериментатором как уход от темы. В этом и других похожих  случаях цель экспериментатора с помощью вопросов попытаться вернуть испытуемого в русло его рассказа и стимулировать его к обсуждению «острых тем». Например, в подобных ситуациях экспериментатор задает вопрос, почему персонаж «а» говорит персонажу «б» то-то и то-то. Связано ли это с сексуальными отношениями? Связано ли это с их социальными позициями? и т.п.

    На втором этапе испытуемым предлагается отвечать на стандартные вопросы, каждый из которых относится к определенным фотографиям.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурлачук Л. Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами. - В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978.- С.119.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер, 2008. – 530 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника-центр, 1997.- 120 с.
4. Корнер А.Ф. Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик // Проективная психология. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКМО-Прес, 2000.- C.84-93
5. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности. Проективная психология. М., 2000.- С. 68–83.
6. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. 3-е изд.М.: Смысл, 2003. – 157 с.
7. Murrау Н. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge, 1943.


©  А.Н. Орехов, О.Н. Клищевская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru