levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.Д. Тлемисова,  (Аспирант, ЯрГУ им. П.Г.Демидова)

Серия «Познание» # 06  2018
Профессиональное самоопределение
    Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что в психологической науке существуют различные точки зрения и подходы к вопросу о формировании мотиваций педагогической деятельности студентов. Объединяющей всех является мысль, что, сформировавшаяся система мотивации личности, представляя собой динамическую характеристику, определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и, конечно же, профессиональную деятельность.
В этой статье говорится о психологических условиях формирования мотивации педагогической деятельности студентов в процессе обучения в ВУЗ-е.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, интерактивные методы, психологическая активность.

 

При определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, можно прийти к заключению, что процесс формирования мотивации педагогической деятельности личности, происходит под влиянием, как своей внутренней организации, так и внешних условий. Учитывая данное обстоятельство, мы, предлагаем в ходе обучения в ВУЗ-е, целенаправленное создание психологических условий, способствующих, эффективности формирования мотивации педагогической деятельности студентов.

Процесс разработки психологических условий, содействующих повышению эффективности формирования мотивации педагогической деятельности студентов, предусматривает рассмотрение сущности понятий «условие», «психологическое условие».

Относительно понятия «психологическое условие» можно констатировать, что оно было глубоко изучено учеными-специалистами различных направлений. К примеру, Н.М.Борытко считал, что условие - некое внешнее обстоятельство либо фактор, который оказывает ощутимое влияние на течение педагогического процесса, в определенной мере, сознательно созданный педагогом, конкретно не гарантирующий, но предполагающий конечный результат [1]. Психологические условия выделяются на основе анализа факторов изучаемого процесса; выявления трудностей, барьеров осуществления педагогического процесса; сущности педагогической деятельности и системно-функциональной характеристики педагогического процесса.

С.Ю.Головин отмечает, что условия качества, прочности и скорости формирующего процесса находятся в прямой зависимости, от полноты ориентировочной основы явления (свойства, качества), подлежащего формированию; предметного, логического и психологического разнообразия типов материала, включающего формируемое содержание; меры управления формирующим процессом. Лишь соблюдение указанных условий наряду с усвоением нового значения приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения [2].

В свою очередь, под условиями мы понимаем соблюдение определенных требований, содействующих формированию мотивации педагогической деятельности студентов в условиях ВУЗ-а.

Психологические условия формирования мотивации педагогической деятельности студентов в процессе обучения мы выделяем исходя из:

  • понятия мотивации как сложной системы, имеющей в своей основе как биологические (внутренние), так и социальные (внешние) элементы;
  • особенностей личности как системы, отвечающей на внешние воздействия изменением своих параметров;
  • требований к личностным свойствам и способностям, необходимым в новых условиях рынка.

Таким образом, в качестве психологических условий формирования мотивации педагогической деятельности студентов в процессе обучения в ВУЗ-е мы предлагаем:

  • профессиональное самоопределение личности;
  • психологическую готовность к деятельности;
  • применение системы интерактивных методов;
  • реализацию совместной диалогово-познавательной деятельности.

Выбор профессионального самоопределения личности как условия мотивации педагогической деятельности, обусловлено самодетерминацией личности, ее направленностью на будущие жизненные перспективы, где ядром выступают ценностные ориентации, профессиональные планы и цели. Цель здесь достигается путем нахождения личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.

Проблема профессионального самоопределения изучалась учеными с различных аспектов: психолого-педагогической (Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова-Славская, В.Т.Кудрявцев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.Харрис А.Маслоу, Н.С.Пряжников и др); психологической (Е.А.Климов, П.Г.Щедровицкий С.Л.Рубинштейн, Б.А.Федоришин, К.К.Платонов, С.Н.Чистякова), генетической (Э.Берн, Э.Фромм, И.С.Кон, C.Роджерс, Д.И.Фельдштейн, З.Фрейд и др).

Б.А.Федоришин рассматривал самоопределение в качестве собственной активности личности по ознакомлению и овладению окружающей действительностью; С.Л.Рубинштейн представлял самоопределение как событие; К.Обуховский, П.Г.Щедровицкий самоопределение видел как принятие какого-либо мировоззрения в ходе социализации.

По данным С.Н.Чистяковой, «самоопределение - сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетентностей (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), позволяющих действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам» [3].

И.С.Кон отмечает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: 1) «что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится» (труд в широком смысле слова); 2) «каковы его взаимоотношения с окружающими людьми» (общение). Он определил профессиональное самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассмотреть с трех сторон: «как серию задач», «как процесс принятия решений», «как процесс формирования индивидуального стиля жизни» [4].

П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения, в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность [5].

По наблюдениям Е.Ю.Пряжниковой, студенты и молодые специалисты больше внимания уделяют расширению своих возможностей, иногда полагая, что реализация этих возможностей - дело ближайшего будущего. Поскольку самоопределяющийся студент или уже работающий специалист не всегда знает, как реализовать свои возможности, то «возникает новая творческая задача - одновременное расширение своих профессиональных возможностей и повышение в себе готовности (уровня) к полноценной реализации имеющихся возможностей» [6].

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. По словам И.С.Кона: «В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии» [4].

И.В.Дубровина главным условием успешного профессионального самоопределения считает полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания» [7]. Она отмечает два этапа формирования профессиональных намерений: первый этап - ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях развития, неумение сопоставить с требованиями профессиональной деятельности; второй, готовность субъекта сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом психологического и психофизиологического ресурсов [7].

Рассмотрим основные детерминанты, влияющие на профессиональное самоопределение. Психологи обычно объединяют их в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным детерминантам тесно примыкают социальные характеристики, например, такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к такого рода детерминантам относят принадлежность к той или иной социальной группе (например, установлено, что представители малоимущих социальных групп, национальных меньшинств менее свободны в выборе профессии и делают такой выбор раньше), а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении (например, карьерные планы девушек отличаются большим разнообразием и гибкостью).

Кроме специальных способностей (уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов), для эффективного профессионального самоопределения, по мнению Л.Д.Столяренко, необходимы такие общие для любой профессии способности, как: способность адекватно оценивать свои качества при выборе профессии; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценивать ситуацию выбора профессии [138, С.400].

Часто основной доминантой правильного выбора называют профессиональный интерес, или профессиональную направленность. Исследования показывают, что чем больше человек заинтересован в выполняемой им работе, тем лучше ее результаты.

Еще одним детерминантом выбора профессии является соотношение таких социальных признаков, как престижность и востребованность профессии. Уровень материальных благ и внутреннего признака — притязания на общественное признание. Люди, ориентированные на общественное признание, выбирают профессии с более высоким социально-экономическим статусом [8].

Е.А.Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре» [9].

Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но и нечто более важное - то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.
2. Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
3. Чистякова С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников: Автореф. дисс…докт.пед.наук. -М., 1987. - 37 с.
4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
5. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993. – 180 с.
6. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемы, ситуации, задачи, карточные методики. - М.: Изд-во Моск. Гос.ун-та, 1991. - 87 с.
7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
8. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов на- Дону, 1999. - 357 с.
9. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 320 с.


©  А.Д. Тлемисова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru