levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

У Лиян,  (Аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

Серия «Познание» # 06  2018
Мэй Ланьфан
    В статье рассматривается биография выдающегося актера и его вклад в историю пекинской оперы Мэй Ланьфан как самого известного исполнителя пекинской оперы в XX в. Его самыми выдающимися работами были роли в пекинских операх «Опьяневшая Ян Гуйфэй», «Государь прощается с наложницей», а также в операх куньцю «Сон в саду», «Мост Дуаньцяо» и многие другие.

Ключевые слова: Мэй Ланьфан, пекинская опера, творчество Мэй Ланьфана.

 

Мэй Ланьфан родился 24 сентября 1894 г. в Пекине. Его предки давно обосновались в столице и поколениями занимались пекинской оперой. Его дед по отцовской линии Мэй Цяолин (1842-1882 гг.) был в свое время известным артистом пекинской оперы, его исполнение оперы «Застава Яньмэнь» считалось выдающимся. Отец Мэй Ланьфана– Мэй Чжуфэнь (1874-1897 гг.) – также был талантливым исполнителем пекинской оперы икуньцю, также он занимался живописью. К сожалению, отец Мэй Ланьфана рано ушел из жизни, ему было всего 26 лет. Мать Мэй Ланьфана– Ян Чан-юй (1876-1908 гг.) – также была известной артисткой пекинской оперы [1].

Мэй Ланьфан

Изображение №1. «Опьяневшая Ян Гуйфэй» в исполнении Мэй Ланьфана [2].

 

Под влиянием семьи Мэй Ланьфан с малых лет увлекся пекинской оперой, но из-за потери родителей в раннем возрасте был отдан на воспитание дяде, который не располагал достаточными средствами для воспитания племянника, поэтому ребенком ему пришлось испытать множество лишений.

Мэй Ланьфан в детстве не проявлял особых способностей к пекинской опере, его сложно было назвать одаренным. Однако благодаря упорному труду ему, в конце концов, удалось достичь высоких результатов в этом искусстве. Он приступил к изучению пекинской оперы в 8 лет, в 9 лет начал учиться у мастера У Линсяня, который был выдающимся артистом пекинской музыкальной драмы того времени и выступал на одной сцене с дядей Мэй Ланьфана. Мастер У Линсянь, будучи хорошим другом семьи, очень тепло относился к мальчику. Под его руководством Мэй Ланьфан получил прекрасное начальное профессиональное образование.

В первый раз Мэй Ланьфан вышел на сцену 7 июля 1904 г. в возрасте 21 года. После первого сценического опыта он прилагал серьезные усилия для совершенствования своих навыков, и его сценическое мастерство стремительно развивалось.

Творческий рост и развитие Мэй Ланьфана было не только результатом работы с наставником, также большую роль сыграли его личные походы в театр и наблюдения за артистами. Он считал необходимым перенимать и продолжать традиции и опыт своих предшественников. Он считал, что одним из основных условий художественного воспитания для каждого артиста и эффективным методом обучения является наблюдение за другими артистамина сцене.

Кроме сценической деятельности в свободное время Мэй Ланьфан занимался разведением голубей и цветов, а также живописью. В детстве он страдал легкой степенью близорукости, что мешало ему на выступлениях, ведь он не мог в полной мере передать игру глазами, характерную для того или иного персонажа. По этой причине с 17 лет он каждое утро наблюдал за летающими в небе голубями, таким образом тренируя свое зрения. В конце концов, через 10 лет его зрение вернулось в норму. Актерское мастерство игры глазами Мэй Ланьфана было отточено до совершенства, чего могло и не быть, если бы он не тренировал зрение столь усердно в течение продолжительного времени [1].

В 1913 г. Мэй Ланьфан дал свой первый спектакль в Шанхае [3]. Там он познакомился с «модернизированной пекинской оперой», в которой использовались сюжеты из современной жизни. Новую оперу воплощали постановки под руководством Ся Юэжуня, Ся Юэшаня «Черный список потерянных душ», «Новая камелия» «Черный раб взывает к небу» и другие. Также к новой опере относились «Дама с камелиями», «Вторая жена Чэнь» и другие постановки разговорной драмы в исполнении театрального Общества весенней ивы (исследовательское общество, образованное в 1906 г. китайскими студентами, обучавшихся в Японии. Их театральные опыты оказали сильное влияние на ранний этап формирования разговорной драмы в Китае) под руководством Оуян Юйцяня (12.05.1889 – 21.09.1965 гг. известный китайский драматург, режиссер, актер). Все новые постановки живо интересовали Мэй Ланьфана, тесно общавшегося с Оуян Юйцянем и другими театральными деятелями и набиравшегося у них опыта. Он также познакомился с новым сценическим освещением, освоил новые техники нанесения грима и создания костюмов. Все это оказало сильное влияние на его художественный стиль. Сам Мэй Ланьфан говорил: «В 1913 г. после возвращения из Шанхая у меня появилось новое понимание оперы. Я полагаю, что среди наших старых оперных произведений, основанных на исторических фактах прошлого, есть обладающие воспитательным значением и несущие пользу зрителю. Однако если позаимствовать сюжет из современности и создать оперу, не будет ли она более интересна зрителям? Эффект от такой оперы, возможно, будет сильнее. Это новое художественное течение я обдумывал полгода…». После возвращения из Шанхая в Пекин он приступил к репетициям новой костюмированной оперы «Волны на море зла». Осенью 1914 г. Мэй Ланьфана вновь пригласили на выступление в Шанхай, и как всегда его ожидал полный зал. Выступление Мэй Ланьфана также привлекло немало представителей японской, английской и американской публики. Зимой он вернулся в Пекин.

В Пекине Мэй Ланьфан приступил к работе над «Придворными кругами», «Дэн Сягу» и другими операми, направленных против господствовавшего в феодальном обществе договорного брака, притеснения женщин и неволи в браке, а также разоблачавших темные стороны жизни чиновничества. Затем он начал репетировать современные оперы со старинными костюмами на традиционные сюжеты из классической литературы и мифов «Чан Э улетает на Луну», «Дай Юй хоронит цветы» и другие, не имевших в своем роде аналогов. Данные произведения передавали образы стремящихся к свободе и счастью юных героинь, а при работе над операми были изобретены новые фасоны одежды и грим женских персонажей, что, несомненно, обогатило сценические средства выразительности пекинской оперы.

С апреля 1915 по сентябрь 1916 гг. Мэй Ланьфан при помощи и поддержке Ци Жушаня, У Чжэньсю и других друзей активно занялся написанием опер и в общей сложности создал, а затем исполнил 11 новых произведений [4]. После этого Мэй Ланьфан обратился к куньцю и одну за другой исполнил несколько опер данного жанра, а также обработал множество знаменитых шанхайских классических опер, таких как «Хуа Мулань», «Опьяневшая Ян Гуйфэй» и другие.

«Космический клинок»- традиционная опера, в которой женские персонажи облечены в темные одежды (космический клинок – традиционный образ в китайском театре). Созданный Мэй Ланьфаном образ главной героини отличался разнообразными выразительными движениями, служившими для выражения ее душевных переживаний по поводу возникших сложных и запутанных противоречий. Данная опера ставится уже более 50 лет и постоянно видоизменяется, она особенно полюбилась зрителям и стала довольно популярной среди творческого наследия школы Мэй Ланьфана.

Мэй Ланьфан

Изображение №2. Мэй Ланьфан в старости [1].

 

В 1921 г. Мэй Ланьфан заново обработал и исполнил оперу «Государь прощается с наложницей» (классический сюжет, в котором правитель Западного Чу Сян Юй после поражения в войне ханьскому правителю находится в своей ставке накануне схватки с врагом и расстается с возлюбленной наложницей Юй Цзи). Мэй Ланьфан создал образ достойной, умной, глубоко чувствующей, но непоколебимой Юй Цзи. Его исполнение было живым и глубоким, впоследствии эта опера стала одной из самых совершенных постановок школы Мэй Ланьфана.

Оуян Юйцянь в своих литературных трудах хвалил Мэй Ланьфана: «Настоящий артист, прекрасный автор». Советская балерина и педагог Г.С. Уланова преклонялась перед Мэй Ланьфаном как перед «воплощением красоты».

Творчество Мэй Ланьфана делят на три разных периода: первый период длился с начала его сценической деятельности до 1915 г. В этот период главным для него было продолжение оперных традиций, он исполнял множество опер, демонстрирующих вокальное мастерство, например «Приношение реке», «Второе посещение дворца», «Как саньнян воспитывала сына» и др. Хотя Мэй Ланьфан пока еще не создавал свои собственные произведения, однако это время было важным подготовительным этапом, в течение которого он создал крепкий фундамент для дальнейшего творчества. Благодаря своему таланту и усердию уже в начале своего творческого пути он смог продемонстрировать свое большое дарование и выдающиеся способности.

Второй период творчества Мэй Ланьфана длился с 1915 вплоть до начала Второй мировой войны. В этот период его творческая энергия была на пике расцвета. Из-за Синьхайской революции (в 1911 г. в Китае разразилась демократическая революция) и влияния новых художественных течений в опере и литературе Мэй Ланьфан энергично принялся за трансформацию своей творческой деятельности для соответствия веяниям нового времени. Он непрерывно репетировал новые костюмированные оперы и исследовал сюжеты современной пекинской оперы.

После окончания войны Мэй Ланьфан вернулся на сцену. С этого момента начался поздний период его творчества. В это время он сосредоточил все внимание на обработке крупных тем и сочинял оперы, обобщая накопленный художественный опыт. Им была написана творческая автобиография «40 лет на сцене». Он часто выступал в постановках «Космического клинка», «Опьяневшей Ян Гуйфэй», «Государь прощается с наложницей» и других спектаклях, и также завершил съемки художественного фильма[5].

«Гуй-ин командует войсками» (известная пекинская опера, рассказывающая о начальнике пограничной заставы Ян Цзи-е и его 8 сыновьях, живших в эпоху Северной Сун, и их боевых заслугах) – единственная новая опера, исполненная Мэй Ланьфаном в позднем периоде, т.к. он считал необходимым соответствие роли его возрасту. Он организовал работу по редактированию изначально хэнаньской оперы «Гуй-ин командует войсками» в пекинскую. Мэй Ланьфан, на склоне лет, исполнявший воительницу Му Гуй-ин, своей выразительной, совершенной игрой глубоко восхитил зрителей. Его художественный стиль позднего периода отличался от раннего стиля, он перешел к более простой игре, которая, однако, содержала в себе силу и притягательность. Можно сказать, что его искусство достигло наивысшей точки развития.

Мэй Ланьфан

Изображение №3. Мао Цзэдун и Мэй Ланьфан (второй справа) [6].

 

На протяжении всей творческой деятельности Мэй Ланьфан постоянно создавал новые произведения и не останавливался на достигнутом. Начав свой творческий путь на пекинской сцене, он со временем стал известным исполнителем пекинской оперы не только в Китае, но и во всем мире, и создал свою эпоху. Являясь артистом, исполнявшим женские роли «дань», он сделал огромный вклад в искусство пекинской оперы и оказал сильное влияние на развитие данного вида искусства, превратив свое имя в синоним пекинской оперы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сю Цзичуань. Вспоминая мастера Мэй Ланьфана. Пекин: Издательство «Китайская драма», 1986 г.
2. Ван Жуцзе. Художественная интерпретация пекинской оперы «Опьяневшая Ян Гуйфэй». Дом оперы, 2017 (18) : с. 48.
3. Чжао Шаньлинь, Тянь Гэншэн, Чжу Чунчжи. Первый сборник шанхайской оперы нового времени. Шанхай: Издательство «Образование Шанхая», 2003 г.
4. Коллектив исследовательского институт Пекина и исследовательского института Шанхая. История пекинской оперы. Пекин: Издательство «Китайская драма», 1999 г.
5. Мэй Ланьфан. Заметки о применении художественного материала китайского традиционного театра и воспитании следующего поколения. Китайский театр, 1961 (27).
6. Мэй Ланьфна, Сю Цзичуань. 40 лет на сцене. Пекин: издательство «Туаньцзэ», 2006 г.


©  У Лиян, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru