levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Т.Р. Пятникова,  (Белоярский филиал Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, г. Белоярский)

Серия «Познание» # 06  2018
Обряд
    Статья написана на основе полевых материалов автора, собранных в течение 1998-2010 гг. в поселениях Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области, и имеющимся сведениям в литературных источниках. Целью статьи является расширение круга источников по обрядам, характеризуется роль обряда, еды, в жизни народа ханты, проживающих на данной территории.

Ключевые слова: Обряд, божество, мифология, богиня Калтащ, «жертвенное покрывало».

 

Oбычаи и обряды это основные хранители исторической памяти любого народа, благодаря которым воспроизводится культура из поколения в поколение. Именно поэтому, преемственность обычаев рассматривается людьми, как основные законы жизни. Следование своим обычаям, участие в обрядах, позволяет человеку ощущать себя членом определённого общества, укрепляет связь с народом, является важным фактором сохранения и развития различных форм идентичности: этнической, социальной, культурной, и др. Обрядовая деятельность хантов, прежде всего была направлена на получение благодати, помощи от сверхъестественных обитателей Верхнего и Среднего мира, а также на убережение от негативного влияния существ Нижнего мира, духа болезни и смерти.

В данной статье вкратце будет описан обряд в честь наиболее почитаемого хантыйского божества Вәрт пух ʼБогатыря сынʼ. Сведения о нём и его функциях можно найти в работах: Карьялайнен К.Ф. [1, с. 137-147]; Гондатти Н.Л. [2], Руденко С.И. [3], Чернецов В.Н. [4], Прыткова Н.Ф. [5], Кулемзин В.М., Лукина Н.В. [6, 94- 95], Бауло А.В. [7], Гемуев И.Н., Бауло А.В. [8], Глушкова Т.Н. [9] и др. работы.

Согласно хантыйской мифологии, у Небесного отца Тәрум ащи было семь сыновей. После установления земли они были спущены на землю и стали местными духами-покровителями, где каждый был наделён определёнными функциями. Самый младший из них Вәрт пух был назначен Мир ванты хә, букв.: ʼЗа людьми смотрящий мужчинаʻ. «Свое главенство над братьями получил после того, что по просьбе отца раньше других приехал к нему. Отец велел другим сыновьям почитать его за старшего, а людям за главного руководителя и судью; сыну-же приказал заботиться о людях» [2, 53]. Место нахождения назначил ему дедушка, отправил его в путь словами: «…Ты, внучек, к вершине обильной пищей Оби иди, к вершине обильной рыбой Оби иди… на твоё место… На спине твоего священного зверя (лошади), пёстрого как месяц, круглый свет, обведённый обручем, ты объезжай…» [4:34]. Относительно его образа «… у него вид человека, имеющего на голове шапочку из разноцветного сукна с собольей, лисьей оторочкой; его главным местопребыванием считается священное урочище около Троицких юрт на Оби, куда каждый инородец в три года раз съездит, а если не сможет, то присылает дары» [2, 56].

По Миллеру, «… это общественный дух. Ему оказывалось наибольшее почитание, к нему приходили для получения содействия по всякому поводу. … из самых отдалённых деревень ему доставляли в жертву скот, а именно лошадей» [1, с. 138].

По сведениям информантов, он имеет множество эпитетов. Описательные имена отражают различные признаки и ипостаси: Вәрт пух ʼБогатыря сынʻ; Нўм хә, Сорни вәрт ʼВерхний мужчина Золотой (дорогой) богатырьʻ; Калтащ имен пух ʼКалтащ женщины сынʻ; ов шăншăӈ хә ʼВсадник мужчина; Мўв кϵрты хә ʼЗемлю объезжающий мужчинаʻ; Ай Мощ хә ʼМаленький мужчина Мощʻ; Ими-хиы ʼБабушкин внукʻ или ʼЖенщины племянникʻ т.д. Ещё с давних времён люди знали, что земля имеет круглую форму, т.к. одна из его функций Мўв кϵрты хә ʼЗемлю объезжающий (огибающий) мужчинаʻ. Информанты рассказывают: «На спине белой лошади, на спине пегой лошади с божествами землю, с духами землю объезжающий царь-отецʻ. Он на своём коне объезжает землю, меряет её, выслушивает просьбы молящихся, помогает излечению болезней. Его место находилось в селение Троицы (окрестности г. Ханты-Мансийска), жертвуют лошадь светлой масти. В каждой семье хоть раз шили покрывало для его лошади в течение 7 дней и делали «Вәрт пăсан ʼСтол богатырюʻ (Ользина М.А., Пятникова Е.Г.). А. В. Бауло покрывало называет «жертвенным». «Покрывало представляло собой полотнища прямоугольной формы с четырьмя, шестью или семью фигурами всадников; они символизировали «седло бога» [7, с.133].

В литературных источниках есть сведения, что: «…Он является сыном богини Калтащ (относится к фратрии Мощ). По своему облику он так же, как и его мать, представляется в виде гуся [4, с. 36]. Информанты в молитвах о нём говорят: «Весеннего гуся, осеннего гуся облик имеющий богатырь». По сведениям учёного В.Н. Чернецова, представление о Мир ванты хә – предке фратрии Мощ надо считать более поздним по сравнению с Калтащ, относя его к эпохе возникновения патриархата» [Там же, с. 31]. В деревне Тугияны проживают носители фамилии Себуров, их духом-покровителем является Калтащ пух ʼКалтащ сын.ʻ Богиня Калтащ, в мифологических представлениях народа ханты, ее связывают с Мать-Земля, защитница от болезней и подательница детей, определяет срок жизни человека при рождении, считается супругой Тәрум ащи ʼНебесного отца.ʻ

Согласно представлениям, обитатели Верхнего мира являлись не только устроителями Вселенной, повелителями стихий, с ними связывают происхождение человека, растений, животных, жизненных благ. Например, Млечный путь мыслится как лыжня Ай Мощ хә ʼМаленький мужчина Мощʻ. В мифе о шестиногом лосе говорится, что сын Торума гнался за лосём и отрубил ему задние ноги, чтобы в будущем, когда появятся на земле люди хăнты хә йисăӈ тәрум тывă, хăнты хә нәптăӈ тәрум тывă ʼКогда-то человеческий век наступит, человеческая эра наступит...ʻ, чтобы могли его добывать. С неба были спущены и некоторые животные, чтобы они размножались на земле и стали добычей охотника, помощниками людей (лошадь, лось, собака и др.). Обитатели Верхнего мира заботились о людях, помогали им создавать условия для проживания. Человек в свою очередь заботился о них, проводили ежедневные обряды угощения едой, жертвоприношения и т.д.

В образе Нўм хә он является посредником между людьми и Небесным отцом. Выслушивает просьбы молящихся и передаёт их отцу. Приведу в пример фрагмент мифа, рассказанный Гришкиной П.А.: «… Когда на земле стало темно, мама отправляет младшего сына свататься к дочери солнца. По пути к нему присоединяются братья. Подъехали к месту, где подниматься на небо, там стоит Нўм хә с опущенными руками, шапка лежит в стороне. На вопрос: «Что делаешь?» – Ответил: «Выслушиваю просьбы и молитвы людей, шапку снял, чтобы хорошо слышать…». В исследовательской работе С.К. Патканова говорится, что «Долго ждал древний герой от семи жён сына, способного натянуть лук, дочь с иглой в руках, работающую кончиками пальцев, но напрасно. Не помогли ни богатые жертвоприношения богу, ни молитвы. Рассерженный, он сжигает всех своих идолов, богатства. Густой дым попадает в глотку Небесному отцу. От сына он узнаёт причину такого дыма. Передаёт герою три зёрнышка величиной с косточку черёмухи. Съев их, у жены героя рождается сын» [10, с. 29].

В хантыйских сказках он наиболее известен под именем Ими-хиы, мальчик сирота (букв.: бабушкин внук, женщины племянник). Наиболее важной его функцией является борьба с пугающими лесными существами. Он побеждает своих врагов благодаря своей хитрости, ловкости и находчивости. Повзрослев, он женится на дочерях, представительниц разных миров. Встречаются сказки, где расправившись с лесными существами, он назначает своих дядю, тётю или бабушку духами-покровителями людей, назначает им место нахождения.

Наиболее известный его образ ов шăншăӈ хә ʼВсадник мужчинаʻ (досл.: лошадь, на спине, мужчина). Рассмотрим роль лошади в мифологии хантов. Из предистории: Этимология термина «сибыр» (себар, сепыр, сипыр), согласно литературным источникам, возникла в среде ираноязычных сакских племён, обитавших в Средней Азии с 6 в. до н.э. Саки называли своих северных соседей «асабары», что означало «всадники», несомые конями». Племена савиров (угров-савиров) обитали в западносибирской лесостепи в раннем железном веке и постоянно общались с сакскими племенами. В письменных источниках угры-савиры упоминаются в составе племён гуннского союза. Известный этнограф и археолог В.Н. Чернецов считал, что степные предки обских угров продвинулись в западно-сибирскую тайгу в 1в. н.э. под именем угров-саиров, будучи вытеснены воинственными гуннами [11, с. 293]. Население лесостепной и южнотаёжной зон Западной Сибири разводило лошадей ещё во 11тыс. до н.э. Лошадь использовалась, главным образом как жертвенное животное. Культ всадника-богатыря и богатырский эпос начали складываться у южных предков обских угров в 1 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э. [Там же, с. 301]. В мифологии народа ханты лошадь играет важную роль. Она является средством передвижения героев сказок и божеств.

 Краткое описание обряда Вәрт пăсан ʼСтол богатырюʻ по рассказам информантов.

Жертвовали ему лошадь белой (светлой) масти. Один раз в семь лет ему «делали» пăсан ʼстолʻ и шили покрывало для лошади из сукна, украшенного фигурками всадника на коне, в течение семи дней. Для изготовления «покрывала» хозяин дома приглашал пожилую женщину, которая в течение семи дней проживала в этой семье. Перед началом «шитья» в присутствии приглашённых гостей проводился обряд жертвоприношения животного (телёнок или овца), божествам выставлялось угощение-еда, горячий чай. Считалось, что паром, поднимающимся от горячей пищи, насыщались божества, едой – человек. Во время работы швеи в доме соблюдалась тишина. Каждый день, работая до захода солнца, мастерица на покрывало, вырезала и пришивала определённое количество узоров. Передний край покрывала украшался головой рыжей лисы, задний – хвостом. Ежедневно, после захода солнца рабочее место швеи разбиралось до утра и снова выставлялось угощение. К середине седьмого дня шитьё должно было быть завершено. Покрывало, в последствие хранилось на крыше дома.

По мнению И.Н. Гемуева и А.В. Бауло традиция возложения на спину жертвенного животного покрывала с изображением скачущего всадника, могла возникнуть в таёжных районах Западной Сибири, в Среднем Приобье и Прииртышье под влиянием южных степных культур, близких к иранским корням. Обряд называется как «седло Мужчины, осматривающего мир».

При проведении обрядов приглашаются соседи, родственники, совместная трапеза объединяет людей, приобщает их к божествам. Через действия с пищей, так же, как и через молитвы, человек вступает в тесные контакты со сверхъестественными силами и постоянно поддерживает эти контакты для самоуспокоения, обретения относительной уверенности в будущем. Пищу и другие приношения можно считать сделкой между человеком и божеством, когда жертва предлагается взамен тех или иных благ. Во время обрядов пища исполняет роль посредника между человеком и божествами, объединяет 3 разные сферы – верхний мир, где обитают верховные божества, людей, живущих на земле, нижний мир – во время поминального обряда. Во время трапезы между ними устанавливается незримая связь.

ИНФОРМАНТЫ
    Гришкина (Лельхова) Пелагея Алексеевна, род.: д. Пашторы, 1932 г.
    Лельхова (Юмина) Ульяна Никифоровна, род.: Рущ хавт нюл, 1929 г.
    Лельхова Евдокие Ефремовна, род.: д. Пашторы, 1936 г.
    Ользина (Гришкина) Матрёна Алексеевна, род.: д. Тугияны, 1924 г.
    Пятникова (Ользина) Евдокия Григорьевна, род.: ю. Суреи 1924 г.
    Юрьева (Юмина) Ксения Дмитриевна, род.: д. Суматнелы 1933 г.
    Юмина (Лельхова) Матрёна Григорьевна, род.: д. Пашторы, 1934 г.
    Юхлымова (Миляхова) Прасковья Николаевна, род.: д. Чуэли, 1930 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т.2: /Перевод с немецкого и публикация д-ра ист. Наук Н.В. Лукиной: – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. – 284 с.
2. Гондатти Н.Л. Куль медведя у инородцев Северо-Западной Сибири // Труды этнограф. отделения императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. 1886 г. кн. У11, с. 74-87. Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у маньзов.// 1886г., кн. У11. с.49-73.
3. Руденко С.И. Графическое искусство остяков и вогулов / Материалы по этнографии. Т.1У. Вып.2. Этнографический отдел Гос. Русского музея. С. 13-
4. Чернецов В.Н. Фратриальное устройство Обско-Югорского общества // СЭ, Т. 11. М.1939. С. 20-42.
5. Прыткова Н.Ф. Жертвенное покрывало казымских хантов // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. Х1. 1949. С. 376-379.
6. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Каким богам поклонялись ханты /Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. – 136 с.
7. Бауло А.В. Небесный всадник (жертвенные покрывала северных хантов / Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. С.132-144.
8. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск. 2001. – 175 с.
9. Глушкова Т.Н. Генезис жертвенных суконных покрывал у обских угров и проблемы культурогенеза. С. 297-300.// в кн. Проблемы историко–культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: Матераилы Х111 Западно-Сибирской археолого–географической конференции. – Томск: Изд–во Том. Ун–та, 2005.
10. Патканов С.К. Сочинение в двух томах: Т.1. Остяцкая молитва / Под ред. С. Пархимовича; Сост. и выступ. Статья Ю. Мандрики; Пер. Е. Матюхиной; Коммент. С. Пархимовича. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. – 400 с. –
11. Патканов С.К. Сочинение в двух томах: Т.2. История колонизации Сибири / Под ред. С. Г. Пархимовича; Сост. Ю. Л. Мандрики. – Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. – 320 с.


©  Т.Р. Пятникова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru