levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

У Лиян,  (Аспирант, Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена)

Серия «Познание» # 03  2018
Китайская опера
Китайская опера занимает важное место в истории китайской культуры и искусств. В процессе своего развития она вобрала и соединила в себе музыку, танец, приемы боевого искусства кун-фу, цирковой акробатики и другие формы искусства. Среди них кун-фу, которое также имеет другое называние – «ушу». Оно является самостоятельной системой боевого искусства, однако в опере кун-фу трансформировалось в новые пластические формы. В данной статье автор предпринимает попытку исследования воздействия искусства кун-фу на китайскую оперу, выявления тесных связей между ними для выявления глубины и многогранности проявлений китайской традиционной культуры.v

Ключевые слова: Китайская опера, ушу, китайская культура, китайская история.

 

Китайская опера – это не просто целое искусство, а очень сложный и многогранный механизм, который сочетает в себе не только безупречную игру актеров, но и многие другие неотъемлемые составляющие, такие как музыка, грим, костюмы, свет и много другое [1].

Как отмечено в «Очерках из истории развития традиционной китайской оперы» - [2]), первая запись об элементах боевого искусства, включенных в музыкально-драматическую постановку, относится к эпохе правления династии Хань (около двух тысяч лет назад). В данную эпоху была популярная пьеса «Хуан-гун из Дунхая» [3], где главная сюжетная линия завязана на конфликте двух персонажей. Данную пьесу также можно назвать отправной точкой развития музыкальной драмы как самостоятельного вида музыкально-театрального искусства. Прошло примерно 300 лет с эпохи Хань, и в исторических хрониках «Записи о Трех царствах» появилась история создания еще одной знаменитой постановки. Запись гласит, что при императорском дворе служили два ученых – Сю Ци и Ху Цянь, у которых были скверные отношения. Император однажды узнал об этом и с намерением их помирить, тайно высмеять и предостеречь приказал придворной труппе сочинить сатиру на двух ученых, изобразив неприязнь и борьбу между ними. На одном из придворных пиров труппа исполнила новую постановку, в которой ярко и убедительно было изображено противостояние Сю Ци и Ху Цяня.

Чтобы показать сюжетные перипетии, актеры прибегли к приемам боевых искусств с целью выразить конфликтные ситуации и подняли тем самым выразительность и зрелищность представления на новый уровень. Из данного примера мы видим, что китайская опера на начальном этапе заимствовала элементы кун-фу, чтобы сделать более разнообразным сюжет. Однако эти боевые элементы со временем сильно видоизменились.

Через 600 лет в Китае воцарилась новая династия Мин, в начале правления новой династии по всей стране стали появляться театральные труппы, исполняющие музыкально-драматические номера. Многие из этих трупп прославились именно благодаря виртуозному исполнению трюков кун-фу на сцене. В эпоху Мин вкрапления боевых трюков в оперных постановках стали более сложными и разнообразными. Через 300 лет в эпоху Цинь китайская опера достигла пика своего развития. По всей стране стали появляться локальные музыкально-драматические жанры, например, пекинская, сычуаньская, хэнаньская, гуандунская и другие оперы [4]. В пьесах всех новых жанров по-прежнему содержались элементы кун-фу. Данная тенденция повысила требования к профессионализму артистов, которые отныне должны были владеть некоторыми приемами боевых искусств.

Отдельно стоит остановиться на вопросе о том, кто становился оперным артистом: первая категория – это профессиональные актеры, изучавшие театральное, музыкальное и боевое искусства с детства в специальной школе, другая категория – это потерявшие работу телохранители и охранники, сопровождавшие путешественников или товары, они также обладали высокой степенью боевой подготовки для исполнения сложных трюков. По причине того, в эпоху Цинь каждая отрасль развивалась быстрыми темпами, например, транспортная коммуникация развивалась за счет строительства дорог и железной дороги, передвижение становилось безопаснее, и охранники, потеряв старую работу, становились артистами театров благодаря своим профессиональным навыкам и умениям.

Кун-фу в опере выполняет не только эстетические функции, но также служит для выражения внутреннего мира и мыслей героя. Если музыка – это искусство звуков и мелодий, а живопись – искусство красок и штрихов, то кун-фу в музыкальной драме демонстрирует искусство владения собственным телом, показывает красоту и возможности человеческого тела, однако пластика должна подходить конкретному персонажу. Кроме того, от актера требуют соответствия не только эстетике кун-фу, но и эстетике сценического искусства. Например, выражение глаз актера, хотя и не имеет прямого отношения к навыкам кун-фу, но в сочетании с ним способно выразить характер и темперамент героя более глубоко и ярко.

Известный китайский исполнитель пекинской оперы Мэй Лань-фан мог с помощью взгляда передать тонкие душевные переживания своего персонажа из оперы «Государь прощается с наложницей» [5]. В молодости он страдал близорукостью, и, чтобы преодолеть свой недуг, он подолгу наблюдал за полетом домашних голубей, и таким образом тренировал свое зрение.

Китайская опера также служила нравственным задачам. В Древнем Китае не было средств массовой информации, и большая часть нравственных ценностей передавалась через книги, язык и театр. Книги могли читать только представители небольшого круга образованных людей, поэтому театр выполнял важные функции нравственного воспитания. На театральной сцене зрители могли видеть правила поведения в обществе, моральные нормы, например, уважение по отношению к другим, честность, самоотверженность, благородство. Поскольку большинство оперных произведений повествовало о победе справедливости над злом и пороком, красоты – над уродством, то кун-фу играло важную роль, делая представление более выразительным и зрелищным.

В процессе своего исторического развития китайская опера постоянно испытывала влияние боевых искусств, например, в ритмическом плане. Движения кун-фу находят отражение в музыкальном сопровождении оперного действа. Например, движение «таньцзы-гун» (сальто) [6], которое выполняется строго в соответствии с музыкой: актер должен отыграть борьбу, падения и кувырки и сделать сальто. В постановках также используют традиционные для кун-фу виды оружия. В ходе сражения актер может прибегнуть к различным техникам ведения боя, например, использовать движение «дашань-шоу»: актеры ударяют друг друга ногами и перекидываются друг другу оружия и др. Хотя такие сражения нельзя назвать активными, но они крайне выразительны.

В данной статье была предпринята попытка анализа использования элементов кун-фу вкитайской опере, истории их взаимодействия, выявлены предпосылки проникновения кун-фу в оперу, раскрыта художественная выразительность сценических боевых приемов. Вплоть до сегодняшнего дня сценическое искусство кун-фу в китайской опере представляет собой одну из самых зрелищных частей представления, что дает огромные возможности для кино и телевидения. Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что китайская опера и боевое искусство кунфу – это достояние китайской культуры, и в современную эпоху театральные сражения и оперное искусство в целом сохраняют и транслируют культурный код многотысячелетней китайской истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Орел А. Китайская опера//Laovaev.Net: Все о Китае. URL; http://www.laovaev.net/kitajskaya-opera/?v=f9308c5d0596 (дата обращения: 01.02.2018).
2. Чжоу И-бай. Очерки из истории развития китайской оперы//Шанхай: Древняя книга. –1979. –С.22.
3. У Го-цинь. Ханьская пьеса «Хуан-гун из Дунхая» и «Юэчжу»//Гаосюн: Вестник университета им. Сунь Ятсена. Социология. –2003. – Т.6. –№. 43. –С.1-6.
4. Сяхоу Лин-лин. Педагогический анализ музыки и оперных арий на примере отрывка из оперы «Государь прощается с наложницей» в исполнении Мэй Лань-фана (южная манера исполнения)//Вестник консерватории г. Тяньцзинь. Тяньцзинь: Тяньлай. –2010. –Т.4. –С.82-89.
5. Мэй Лань-фан, Сю Цзи-чуань, Сю Юань-лай. 40 лет на сцене//Пекин: Китайская музыкальная драма. –1987. –С.65.
6. Лин Цзин. Основы преподавания «таньцзы-гун»//журнал: YiHai. Гонконг: Ихай. –2011. –Т.8. –С.134-136.


©  У Лиян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru