levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.В. Богданова,  (Доцент, ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт»)

Серия «Познание» # 03  2018
Взаимодействие
Статья посвящена проблеме повышения психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия семьи и школы. Раскрыты сущность и содержание понятий компетентность, компетенция, родительская компетентность, психолого-педагогическая компетентность родителей, изложены ее структурные компоненты. Представлены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия повышения родительской компетентности.

Ключевые слова: Взаимодействие, компетентность, компетенция, психолого-педагогическая компетентность родителей.

 

Проблема повышения психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия семьи и школы актуальна в связи с необходимостью разработки и внедрения вариативных моделей взаимодействия семьи и школы в условиях современного отечественного образования, ориентированного на поддержку семьи и семейных ценностей. Важность взаимодействия семьи и школы отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), реализация которого предусматривает участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения. Проблема включения родителей в целостный педагогический процесс образовательных учреждений вызвала интерес научного педагогического сообщества к таким понятиям, как «педагогическое взаимодействие» (Г.И. Щукина), «ценностное взаимодействие» (А.В. Кирьякова), «продуктивное учебное взаимодействие» (В. Я. Ляудис) [3, с. 61].

Одной из приоритетных задач взаимодействия семьи и школы является повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся, которая, согласно Т.В. Коваленко, предполагает активную позицию родителя «в получении необходимых педагогических знаний, готовность пополнять и применять эти знания на практике, что возможно только в сотрудничестве с другими воспитательными институтами, прежде всего, со школой» [3, с. 12]. Для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей педагоги школ, прежде всего, сами должны изучить вопросы о сущности психолого-педагогической компетентности родителей и ее связи с успешностью семейного воспитания детей, владеть психолого-педагогическими методами и приемами решения данной проблемы в процессе педагогического взаимодействия с родителями учащихся.

Особое значение семьи для формирования развивающейся личности ребенка связано, прежде всего, с ее воспитательной функцией. Современная семья переживает глубокий кризис: разрушены нравственные представления о браке и семье, нарушены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства, понимание семейного воспитания, прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители некомпетентны в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства. Приобретает важность проблема изучения феномена родительской компетентности, в связи с чем, в современных научно-практических исследованиях, посвященных семейному воспитанию детей, появился термин «психолого-педагогическая компетентность родителей», возникновение которого основано на представлениях мыслителей прошлого о том, что воспитание детей невозможно без определенных педагогических умений, и психологических способностей родителей принимать и понимать детей.

Начало родительской педагогики находим в трудах Я.А. Коменского [4], который в своей книге «Материнская школа» описал основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, что должно было помочь родителям правильно формировать личность ребенка. В отечественной педагогике о необходимости подготовки родителей к воспитанию детей говорил П.Ф. Каптерев [1]. П.Ф. Лесгафтом было написано специальное пособие для родителей «Семейное воспитание и его значение», в котором отмечалась необходимость понимать психические и индивидуальные особенности ребенка, относиться к нему как к человеку с полным признанием его личности [6, с. 37]. В советское время идеи по развитию воспитательных функций родителей высказывали С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие ученые, который отмечали, что семья − это среда, в которой ребенок представляет собой своеобразное «отражение нравственной жизни семьи и уровня развития родительской культуры» [10, с. 24].

В современной научной литературе, наряду с термином психолого-педагогическая компетентность родителей, часто используются синонимичные термины, отражающие данный феномен: «родительская компетентность», «социально-психологическая компетентность родителя», «педагогическая компетентность». Определяя его сущность и содержание, ученые акцентируют внимание на разных аспектах. Педагогическая составляющая родительской компетентности, согласно С.В. Пиюковой, определяется как «системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обуславливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье» [9, с. 156]. Е.А. Кобякова, Л.М. Века педагогическую компетентность родителей определяют как знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребенка, как ориентацию на поощрение желательных действий ребенка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребенка. Психологическую компетентность авторы трактуют как понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учетом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии [2, с. 8-9]. Делая акцент на психологической составляющей, Г.Г. Филиппова определяет компетентного родителя, как «установившего с ребенком доверительный контакт, научившегося чувствовать состояние своего ребенка, понимающего его причины, умеющего точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка именно сейчас, уверенного в себе и своих действиях» [11, с.76]. В научной публикации В.В. Коробковой психолого-педагогическая компетентность трактуется как «готовность и способность родителей, на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности» [5, с. 102]. Психолого-педагогическая компетентность родителей включает ряд компонентов, которые, несмотря на общее содержание, имеют различия у разных авторов. С.В. Пиюкова выделяет личностный, гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный и рефлексивный компоненты [9]; В.В. Коробкова − мотивационный, ориентационный, операциональный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты [5, с. 103]. По содержанию данные компоненты отражают осознание родителями необходимости саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности, способность к эмоциональному принятию ребенка как ценности и осознанию себя как родителя (мотивационный, личностный); владение знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей и методах воспитания (когнитивный, гностический, ориентационный); умения и навыки применять на практике методы и средства воспитания детей (операциональный, коммуникативно-деятельностный); способность к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения (рефлексивный, оценочный).

Каковы же условия эффективного взаимодействия семьи и школы, которые обеспечивают высокий уровень психолого-педагогической компетентности родителей? Условием развития педагогических компетенций родителей школьников, согласно Е.Ю. Максименко [7], выступает взаимодействие школы и семьи, которое позволяет при ведущей роли учителя организовать педагогическое просвещение, индивидуальное и групповое консультирование, руководство по самообразованию родителей на каждом из этапов школьного детства ребенка. Следует обратить внимание, что в настоящее время изменились принципы взаимодействия семьи и школы, приоритет отдается взаимодействию, построенному на принципах социального партнерства, в котором семья выступает равноправным субъектом взаимодействия в организации совместной деятельности семьи и школы в условиях открытости обеих сторон. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, построенное на принципах социального партнерства семьи и школы, предполагает равноценные позиции педагогов и родителей как коммуникаторов, передающих друг другу знания, идеи по воспитанию детей. Такое взаимодействие предполагает, по мнению Т.В. Коваленко, реализацию личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов, обуславливающих выбор тактики взаимодействия педагога с родителями школьников, что требует от учителя способность к эмпатии и рефлексии в ситуациях педагогического взаимодействия с родителями учащихся, высокого уровня коммуникативных умений, обеспечивающих позицию сотрудничества и целостность педагогического взаимодействия [3, с. 12-13].

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия семьи и школы предполагает использование новых, активных форм и методов работы, к которым относятся как коллективные формы работы − встречи за «круглым столом», тематические консультирования, семинары, конференции, участие в работе методических мероприятиях (предметные недели, открытые уроки и занятия), «Дни открытых дверей», так и индивидуальные формы сотрудничества − консультации, беседы, консилиумы [8, с. 42]. Е.Ю. Максименко [7] называет широкий арсенал педагогических методов развития компетенций родителей: игровые, объяснительные, эвристическую и «репродуктивную» беседу, анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, оформление стендов и уголков для родителей, тренинги, диалог и др. К организационным формам развития психолого-педагогических компетенций родителей автор относит родительские собрания, родительский лекторий, родительские чтения, школьные конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, семейные клубы, «круглые столы», «родительские пятницы» и др. Названы и инновационные формы работы с родителями, которые представлены семейной лабораторией, школой инновационных технологий семейного воспитания, ассоциацией отцов и матерей, «семейным портфолио», «семейными гостиными», родительскими Интернет-конференциями и семинарами, вебинарами, оn-line курсами, рассылкой педагогических материалов по электронной почте и др. Таким образом школа выступает центром сотрудничества педагогов и родителей в процессе педагогического просвещения, консультирования и совместной педагогической деятельности по развитию психолого-педагогической компетентности родителей учащихся.

Повышение родительской компетентности в семьях учащихся с проблемами в развитии и обучении осуществляется посредством реализации комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи семье, которая отражена в таких терминах, как «психолого-педагогическая поддержка семьи», «психолого-педагогическое сопровождение семьи». Такая помощь проводится на основе комплексного взаимодействия участников образовательного процесса, в число которых входят не только педагоги, но и социальные работники, психологи, юристы, медицинские работники, а так же сами родители. В ее основе лежат принципы сотрудничества с семьей и нацеленность, в первую очередь, на развитие родительской компетентности в решении проблем развития, обучения, межличностного общения ребенка.

Таким образом, анализ литературы показал понимание психолого-педагогической компетентности родителей как личностно-деятельностного образования, отражающего готовность и способность на основе знаний, умений и личностных качеств, принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком, эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Повышение родительской компетентности возможно только во взаимодействии со школой, что обуславливает необходимость построения моделей взаимодействия семьи и школы, нацеленное на развитие психолого-педагогической компетентности родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - СПб. - 1915. - 385с.
2. Кобякова Е.А., Века Л.М. Абилитационная компетентность родителей: методическое пособие. - Новосибирск: ГООИ «Даун-синдром», 2013. - 52 с.
3. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Коваленко Татьяна Владимировна.- Омск, 2016. - 210 с.
4. Коменский Я.А. Материнская школа. - М.: Учпедгиз, 1947. - 104 с.
5. Коробкова В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях // Педагогическое образование и наука, 2011. - № 6. - C. 101-105.
6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Либроком, 2010. -175 с.
7. Максименко Е.Ю. Развитие педагогических компетенций у родителей школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Максименко Елена Юрьевна.- Пятигорск, 2012.- 174 с.
8. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160с.
9. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Пиюкова Светлана Станиславовна. - Самара, 2002. - 200 c.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1985. - 246 с.
11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 240с.


©  В.В. Богданова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru