levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.В. Филиппова,  (К.ю.н., ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»)

Серия «Познание» # 07  2018
Педагогический конфликт
    В статье ставится задача показать значение труда в школьных и дошкольных учреждениях. Взаимосвязь трудового воспитания в коллективе и в семье. Акцентируется внимание на недостаточность законодательного регулирования вопросов привлечения учащихся к общественно полезному труду и к труду по самообслуживанию. Выносятся предложения по усовершенствованию действующего законодательства в сфере труда учащихся детей. Труд рассматривается как провоцирующий фактор, в результате различного понимания его значения в воспитании подрастающих граждан РФ. В результате анализа автором предлагаются способы регулирования возникающих педагогических конфликтов в школьных учреждениях.

Ключевые слова: Педагогический конфликт, понятие труда в воспитании школьников, общественно полезный труд, труд по самообслуживанию, трудовое воспитание в семье, педагогические и психологические меры по урегулированию педагогических конфликтов.

 

Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 20 — 30-е годы. Он нашел проявление в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Залужного и др. В педагогических трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.

В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. В журнале «Воспитание школьников» в этот период обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах [1,с.45].

Конфликты изучаются не только в рамках общей теории конфликтов, но и с учетом особенностей сферы их протекания. Так, сферой протекания педагогических конфликтов является образовательная среда.

Образовательная среда – это самостоятельная область для изучения, исследований и экспериментов. Особенности изучения в этой сфере связаны прежде всего с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией.

Педагогический конфликт как феномен образовательно-воспитательного пространства - распространенное и активно исследуемое в различных отраслях современного гуманитарного знания явление. Результаты психолого-педагогических исследований констатируют неизбежность возникновения напряженности и конфликтности в образовательных учреждениях различного уровня. Во многом это детерминировано базовыми процессами развития личности, закономерностями ее взросления, которое априори конфликтно.

Педагогический конфликт, - по словам С. В. Баныкиной, - можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, определяется сфера протекания педагогического конфликта (учебно-воспитательный процесс), активность участников (взаимодействие, в основе которого лежат субъект-субъектные противоречия), эмоциональный фон (отрицательные эмоции) [5,с.457].

В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется. Противоречивый взгляд на ситуацию зачастую препятствует учителю понимание оппонента, в результате чего не удается справиться с эмоциями.

Наличие сторонних наблюдателей так же является провокационным фактором. Школа – это общественное место. Возникшие ситуации всегда становится наглядным примером для учеников. Статус педагога предполагает, что он должен при любых условиях вести воспитательный процесс.

Те правила, которые присутствуют в школьном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от него и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не выполнять. И как следствие появляется конфликт.

В настоящее время вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив российского общества и государства от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в системе образования. Школа - не просто общество в миниатюре, это завтрашнее, будущее общество, но вызревающее уже сегодня. Здесь формируются способности юных граждан к созидательной деятельности, вырабатываются жизненно важные практические навыки, нравственные позиции, правила поведения и другие контуры российской жизни в ближайшем будущем [4].

Формирование конфликтологической компетентности личности является неотъемлемой частью воспитательного процесса и влияет на становление личности в целом.

    «Труд» - одно из фундаментальных и многогранных понятий в существовании человека в обществе. Труд, в представлениях К.Д. Ушинского, выступает единственно достойной человека целью жизни и доступным ему счастьем, обязанностью исполнения воли Божьей и служения Отечеству и ближним, средством самообеспечения человека и источником его свободы и независимости, условием душевного спокойствия, духовно-нравственного возвышения и творческого осуществления человека и поэтому должен быть его главным «воспитателем».

Трудом не может считаться активность, несовместимая с человеческим достоинством в связи с безнравственностью ее целей, а также из-за чрезмерного физического и психического напряжения, не оставляющего сил и времени для мыслей и забот идеального духовного порядка.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Великий русский педагог считал, что для воспитания уважительного и любовного отношения к труду необходимо вырабатывать у питомцев школы серьезный взгляд на жизнь и на труд как ее основу; уважать детский труд - замечать, ценить и одобрять умственные и физические усилия ребенка [4].

Труд – это:

  1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Разделяют умственный труд и физический труд.
  2. Работа, занятие.
  3. Усилие, направленное к достижению чего-либо.
  4. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.
  5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания [10].

Отношение общества к труду различается и зависит от уровня развития конкретной личности. Так, одни видят в нем благородство и воспитательные функции, другие лишь способ заработка, а третьи воспринимают как способ самоутверждения. Но все придерживаются единого мнения в том, что труд необходим.

Большинство российских школ активно привлекают детей к труду в виде дежурства по классу и школе. Существуют различные позиции относительно данного вопроса. Одни считают, что это атавизм советского государства, другие придерживаются мнения о том, что это важный педагогический метод трудового воспитания современного подрастающего поколения. Важным моментом в легитимности привлечения детей к труду является законодательное регулирование. Тем не менее, различное понимание труда и его значения, приводит к конфликтам в школьных учреждениях, участниками которых становятся педагоги и родители, дети и педагоги, администрация школы и родители.

В период существования СССР школы приветствовали использование детского труда, поскольку он являлся одним из методов патриотического воспитания и являлся естественным элементом воспитания в целом. В современном российском обществе взгляды на детский труд в школе изменились, что нашло свое отражение в законодательстве.

В настоящее время использование детского труда регулируется:

  • Законом «Об образовании»;
  • Постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, утвержденные постановлением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 г.

Так, статья 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. В ч. 4 ст. 34 указано: «Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»[7].

Таким образом, важнейшим условием привлечение ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие в настоящее время может быть оформлено и, как правило, оформляется в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

Представляется, что любой труд по самообслуживанию (дежурство по школе, участие в уборке классов, мытье доски, уборка за собой) и общественно-полезный труд, являющийся неотъемлемой частью воспитательной работы (сезонные работы по уборке территории на пришкольном участке и так далее), в соответствии с данной нормой закона может быть квалифицирован как принудительный. В результате за приобщение детей к труду администрация школы может оказаться ответчиком в суде.

Наличие в законодательстве определения видов трудовой деятельности, которые могут осуществляться обучающимися школьниками в рамках образовательного процесса, должно значительно снизить конфликты в данной сфере. Порядок применения труда в школе должен быть прописан локальными нормативными актами образовательной организации. Так же необходимо признать трудовое воспитание неотъемлемой частью школьного образовательного процесса.

В связи с тем, что в законодательстве, отсутствуют четкие разграничения тяжелого для детей труда и элементарного труда по самообслуживанию, в области применения труда учащихся школьников возникают конфликты, которые так же можно отнести к  разряду педагогических, поскольку они затрагивают вопрос о методах воспитания.

Таким образом, решение данной проблемы возможно путем внесения изменений в законодательство, а именно в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Необходимо закрепить понятия «труд по самообслуживанию» и «общественно-полезный труд», которые являются элементами развития личности в целом и должны прививаться как в семье, так и в учебных заведениях.

Так, ч. 4 ст. 34Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" представляется возможным изложить следующим образом:

«4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

За исключением привлечения обучающихся и несовершеннолетних обучающихся к труду по самообслуживанию и хозяйственному общественно-полезному труду».

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", зарегистрированному в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. (регистрационный N 30384), содержание Программы должно обеспечивать социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено, в том числе, на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [11].  Относительно школьных учебных заведений нормативно-правовая база  ограничена ФЗ «Об образовании» и Уставами школьных учреждений, которые основаны на данном федеральном законе. Данное обстоятельство так же провоцирует конфликтные ситуации между учащимися, родителями и администрациями школ.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) в Программе прописано самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)[11]. Программа предусматривает целевые ориентиры дошкольного образования и социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства [11].

Таким образом, ориентируясь на формулировки, содержащиеся в ФГОС ДО предполагается возможным выделить и сформулировать следующие виды труда:

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

Задачи труда по самообслуживанию:

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

Задачи по хозяйственному труду:

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка; учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

Задачи по природному труду:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

Задачи по ручному труд:

  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

    Вывод, что конфликты пронизывают все наше общество, не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и социальный институт, каким является школа. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а суть ее — деятельность по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [6].

Проблема конфликтогенных ситуаций при трудовом воспитании школьников решается только совместными усилиями родителей и педагогов. Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

В рамках действующего законодательства, в условиях отсутствия правовой базы привлечения к труду детей в школьных заведениях, представляется возможным выделить следующие способы разрешения педагогических конфликтов по поводу организации труда школьников и снизить уровень конфликтогенных ситуаций:

  • определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
  • помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
  • сформировать умение элементарно планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья доски, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
  • показать и объяснить, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
  • пробудить интерес к предстоящему делу, поддержать и развивать его в ходе работы;
  • помочь выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
  • проговаривать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т.д.);
  • систематический совместный с ребенком контроль над ходом, результатом работы и совместная оценка проделанной работы, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению и самостоятельности;
  • формирование у детей умения и навыков по выполнению требований, проверке результатов труда и оценке вклада каждого в общее дело.  

Но, все выше перечисленное допустимо лишь на словесном уровне, без привлечения ребенка к физическим действия. Эффективность воспитательного процесса лишь на уровне слов без практических действий, конечно, достаточно низкая. Именно поэтому требуется более детальное законодательное регулирование данных понятий.  Иначе, уже на уровне школы уже формируется различное отношение к труду детей тех родителей, которые подписывают согласие на привлечение ребенка к элементарному труду  и тех, кто выражает отказ.

Проявление и формирование у детей школьного возраста самостоятельного интереса к различного рода труду, понимания его значения в развития личности в целом, воспитание потребности в труде и приспособленности к труду – одна из главных задач образовательного учреждения.

В педагогической конфликтологии еще в работах 70-х гг. обращалось внимание на то, что конфликт может играть как позитивную, так и негативную роль в педагогическом процессе. Он рассматривался как ситуация «столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения, интересов, установок, которые появляются у детей в процессе их деятельности и общения и которые, с одной стороны, мобилизуют морально-психологический потенциал личности, способствуя развитию самосознания, утверждению положительных сторон и преодолению отрицательных черт личности, а с другой - могут приводить к фрустрации, вызывая ощущение глубокой неудовлетворенности, тяжелые эмоциональные переживания, недовольство собой, окружающими людьми и т. д.» [3,с.22].

Е.В. Андриенко к конструктивным функциям конфликта относит познавательную, развивающую, инструментальную и перестроечную [2,с.263]. Л.Д. Наумова включает в этот перечень воспитывающую функцию, подчеркивая, что ее реализация в педагогической деятельности «предполагает наращивание нравственного опыта, образцов продуктивного поведения в конфликте, преодоление появления у старших школьников негативных личностных свойств и качеств и т. д.» [9,с.181]. Воспитывающая роль конфликта связана с актуализацией «положительного индивидуального опыта и смыслопоисковой деятельности, не сведенной преимущественно к выбору стратегий поведения, а связанной с выработкой новой ценностно-смысловой позиции через включение: в позитивном конфликт - в ситуации нравственного выбора и самостоятельную оценку ответственности за поступки; в деструктивном - в общественно полезные практики для положительной самореализации» [9,с.181].

Конфликтная ситуация возникает, когда удовлетворение потребностей одного из оппонентов препятствует удовлетворению потребностей другого. Конфликтная педагогическая ситуация представляет собой совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, вследствие чего ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий.

Выбор способа разрешения конфликта зависит от способности учителей как взрослых людей и компетентных профессионалов объективно оценивать ситуацию и стремиться не к эскалации конфликта, а к его разрешению посредством применения адекватных стратегий. В психолого-педагогической литературе они определены как «соперничество», «уступка», «уход», «компромисс», «сотрудничество».

В результате реализации практического компонента конфликтологической подготовки у будущих учителей должны быть сформированы особые компетенции в области практики разрешения педагогических конфликтов, включающие:

  • сформированность предметных умений в области решения педагогических конфликтов;
  • становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения в педагогическом конфликте;
  • развитость культуры педагогического мышления, необходимого для разрешения педагогических конфликтов [8].
Таким образом, формирование готовности к продуктивному разрешению конфликтов связано, с одной стороны, со сложной внутренней работой учителя, с другой - с включением в этот процесс всех участников конфликта, будь то ученики, их родители, коллеги или администрация школы. Управление конфликтом невозможно без взаимодействия со всеми его участниками. Педагогические конфликты, возникающие в образовательной сфере при использовании детского труда, реально существуют в современном образовании, в отличие от советского периода, где труд был важным педагогическим методом воспитания детей. Разрешение данных конфликтов возможно путем их полного устранения за счет законодательного императивного закрепления возможности привлечения учащихся к определенному в законодательстве труду. Так же существуют ряд педагогических и психологических мер по урегулированию подобных конфликтов. Правовая осведомленность, понимание своих прав и готовность к их реализации в рамках учебного процесса, несомненно, поможет преподавателям более продуктивно выполнять свои обязанности по трудовому воспитанию учащихся при законодательной поддержке государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 45.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология : учеб.пособие / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., доп. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 263 с.
3. Афонькова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: автореферат дис. канд. пед. н. М., 1975. 22 с.
4. Бороздин Ю. А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: Дис. канд. пед. наук. Курск , 2001.
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова. М.: УРСС, 2001.457 с.
6. Воронин Г. Л. Конфликты в школе // Соц. исследования. 1994. № 3.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации".
8. Корнеева Н.Ю., Е.И. Шаталова. Подготовка будущих педагогов к разрешению педагогических конфликтов в образовательной организации. Челябинский государственный педагогический университет. Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9).
9. Наумова Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов: дис. канд. пед. н. Тюмень, 2010. 181 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г, регистрационный N 30384.


©  О.В. Филиппова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru