levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

И.В. Покатилова,  (К. искусствоведения, доцент, Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова)

Серия «Познание» # 03  2018
Системно-синергетический подход
Самоопределение художественной культуры Якутии ставит перед исследователями задачу управления художественной деятельностью, которая немыслима без новых научных принципов рассмотрения конкретного материала и методологических подходов его обобщения. Такой обновленной методологией системно-синергетического анализа культуры в сфере культурологии являются исследования М.С.Кагана и их последователей. В изучении культуры Якутии ХХ века ощущается недостаток культурологических подходов, обобщающие и систематизирующие разрозненный материал по материальной и духовной, тем более, по художественной культуре в целом. Актуальным на современном этапе развития науки Якутии становятся принципы системно-синергетического анализа культуры в целом. В статье дается попытка системного анализа социокультурной динамики культуры Якутии на примере только ХХ века.

Ключевые слова: Системно-синергетический подход, художественная культура, переходный тип, устойчивый тип культуры, саморазвитие, якутская интеллигенция, традиционность, креативность.

 

В  настоящее время становится очевидным, что каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления уже имеющегося культурного наследия. На фоне многочисленного числа специальных работ по истории, этнографии, фольклору, затрагивающих различные аспекты культуры Якутии, ощущается недостаток системных исследований по художественной культуре Якутии.

Зрелая художественная культура Якутии XXI века развивается уже в условиях глобализации, когда масштаб взаимодействия с другими культурами укрупняется и назревает необходимость многомерного диалога культур: традиционной и креативной, Востока и Запада, Севера и Юга. Следовательно, самоопределение художественной культуры Якутии ставит перед исследователями задачу управления художественной деятельностью, которая немыслима без новых научных принципов рассмотрения конкретного материала и методологических подходов его обобщения. Такой наукой в ХХ веке стала синергетика, которая изучает явления культуры в их целостности и взаимосвязи, раскрывая механизмы их саморазвития.

Философско-теоретические концепции в российской науке ХХ века длительное время находились под влиянием формационно-типологического подхода, позже - теории «локальных цивилизаций», а в конце ХХ века актуальным становится идея системного, а затем синергетического анализа [10, с.10]. Принципы синергетического анализа в сфере культурологии были применены М.С. Каганом в его фундаментальных исследованиях [6, 5, 4].

Кроме того, бельгийская научная школа под руководством И. Пригожина выделила в мировой истории, мировой культуре человечества два принципиально различных типологических состояния: стабильное и переходное. Кризисному времени соответствует переходное, по сути -пограничное явление. В синергетической концепции переходного времени уделяется особое внимание, т.к. совершается поворот в новом направлении развития системы, закладываются ее перспективные направления и определяются культурно-исторические возможности [ 1, c.78].

Особая научная ценность в том, что эта концепция не только теоретически объясняет действие законов и механизмов развития системы, но и способ практического управления этим процессом. Так, главным регулирующим средством развития культуры любого системного уровня является структура-аттрактор или идея-магнит. Идея, заложенная в момент выбора пути, запускает в системе процесс самоорганизации, притягивая к себе средства и возможности, необходимые для реализации. С этой точки зрения процесс изучения социокультурной динамики культуры Якутии в ХХ веке оказывается актуальным.

Отечественная наука располагает исследованиями отдельных аспектов региональной культуры - географических, исторических, политических, этнографических, краеведческих, исследованиями в области сибириеведения, тюркологии, филологии, но мало обобщающих - культурологических. Поэтому необходимо исследование социокультурной динамики культуры Якутии в целом, выявить при этом характер ритмов их социокультурного бытия, обусловленного меняющимся соотношением хаоса и порядка (ритмов устойчивости и перехода), универсалии и индивидуализации, дифференции и интеграции. Следовательно, целью нашей статьи является попытка системного анализа художественной культуры Якутии ХХ века.

С развитием культурологических подходов в современной науке уже XXI века активно используются системно-синергетические принципы, конкретно это можно увидеть в исследовании культуры Северо-Запада РФ, Центральной и Южной России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Эти идеи концептуально обоснованы в сборнике «Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов нового и новейшего времени», под ред. Л.М.Мосоловой (2002) [16] и обобщены не только в отдельных диссертационных исследованиях (А.Ю.Котылева, Е.И.Балакиной, Н.А. Розенберг и др.), но и в серии научно-образовательного издания «Поликультурное пространство РФ» в семи книгах, начиная с «Культуры Дальнего Востока» (2012) [11]. Данные принципы необходимо учесть в воссоздании общей картины региональных особенностей культуры Якутии в ХХ-ХХI вв.

Социокультурная система Якутии, как и другие субрегионы России, в ХХ в. была полностью включена в тот глобальный ритм, которому подчинялась российская и европейская цивилизация. Этот ритм определяется неравномерностью движения социокультурного процесса, его инверсионностью. Ритм задается постоянным чередованием двух основных типов культуры: относительно стабильных (или, в др. терминологии, - «структурных») и переходных [8, с.10].

На пограничный характер культуры Якутии начала ХХ века указывает многоукладность и многоуровневость его экономического развития и наличие в едином сибирском комплексе трех типов цивилизационного развития: кочевого (для северных районов), а также оседлого скотоводства в центральных районах, в южных - земледельческого, а в городах - ремесленно-торгового. Из рассмотренного материала видно, что со второй половины ХIХ в. начинается стремительная модернизация Сибири в целом, в Якутии этот процесс сопровождался достаточно интенсивным ростом городов: Якутск, Олекминск, Вилюйск, Среднеколымск, в которых проявился торгово-ремесленный тип культуры.

Способ освоения Северо-Востока азиатского континента русскими переселенцами также указывает на пограничный, диалоговый характер культуры. Город Якутск из острога-кремля XVII в. превращается в православный город со всеми установками и ценностями XVIII-XIX вв., тем самым, становится центром инноваций и процессов аккультурации. Просветительская деятельность православной миссии второй половины XIX века ускорила процесс перехода от традиционной (устной традиции) к письменной [13], от фольклорного типа культуры к креативному [12].

Не случайно Якутию называли «тюрьма без решеток». Исключительно региональным фактором активности в политической жизни была политическая ссылка. Это, прежде всего: в XVIIIв. - старообрядцы, скобцы, а с 1860гг. обретает массовый характер - политическая ссылка. Огромный поток ссыльных был сослан после польского восстания 1870-х гг. Исследовано многогранное воздействие политических ссыльных на внутреннюю жизнь якутов. К ним относится просветительская деятельность: основание школ (И.Ионов), библиотек, исследуют ремесла (В.Виленский), этнографию (В.Серошевский), язык (толковый словарь в 3томах, Э.Пекарский). Особенно крупным очагом в Якутии является Ботурусский улус в центральной Якутии, который впоследствии стал «бифуркационной точкой» развития культуры и искусства. Отсюда вышли первые профессиональные художники, поэты и писатели Якутии.

К началу ХХ века в городе Якутске сформировались все предпосылки для зарождения нового типа креативной культуры. Этот период характеризуется переходным типом культуры: причем, кризисное состояние получает двойственную оценку-момент перехода в новое качество объединяет в себе черты конца и начала, разрушения и созидания. При этом, как только система, основанная на классической модели миропорядка, достигает определенной стадии завершенности, она утрачивает возможность дальнейшего развития и приводит общество к необходимости выбора своей противоположности. Переворот во взглядах на мир, систему ценностей, нормы поведения и мышления вызывают дестабилизацию основ социокультурной системы в целом, ведет к ее трансформации, и как следствие, поиску механизмов стабилизации, действие которых приводит, в конечном счете, к возникновению нового варианта классической модели культуры. В Якутии это проявилось к концу и завершению традиционной культуры и созидания новой (советской) культуры-креативного типа.

Автор данной концепции А.Ю.Котылев считает, что эта схема действенна по отношению ко всему периоду существования новоевропейской культуры, поэтому в ХХ веке «ход развития ускоряется, относительно стабильные периоды становятся более короткими и менее стабильными, переходные периоды – более частыми и бурными» [9, c.34].

Вместе с тем развитие культуры России начала ХХ века начинается с переходного периода, который характеризуется преобладанием художественного. Будучи в своей основе элитарной, модернистская культура нач. ХХ в. ориентирована на массовое распространение произведений. Она развивается не только в центре, но и в провинциях, в т.ч. и в Якутской области Иркутской губернии, где скорее насыщена просветительским характером: открытием библиотеки в г. Якутске, краеведческого музея(1891г.) при губернаторе Крафте; церковно-приходских школ в улусах (Сунтарский, Вилюйский, Ботурусский и др.), зарождением фотографии и появлением первого профессионального художника Якутии И.В.Попова и поэта А.Е.Кулаковского [13]. Все это были благоприятные условия для возникновения новой культурной среды в г. Якутске, так и для выхода в большой мир европейского культурного сообщества профессиональных художников, музыкантов, писателей, политиков и интеллигенции.

Первый переходный период начала ХХ в. завершается Первой мировой войной и она активизировала политическую доминанту социокультурной системы. Переходный период продолжался, вернее, сохраняется в общих чертах и его цель (преобразование общества). Однако форма, содержание и главные действующие лица становятся уже иными. Политизация страны в целом приводит к обособлению провинций, вплоть до идеи конфедерализма, попыток независимости области. Это был начальный своеобразный процесс национального самосознания якутов в среде образованных и интеллигенции города Якутска, получивших образование в Иркутске, Томске, С-Петербурге, Москве и др.городах Российской империи.

Общение с русской революционной интеллигенцией ускорило процесс мобилизации местной интеллигенции начала ХХ века. Именно якутская интеллигенция была основной фигурой и создателем конструирования картины мира. Особенностью якутской картины мира было то, что она возникла на «пограничье» двух миров, двух культур: традиционной якутской и европейской (русской). Пограничное состояние в культурном пространстве порождает точки напряжения и для перехода необходимы посредники, проводники. Так, в мифологической картине мира роль посредников выполняли сакральные лица: шаманы и кузнецы. В якутском шаманизме, где присутствовала трехчастная модель мира, шаманы обладали способностью переходить из одного мира в другой, в частности, имели связь как с небом (Верхний мир), так и с подземным (Нижним) миром. Такое же восприятие мира можно увидеть в творчестве первой волны якутской интеллигенции.

Между тем национальный вопрос в Якутии начала ХХ в. имел свои особенности: во-первых, отсутствие религиозного фактора и таким образом отсутствие неприязни между русскими и якутами на религиозной форме…. Во-вторых, в целом из-за традиционного менталитета якутов межэтнические отношения носили толерантный характер [2 с. 189]. Наиболее ярко взгляды пророссийско - ориентированной интеллигенции выразил А.Е.Кулаковский - одним из первых до первой мировой войны выдвинул проблему цивилизационного выбора Письмо к якутской интеллигенции», 1912г.; в поэме «Сон шамана»).

Переломным оказался 1917 год, который выдвинул проблему выбора перед интеллигенцией. К этому времени в ее среде сложились две основные позиции к этому вопросу. Для первой была характерна приверженность идее неразрывного единства с Россией и ориентация на европейскую (русскую культуру). Это А.Е. Кулаковский, П.А. Слепцов-Ойуунский, М.К. Аммосов и др. Вторая – отражала настроения той интеллигенции, которая тяготела к азиатскому, тюркскому миру (лингвист Г.В. Баишев). Кроме того, среди интеллигенции имела место и «срединная концепция», которая в чем-то была, сродни евразийской. Понимая, что Якутия неотделимая часть России, они рассматривали Россию как часть Востока. Эта точка зрения была характерна для таких интеллектуалов, как ученый-гуманитарий Г.В.Ксенофонтов. В целом якутская интеллигенция нач. ХХ в. одной из первых выдвинула проблему взаимоотношений центра и национальной провинции, необходимости пересмотра региональной политики и развития региона как центра социокультурной, экономической и общественно-политической жизни [2].

Таким образом, начало ХХ века характеризуется переходным типом культуры: 1) кризисное состояние получает двойственную оценку: момент перехода в новое качество объединяет в себе черты конца и начала, разрушения и созидания. Начало периода модернизации и урбанизации в России и Сибири содержало в себе указанную двойственность. В целом это был позитивный факт, означающий для Сибири выравнивание уровня социально-экономического и культурно-политического развития, но методы проведения модернизации приводили к искажениям и трагическим последствиям. Так, по замечанию Е.И.Балакиной, в 1920-1930-х гг.в России образовалось противостояние двух политических групп, которое привело к классовой непримиримости первой группировки: И.В. Сталина, М.В.Молотова, Л.М.Каганович и их единомышленников. Они поддерживали диктаторские способы деятельности и предлагали форсированные, неподъемные для страны темпы развития. Другая группа – Н.И. Бухарин, А.И.Рыков, М.П. Томский и их сторонники исходили из необходимости реального потенциала СССР и использования оптимальных средств, темпов и способов модернизации страны [1, c. 83].

Между тем переходный период завершился в России в 1920 гг., постепенной кристаллизацией тоталитарного режима. Приобретение политической автономии республики (ЯАССР) с 1922г. стимулировало развитие национальной художественной культуры и образования.

Советская социокультурная система, оформившаяся в конце 1920-начале 1950х гг. (канонический период, период ее высшего развития), были вариантом классической системы и культурой канонического типа. Представляют стабильное состояние культуры (традиционное), а не переходное. При этом, Н.О. Костюрина, рассмотрев сущность и периодизацию художественной культуры России ХХ века, выявила три периода: 1) период «рубежа веков», который характеризуется открытостью и условными границами 1890-ми – 1917/ 1922 годами; 2) второй период отличается замкнутостью, изолированностью от внешних влияний, культурой канонического типа и границы периода автор указывает: 1917/22 – 1956/1964 годы. 3) Третий период закономерно соотнесен с культурой «оттепели», к началу 1960-х годов и характеризуется преодолением замкнутости, изолированности, а с 1990-х годов наблюдается прямое заимствование других культур [7, с.156]. Соответственно утверждение Н. Костюриной о советской культуре было связано с образованием новой моноцентричной иерархической структуры, претендовавшей на подчинение всех общественных и культурных образований в СССР. Унитарная политика привела к репрессиям, которая тоже коснулась Якутии. Здесь на Колыме находился ГУЛАГ, люди ссылались в отдаленные селения или на Крайний Север. Коллективизация привела к разрушению аласного (хуторского) ведения хозяйства, традиционного уклада жизни и утверждались основы новой для Якутии профессиональной культуры в городах и селах Якутии: образовательной, научной, художественной, общие стандарты для всей страны. Вместе с тем, все это происходило в русле сложения советского суперэтноса, где проявлялись тенденции интернационализации, стереопитизации, унифицирования всех сфер общественной и культурной жизни, а стало быть и недоучет местной специфики.

В целом, процесс становления типологически динамичной художественной культуры Якутии ХХ века связан с развитием совершенно новых для якутского этноса профессиональных форм искусства, способов организации творческой деятельности. Причем переход от средневекового, фольклорного типа художественной культуры к новому типу индивидуального авторства осуществился в Якутии как процесс профессионализации, автономизации и субъективации самодеятельных художников, актеров, музыкантов в 1920-1940-х гг. Процессы интеграции коснулись сферы материальной культуры. Изменения сказались в отходе от архаических элементов материальной культуры, бытовавших до революции, которые были заменены промышленными, фабричными изделиями. Широкое применение получили в ходе урбанизации общесоветские виды материальной культуры. Двуязычие сыграло важную роль в сближении наций. При этом русский язык стал языком межнационального общения, процесс руссификации особо ярко проявился в 1950-1960-х годах.

В этнических процессах весьма существенной была роль такого компонента культуры, как наука, которая тоже координировалась в пределах советского суперэтноса. Со сферой этнического и национального в той или иной степени были связаны такие науки, как история, этнография, археология, фольклористика, языкознание. Культурное строительство Якутии было связано с созданием письменности коренных народов Севера, открытием клубов, больниц, школ-интернатов, с борьбой с культами и религиозными предрассудками. Проявляя пассивное сопротивление атеистическому мировоззрению, якуты оставались верны, хотя бы в бытовом сознании (до конца ХХ века), своим древним языческим культам. При этом национальный праздник Ысыах, проводимый во всех районах республики в течении ХХ века, сыграл роль адаптирующего механизма. Сохранение традиций этого праздника способствовало социальной сплоченности коллектива, создавало чувство равновесия в социальной среде, формировало ценностные ориентации и нравственные принципы.

За годы советской власти якуты ускоренно преодолели огромную историческую дистанцию этнокультурного развития и приобрели статус нации и государственность. В развитии художественной культуры Якутии ХХ века обычно выделяется несколько периодов, что исследовано в работах А.И.Червонной, И.А.Потапова, В.Х.Иванова [17, 14, 15, 3]. Однако с развитием культурологических подходов в современной науке  возникает необходимость в некотором уточнении и пересмотре периодизации художественной культуры Якутии ХХ века как целого[ 12].

Условно можно выделить два качественных этапа развития художественной культуры Якутии в ХХ веке: 1)С середины 1920 - 1960-е годы – этап зарождения, становления профессиональных форм искусств европейского образца. 2) С 1960-х годов по 1990-е годы – это уже зрелый этап развития национальной художественной культуры.

Особенностью первого этапа является становление этнического самосознания и переход от фольклорного типа (традиционности) к профессиональному типу (креативности) художественной культуры. Во всех видах искусства(литературе, живописи, косторезном искусстве, театрально-музыкальном искусстве) сильны фольклорные реминисценции, что проявляется, в частности, в тенденции вторичного восприятия фольклора.

Наиболее важным представляется второй этап культурогенеза ХХ века, так как он является фундаментом для последующего развития национальной художественной культуры. Второй этап следует продолжить с середины 1960 - по 1990-е годы. Это уже этап зрелости якутской национальной художественной культуры, когда равномерно развиваются все виды пространственных и временных видов искусства. В морфологическом плане в 1920-1940-х гг. выступает литература; в 1960-е годы доминирует графика как вид искусства, а в 1990-е годы этот процесс сказался в лидерстве театра, в котором сконцентрированы слово-пластика- музыка – изобразительное искусство. Эти этапы соединены между собой исторической преемственностью, а также характеризуются особенностями институциональной и морфологической структуры, тематических линий и стилистических направлений, типом творческой личности художника.

Между тем смена и механизм перехода от одного типа культуры к другой не достаточно исследованы, но значительную роль в этом играет принцип саморазвития системы. Эти сверхсложные и бифуркационные процессы активизировались после распада советской культуры, начиная с 1990-х годов современная культура Якутии вступает в переходное состояние, что безусловно можно проследить на материале художественной культуры Якутии уже рубежа ХХ-XXI вв. Из всего рассмотренного следует, что ритм мировой культуры, в том числе российской сочетался чередованием переходных типов и относительно стабильных, эти же принципы лежат в основе художественной культуры Якутии всего ХХ-нач.XXI вв.

Таким образом, культура Якутии начала ХХ века началась с переходного типа, отразившаяся в поисках выбора пути первой интеллигенции и в просветительском характере культуры, в создании культурной среды в городе Якутске, Вилюйске для зарождения профессионального искусства в Якутии. Советский этап в художественной культуре Якутии, сформировавшийся с середины 1920-х - 1980е годы, можно характеризовать как устойчивый (канонический) тип креативной культуры, во время которых создается равновесная структура с элементами традиционности и непредсказуемости исторического развития. В этот период зарождаются и ускоренно развиваются все виды профессионального искусства Якутии европейского образца. В периоды равновесных структур в художественной культуре формируется совокупность правил и норм - канон, основывающийся на принципах целостности и иерархии ценностей, так проявляются эпохи величия и титанизма в 1930-1950-х гг. С конца 1980- 1990-х годов якутская культура преодолевает замкнутость традиционного канонического искусства и обретает черты переходности  уже нового порядка и ускорения социокультурных процессов, которые можно проследить в культуре начала XXI века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балакина Е.И. Культура Сибири ХХв.: системно-синергетическое осмысление // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов нового и новейшего времени. СПб.: Астерион, 2002, с.76-86.
2. Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время(конец ХIХв. – 1917 г.). – Новосибирск: Наука, 2002. - 240с.;
3. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. М.: Наука, 1979. - 112с.
4. Каган М.С. Введение в мировую культуру. Книга первая. СПб.: Петрополис, 2003 – 368с.;
5. Каган М.С. Введение в мировую культуру. Книга первая. СПб.: Петрополис, 2003 – 320с.;
6. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996
7. Костюрина Н.О. Культура России ХХ века: сущность и периодизация (на материале русской художественной культуры): Дисс. на соискание канд.культурологии. СПб.: РГПУ им А.И.Герцена, 1997. – 168с.
8. Котылев А.Ю. Метаморфозы игры в культуре переходного типа (Россия 1917-1933): Автореферат диссертации на степень кандидата культурологии. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - 22с.
9. Котылев А.Ю. Региональные особенности развития культуры Северо-Запада в ХХ-XXIвв // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов нового и новейшего времени. СПб.: Астерион, 2002, с.28-34.
10. Мосолова Л.М. Историография ХХ века о глобальном и региональном в развитии культуры // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов нового и новейшего времени. СПб.: Астерион, 2002, с.6-16.
11. Поликультурное пространство Российской Федерации в семи книгах. Научный руководитель и главный редактор Л.М. Мосолова. Культура Дальнего Востока России. Книга I / Отв. ред. Книги Н.А. Кривич. Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2012. – 232с., 8 илл.
12. Покатилова И.В. Пластический фольклор в художественной культуре Якутии. – Новосибирск: Наука, 2013. – 184с.
13. Покатилова Н.В. От устной традиции к письменной в ранней литературе. Новосибирск: Наука, 2010. – 248с.
14. Потапов И.А. Художники Якутии. Л.: Искусство, 1983. - 200с.
15. Потапов И.А. Творческие проблемы художников Якутии (1945-середина 1970х гг.). Якутск: Бичик, 1992. – 172с.
16. Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов нового и новейшего времени. СПб.: Астерион, 2002. – 104с.
17. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). М.:Изобразительное искусство, 1978. – 208с.


©  И.В. Покатилова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru