levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.В. Самаковская,  (К. культурологии, доцент, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово)

Читать полный текст статьи …

Серия «Познание» # 06  2018
Этнографические музеи
    Рассматривается проблема доступности информации об этнокультурном наследии в сети Интернет. Характеризуются официальные сайты этнографических музеев как современные средства сохранения и трансляции этнографической информации. Приводятся результаты использования технологического подхода к формированию контента сайтов этнографических музеев. Обосновывается построение обобщенной характеристики объекта сайтостроения – этнографического музея, представленной в виде информационного образа. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании сайтов музеев, содержащих этнографические коллекции.

Ключевые слова: Этнографические музеи, информатизация музеев, информационно-коммуникационные технологии, официальные сайты музеев, контент музейных сайтов.

 

Этнографические музеи по определению являются главными институтами памяти, призванными хранить и транслировать информацию о народных культурных ценностях. Обращение к специализированному электронному ресурсу «Музеи России» (http://www.museum.ru/), порталу «Культура.РФ» (https://www.culture.ru/) дало возможность выявить 483 российских музея, в фондах которых содержатся этнографические собрания. Именно в этих музеях сосредоточены важнейшие этнографические источники, которые характеризуют своеобразие традиционной культуры многонациональной России. Активное применение в музейной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, создание сайтов этнографических музеев — виртуальных представительств реальных музеев в сети Интернет, открывает новые возможности для предоставления доступа к культурному наследию народов, населяющих нашу страну, служат целям популяризации, укрепления и сохранения культуры различных этносов.

Объектом нашего исследования являются этнографические музеи Западной Сибири. Как показали результаты анализа сайтов, в Западной Сибири доля этнографических музеев, имеющих собственные сайты, составляет лишь 32%. Соответственно, информация об этнокультурном наследии 68% западносибирских музеев практически недоступна для широкой аудитории сети Интернет [8, с. 71-77]. Еще одна проблема, выявленная в ходе исследования, — это проблема качества контента имеющихся музейных сайтов. Результаты анализа свидетельствуют о том, что разработка контента сайтов музеев в настоящее время носит сугубо эмпирический, субъективный характер, что проявляется в разнородности и несопоставимости рубрик, структурирующих содержание сайтов, в неадекватности отражения на сайте основных функций музея, в слабой ориентации на целевую аудиторию.

Проведенный анализ сайтов западносибирских музеев, содержащих этнографические коллекции, дал основания усомниться в полноте отражения информации о музеях и хранимых в них ценностях, и породил вопросы о том, каким должно быть информационное наполнение сайта этнографического музея, через какие рубрики на сайте наиболее полно раскрывается сущность музея данного профиля?

Поиск ответа на эти вопросы потребовал определения теоретического, методического и технологического инструментария, которым располагают разработчики музейных сайтов на сегодняшний день. Изучение работ ведущих отечественных музейных специалистов в сфере разработки электронных информационных ресурсов [1, 2, 5, 6, 7] позволяет утверждать, что к настоящему времени сформировано некоторое общее понимание того, какую информацию должен содержать официальный сайт музея. Предлагаемый состав рубрик, характеризующих информационное наполнение музейных сайтов, является типовым, однако при этом не учитывается специфика многообразных видов музеев. На наш взгляд, дальнейшее развитие теории и практики создания музейных сайтов требует дифференцированного подхода, то есть ориентированного на сайты музеев, отличающихся по типу, профилю и региональной принадлежности.

Реализация такого дифференцированного подхода возможна за счет использования в качестве концептуальной основы проектирования контента музейных сайтов информационного образа. Научное обоснование продуктивности применения информационного образа как обобщенной характеристики объекта сайтостроения представлено в публикациях Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры (НИИ ИТ СС КемГИК) [8]. В основу нашего исследования положена «Методика создания типового информационного образа учреждений культуры» [3], разработанная НИИ ИТ СС КемГИК.

Приведем основные понятия из данной Методики, определяющие сущность проектирования контента сайтов организаций культуры на основе информационного образа:

    Информационный образ объекта сайтостроения — максимально полный, упорядоченный с использованием фасетного и/или иерархического принципов, перечень характеристик (атрибутов и аспектов), которые дают целостное представление об учреждении (этнографическом музее) — объекте сайтостроения и позволяют моделировать контент сайта в зависимости от его общих и специфических функций. Наличие информационного образа в дальнейшей работе по проектированию контента сайта обеспечивает уточнение границ области сайтостроения, определение состава рубрик (разделов) и подрубрик (подразделов) сайта этнографического музея и распределение их по уровням вложения; установление взаимосвязей между рубриками; структурирование информации в разделах и подразделах сайта (разработка аспектно-маркерные структур для наполнения содержания рубрик). Информационный образ объекта сайтостроения — это абстрактное понятие, оно конкретизируется в таких своих разновидностях, как типовой, групповой и единичный информационный образ объекта сайтостроения.

    Типовой информационный образ объекта сайтостроения — информационный образ, дающий полное и целостное представление о всей совокупности объектов, объединенных данным типом (например, музеи) и гостеприимный к каждому конкретному объекту данного типа. Типовой информационный образ представляет собой семантическую модель, образец, единый план построения однородного класса объектов (однотипных учреждений культуры), обладающих общими существенными признаками. В типовом информационном образе должен получить отражение такой исчерпывающий и достаточный перечень сущностных характеристик того ли иного типа учреждения культуры. В нашем случае таким учреждением является музей, при котором учитывались бы все его типичные признаки. Важное место при построении типового информационного образа имеет вычленение системообразующих связей, построение представлений о структур­ных уровнях объекта. Иными словами, речь идет о важнейших требованиях к типовому информационному образу объекта сайтостроения — полноте и целостности отражения объекта сайтостроения, в качестве которого в данном случае выступает музей.

    Групповой информационный образ объекта сайтостроения — информационный образ, дающий полное и целостное представление о всей совокупности объектов, объединенных определенной группой в пределах типа объектов сайтостроения (например, этнографические музеи) и гостеприимный к каждому конкретному объекту данной группы. Групповой информационный образ представляет собой семантическую модель, образец, единый план построения однородного класса объектов, обладающих отличительными признаками, присущими объектам данной группы. Так, информационный образ этнографических музеев, наряду с общемузейными, будет содержать специфические, характерные только для этнографических музеев характеристики, в частности, информацию об этносах.

    Единичный информационный образ объекта сайтостроения — информационный образ, дающий полное и целостное представление о конкретном объекте сайтостроения, в данном случае — о конкретном (реальном) этнографическом музее. Единичный информационный образ представляет собой семантическую модель, отражающую как типовые и групповые, так и уникальные характеристики объекта сайтостроения. Так, единичный информационный образ может отражать уникальность структуры конкретного этнографического музея, его экспозиций, предоставляемых им посетителям услуг и др.

Технология построения информационного образа этнографического музея предполагает выполнение следующих этапов:

  1. Выявление, изучение и отбор лексических единиц в области музееведения, этнографии, отражающего объект сайтостроения (этнографический музей) в первичном документальном потоке.
  2. Нормализация и систематизация выявленных лексических единиц.
  3. Составление обобщенной характеристики этнографического музея.
  4. Оформление информационного образа этнографического музея в виде фасетной и/или иерархической классификации.
ЭТАП 1.

Изучение понятийного аппарата имеет целью формирование комплексного представления об объекте сайтостроения (этнографического музея), т.е. выявление на энциклопедиче­ском уровне состава атрибутов, необходимых для его схематичного описания. Источниками выявления и отбора лексических единиц могут выступать отраслевые нормативно-правовые, нормативно-технические, учебные, справочные, периодические, методические профильные издания, электронные ресурсы, классификационные и дескрипторные ИПЯ (информационно-поисковые языки). Следует проанализировать выявленные источники и установить все существующие типы и разновидности исследуемого объекта, его функции, а также выделить и описать существенные признаки, специфику деятельности, структурные компоненты этнографического музея. Результатом выполнения данного этапа является несистематизированный перечень лексических единиц, характеризующих этнографический музей.

ЭТАП 2.

Выявленные лексические единицы структурируются. Аспекты рассмотрения каждого компонента отражаются на различных уровнях детализации. Так, например, выделенный в качестве одного из основных компонентов музея «музейный фонд» может быть охарактеризован с точки зрения объема, состава и направлений деятельности фонда. Результаты должны быть представлены в виде систематизированного массива лексических единиц, характеризующих этнографический музей.

ЭТАП 3.

Составление обобщенной характеристики этнографического музея сводится к построению обобщенных иерархических схем видов, функций и структурных компонентов объекта, а также совокупности матриц, отражающих частоту встречаемости в различных документах и ранг выделенных характеристик объекта сайтостроения.

ЭТАП 4.

Оформление информационного образа этнографического музея предполагает получение структурированного текста, включая иерархические схемы, матрицы, дающие максимально полное и целостное представление об объекте сайтостроения. Наглядно информационный образ может быть представлен в графической форме – в виде ER-диаграммы.

Следуя предлагаемой технологии, нами был построен групповой информационный образ этнографического музея, наглядно представленный в виде табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков О. Ю. Музейный сайт. Технология оформления музейного представительства в Интернете // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – №1. – С. 69-77.
2. Константинова С. С. Экзамен по музееведению: учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2005. - 80 с.
3. Методика создания типового информационного образа учреждений культуры [Электронный ресурс] // НИИ ИТ СС КемГИК. - URL: http://www.nii.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=98&Itemid=103 (дата обращения: 27.04.2018)
4. Методика формирования контента сайта этнографического музея [Электронный ресурс] // НИИ ИТ СС КемГИК. - URL: http://www.nii.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=98&Itemid=103 (дата обращения: 27.04.2018)
5. Методические рекомендации по созданию и эксплуатации сайтов и порталов учреждений культуры музейного типа [Электронный ресурс]/ под ред. ГМИИ им. А.С. Пушкина и Базовой кафедры информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ. – Москва, 2017. – 80 с. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://e-books.arts-museum.ru/site_method. - Загл. с экрана
6. Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие [Электронный ресурс] . – Режим доступа: URL: http://www.future.museum.ru (дата обращения: 27.04.2018)
7. Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея: учеб. пособие. – М: РГТУ, 2007. – 204 с.
8. Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика [Текст]: сборник научных трудов / науч. ред.: проф. Н. И. Гендина; доц. Н. И. Колкова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2015. - 384 с.


©  О.В. Самаковская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru