levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

И.Ф. Петров,  (Д.ф.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар)

С.И. Петрова,  (К. культурологии, преподаватель, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар)

Серия «Познание» # 06  2018
Личность
    Среда является источником воспроизводства человека, она объект преобразующего воздействия, цель и поле приложения его усилий, его деятельности. Изучая среду, можно получить представление об источниках формирования духовного мира личности, условиях и мотивах ее деятельности и поведения. Социально-культурная микросреда, как опосредованное окружение личности, является важнейшим регулятором ее деятельности вообще и творческой в частности. Статья посвящена рассмотрению социально-культурной микросреды учреждения культуры, как совокупности факторов и условий, детерминирующих социальное бытие личности в рамках учреждения культуры, посредством которых удовлетворяются, формируются и возникают новые культурные потребности, интересы и мотивы деятельности личности в сфере свободного времени.

Ключевые слова: Личность, человек, среда, микросреда, макросреда, социокультурная среда, учреждение культуры, потребность, деятельность.

 

Личность не пассивный объект воздействия социальной среды, она активно влияет на нее, избирательно относится к внешним стимулам, предполагаемым нормам поведения. В повседневной жизни человек постоянно подвергается объективному влиянию многочисленных элементов социальной среды, ее различных видов, с другой стороны – сам участвует в ее преобразовании и усовершенствовании, изменяя тем самым и самого себя – свою физическую и духовную природу. То есть среда является источником воспроизводства человека, она объект преобразующего воздействия человека, цель и поле приложения его усилий, его деятельности. Изучая среду, можно получить представление об источниках формирования духовного мира личности, условиях и мотивах ее деятельности и поведения [1]. Личность во многом формируется во взаимодействии с социальной средой, в процессе социально-преобразующей деятельности. «...Люди суть продукты обстоятельств и воспитания... следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания...» [2, с. 2].

Что же представляет собой социальная среда? По мнению, например, Ю. В. Сычева, «категория социальной среды свидетельствует о существовании объективного социального окружения по отношению к индивиду, группе, классу. В структурном плане социальная среда представляет собой социально-экономические, политико-идеологические и бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [3]. При этом известно, что человек не пассивно воспринимает воздействие среды, а активно и избирательно, в зависимости от социальной роли и своего места в системе общественных отношений.

Принято различать два понятия – социальная макросреда и социальная микросреда: социальная макросредаэто совокупность материальных условий и общественных отношений, которые присущи всему обществу; микросредаэто объективная реальность, представляющая совокупность социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизни и практической деятельности.

Макросреда и микросреда представляют собой две взаимосвязанные сферы взаимодействия личности со своим окружением. Они образуют на какой-то грани переход от психологии индивида к обществу и от общества к индивиду. Эта грань, на которой взаимодействуют силы макро- и микросреды, есть не что иное, как группа, коллектив, где протекает жизнь каждого из нас. Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает своеобразно и специфически макросреду: опыт и знания предшествующих людей и современного поколения. Таким образом, этот процесс взаимодействия идет не прямо от общества к индивиду, а всякий раз через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидом опыт [4, с. 13-14].

Следует учитывать, что влияние социальной микросреды на формирование культурных потребностей личности может носить как позитивный, так и негативный характер. Обычно более сильное воздействие социальной микросреды бывает на еще не полностью сформировавшуюся личность, а также в том случае, когда ее собственные интересы и потребности совпадают с требованиями социальной микросреды. «Различие между общественной средой и «средой личности» как раз и объясняет индивидуальные вариации как в психическом складе личности, так и в содержании ее взглядов, убеждений и т. п., а их общность и родство формируют типические личные свойства»[5].

Сила влияния социальной микросреды на группы и отдельные личности различна и зависит (применительно к нашему аспекту рассмотрения):

  • от состояния самой среды и зрелости существующих в ней социокультурных отношений;
  • уровня развития социальной группы и ее места в системе общественных отношений, что определяет характер преобладающих культурных потребностей и интересов, вытекающих отсюда установок на положительное или отрицательное восприятие явлений и фактов действительности;
  • образа и стиля мышления, которые формируются образом жизни, видами деятельности в зависимости от общего и специфического образования, приобретенного социального опыта [6].

Принято выделять следующие виды социальной микросреды по таким признакам, как производственно-трудовой, территориальный, семейно-родственный, национально-этнический, возрастной, половой, религиозный и др.

Границы между социальной макросредой и социальной микросредой носят довольно условный характер. Так, большой трудовой коллектив может одновременно выступать и макросредой.

Социально-культурная микросреда, как опосредованное окружение личности, является важнейшим регулятором ее деятельности вообще и творческой в частности. Однако было бы ошибочным, анализируя механизмы поведения человека, все сводить к ее последствиям. Попытаемся показать это на примере деятельности учреждений культуры. Все дело в том, что каждое учреждение культуры имеет свои материально-технические, профессионально-творческие, личностно-межличностные и другие условия. Совокупность этих условий характеризуется таким понятием, как социально-культурная микросреда учреждения культуры, которая оказывает непосредственное воздействие на личность и ее деятельность. Социально-культурная микросреда учреждения культуры – это совокупность факторов и условий, детерминирующих социальное бытие личности в рамках учреждения культуры, посредством которых удовлетворяются, формируются и возникают новые культурные потребности, интересы и мотивы деятельности личности в сфере свободного времени.

В учреждениях культуры удовлетворяются и развиваются важнейшие потребности и интересы личности, при этом эмоционально-психологическое состояние, которое она испытывает в процессе деятельности (творческой – продуктивной и репродуктивной), может быть, как отмечалось, позитивным и негативным и зависеть от многих условий культурной микросреды учреждения культуры.

Остановимся на каждом из них. В материально-технических условиях микросреды протекает деятельность личности, группы, самодеятельного коллектива, массовой аудитории и профессиональных работников (субъекта). В материально-технические условия входят:

  • материальные – само здание, комнаты для занятий кружков художественной (технической, социальной и др.) самодеятельности, зал для киносеансов, концертов, танцевальный зал, фойе, гримерные и т. д. Их важнейшими показателями служат: цветовое сочетание стен, коридоров, комнат и др.; высота потолков, ширина коридоров, комнат и др.
  • технические – техническая оснащенность учреждения культуры аудио- видеотехникой, одеждой сцены, музыкальными инструментами и т. д. Их важнейшими показателями являются всевозможные технические и эстетические характеристики.

Профессионально-творческие условия микросреды учреждения культуры определяют качественные возможности различных внутренних процессов. В них входят:

  • профессиональная подготовленность работников культуры;
  • творческие возможности как коллектива профессионалов (и каждого в отдельности), так и посетителей: личности, группы, массовой аудитории.

Важнейшими показателями здесь являются различные характеристики личности, профессиональный статус работников культуры (как их творческий потенциал, так и аудитории, их сочетание). Это, если можно так сказать, количественные и качественные параметры. Причем изменение количественных показателей, как правило, влечет за собой качественные изменения и наоборот.

Личностно-межличностные условия микросреды определяют качество и интенсивность общения, влияющие на чувство сопричастности и непосредственной зависимости друг от друга и от всех (в коллективах самодеятельности, например). В них входят: внутрисубъектные – в частности, между работниками культуры; внутриобъектные – между посетителями, членами самодеятельности и т. п.; субъектно-объектные – между работниками культуры и посетителями, участниками самодеятельности и др. Одним и главных показателей здесь является коммуникабельность.

Можно выделить отдельно и организационные условия микросреды. В них входят различные формы, способы и методы синтезирования и взаимодействия всех вышеперечисленных условий.

Все названные условия находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности и взятые вместе с личностными факторами составляют социально-культурную микросреду учреждения культуры. Таким образом, влияние социальной микросреды на личность, и в частности на ее культурные потребности, оказывается не меньшим, чем профессиональных работников культуры.

При рассмотрении вопроса о роли и месте учреждений культуры в удовлетворении потребностей личности большое значение приобретает принцип системности. Системное исследование позволяет воспринимать этот процесс как целое, выделяя в нем наиболее важные звенья, находя пути их взаимодействия.

В нашей стране исторически сложилась система учреждений и организаций, удовлетворяющих культурные потребности личности. В совокупности все элементы системы, образуя целостное единство, составляют ее структурную основу. Она включает:

  • средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино), обладающие множеством каналов и способов передачи информации на огромные расстояния с минимальными затратами времени;
  • комплекс образовательных учреждений, деятельность которых обеспечивает постоянное увеличение интеллектуального потенциала общества. В него входят: дошкольные учреждения; общеобразовательные школы; средние специальные и высшие учебные заведения и др.;
  • учреждения культуры: театры; клубные учреждения; библиотеки и др.;
  • учреждения культурно-бытового назначения, включающие в себя всевозможные пункты проката, ателье, парикмахерские и т. п.;
  • добровольные общества;
  • физкультурно-спортивные учреждения и др.

Эффективность работы по удовлетворению потребностей личности невозможна без определения роли каждого элемента системы учреждений и организаций, решающих эту проблему. Требование координации и дифференциации действий социальных институтов проблематично без выявления их специфики. Поэтому выделение характерных особенностей учреждений культуры помогает избежать дублирования с деятельностью других элементов системы, а также полнее удовлетворять потребности личности.

Давая общую характеристику перечисленным учреждениям и организациям, можно сказать, что их функции многообразны, но каждое из них призвано осуществлять свою деятельность в соответствии с основными профессиональными целями. Это – общее, связующее все элементы. Специфическое же заключается в том, что каждый из элементов системы, в том числе и учреждения культуры, решает свои задачи присущими ему способами и методами.

Учреждения культуры можно подразделить на группы. Первая группа организует непрофессиональную культурную деятельность личности (библиотеки, клубы и др.). В деятельности другой группы участвуют только специалисты-профессионалы (театры, творческие союзы, издательства, теле- радиостудии и т. д.).

Проанализируем степень удовлетворения культурных потребностей личности в учреждениях первой группы.

По содержанию и характеру своей деятельности учреждения культуры полифункциональны. Их важнейшими функциями являются:

  • организация отдыха и развлечений;
  • организация межличностного общения;
  • развитие самодеятельного художественного (технического, социального) творчества и др.

Учреждения культуры являются своеобразными центрами организации досуга. Личность выступает здесь не только как потребитель культурных ценностей, но и как активный участник творческого процесса. К особенностям следует отнести и многообразие форм и методов работы, применяемых в зависимости от конкретных условий, социально-психологических различий аудитории, материальной базы и т. д. Разносторонний характер деятельности, сочетание просвещения с отдыхом и развлечениями, использование эмоциональных средств, активное участие посетителей в организации мероприятий (например, в клубе) – все это делает их важным звеном в системе учреждений и организаций, удовлетворяющих культурные потребности личности. Немаловажно и такое обстоятельство: они функционируют в сфере свободного времени. Это представляет известные трудности в организации их деятельности. Она меньше поддается жесткой регламентации и строится с учетом, прежде всего, потребностей и интересов социальных групп.

Всякая целостная система обладает соответствующим составом определенных элементов. В свою очередь, эти элементы представляют собой системные образования более низкого порядка. Так, являясь элементом системы, удовлетворяющей культурные потребности населения, учреждение культуры, в свою очередь, представляет собой самостоятельную социальную систему. Его деятельность как системы включает в себя следующие компоненты:

  • цели и задачи;
  • содержание деятельности;
  • объект и субъект;
  • условия деятельности;
  • средства, методы и формы;
  • критерии эффективности.
Рассмотрим несколько подробнее каждый из приведенных компонентов.

В деятельности учреждений культуры по удовлетворению культурных потребностей личности можно выделить ближние, средние и дальние цели. К ближним целям, с известной долей условности, можно отнести удовлетворение отдельных культурных потребностей и интересов, определяющих сущность культурного облика личности, к средним целям – удовлетворение высоких культурных потребностей. И в качестве дальней перспективы выступает стремление удовлетворить (развить) культурные потребности, которые присущи развитой личности.

Задачами учреждений культуры в нашем аспекте рассмотрения являются:

  • выявление культурных потребностей различных социально-демографических групп;
  • характеристика их уровней;
  • определение социально-психологических типов личности;
  • разработка путей удовлетворения культурных потребностей в зависимости от уровней и особенностей социально-психологических типов;
  • непосредственная организация деятельности.

Содержание работы учреждений культуры обусловлено целями и задачами. Соответствие содержания работы характеру потребностей социально-демографических групп (и иных) населения – одно из условий эффективности. Объектом является аудитория, состоящая из жителей конкретного региона (реальная и потенциальная). Субъектом выступают:

  • профессиональные работники;
  • артисты;
  • сами посетители; коллективы самодеятельности и др.

Наряду с ними в качестве субъекта могут выступать представители других социальных институтов (школы, всевозможные общества и др.).

Степень удовлетворения и формирования культурных потребностей личности в значительной мере зависит и от условий, в которых протекает деятельность учреждений культуры, от его материально-технической базы, профессиональной компетенции работников и т. д. Значительное место в деятельности рассматриваемых учреждений отводится средствам, методам и формам работы, используемым в зависимости от конкретных ситуаций и условий, в которых протекает эта деятельность. В практике обычно используется вся совокупность средств, форм и методов в тесном взаимодействии друг с другом.

При рассмотрении вопроса о критериях эффективности мы придерживаемся известного положения о результативности деятельности. А именно – действия личности являются основным критерием эффективности деятельности учреждения культуры. Хотя выявить влияние именно его из всего многообразия влияний других социальных институтов не так-то просто. В связи с этим (наряду с основными критериями – как, например, изменяется сознание человека, каково его поведение и т. д.) необходимо сформулировать дополнительные специфические критерии эффективности. К ним можно отнести:

  • увеличение посещаемости мероприятий, создание стабильной аудитории;
  • изменение отношения к учреждению культуры (положительная оценка его деятельности);
  • степень активности на мероприятиях;
  • соответствие материала мероприятий потребностям и интересам различных социально-демографических групп, минимальный разрыв между уровнем культурных потребностей и степенью его удовлетворения;
  • увеличение удельного веса в аудитории представителей с высоким уровнем развития культурных потребностей и др.
В силу своего непосредственного и эмоционального влияния на личность, многообразия форм работы учреждения культуры не теряют своего значения и в настоящее время, а играют заметную роль в формировании личности. Уступая средствам массовой информации в оперативности и подчас в профессионализме, они, тем не менее, обладают преимуществом – возможностью непосредственного и прямого контакта с личностью. Не менее важную роль они играют и в развитии творческих способностей и дарований. Все это определяет их социальную значимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Смирнов Г. Л. Социалистическая культура и личность. – М., 1987. – С. 62.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Полн. собр. соч. – 2-е изд. – М., 1955–1981. Т. 3. – 629 с.
3. Сычев Ю. В. Микросреда и личность. – М., 1984. – С. 9.
4. Кулиев Т. А. Проблема интересов в обществе. – М., 1979. – 233 с.
5. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – С. 126.
6. Левыкин И. Т. Социальная психология и ее актуальные проблемы. – М., 1988. – С. 53–54.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе // Там же. Т. 3. – 629 с.
8. Социализм и личность / под ред. Л. М. Архангельского. – М., 1989. – 357 с.
9. Петров И.Ф. Социальное строение и внутренняя форма организации личности // Современные научные исследования и разработки. – 2017, № 4 (12). – С. 215-217.
10. Петров И.Ф. Региональная социокультурная среда: проблемы анализа и управления // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2010, №4 (13). – С. 131-136.
11. Петрова С.И. Актуальные проблемы изучения социальной среды // Вестник ИМСИТ. – 2017, №1 (69). – 21-23.
12. Петрова С.И. Движущие силы, влияющие на формирование личности // Современные научные исследования и разработки. – 2017, №4 (12). – С.228-230.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
14. Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.


©  И.Ф. Петров, С.И. Петрова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru