levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.В. Обухович,  (Аспирант, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Серия «Познание» # 03  2018
История науки
Настоящая статья посвящена исследованию университетов Российской империи XIX века. Формирование университетов, системы высшего образования в Российской империи XVIII-ХIХ вв. явилось необходимым элементом эволюции культуры того времени и было обусловлено многими сложными социальными факторами и проблемами эпохи. В статье рассматриваются законодательные и социокультурные рамки эпохи. На основе университетских уставов в работе осуществляется попытка взглянуть на историю становления российских университетов.

Ключевые слова: История науки, история образования, академическая культура, педагогическая культура, Российская империя.

 

Изучение традиций отечественной культуры – важная задача современной культурологии. В этом контексте педагогическая культура занимает особое место, как сфера, где происходит формирование и социализация молодого поколения.

XVIII век стал периодом зарождения академических институтов европейского типа в России. С.В. Рождественский отмечает, что начиная с Петра I в России создавались в основном профессиональные учебные заведения. По мнению, Д.Л. Сапрыкина, такая тенденция укладывалась в русло развития Европы, так как XVIII век был веком создания специальных учебных заведений. В то же время XIX век стал временем высококачественного образования, которое давали гимназии и университеты [1, С. 62]. Примечательно, что цели и особенности образования, которое давали данные учреждения, во многом зависели от курса государственной политики.

Постановление «Об устройстве училищ» [2, С. 13-21] от 24 января 1803 года указывает, что на тот момент существовали Московский, Виленский и Дерптский университеты и организовывались университеты в Казани и Харькове, а затем планировалось учредить университеты в Киеве, Тобольске и Устюге Великом [2, С. 13-21]. Таким образом, организация системы университетского образования была государственной инициативой и полностью находилась в его ведении. Важно отметить, что особенность России, сохраняющаяся и сегодня, – это система государственного образования (особенно высшего и специализированного), а не частного, получившего широкое распространение в Западной Европе и США.

В то же время в небольшой Пруссии университеты известны с XVI века, и к XIX веку крупных университетов было уже пять. Таким образом, одной из проблем Российской империи было небольшое количество университетов. Представляется, что эта проблема сохраняется и в современном университетском образовании России: так, многим абитуриентам из провинции приходится переезжать в крупные города для получения высшего образования.

Также Постановление утверждало, что профессора университетов объединялись в отделения или факультеты, в которых на определённый срок избирался старейшина (Decanus), старейшины и ректор составляли Правление университета, а профессора всех факультетов – общее собрание университет. В приходских и уездных училищах и гимназиях были единые книги и правила [2, С. 13-21], а в университетах «способ и предметы преподавания будут предначертаны общим собранием Профессоров, и представлены на усмотрение Попечителю» [2, С. 13-21].

18 мая 1803 года Александр I подписал устав университета [3, С. 46-54]. Согласно уставу, университет должен был выполнять не только учебные, но и административные функции: контролировать преподавание и назначение преподавателей; гимназии, уездные, приходские и иные училища, а также пансионы находились в ведомстве университетов [3, С. 46-54]. Представляется, что сегодня подобная практика невозможна, так как образовательные учреждения каждого уровня (общеобразовательные учреждения, университеты) приобретают всё большее количество специфических особенностей и требований к образовательному процессу, и один орган уже не может руководить всеми образовательными учреждениями региона.

Государство стремилось расширить количество обучающихся в университетах. Так, в постановлении «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» [4, С. 582-589] (6 августа 1809 года) утверждалось, что российские университеты (кроме Дерптского и Виленского) не имели достаточного количество студентов и что, в частности, в университетах обучается недостаточное количество дворян. Эта ситуация не устраивала государство, так как «все части Государственного служения требуют сведущих исполнителей, и чем далее отлагаемо будет твердое и отечественное образование юношества, тем недостаток в последствии будет ощутительнее» [4, С. 582-589].

В связи с этим государство не только ставило перед университетами образовательные задачи, но и стремилось предоставить им роль «социального лифта». 6 августа 1809 года был принят указ об экзаменах на чин [4, С. 582-589], по которому для получения чинов 8 и 5 класса предъявить аттестат университета о сдаче экзаменов. Желающие продвижения по гражданской службе должны были проходить в университетах следующие испытания: русский и иностранный язык,  правоведение, исторические науки, математические и физические науки [4, С. 582-589]. Кроме того, ранее Устав 1804 года [5, С. 331] закреплял за званием студента университета права на чин 14 класса.

Постановление «О порядке производства в чины по учебной части» [6, С. 677-679] (14 января 1811 года) указывало, что аттестаты иностранных училищ, академии и университетов не заменяют аттестатов российских университетов при производстве в чины. Также отмечалось, что аттестаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Педагогического Института, Вышнего Училища Правоведения и Ярославского училища высших наук приравниваются к аттестатам университетов, но свидетельства о посещении публичных курсов в данных училищах не заменяют аттестатов [6, С. 677-679]. После данных реформ дворянские семьи стремились отдавать детей в студенты в как можно более раннем возрасте (аналогичным образом в XVIII веке детей дворян с младенчества записывали в полки). Однако в дворянских семьях в начале XIX века в первую очередь ценилось звание студента, а не изучение наук, что отражает дневник С.П. Жихарева [7, С. 62-72]: «Звание мое не безделица и порадует моих домашних. Предчувствую, что недолго слушать мне добрых моих профессоров. Отец, обрадовавшись моему 14 классу, торопит службою» [7, С. 62-72].

Как правило, в университетах было четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Е. Вишленкова отмечает, что в Российской империи на медицинских факультетах обычно учились выходцы из «низов» (выходцы из духовенства, дети приехавших и оставшихся на русской службе врачей, разночинцы). В Британии, Германии, Австрии была иная ситуация: там врачами становились представители социально высоких слоёв, они учились платно, а затем становились обеспеченными людьми с высоким социальным престижем. Медицинский факультет имел свою специфику: обучение на нём длилось на год дольше, чем на других факультетах, и осуществлялось на латыни, которую не изучали в гимназиях. Однако латынь часто изучали выпускники духовных семинарий, поэтому медицинский факультет для выходцев из церковного сословия был более доступен. В первой половине XIX века на медицинские факультеты активно приходили учиться разночинцы [8].

Примечательно, что развитие университетов шло параллельно с развитием управленческих институтов. Со времён Александра I систему образования Российской империи курировало Министерство народного просвещения. Как отмечет М.В. Богуславский, до этого момента преобладало мнение, что главные факторы образования личности является – это сама личность и служба, и в этом отношении руководить образование казалось невозможным [9, С. 9-18]. В начале XIX века просвещение трактовалось как воспитание «новой гражданственности» через школу. В этом отношении важным представляется указание Т.Н. Жуковской на название нового учреждения: Министерство народного просвещения — это перевод французского Ministère de l’Education Nationale, где слово «l’Education» обозначает не только образование, но и воспитание. Таким образом, министерство должно было заниматься не только повышением уровня образования, но изменением умственного состояния народа, модернизацией общества [10, С. 186-187].

Классическая университетская модель Гумбольдта послужила одним из ориентиров для российского университета. Министр народного просвещения Уваров не принял полностью ни один из гумбольдтовских принципов (принцип свободы преподавания, принцип единства преподавания и исследования и принцип науки как критерия полезности университетов и основания ротации «учёного сословия»), однако в разной степени использовал все три: так, преподаватели высокого статуса обладали свободой чтения лекций, а студенты за участие в научной деятельности получали премии [11, С. 93-96].

Таким образом, в XIX веке университетское образование в Российской империи, начало которому было заложено ещё в XVIII веке, получило существенное развитие, охватило существенную часть Империи. Важно отметить, что государство активно поддерживало университетское образование.  В России университет выполнял не только образовательные, но и административные функции: гимназии, уездные, приходские и другие училища, а также пансионы находились в ведомстве университетов.

Академическая культура Российской империи является фундаментом современного российского образования. Так, многие университеты, основанные в имперский период, успешно продолжают свою деятельность и являются преемником традиций академической культуры Российской империи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи М., ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.
2. Об устройстве училищ. 24 января 1803 года // Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по министерству народного просвещения : [В 3-х т.]. 2-е изд. СПб., Тип. В. С. Балашева, 1875-1876. Т. 1 : Царствование императора Александра I. 1802-1825. С. 13-21.
3. Устав или общия постановления Императорского Виленского Университета и училищ его округа // Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по министерству народного просвещения : [В 3-х т.]. 2-е изд. СПб., Тип. В. С. Балашева, 1875-1876. Т. 1 : Царствование императора Александра I. 1802-1825. С. 46-54.
4. О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники. 6 августа 1809 года // Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по министерству народного просвещения : [В 3-х т.]. 2-е изд. СПб., Тип. В. С. Балашева, 1875-1876. Т. 1 : Царствование императора Александра I. 1802-1825. С. 582-589.
5. Устав учебных заведений, подведомых университетам. 5 ноября 1804 года // Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по министерству народного просвещения : [В 3-х т.]. – 2-е изд. СПб., Тип. В. С. Балашева, 1875-1876. Т. 1 : Царствование императора Александра I. 1802-1825. С. 331.
6. О порядке производства в чины по учебной части. 14 января 1811 года // Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по министерству народного просвещения : [В 3-х т.]. – 2-е изд. СПб., Тип. В. С. Балашева, 1875-1876. Т. 1 : Царствование императора Александра I. 1802-1825. С. 677-679.
7. Феофанов А.М. Университет и общество: студенты Московского университета XVIII – начала XIX века (социальное происхождение и быт) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 4. С. 62-72.
8. Вишленкова Е.А. Учёные степени для русских лекарей [электронный ресурс] // Постнаука. URL: http://postnauka.ru/video/52422 (дата обращения: 28.09.2015.)
9. Богуславский М.В. Взаимодействие власти и общества в проведении образовательных реформ XIX-XX вв. // Образование и общество. 2008. № 5. С. 9-18.
10. Жуковская Т.Н. Просветительские проекты «молодых друзей» и создание Министерства народного просвещения (1802) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012. № 11. С. 181-191.
11. Жуковская Т., Ростовцев Е. Образование в своём Отечестве // Родина. 2013. № 3. С. 93-96.


©  В.В. Обухович, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru