levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.А. Федотова,  (Вед. специалист, ФГБУК «Государственный Русский музей»)

Серия «Познание» # 06  2018
Художественные музеи
    Статья посвящена обобщению опыта сотрудничества художественных музеев России во второй половине XX века. На основе проработанных архивных документов, нормативно-правовых актов, печатных изданий определены его основные направления и формы, проведен анализ сложившейся в этот период государственной системы координации работы художественных музеев. В рамках краткого обзора этих направлений взаимодействие между «периферийными» и центральными музеями представлено на примере функционирования Русского музея как научно-методического центра, совместная деятельность музеев одного региона разбирается в рамках структуры зональных объединений, а связи между музеями различных регионов рассматриваются в условиях реализации общероссийских программ и совместных выставочных проектов. Изучение истории развития профессионального партнерства отечественных музеев позволяет выявить как направления и формы, претерпевшие значительные изменения в XXI веке, так и сохранившие актуальность в современной ситуации.

Ключевые слова: Художественные музеи, региональные музеи, Русский музей, межмузейное сотрудничество, головной музей.

 

Oдной из актуальных проблем современного музееведения является осмысление тенденций развития музеев во второй половине XX века, определивших их нынешнее состояние. Как отмечает О. С. Сапанжа, наиболее существенной для воплощения нового понимания музея «является область музейной коммуникации» [1, С. 160]. В настоящее время целый ряд исследователей и практиков музейного дела занимается изучением вопросов взаимодействия музея и общества, выстраивания партнерских отношений с различными социальными группами, учреждениями образования, организациями сферы бизнеса, средствами массовой информации. Не менее важным аспектом коммуникационной стратегии музеев становится профессиональное партнерство, которое позволяет стимулировать новые формы работы, обмениваться опытом, знаниями, информацией, повышать квалификацию сотрудников. На текущем этапе остро ощущается необходимость в объединении усилий музейного сообщества для реализации социокультурной миссии музея, оказания значимого влияния на формирование и реализацию государственной политики.

Анализ имеющегося опыта может стать отправной точкой в решении задач построения эффективной коммуникации между музеями и определения приоритетных направлений их развития. Особое место в истории музейного дела занимает «музейный бум» второй половины XX века, выразившийся в увеличении числа и разнообразия музеев, активизацией всех форм их деятельности. В связи с этим одной из важнейших задач управления музеями в рассматриваемый период стало создание упорядоченной системы их координации.

Базами для ее создания стали крупные музейные организации, которые получили законодательно закрепленный статус общероссийских научных центров. Таким центром для художественных музеев стал Русский музей.

Поэтому основными источниками для данного исследования стали документы, хранящиеся в архиве Русского музея. Уникальный исторический материал – переписка с региональными музеями, распоряжения органов государственной власти, планы, отчеты, предложения отделов музея – дает возможность сделать обоснованные выводы о предпосылках складывания и результатах функционирования системы взаимодействия художественных музеев.

Профессиональные контакты между музеями художественного профиля проанализированы по ряду признаков, таких как степень их государственного контроля, масштаб деятельности и количество участников, устойчивость связей. По совокупности этих признаков можно выделить несколько основных направлений, характерных для указанного периода:

  • сотрудничество между центральными и региональными музеями;
  • партнерство художественных музеев одного региона (в условиях системы зональных объединений);
  • взаимодействие художественных музеев разных регионов, в том числе в рамках общероссийских и международных проектов.

Формы сотрудничества в русле этих направлений были различными: от проведения выставок, конференций, подготовки публикаций, организации стажировок, семинаров, совещаний до проведения комплексных проверок и всероссийских смотров-конкурсов.

Характер коммуникации между центральными и региональными музеями рассмотрим на примере деятельности Русского музея как методической базы.

Практика оказания поддержки региональным музеям начала складываться в Русском музее еще в 1930-е годы, когда были заключены договоры о шефской помощи с несколькими «периферийными» музеями, стали проводиться курсы и стажировки для сотрудников, а также всероссийские совещания директоров и главных хранителей.

Итогом одного из них – совещания директоров по вопросу об организации политико-просветительской работы 1948 года – стал Приказ Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР от 30.04.1949 года №441. Согласно этому приказу было решено «одобрить инициативу Русского музея по принятию шефства над музеями автономных республик» [2, Л.7].

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. решался вопрос о превращении Русского музея в научно-методический центр в области изучения и научной пропаганды отечественного искусства. В связи с этим отделом советского искусства Русского музея были подготовлены предложения по расширению направлений его работы [3], которые предполагали проведение лекционных и практических занятий, семинаров по технике музейной работы, написание статей и методических разработок, систематическую научно-методическую помощь периферийным музеям с выездом на места, в том числе в комплектовании собраний советского искусства, подготовку конференций.

Эти предложения были составлены именно отделом советского искусства неслучайно. Одной из целей создания системы координации деятельности музеев России было объединение усилий в вопросах исследования и пропаганды истории советского общества и особенно периода «развитого социализма».

Результатом многолетней работы Русского музея по оказанию методической помощи художественным музеям стало его утверждение головным музеем Постановлением Госкомитета Совета Министров РСФСР от 04.07.1964 г. № 259 «О мерах по упорядочению сети научных учреждений Минкультуры РСФСР».

В соответствии с Приказом Минкультуры РСФСР от 01.03.1974 г. № 178 музей получил статус республиканского центра научно-исследовательской работы и методической помощи художественным музеям РСФСР. В его структуре был образован научно-методический отдел художественных музеев РСФСР (ныне – Консультационно-методический центр художественных музеев РФ).

Важной составляющей деятельности Русского музея была организация обучения специалистов региональных музеев. План мероприятий по оказанию методической помощи художественным музеям страны от 12.08.1971 г. включал проведение трех ежегодных стажировок для 10 научных сотрудников каждая по вопросам научной пропаганды искусства, хранения и научной работы [4].

В дальнейшем, после присвоения Русском музею статуса республиканского центра, проводилось не менее четырех групповых стажировок в год, в каждой из которых принимало участие от 10 до 30 человек. К концу XX века сложилась система повышения профессионального уровня сотрудников музеев «Школа музейного дела», которая и сегодня включает мероприятия для специалистов всех подразделений и разного уровня подготовки – от студенческих практик-стажировок и курсов для молодых музейщиков до мероприятий для главных хранителей, директоров и заместителей директоров.

Также в Русском музее проводились научные конференции, семинары, круглые столы, в работе которых принимали участие научные сотрудники музеев РСФСР.

Русский музей занимался подготовкой и рассылкой методических разработок, среди которых «Как понимать произведения живописи» (В.В. Добровольская, 1973), «Виды и жанры изобразительного искусства» (А.В. Губарев), «Советское искусство» (А.Ф. Дмитренко), «Вопросы музейной климатологии» (Е.А. Колмакова, 1985), «Ведение документации и особенности хранения музейных ценностей из драгметаллов и драгоценных камней» (С.В. Рахимова, 1981), «Принципы хранения скульптуры» (Е.В. Карпова, 1983) и многие другие. Разработки и рекомендации ведущих специалистов Русского музея оказали большое влияние на развитие многих направлений деятельности региональных музеев.

Важнейшей составляющей системы оказания методической помощи художественным музеям России были выезды специалистов Русского музея для проведения консультаций на местах по самым актуальным вопросам.

Выезды осуществлялись регулярно на протяжении 1950–1960-х гг. Так в Отчете Русского музея за 1960 г. в разделе «Работа с художественными музеями РСФСР» указывалось, что за год научные сотрудники выезжали в 13 музеев РСФСР [5, Л.7], среди которых музеи Тамбова, Переславль-Залесского, Калуги, Костромы, Горького, Пскова, Новгорода, Махачкалы, Петрозаводска и др.

В 1970-е гг. Русский музей совместно с Министерством культуры РСФСР стал проводить комплексные проверки деятельности художественных музеев России. За 1978–1990-е гг. было проведено более 100 проверок, по итогам каждой из которых составлялась справка комплексного анализа.

Комиссия старалась не только выявить нарушения, но и дать рекомендации по их устранению с учетом материальной базы музея и возможностей региона. Профессиональное заключение специалистов о функциональном назначении художественного музея в системе культурной жизни города, о ценности его коллекции, условиях ее хранения, перспективах и условиях роста музея ложилось в основу решений различных городских комиссий по всем вопросам музейного строительства, в том числе и о предоставлении новых зданий или дополнительных площадей. Так были приняты решения о предоставлении новых зданий художественным музеям Нижнего Новгорода, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Кемерова, Пензы и др.

Проведение комплексных проверок давало возможность музеям обратить внимание на проблемные стороны их деятельности, а специалистам Минкультуры РСФСР лучше представлять ситуацию на местах.

В фондах многих провинциальных художественных музеев есть произведения, поступившие из собрания Русского музея во второй половине XX века. Среди них – Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Государственный художественный музей Алтайского края, Новосибирский государственный художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Национальная галерея Республики Коми, Дальневосточный художественный музей и многие другие.

В первую очередь крупные центральные музеи расставались с произведениями художников, чья жизнь или творчество были связаны с регионом. В 1960–1962 гг. из Русского музея в Мордовскую картинную галерею поступили работы выдающегося мордовского скульптора XX века С.Д. Эрьзи, которые стали основой собрания галереи.

В провинциальные музеи передавались произведения графики (преимущественно печатной), эскизы, этюды, дублетный фонд. В 1977 году 75 произведений печатной графики из собрания Русского музея были передано в Ирбитский музей и стали «своеобразной точкой опоры в деле дальнейшего собирательства той серьезной, ретроспективной коллекции отечественной графики» [6. С.3].

В Русском музее хранятся уникальные авторские доски отечественных художников-графиков. В 1966 году в Русский музей обратился директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств с просьбой «ответить, имеет ли возможность Русский музей сделать оттиски с досок Серова, Матэ, Остроумовой-Лебедевой, Бенуа и других художников» [7]. Ответом на просьбу стала резолюция директора Русского музея В.А. Пушкарева «подготовить оттиски».

Оказывалась консультационная и методическая помощь в разработке концепций комплектования, налаживании связей с художниками. В собрании музеев появились произведения ведущих ленинградских мастеров, таких как З. Аршакуни, В. Ватенин, Г. Егошин, Я. Крестовский, В. Тюленев, Б. Шаманов, А. Яковлев и других.

Русский музей имел план проведения выездных выставок, а также организовывал выставки из собственных фондов по заявкам региональных музеев.

Самыми востребованными были сборные выставки, представлявшие развитие русского искусства на протяжении определенного исторического периода. Многие выставки советского искусства формировались согласно постановлениям и приказам Минкультуры РСФСР. Например, выставка «Советский рабочий в изобразительном искусстве» была подготовлена в соответствии с постановлением Коллегии Минкультуры РСФСР от 22.10.1973 года [8]. Также по заявкам музеев формировались разнообразные тематические выставки («Выставка народного искусства», 1960, Гатчина; «Натюрморт», Ростов-на-Дону, 1987).

Помимо постоянного взаимодействия региональных и центральных музеев, во второй половине XX века сформировалось устойчивое территориальное сотрудничество в рамках зональных объединений, ставших важными элементами системы координации деятельности художественных музеев России. Объединения были учреждены приказом Минкультуры РСФСР от 01.03.1974 года №178 и построены по принципу уже сложившихся культурных связей и предполагали тесные контакты музеев в их практической работе, использование накопленного положительного опыта каждого.

Для упорядочивания работы зональных объединений было выделено 12 головных музеев: Архангельский областной музей изобразительных искусств, Пермская государственная художественная галерея, Горьковский государственный художественный музей, Музей изобразительных искусств Татарской АССР, Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств, Тульский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Иркутский областной художественный музей, Дальневосточный художественный музей, Загорский историко-художественный музей-заповедник, Государственный музей керамики и усадьба «Кусково». Они отвечали за разработку проблемных вопросов по изобразительному искусству и музейной деятельности, были призваны обобщать и распространять передовой опыт музеев, изучать и прогнозировать тенденции их развития.  Методисты-координаторы из зональных объединений подавали в Русский музей постоянные аналитические обзоры работы художественных музеев РСФСР.

Эффективность работы зональных объединений на разных этапах существования этой системы была неоднозначной. Процесс внутренней связи между отдельными художественными музеями, имеющими столь разные коллекции по количественному составу, материальным возможностям их пополнения, был очень сложным. Поэтому головному музею подчас было непросто стать неформальным лидером, наладить диалог со всеми входящим в Зональное объединение музеями, использовать наиболее сильные стороны каждого из них в различных аспектах работы, скоординировать ее.

Систему региональных объединений поддерживали Министерство культуры РСФСР и научно-методический отдел художественных музеев России Русского музея. В структуре отдела были выделены кураторы для каждого региона.

Активизация деятельности зональных объединений в 1986-1990 гг., постоянные контакты между музеями в зонах, наладившиеся в этот период, можно с полным правом считать результатом планомерной, углубленной работы, которая проводилась Управлением по делам изобразительных искусств Минкультуры РСФСР и Русским музеем.

Постоянные консультации сотрудников Русского музея во время командировок и стажировок способствовали созданию Зональных Ученых советов как действующих координационных органов с представительным составом членов, в который входили представители музеев, Союза художников, Русского музея. Председателями Зональных Ученых советов были директора головных музеев. Зональный Ученый совет осуществлял не только связи с музеями, но и с Союзом художников в организации совместных выставок, издании каталогов и т.п.

Направление работы всего Зонального объединения определялось совместными решениями всех музеев, входящих в него, и находило отражение в перспективном плане работы.

Важнейшей составляющей функционирования зональных объединений была координация выставочной и научной деятельности, включавшая проведение зональных выставок, научных конференций, издание сборников научных трудов, каталогов.

Головными и крупными музеями зональных объединений постоянно оказывалась методическая и практическая помощь другим музеям, народным и сельским картинным галереям по различным вопросам. В ведущих музеях проводились разнообразные формы повышения профессионального уровня сотрудников, в том числе зональные семинары с участием специалистов Русского музея.

Весомым результатом совместной работы Министерства культуры, Отдела художественных музеев России и региональных объединений стало издание справочника «Художественные музеи России» в 1996, 1999 гг. и «Художественные коллекции в музеях России» в 2008 г. Справочник представлял собой попытку представить единую картину формирования собраний художественных музеев, картинных галерей и их филиалов, дать краткую историю их создания, характеристику зданий, в которых они расположены, отразить особенности комплектования их коллекций.

Одним из способов активизации деятельности музеев РСФСР являлось проведение Всероссийских смотров-конкурсов музейной работы к юбилейным датам.

Во время подготовки к 40-летию Октябрьской революции (1957) был проведен первый Всероссийский смотр. Всего с 1957 г. было проведено 9 таких смотров.

При проведении смотров-конкурсов региональным музеям легче было получить методическую помощь со стороны центральных музеев: их сотрудники выезжали в регионы для чтения лекций, проводили курсы по повышению квалификации для местных музейных работников, участвовали в обсуждении новых экспозиций.

В рамках смотров проводился комплексный анализ деятельности художественных музеев. В течение 1984–1985 гг. в условиях смотра, посвященного 40-летию Победы, состоялись выезды специалистов Русского музея в Калинин, Уфу, Рязань, Астрахань, Волгоград, Свердловск, Вологду, Иркутстк, Улан-Удэ, Новосибирск, Нальчик, Грозный, Махачкалу, Магнитогорск, Омск, Ростова-на-Дону, Кисловодск, Таганрог, Краснодар и др. Командировки включали проведение комплексного анализа с обязательным включением вопросов по проведению смотра. За время проведения этого смотра в различных формах повышения квалификации и обмена опытом в Ленинграде, на базе Русского музея, приняли участие представители более 70 художественных музеев всех регионов.

Очень плодотворным периодом в работе объединений были годы подготовки и проведения смотров музеев к 70-летию Октября. В ходе Всероссийского смотра 1986-1987 гг. были организованы специальные семинары, всюду прошли Ученые Советы по подготовке музеев к совместным выставкам и конференциям, обсуждались списки экспонатов.

Одним из результатов смотра стала зональная выставка музеев Северного Кавказа «Искусство, рожденное Октябрем» (Махачкала, 1987). Сотрудники Русского музея участвовали в отборе экспонатов для выставки, были изучены фонды и экспозиции Кабардино-Балкарского республиканского музея изобразительных искусств, Северо-Осетинского республиканского художественного музея им С. Туганова, Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств им. П. Захарова, Дагестанского республиканского музея изобразительных искусств. Ретроспективная выставка, наиболее полно представившая становление изобразительного искусства Северного Кавказа, выявила самостоятельные национальные школы, традиции и их продолжение.

Несмотря на то, что в разные годы интерес к смотрам-конкурсам был неодинаковым, некоторые исследователи признают «смотр-конкурс одной из наиболее эффективных форм реализации государственной музейной политики на региональном уровне» [9, С. 165].

Основной формой взаимодействия художественных музеев разных регионов, помимо участия в смотрах, всероссийских совещаниях, стажировках и конференциях, являлась совместная выставочная деятельность.

Межрегиональные выставки были не так распространены, но все же имели место в рассматриваемый период. Ярким примером стали обменные выставки Дагестанского искусства в Ижевске (1986) и прикладного искусства Удмуртии в Нальчике (1989).

Во второй половине XX века стала складываться практика участия произведений из собраний художественных музеев России в выставках Русского музея, других музеев и выставочных центров Москвы и Ленинграда, получившая большое распространение в 1990-е гг.

В качестве примеров можно привести юбилейную выставку Ф. Васильева в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее в 1975 г., для организации которой Русский музей обращался в Государственный музей ТАССР, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Рязанский областной художественный музей и другие [10,11,12, 13].

В 1957 г. создается Российский (до 1991 – Советский) комитет ИКОМ, начинают налаживаться контакты с зарубежными музеями и галереями. Проводятся выставки советских художников за рубежом и выставки зарубежного искусства в центральных городах России.

За рубежом наряду со «сборными» выставками из разных отечественных музеев проводились выставки, представлявшие определенные региональные собрания. Так в 1987 г. в Дортмунде состоялась выставка «Русское искусство XVII – начала XX века из Ростовского областного музея изобразительных искусств» [14].

В 1980-е гг. по всему миру – в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Будапеште и Венеции (http://www.vania-marcade.com/) – прошел ряд выставок, в которых были отмечены уникальные достижения искусства авангарда из России и Советского Союза.

Произведения русского авангарда с конца 1980-х гг. стали очень востребованы за рубежом. За эти годы они прошли по выставкам на всех континентах и вернули себе внимание зрителей, которого были лишены долгие годы. А в перерывах между выставками большинство из них демонстрируется в постоянных музейных экспозициях.

В первой половине 1990-х гг. сложившаяся система взаимодействия художественных музеев России в общих чертах сохранялась – продолжали действовать зональные объединения, на местах работали методисты-координаторы. Но постепенно без поддержки со стороны центральных органов власти эта система сошла на нет.

По словам Ю.В. Зиновьева, в указанный период «в России, пройдя долгий путь развития, стали формироваться профессиональные музейные сообщества» [15, С. 104]. Появляются новые негосударственные объединения музеев: Союз музеев России, Межрегиональное общественное движение «Ассоциация музейных работников», территориальные и профильные ассоциации, а также организации по направлениям деятельности.

Центральным музеям – научно-методическим центрам (таким как Русский музей, Государственный исторический музей, Российский этнографический музей и другие) приходилось доказывать необходимость своего существования. Тем не менее, статус методических центров удалось сохранить почти всем из них, т.к. он был закреплен в уставах музеев. В новых экономических условиях методические центры приступили к процессу лицензирования своей образовательной деятельности, некоторые центры стали организовывать курсы повышения квалификации и стажировки для музейных специалистов на платной основе.

Совещания директоров, семинары и курсы повышения квалификации стали проводиться на темы, наиболее актуальные в этот период – выживание музея в новых рыночных условиях, источники внебюджетного финансирования, организация менеджмента и маркетинга. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Русским музеем был проведен целый ряд выездных семинаров на базе региональных музеев по этим вопросам с участием зарубежных экспертов.

В 1990-е гг. на смену всероссийским смотрам приходят разнообразные музейные конкурсы. Одна из наиболее интересных форм взаимодействия музеев, Союзов художников и других творческих организаций нашла выражение в проведении Фестивалей изобразительного искусства.

В это время региональные музеи все чаще представляют свои собрания в центральных городах. В 1992 г. в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка «Великая Утопия. Русский авангард», в Московском Центральном доме художника организована выставка «Уходящее тысячелетие» (1993 г.), в Московском центре искусств – «Червовая дама русского авангарда. Ольга Розанова» (1994–1995). В 2000 г. был запущен проект «Золотая карта России», представлявший региональные музейные коллекции в Государственной Третьяковской галерее, разрабатывался проект «Малые города России в Русском музее».

Но, как уже отмечалось выше, произведения из собраний художественных музеев России принимали участие в межмузейных выставочных проектах и в советский период, предоставляя свои произведения для экспонирования в музеях Москвы и Ленинграда, и своеобразный «бум» на межрегиональные проекты был основательно подготовлен оптом предыдущих лет.

В этот период увеличивается число совместных международных проектов региональных музеев. В 1990-е гг. при участии Русского музея формировались и проводились межрегиональные выставки в России и за рубежом. Выставка «Шедевры из музеев России. 1905–1925» после показа в Русском музее в 1991 г. экспонировалась в 1993–1994 гг. в Нанте, Эдинбурге, Мадриде, Барселоне, Лас-Пальмасе и включала произведения из 11 российских музеев [16]. Выставка «В. Кандинский, К. Малевич и русский авангард (из музеев России)» в 1995-1997 гг. была представлена в Сеуле, Турине, Сиднее. В 2000 г. в Сеуле, Кванчжу, Тэгу и Пусане прошла выставка под названием «1000 лет российской жизни и искусств», на которой было представлено 550 экспонатов из 26 музеев и выставочных залов России [17].

В настоящее время централизованная система контроля деятельности художественных музеев России, существовавшая во второй половине XX века, изменилась. На ее смену приходит совместная проектная работа и взаимовыгодное сотрудничество. Сохраняя статус методического центра, Русский музей продолжает оказывать консультационную и методическую помощь музеям России, напрямую не курируя их работу. Среди проектов, реализованных за последние полтора десятилетия Русским музеем и художественными музеями России – «Русский музей: виртуальный филиал», программа «Россия», «Музей. Музыка. Дети», «Культурно-выставочные центры Русского музея» и многие другие.

Таким образом, основные направления и формы сотрудничества художественных музеев России, окончательно сформировавшиеся во второй половине XX века, сохраняются и сегодня. В связи с изменением политической ситуации в 1990–2000-е гг. и отсутствием жесткого государственного регулирования системы координации музеев, теряется ее плановый характер (музеи больше не высылают свои планы и отчеты в головные музеи, повсеместно сходит на нет деятельность методистов-координаторов, прекращают свою работу зональные Ученые советы). Творческое партнерство художественных музеев в XXI веке приобретает новые формы: заключение соглашений, подготовка комплексных программ по развитию музеев различных регионов, проведение форумов, открытие филиалов и Культурно-выставочных центров ведущих музеев – но по-прежнему отражает острую необходимость в постоянном взаимодействии и обмене опытом между музеями страны.

Об этом свидетельствует и принятая Общим собранием Союза музеев России 14 ноября 2017 г. декларация «Музей будущего», в которой предлагается наделить крупнейшие музейные организации законодательно закрепленным статусом общероссийских научных центров, предоставить им право «осуществлять подготовку научных кадров высшей квалификации и послевузовское профессиональное образование», наделить их «полномочиями координировать научную деятельность музеев России по соответствующим направлениям» [18].

Возможно, на новом витке истории мы вновь обратимся к зарекомендовавшим себя практикам межмузейного сотрудничества, а достижения и опыт советского музейного дела станут востребованными в новом тысячелетии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности/ Сапанжа О.С.// Триумф музея?: Сб. статей/ СПбГУ, Гос. Эрмитаж. – СПб, 2005. – С. 160-171
2. Приказ Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР от 30.04.1949 года №441 // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1). Опись №6. Ед.хр. №1733. Л.7
3. Предложения по расширению деятельности отдела советского искусств ГРМ от 11.07.1959 г. // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1). Опись №6 а1. Ед.хр. №149.
4. Письмо начальнику Управления учреждений изобразительного искусства №859/7 от 12.08.1971 г. // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1). Опись №6 а 2. Ед.хр. №682. Л. 164.
5. Отчет о деятельности Русского музея за 1960 г. // Архив ГРМ. Опись №6 а 1. Ед.хр. №234. Л. 7
6. Дар Русского музея: выставка отечественной гравюры XVIII – XX вв.: каталог/ Ирбитский ГМИИ, В. Карпов, А. Гамлицкий, В. Деревнина, Л. Семиновская. – Ирбит, 2008. – 87 с.
7. Письмо от директора Нижнетагильского музея изобразительных искусств директору ГРМ от 15.10.1966 г. // Архив ГРМ. Фонд ГРМ. Опись доп. Ед.хр. №288. Л.1.
8. Письмо В.А. Пушкареву от директора Дальневосточного художественного музея И.В. Кузнецова от 23.01.1974 г. // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1) Опись №6 а. Ед.хр. №753. Л. 6
9. Поправко Е.А. Музейное дело в Приморском крае (1941–1985 гг.). – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2006. – 338 с.
10. Письмо В.А. Пушкарева директору Государственного музея изобразительных искусств ТАССР // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1) Опись №6 а. Ед.хр. №753. Л.19.
11. Письмо Н.Н. Новоуспенской, зав. отделом второй пол. XIX – н. XX вв. ГРМ, директору Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева.[О выставке Ф. Васильева] // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1) Опись №6 а. Ед.хр. №753. Л.38.
12. Письмо Н.Н. Новоуспенской, зав. отделом второй пол. XIX – н. XX вв. ГРМ, директору Рязанского областного художественного музея. [О выставке Ф. Васильева]. // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1) Опись №6 а. Ед.хр. №753. Л.47.
13. Письмо Н.Н. Новоуспенской, зав. отделом второй пол. XIX – н. XX вв. ГРМ, директору Кировского областного художественного музея им. А.М. Горького. // Архив ГРМ. Фонд ГРМ (1) Опись №6 а. Ед.хр. №753. Л.48.
14. Ростовский музей изобразительных искусств – Rostower museum für bildende künste: [Кат. выст. в Дортмунде / Авт. вступ. ст. Г. С. Алимурзаева]. – Ростов н/Д : Б. и., 1987. – 113 с.
15. Зиновьева Ю. В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУКИ. 2013. №3 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategii-kommunikatsii-muzeya-20-let-postsovetskoy-transformatsii (дата обращения: 24.01.2018).
16. Европейцы вновь знакомятся с русским авангардом [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. – №15. – 29.01.1993. URL: https://www.kommersant.ru/doc/37231 (дата обращения 17.11.2017)
17. Штефан Е. В Сеуле открывается выставка российского искусства [Электронный ресурс]// Сеульский вестник. 30.06.2000. URL: http://vestnik.kr/culture/2770.html (дата обращения 17.11.2017)
18. Декларация «Музей будущего» (принята Общим собранием Союза музеев России 14 ноября 2017 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22088:deklaratsiya-muzej-budushchego&catid=10589:dokumenty-soyuza&Itemid=176 (дата обращения 15.12.2017).


©  А.А. Федотова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru