levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

К.С. Шаров,  (К.ф.н., ст. преподаватель, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова)

Серия «Познание» # 07  2018
Ньютон
    В данной работе изучен вопрос разбросанности архивов английского ученого Исаака Ньютона в современности. Проведена прямая связь столь большой рассеянности его архивов с распродажей 1936 г. на лондонском аукционе Southeby’s. Продемонстрировано, что в настоящее время существует 12 наиболее крупных библиотечных архивов Ньютона и гораздо больше частных коллекций. Ряд ньютоновских рукописей считается потерянными безвозвратно.

Ключевые слова: Ньютон, ньютонианство, архив, портсмутский архив, библиотека, Кейнс, Яхуда, гебраистика.

 

«Захваченный» архив для многих исследователей-публикаторов – почти единственный шанс обрести признание...
Подвиг хранителя/исследователя/публикатора архива как раз и заключается в том, что он вводит архив в историю, наделяет автора второй жизнью… Архивист – второе авторское эго.

Валерий Подорога
К философии архива

Наверное, найдется мало великих умов человечества, если найдутся вовсе, рукописи которых были бы столь разбросаны по свету, как манускрипты Ньютона. В настоящее время нет даже подробного каталога, в чьих руках находятся все рукописи до последней. Известно местоположение основных, наиболее известных его работ, однако чуть ли не каждый год всплывает какая-нибудь новая рукопись в какой-нибудь частной коллекции, о существовании которой все успели забыть или никто это не документировал в свое время [7, c. 217]. Экспертиза показывает, что, несмотря на большое количество подделок со стороны людей, желающих прославиться на имени Ньютона, настоящих находок очень много.

Ниже я перечислю самые известные библиотечные ньютоновские архивы на сегодняшний день, однако нужно помнить, что их коллекциями полное собрание ньютоновских сочинений далеко не исчерпывается.

  1. Кембриджский архив, Библиотека Кембриджского университета, Великобритания.
  2. Коллекция Яхуды, Национальная Библиотека Израиля, Иерусалим, Израиль.
  3. Коллекция Джона Мейнарда Кейнса, Библиотека Королевского Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания.
  4. Коллекция Тринити-Колледжа, Библиотека Тринити-Колледжа, Кембриджский университет, Великобритания.
  5. Оксфордская коллекция, Библиотека Нового Колледжа, Оксфордский университет, Оксфорд, Великобритания.
  6. Национальные архивы в Кью, Ричмонд, Суррей, Великобритания.
  7. Коллекция Библиотеки Джеймса Уайта, Университет Эндрюса, Беррьен-Спрингс, Мичиган, США.
  8. Бодмеровская коллекция, Библиотека Общества Мартина Бодмера, Колони (под Женевой), Швейцария.
  9. Бабсоновская коллекция, Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США.
  10. Коллекция Сент-Эндрюс, Библиотека Университета Сент-Эндрюс, Сент-Эндрюс, Великобритания.
  11. Массачусетская коллекция, Библиотека Массачусетского Технологического Института, Бостон, Массачусетс, США.
  12. Техасская коллекция, Библиотека Университета Техаса, Остин, Техас, США.

Помимо этих больших библиотек, в которых хранится от нескольких десятков до нескольких сотен работ, множество манускриптов Ньютона разбросано по библиотекам, которые насчитывают всего лишь несколько рукописей [1]. К сожалению, много манускриптов осело после лондонской распродажи 1936 г. в частных руках и поэтому они, по сути, закрыты для научного исследования. И, что самое печальное, много работ, похоже потеряно, если не навсегда, то, по крайней мере, на неопределенный срок.

Таков итог печального мероприятия в Sothebys, когда жадность человеческая проэксплуатировала наследие гения. Любопытно, что деньги, полученные семьей Уоллопа, графа Портсмута, давно потрачены, а ущерб архиву Ньютона нанесен колоссальный, последствия которого будут ощущаться еще не одну сотню лет. Причем дополнительную парадоксальность ситуации придает тот факт, что при жизни самого Ньютона семья Уоллопов вообще была с ним не знакома! И эта семья спустя двести лет распродала его интеллектуальную собственность, которая явно должна принадлежать всему миру [7, c. 148].

Сегодня рукописи Ньютона оцениваются крайне высоко. Для того, чтобы оценить уровень, приведу несколько цифр. Оригинал первого издания «Математических начал натуральной философии» сейчас в Великобритании можно купить / продать примерно за полмиллиона фунтов стерлингов. За отдельную законченную рукопись библиотеки могут предложить до 200 000 фунтов. Даже за клочок бумаги с черновыми пометками Ньютона, не составляющими отдельной рукописи, можно получить 20-30 тысяч фунтов – парадоксально, но полный архив Ньютона в 1936 г. был распродан за много меньшие деньги!

Очередной Уоллоп, виконт Лимингтон, выставил «Портсмутские документы» (так именовался ньютоновский архив в каталогах аукциона Sothebys) на продажу летом 1936 года [7]. С одной стороны, это событие, конечно, разрушило архив, но, с другой – наконец, раскрыло всю полноту интересов Ньютона, и человечество поняло, что, в сущности, вообще не знало истинного Ньютона в течение более чем 200 лет после его смерти.

Сам аукцион проходил в торговом доме Sothebys 13 и 14 июля 1936 г. Задача организации каталога выставляемых на продажу работ в чрезвычайно сжатый период легла на плечи Дж. К. Тейлора, главного каталогиста Sothebys в отделе книг и рукописей. Хотя работа по систематизации проводилась в сверхсжатые сроки, каталог Тейлора во многих отношениях является настоящим достижением, и на протяжении более шести десятилетий эта перепись была самым значительным ресурсом для ученых, пытающихся отслеживать отдельные рукописи, разошедшиеся по миру при Великой Распродаже. Любопытно, что Тейлор за один месяц сделал объем работ по классификации и переписи работ Ньютона больший, чем открыватель Нептуна Адамс сделал за пятнадцать лет [3, c. 130]!

Сама распродажа была подпорчена конкурирующим лондонским аукционным домом Christies, где в эти же числа на продажу была выставлена коллекция картин импрессионистов Генри Оппенгеймера. Продажа всего архива Ньютона собрала чуть более 9 000 £ – существенно меньше, чем 18 000 $, оплаченных неизвестным покупателем за один помятый черновой лист с чернильными кляксами, прилагавшийся к рукописи «Парадоксальные вопросы», на аукционе в 2001 году!

Будучи предупрежденным своим братом о распродаже в самый последний момент (за полтора дня), знаменитый британский экономист Джон Мейнард Кейнс, как он сам потом признавался, не смог осознать ценности ньютоновского архива до тех пор, пока торги не были полностью завершены [7, c. 4].

Поняв это, он немедленно приступил к скупке разлетевшихся во всех направлениях рукописей Ньютона как у отдельных лиц, так и у дилеров, наиболее известными из которых были братья Мэггс в Лондоне. Как указано в примечаниях к отдельным рукописям в каталоге распродажи, на самом аукционе Кейнс после отсеивания мелких покупателей вскоре столкнулся лицом к лицу с еврейским антикваром, ученым и бизнесменом Абрахамом Шаломом Иезекиилем Яхудой (1877-1951), человеком широкого профиля, который особенно интересовался богословским наследием Ньютона. И основной бой за работы Ньютона развернулся как раз между Кейнсом и Яхудой.

Хотя Кейнс также интересовался историко-религиозными и богословскими сочинениями Ньютона, ему пришлось в конечном счете сосредоточиться, в основном, на скупке алхимических бумаг, поскольку он не мог себе позволить купить все просто в силу нехватки средств. По сути, Кейнс к аукциону был явно неподготовлен из-за того, что событие в Sothebys нигде не освещалось, и каталоги были сформированы лишь за какой-то месяц до аукциона. Кейнс впоследствии часто переписывался с Яхудой, и они обменяли ряд рукописей: Кейнс передал Яхуде некоторые теологические сочинения, а Яхуда взамен отдал химические работы. В 1946 году Кейнс завещал свою коллекцию Библиотеке Королевского колледжа Кембриджа, и так широкая научная общественность получила доступ к химическим и социально-научным творениям великого английского ученого, однако за исключением одного «но»: его теологические работы, ушедшие к Яхуде, оставались закрытыми для исследователей. А если принять во внимание, что этих работ Ньютона в три раза больше, чем всех других вместе взятых, к тому же на ньютоновских теологических воззрениях во многом базируются его взгляды в философии и науке, то очевидно, что это было большим «но».

История архива Яхуды сложнее. До Яхуды доходили слухи о том, что работы Ньютона могут оказаться полезными для дела сионизма. После смерти Яхуды в 1951 г. судьба архива была решена только после ряда судебных тяжб между прямыми наследниками Яхуды, Библиотеками и государством Израиль. В конечном итоге документы были переданы в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку (сейчас она называется Национальной Библиотекой Израиля), и именно эти архивы Ваш покорный слуга исследовал на протяжении последних полутора лет.

Хотя в других библиотеках, перечисленных в данной статье чуть выше, есть крайне важные документы, в частности, огромная теологическая рукопись со множеством примечаний и черновиков в Библиотеке Общества Мартина Бодмера под Женевой или уникальная коллекция богословских работ, собранная американкой Грейс К. Бабсон, сейчас хранящаяся в Библиотеке Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, США, ясно, что удивительный и бесценный материал в коллекции Яхуды в Иерусалиме, безусловно, является самым значительным для понимания религиозных воззрений Ньютона [4].

Если с Кейнсом и его интересом к работам Ньютона все достаточно понятно, то возникает вопрос: зачем еврейскому антиквару и бизнесмену теологические работы английского богослова? Конечно, можно было бы предположить, что будучи востоковедом, историком и филологом, Яхуда просто хотел пополнить собственную коллекцию интересным персонажем европейской науки, который, по слухам, писал что-то о Востоке. Но такая точка зрения будет в корне неверной.

Яхуда был страстным сионистом; он был в числе тех евреев, которые в период между мировыми войнами активно возрождали государство Израиль, курсировав между Британским мандатом Палестиной, британским правительством и банковским домом Ротшильдов, предоставлявшим финансовую поддержку для реставрации Израиля [6]. Яхуда участвовал в торжествах 1948 г., когда Израиль был воссоздан, а некоторые из его родственников были в числе первых израильских депутатов и членов израильского правительства. Явно, что такой человек не мог просто так биться до последнего с Кейнсом на аукционе из-за каких-то непонятных работ, ценности которых он не понимал. Наоборот, есть все основания полагать, что, в отличие от Кейнса, Яхуда как раз отлично осознавал всю ценность теологических сочинений Ньютона – ценность не только для себя, но и для всего еврейского общества [5].

Интерес Яхуды к архиву Ньютона понятен. Еврейский антиквар и бизнесмен планировал извлечь безусловную практическую пользу из сочинений Ньютона для возрождения государства Израиль.

Не будем забывать, что Ньютон крайне точен в своем расчете возвращения еврейской нации на Святую Землю и воссоздания государства Израиль. Его последняя калькуляция дает 1944 год вместо 1948 года в действительности. Если учесть, что Ньютон в своих расчетах исходил из библейских пророчеств и исторических данных и произвел вычисления более чем за 250 лет до возрождения израильской государственности, то его предсказание может быть названо одним из наиболее точных в истории человеческой мысли – его точность составляет 99.7%!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Andrade E. N. C. Isaac Newton. – New York, 1950. – 458 p.
2. Brewster D. Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton, in 2 vols. – Edinburgh, 1855.
3. Carter J. Taste and Techniques in Book Collecting: A Study of Recent Developments in Great Britain and the United States. – Cambridge, 1949. – 203 p.
4. Cohen, I. B., Smith G. E. (eds). Newton: Texts, Backgrounds, Commentaries. New York, 1995. – 488 p.
5. Cohen, I. B., Smith G. E. (eds). The Cambridge Companion to Newton. Cambridge, 2016. – 530 p.
6. Cohn-Sherbok D. Dictionary of Jewish Biography. – London, 2005. – 315 p.
7. Dry S. The Newton Papers: The Strange and True Odyssey of Isaac Newton’s Manuscripts. – Oxford, 2014. – 238 p.


©  К.С. Шаров, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru