levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

И.В. Новичихина,  (Аспирант, Московский гуманитарный университет)

Серия «Познание» # 06  2018
Философско-психологическая система
    В статье рассматривается комплекс философских и психологических воззрений С.Л.Франка. В контексте антропологической системы ученого анализируется его представления о природе человеческой личности и законах функционирования человеческой психики. В результате формулируется целостная концепция человека в научной системе С.Л.Франка. Путем сопоставления взглядов С.Л.Франка с современными ему философско-психологическими воззрениями делается вывод о вкладе ученого в развитие психологии личности.

Ключевые слова: Философско-психологическая система, психология личности, антропология С.Л. Франка.

 

С.Л. Франк известен как одна из ключевых фигур в истории русской философии. Его творчество опиралось преимущественно на методологические и философские традиции европейской философии, однако развивалось в контексте русского национального самосознания и в тесной связи с традициями русской религиозной философии. Ведущей авторской интенцией на протяжении всей жизни С.Л. Франка оставалась потребность методологического и концептуального синтеза, разрешения противоречий на онтологическом и понятийном уровнях.

Вклад С.Л. Франка в развитие психологии не столь изучен, хотя его значимость давно не вызывает сомнений. Так, Энциклопедический словарь по педагогике и психологии включает его в ряд ключевых фигур и утверждает, что именно он наиболее последовательно и глубоко отразил «влияние религиозной философии на психологию»[1], имевшее место в первой половине XX в.

Говоря о Франке как о психологе, в большинстве случаев опираются преимущественно на монографию «Душа человека». Так например, в учебнике М.Г. Ярошевского «История психологии», написанного совместно с Т.Д. Марцинковской, Франку и его монографии отводится особый подраздел в главе, посвященной истории психологии в России. Авторы учебника называют публикацию «Душа человека» «наиболее значительной психологической работой» ученого и утверждают, что главная идея этого произведения заключается в стремлении «вернуть в психологию понятие души взамен понятия душевных явлений» [2, с. 337]. В своем учебнике по тому же предмету Т.Д. Марцинковская разбирает воззрения С.Л. Франка несколько подробнее и утверждает, что по мнению Франка главной задачей психологии как науки является «рождать в человеке понимание цельности своей личности и смысла жизни» [3, с. 260]. Отсюда стремление Франка вернуть в психологию это ключевое для его подхода понятие.

Воззрения С.Л. Франка также описывает В.А. Кольцова в своей монографии: «История психологии. Проблемы методологии» [4]. Исследовательница отмечает онтологический характер психологии С.Л. Франка, а также впервые предлагает рассматривать систему ученого как синтез научного и религиозного подхода к человеку.

Таким образом, значимость системы С.Л. Франка и его монографии «Душа человека» для развития мировой психологической мысли давно стала научным фактом, в то время как историческая реконструкция его философско-психологической системы и ее компексный анализ до сих пор не проводились. В рамках данной статьи будут рассмотрены ключевые положения этой системы.

Философским основанием антропологии С.Л. Франка стала разработанная им метафизика всеединства. Через призму этой концепции он раскрывает многоаспектную природу человека как неразрывное единство. По мысли Франка именно внутреннее единство с вечной духовной реальностью и с Богом является залогом неограниченности человеческой личности во времени и в пространстве. Таким образом, философ убежден в существовании абсолютного смысла личного бытия человека, который реализуется и раскрывает в течение всей жизни.

В качестве связи божественной и человеческой реальности Франк рассматривает человеческую свободу и энергию творчества, которую он именует «тревогой духа». Именно свобода является тем фактором, благодаря которому личность преодолевает пределы собственной ограниченности и вступает в отношение с божественной реальностью. В этой точке происходит сложное трансрациональное взаимодействие трансцендентного и имманентного в человеке, которое философ именует трансцедированием. Через момент подлинной свободы личность выходит за пределы самой себя, сохраняя свою самость, т.е., не подчиняясь до конца внешнему воздействию, и благодаря этому реализует полноту бытия.

Франк именует свое мировоззрение «метафизическим реализмом», поскольку считает принципиальным реальность существования трех неотъемлемых составляющих мироздания: объектного мира, человека и Бога. Всеединство при этом является высшим идеалом мира, не ограниченным в пространстве и времени, который включает в себя внепространственный и сверхвременный Абсолют, т.е. Бога.

Как доказали многочисленные философские исследования [5-12], метафизика С.Л. Франка представляет собой оригинальный подход к пониманию бытия. В основе этого концепта лежит методология антиномического монодуализма, которая была призвана снять противопоставление материализма и идеализма. Согласно этой методологии, противоположности «я» и «не я», субъективное и объективное, рациональное и иррациональное начала не противопоставляются, а достигают тождества в Абсолюте. При этом, методология Франка сочетает в себе признаки научного познания, впрочем, отличающегося от точных и естественных наук, и черты религии и искусства. Такой подход к философии соответствует современным философским исканиям.

Свою метафизику Франк строит на осмыслении христианских истин, гармонично соединяя их со своей концепцией человека. Свои представления о христианском вероучении на языке философии Франк излагает в книге «С нами Бог» [13], причем важнейшим тезисом является необходимость личного религиозного опыта, живого Богообщения. Кроме того, он предлагает различать веру в Бога как доверие ему, и веру как один из путей познания. Пребывая выше категорий добра и зла, Бог дает человеку ориентиры для развития нравственного чувства. Жертвенная любовь как высший христианский идеал является высшим проявлением этого развития.

Переходя непосредственно к антропологическим вопросам, Франк связывает сущностные характеристики человека с единством конечного и бесконечного, временного и вечного, материального и духовного, личностного и мирового. Это подход к человеку созвучен современным антропологическим концепциям и опережает науку своего времени. Наиболее новаторским в подходе к природе человека у Франка является не двойственный, а тройственный ее характер: помимо естественного и социального начала, ученый включает в нее и духовное. Особую самобытность антропологии Франка придает религиозная направленность его системы.

Важнейшим выводом из антропологической концепции Франка является становится система отношений «я-ты», в которой ученый видит первичную основу для бытия и экзистенции личности. По мысли философа реализация «я» возможна только при наличии «ты», что позволяет человеку выйти за пределы самого себя. Основой реализации этого механизма становится феномен любви, в котором Франк видит управляющее начало для всей жизни человека. Именно через механизм любви достигается всеединство, которое имеет основу в глубинной связи «я-ты». Личность формируется и развивается прежде всего в общении: «лишь в соборном бытии, в единстве общества подлинно реально то, что мы называем человеком» [14, с. 53].

Особое значение Франк придает индивидуальности человека, которую он именует самостью. Зрелость личности, по его мнению, определяет именно умение контролировать свое индивидуальное начало.

Итогом размышлений Франка становится определение личности как самости, стоящей «перед лицом высших, духовных, объективно значимых сил» и вместе с тем проникнутой ими [13, с. 409].

В своей поздней монографии «Реальность и человек» [15] Франк окончательно формулирует тезис о существовании неразрывной связи между идеей Бога и идеей человека, и утверждение невозможности осмыслить и осуществить полноту человеческого бытия вне Божественной идеи. Соответственно в качестве основной своей цели философ рассматривает преодоление многовекового противопоставления веры в Бога и гуманистической веры в человека. Особенно ученый акцентирует тот факт, что особое соотношение человека и Бога как богосродство осознается и раскрывается в христианстве, которое является религией личности. Выражая постулаты христианского вероучения языком философии, Франк утверждает: «прибегая к Богу, отдаваясь и служа ему, человек впервые полностью осуществляет сам себя; только в связи с Богом человек находит своё истинное существо» [13, с. 313].

Формулируя идею монодуализма в трактовке природы человеческий личности, С. Л. Франк нашел способ преодолеть антиномию радикального персонализма (Н.Бердяев) и крайности имперсонализма (В.Соловьев). Согласно представлениям С. Л. Франка граница человека и всеединства связана с границей реального и сверхреального во внешнем мире и одновременно с границей души и духа в человеке. Эту границу, как считает философ, определяет и обнаруживает именно личности в самой себе, в своей «самости», причем в процессе ее преодоления – трансцендирования. Это личное начало, которое Франк именует термином «самость» присутствует одновременно в каждом из полюсов антиномии, и адекватно раскрывается только в «умудренном неведении», т.е. в металогических и трансрациональных категориях, к которым он прежде всего относит принцип монодуальности. Личность выявляется именно в духе человека, который согласно его концепции всеединства, является частью последнего. Следовательно, по-настоящему свободной и творческой личностью может стать только тот человек, который глубоко укоренен во всеединстве.

В то же время, считая главным смыслом человеческой жизни духовное совершенствование и творческое саморазвитие, Франк полагает, что важным критерием этого совершенства является общее благо. Освобождение духа каждой отдельной личности является условием увеличения духовной силы и стабильности общества. Через преобладание духовного «я» над телесным началом человек обретает подлинную свободу и достигает гармонии с собой, миром и обществом.

Наиболее подробно и системно свои психологические воззрения С.Л.Франк сформулировал в монографии «Душа человека». Эта работа имеет наибольшее значение для истории психологии, поскольку сам автор относил ее именно к данной области науки. В тексте он прямо именует это свое сочинение проектом новой философской психологии, под которой С.Л.Франк понимает «учение о природе индивидуальной "души" и ее отношении к надындивидуальному объективному бытию» [16, с. 419-420]. Франк исходит из того, что изгнание понятия души из психологии и философии негативно повлияло на эти дисциплины и что «учение о душе и человеческой жизни... есть не искусство, не проповедь и не вера, а знание, или что оно, по крайней мере, возможно и нужно также и в форме точного научного знания» [16, с. 428]. Таким образом, Франк предполагает существование разветвленной и многоуровневой душевной жизни человека и хочет исследовать самое ее существо.

При этом ученый противопоставляет свою концепцию психологической науки господствовавшим в его время представлениям о психологии как отрасли естествознания. Современная ученому психология мыслилась прежде всего как «учение о природе, о внешних, чувственно-предметных условиях и закономерностях сосуществования и смены душевных явлений», т.е. представляла собой раздел физиологии. В качестве терминов, описывающих эту область знания, С.Л.Франк предлагает синонимичные в контексте его работ понятия: «эмпирическая психология», «экспериментальная психология», «психофизика» «психофизиология». Изучаемые в рамках этих подходов и методов явления С.Л.Франк полагает если не однозначно физическими, то все же и не относящимися к собственно психическим.

Таким образом, психологическая теория Франка рождается как изначально полемическая. Этим объясняются многие заостренные утверждения о природе человека и об особенностях психических явлений, которые встречаются в работе.

Одновременно с этим противопоставлением ученый отмечает высокую актуальность собственно психологического знания в человеческой культуре на всем протяжении ее развития. Отсутствие квалифицированного научного подхода к изучению психического мира, по мнению Франка, приводит к развитию иных форм познания сферы душевной жизни, и прежде всего – религиозной интуиции, роль которой в познании душевной сферы весьма велика. Франк принципиально связывает возможность самонаблюдения и самосознания с религиозным опытом, утверждая, что «Лишь религиозный человек способен иметь подлинное живое самосознание, ощущать в себе "душу живу"»[16, с. 427]. Развивая эту мысль, Франк отождествляет самосознание с религиозным опытом: «религиозность и самосознание в этом смысле есть именно одно и то же» [16, с. 427]. Опираясь на разработанную им в работе «Предмет знания» теорию познания, Франк доказывает, что исследование души как целостного феномена осуществимо только в рамках религиозного сознания, поскольку отрицающие религиозное начало воззрения отрицают и само существование души как специфической реальности, отличной от предметно-чувственного мира. Следовательно, вне религиозного сознания сам предмет науки психологии не имеет смысла.

При этом С.Л. Франк отмечает, что религиозная интуиция не способна полностью заместить научное знание, и именно необходимость последнего в отношении сферы душевной жизни послужила причиной создания монографии «Душа человека».

Отметим, что это методологическое положение сохранит свою значимость на всем протяжении научного творчества С.Л.Франка и станет одним из ключевых открытий философа. Утверждаемая им возможность и необходимость синтеза традиционно-научного рационального и интуитивно-иррационального познания занимает важное место в дальнейшем развитии экзистенциальной психологии.

В качестве главной задачи науки психологии ученый видит «общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия» [16, с. 430], а не исследование каких-либо реальных процессов, относящихся к области предметного бытия. Таким образом, основное назначение философской психологии, по его мнению, состоит не столько в описании конкретных психических проявлений или изучении конкретных закономерностей, сколько в построении аналитических моделей, объясняющих и отражающих все бесконечное многообразие душевной жизни человека.

Основным методом философской психологии Франк полагает самонаблюдение, понимаемое им в контексте монографии «Предмет знания» как «живое знание», то есть «имманентное уяснение самосознающейся внутренней жизни субъекта в ее родовой "эйдетической" сущности» [16, с. 453]. Таким образом, согласно Франку психологическая наука это процесс научного самопознания личности.

Как явствует из самого название монографии, ключевым понятием в ней становится «душа». Под душой Франк понимает непосредственную целостность душевной жизни, или «наше собственное существо, как мы ежемгновенно его переживаем» [16, с. 434]. Причем, в качестве синонимических к этому ключевому понятию ученый предлагает такие термины как: «внутренний мир человека», «человеческая личность», «наш духовный мир». Таким образом, как уже отмечено в научной литературе, предметом психологии у Франка «выступает душа, понимаемая в широком плане — как самостоятельная внутренняя реальность, противостоящая чувственно-предметному миру и отграниченная от него; объектом — человек как конкретный носитель душевных явлений» [4, с. 210].

Далее Франк выделяет ряд ключевых характеристик души и свойств душевной жизни.

Прежде всего, он утверждает, что для душевной жизни характерны «сплошность, слитность, бесформенное единство» [16, с. 505]. Эту особенность душевной сферы человека ученый считает своим открытием, подчеркивая, что ранее наука психология игнорировала этот важный факт. Отметим, что положение о принципиальном единстве различных психологических аспектов человеческой личности получило дальнейшее развитие в психологии личности XX века, в трудах таких ученых как П.А. Вернадский и Л.С. Выготский.

Другая ключевая черта душевной жизни по С.Л. Франку – ее неограниченность рамками физического бытия, как в пространстве, так и во времени: «В лице знания мы возвышаемся над временем и живем в вечности», [16, с. 507] - поэтически утверждает ученый.

В качестве психического механизма, реализующего это свойство души С.Л. Франк видит память, благодаря которой человек может «в настоящем обладать прошлым» [16, с. 508]. Характерно, что на основании этой особенности ученый отделяет душевную жизнь от процесса познания: в отличие от последнего она погружена в настоящее, но это настоящее не есть математический миг, а некая «бесформенная длительность».

Из этих двух тезисов о внепространственности и вневременности души вытекает важное положение о принципиальной «неизмеримости душевных явлений» [4, с. 210].

Отметим, что такой подход во многом является полемически заостренным против традиционных методов эмпирической психологии, среди которых количественный и статистический анализ занимают важное место, и вполне соответствует экзистенциальному подходу к исследованию человеческой личности, который опирается прежде всего на содержательный анализ.

Из положения о вневременной и внепространственной природе души Франк делает вывод, что внешнее проявление человека в объективно-предметном мире представляет из себя лишь маленькую частичку от того скрытого, потенциально бесконечного «мира хаотических сил», который составляет его сущность. В то же время, Франк полагает, что равно несправедливым будет утверждать, что душевная жизнь представляет собой трансцендентное явление. Это соотношение более сложное и тонкое.

Взаимодействие человека с объективной реальностью Франк считает важнейшим аспектом психологии и определяет человека как «живой центр духовных сил, направленных на действительность». Субъективное отношение человека к объективному бытию, по мнению Франка, образует «самое существо того, что мы зовем нашей жизнью» [16, с. 458].

Анализ составляющих душевной жизни человека Франк строит, опираясь на традиционное различение чувственной сферы (ощущений), сознания (интеллектуальной сферы) и воли.

Область ощущений Франк объединяет с понятием непосредственного переживания, видя в нем основу психической жизни. Он полагал, что «область психического как такового есть область переживания, непосредственного субъективного бытия» [16, с. 578]. Сфера сознания по мнению ученого относится к душевной жизни именно в той степени, в которой она является непосредственным переживанием.

В области сознания человека Франк выделяет три составляющих. Под собственно сознанием он понимает непосредственное переживание, а область интеллектуальной деятельности, в частности, сферу познания, предлагает именовать «предметным сознанием», которое, по мнению ученого, очень редко присутствует в чистом виде и обычно составляет лишь фон для остальных двух видов сознания. Третий вид сознания по Франку – это самосознание. Предметное сознание и самосознание ученый относит к области духовной жизни, предлагая отделять эту сферу от душевной. В качестве основной аргументации он ссылается на выведенную им гносеологическую теорию, согласно которой любое познание возможно только через связь индивидуального сознания с вневременной, идеальной стороной бытия, т.е. областью духа.

При этом Франк полагает, что сила и интенсивность душевных переживаний и явлений не зависят от степени их сознательности, т.е. осознанные душевные явления далеко не всегда являются наиболее сильными или значимыми в жизни человека. Соответственно, он делает вывод, что интенсивность и действенность душевной жизни человека не могут считаться пропорциональными степени сознательности личности. Степень осознанности переживаний меняет качественную характеристику душевного явления, относя его либо к области самосознания, либо к сфере подсознательной жизни, которую Франк понимает как «само переживание, само внутреннее бытие субъекта» [16, с. 458].

В определенной степени в концепции Франка сознание противопоставляется жизни как таковой: ученый полагал, что «чистое сознание, в качестве совершенного созерцания, есть бездействие, душевная смерть». Также справедливым он считал и обратное утверждение, что жизнь как таковая, будучи «всепобеждающей действенной силой», является «совершенной слепотой сознания» [16, с. 594]. Синтез и возможную гармонию этих двух начал он видел в сфере духовной жизни, в которой их антагонизм примиряется в высшем единстве, которое, однако, может быть достигнуто лишь при исключительных условиях.

Явления в области волевой и эмоциональной сфер Франк связывал с категорией предметного сознания и полагал, что включать их в состав душевной жизни надлежит только в той мере, в какой они представляют собой момент чистого переживания. Он полагал, что эта область ограничена с одной стороны, предметным бытием, а с другой – самосознанием. Исходя из вневременности душевной жизни, реализуемой в том числе как предвосхищение будущего в настоящей реальности, а также из качественной, т.е. оценочной ее природы, Франк делает вывод о «целеустремительности» как важнейшей характеристики душевной жизни.

Цельность и внутреннее единство человеческой души, по мнению Франка реализуется на трех иерархически структурированных уровнях.

    Первый уровень - это единство чувственно-эмоциональной сферы, тесно связанной с телесной составляющей человека. Это низшее «Я»: переплетение настроений, чувств и страстей, имеющее сильное влияние на периферию жизни личности.

    Второй уровень – это единство сверхчувственно-волевой сферы, где происходит реализация родовой жизни. Под последней Франк понимает примат общезначимых целей над индивидуальными и самопреодоление. Это волевое «Я» обнаруживает себя, когда личность делает выбор, требующий от нее преодоления низшего «Я», и проявляет перед его лицом мужество или решимость.

    И наконец, есть чистое высшее «Я», которое мы видим в осознании нравственного долга или божественного призвания. Это высшее «Я» проявляется всюду, где мы сознаем сверх-эмпирическую, сверхындивидуальную инстанцию нашего "я", в форме "призвания". Франк приводит ряд примеров: вдохновение художника, потребность познать и поведать истину мыслителя, жажда подвига святого — все это действия высшего, духовного или идеально-разумного единства своего "я" не иначе и не в меньшей мере, чем человек, подчиняющийся требованию нравственного Добра. Таким образом, Франк доказывает существование особой высшей формы душевной жизни – духовную жизнь.

Исходя из этой тройственной системы, Франк заключает о коренном единстве индивидуальной воли и надындивидуального духа как «сверхчувственного формирующего начала души», которое он противопоставляет чувственно-соматическому.

Итак, в монографии «Душа человека» С.Л.Франк сформулировал основные теоретические представления о природе психического бытия человека, его сущности и свел в систему свои философские и психологические представления.

Ретроспективный обзор творчества С.Л. Франка доказывает, что антропологическая проблематика являлась наиболее значимой в его творчестве. Философ создал целостную концепцию человека, сформулировав новую парадигму описания личности как трансрациональной и непостижимой до конца самораскрывающейся реальности. В своей антропологической концепции Франк «осуществил в отношении философии человека синтез всех наиболее влиятельных философских концепций начала и середины ХХ века» [17, с. 109].

Сформулировав и доказав такие формальные составляющие методологической концепции как предмет, объект и основные методы науки психологии, ученый уделил пристальное внимание практической составляющей, которая, по его мнению, заключается в возможности расширения личного опыта душевной жизни через углубленное самопознание, основанное как на рациональном объективно-научном познании, так и на иррационально-опытном субъективном переживании «живого знания». По мнению В.А. Кольцовой, уникальность философской психологии Франка состоит в отделенности и от естественно-научных дисциплин, и от абстрактных наук, таких как философия, логика, этика или эстетика. В отличие от них психология Франка ориентирована не на «миропознание, или Богопознание, а на изучение бытия, раскрывающегося в самопознании» [4, с. 212].

Как показал анализ, ключевые тезисы и конструктивные элементы концепции Франка заложили основу для развития психологии личности, и прежде всего - европейской экзистенциальной психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс] // Сайт «Академик» / URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/19183/
2. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»,1996
3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
4. В.А. Кольцова. История психологии. Проблемы методологии. М.: «Институт психологии РАН», 2008
5. Сухорукое В.В. Социально-философские взгляды С. Франка (критический анализ). Дис. канд. филос. наук. М., 1987
6. Бердяев H.A. Два типа миросозерцания (По поводу книги С.Л. Франка «Предмет знания») // Вопросы философии и психологии. 1916. кн. 134 (IV). С. 302-315
7. Сборник памяти Семена Людвиговича Франка / Под ред. прот. о. Василия Зеньковского. Мюнхен, 1954
8. Сенокосов К.П. Семен Людвигович Франк // Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990; С. 5-26
9. Алексеев П.В. Философская концепция СЛ. Франка // Франк С.Л. Духовные основы общества. M.: Республика, 1992. С. 5-12
10. Ермичев A.A. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 5-36
11. Некрасова E.H. Франк: Духовное наследие мировой цивилизации. М., 2000
12. Невлева И.М. Философия культуры С.Л.Франка. Белгород, 2002
13. Франк С.Л. С нами Бог // Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1992
14. Франк. С.Л. Апостол человечности // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб. 1996
15. Франк С. Л. Реальность и человек // С. Л. Франк. Сост. А. А. Ермичев. – СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 1997
16. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб: Наука, 1995
17. Зимянина Е.В. Философия человека в системе С. Л. Франка. Дисс… канд.философ.наук. М., 2002.


©  И.В. Новичихина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru