levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Г.А. Демченко,  (Аспирант, Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово)

Серия «Познание» # 03  2018
Реставрация
В данной работе на примере колокольни Спасо-Преображенского собора города Новокузнецка рассматривается проблематика воссоздания колоколонесущего сооружения как элемента городской среды. Анализируется особенности колокольни с точки зрения исторической ретроспективы и современных реалий. Поднимается проблематика эклектического синтеза стилистических и функциональных особенностей колоколен эпох сибирского барокко и классицизма. Затрагиваются вопросы, связанные с сохранением прилегающего акустического пространства, в связи с чем в статье также освещается проблема воссоздания утраченного колокольного звукоряда, и предлагаются возможные варианты его восполнения.

Ключевые слова: Реставрация, ремонт, культурное наследие, реконструкция, колокола, колокольный звукоряд, архитектурный памятник, градостроительная доминанта.

 

Исторически сложилось, что большинство традиционных русских городов имели невысокую городскую застройку, редко превышающую высоту трехэтажных зданий. Но из общего пространства города всегда особенно выделялись храмы и сопутствующие их колокольни, которые играли роль архитектурных вертикалей. Внушительные и величественные колокольни уравновешивали по горизонтали окружающие их строения, оживляя восприятие города и высотную доминанту в архитектурно-пространственном объёме городской среды. Во многих городах России есть либо отдельные колокольни, либо храмы, которые своими вертикалями придавали им градообразующие свойства, привнося равновесие в ландшафт. К примеру, в Москве такой доминантой выступала колокольня Ивана Великого, в Вологде – колокольня Софийского собора, в Тобольске – колокольня   Софийско –Успенского собора и т.д. Колокольни выполняли не только ландшафтно-образующую функцию в городской среде, но и, базируясь на своем изначальном предназначении, первостепенно заполняли прилегающее пространство, посредством мелодико-ритмических комбинаций, транслируемых с колоколен, задавали темп жизни городов, наполняя их присущей Русской ментальности духовностью и колоритом.

В Кемеровской области из небольшого количества городов, основанных в дореволюционный период, особо можно обозначить Новокузнецк – южную столицу Кузбасса. Как отмечает в своем исследовании Г. Т. Шалакин, распространение православия и строительство первых культовых сооружений на Кузнецкой земле началось в 1620 году с момента образования Сибирской епархии Русской Православной Церкви, имеющей центр в г.Тобольск. Примерно в этот же период была возведена первая деревянная церковь в честь Преображения Господня, на базе которой в дальнейшем сформировался соборный приход [1, с. 124].

Из истории собора известно, что его строительство велось с 1792 по 1835 гг. [2, c. 44]. Долгий срок возведения отразился на архитектурной стилистике, которая включила в себя как классические элементы, так и элементы позднего сибирского барокко. Спустя век, в 1935 г., собор был закрыт. В 1937 г. горсовет решил приспособить здание под музей, для чего было необходимо «избавиться от всех символов культа» [3]. В период Великой Отечественной войны собор было решено перестроить в хлебозавод, в результате перестройки он утратил колокольню и часть второго этажа. В 60-х гг. XX века собор был окончательно заброшен и вскоре пришел в руинное состояние.

Исходя из того, что любой памятник неотделим от культурной эпохи, в процессе которой он создавался, ценностная функция любой реставрации и реконструкции заключается в сохранении объекта как произведения искусства, так и объекта духовного наследия.

Век назад собор являлся одним из самых крупных сооружений Кузнецка, а господствующая над всей застройкой высокая колокольня – стержневой доминантой. Собор взял на себя роль центра притяжения и организации близлежащего пространства, включающего в себя как природно-ландшафтные, так и архитектурные элементы.

Объем колокольни, как до разрушения, так и после ремонтно-восстановительных работ, представляет собой два надстроенных куба с усеченными гранями. Оба яруса колокольни прорезаны четырьмя сквозными полуциркульными арками, но колокола размещены только на самом верхнем из ярусов.

Если рассматривать стилистические аспекты храмовых сооружений сибирского барокко, к которым имеет тяготение Спасо-Преображенский собор, то можно отметить, что  традиционно ярусов звона могло быть несколько. В архитектурных решениях колоколен мы преимущественно встречаем квадратным только основание, а сам ярус звона представляется восьмигранным (восьмерик на четверике). В храмах классицисстского стиля ярусы звона представлены с четвериком в основании.   Наличие нескольких ярусов на колокольне хоть и встречаются, но преимущественно в отдельно стоящих колоколонесущих сооружениях. Колокольня Спасо-Преображенского собора, единственная из сохранившихся в Кемеровской области, имеет ярко выраженную двухъярусную архитектуру, чем и аргументирует свою уникальность. Дополнительная особенность колокольни подчеркивается оригинальным для подобного рода решением, а именно – расширенными арочными проемами на верхнем ярусе звона, в пропорциональном соотношении - с нижним ярусом. Справедливо будет отметить, что схожие архитектурные решения с перемежением акцентов ярусов звона наблюдаются в ряде барочных храмов Иркутска (Харлампиевская Церковь, Крестовоздвиженская Церковь, Знаменская Церковь, Спасская Церковь др.). Данный факт обосновывает предположение о том, что на первоначальном этапе проектирования собора были задействованы приемы из иркутской архитектуры.

Подобное, в своем роде уникальное, решение имеет как ряд преимуществ, так и недостатков. Традиционно при проектировании нескольких ярусов звона на колокольне нижний ярус звона предназначался для размещения самых тяжелых колоколов из подбора, которые помимо веса, отличаются объемными габаритами.  С целью наилучшего прохождения самых тяжелых  благовестных колоколов во время подвеса арки нижнего яруса проектировались шире, чем прочие. Подобное разноярусное размещение позволяло эргономично распределить нагрузку в вертикали колокольни, и с учетом размещения самых маленьких колоколов на верхнем ярусе увеличить дальность их звучания. Учитывая пропорционально уменьшенные размеры арочного проема нижнего яруса звона по соотношению с верхним ярусом, можно предположить, что нижний ярус колокольни изначально не предполагалось использовать для размещения тяжелых колоколов. Вместо этого, тяжелые колокола могли также размещаться на верхнем ярусе звона со всеми остальными, что было обусловлено необходимостью в увеличении дальности диапазона их звучания. Подобные принципы построения звонничного инструмента встречаются и на других колокольнях, когда от колокола, помимо религиозно-символической назначения, требуется и сигнально – практическая функция. При таком решении требовалось увеличение конструктивной нагрузки на несущую способность стен всех ярусов колокольни. Если обратиться к фотографиям Спасо-Преображенского собора начала XX века, то можно заметить, что нижний ярус звона заложен ставнями с внутренней стороны (рис. 1). Данный факт подтверждает такое предположение.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Святыни Кузбасса. Наталья Губанова, Татьяна Наумова. Издательский отдел Кемеровской епархии. 250 с.
2. Конюхов И.С. Кузнецкая Лнтопись.- Кемерово: Кузбассвузиздат,2012.-207с.
3. Паничкин, В. Дорога к храму [Электронный ресурс] // Кузбасс. 1992. № 89. URL: http://libnvkz.ru/userfiles/34750.pdf (дата обращения: 25.10.2017).
4. Костров Н. А. Город Кузнецк // Томские губернские ведомости. – 1867 – № 34
5. Прогулки по старому Кузнецку: очерки по истории города / авторский проект И. И. Казанцевой ; [авт.: Лизогуб Петр Петрович, Крюков Евгений Николаевич, Казанцева Ирина Ивановна ; ред.: Ирина Казанцева]. – Новокузнецк : Кузнецкая книга, 2016. – 282 с.
6. Фонд Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец. Спасо-Преображенский собор (Новокузнецк) [Электронный ресурс]. URL: http://adamovka.ru/sobor/?id=36 (дата обращения: 25.10.2017).
7. Никаноров А.Б. Специфика исторического колокольного набора и проблема унификации количественной и качественной звонов в конце XIX века [Текст]. В кн.: Колокол: из прошлого в будущее: тез. докл. Х Пасхального фестиваля звонарского искусства Сибири. Новосибирск: Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской Митрополии- Новосибирск: издат. Твердый знак, 2014. 85 с.
8. Есина Л. И зазвонят опять колокола… [Электронный ресурс] // Кузнецкий край. 1994. № 78. URL: http://libnvkz.ru/userfiles/34752.pdf (дата обращения: 25.10.2017).


©  Г.А. Демченко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru