levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 16-16-01100а «Закономерности формирования и передачи перцептивного образа в процессе общения: кросс-культурный аспект».

 

Н.О. Товуу,  (Д.псх.н., ФГБУН Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, ТувИКОПР СО РАН)

Серия «Познание» # 07  2018
Психология
    Одним из актуальнейших направлений психологической работы с детьми в 21 веке, мы считаем, преподавание психологии в школе как учебного предмета. Как содержание предмета «Психология» с 3-11 классы, так и особенности построения учебного курса, разработанного под редакцией академика РАО И.В. Дубровиной, а также и переводные учебники с 3 по 6 классы на родном (тувинском) языке обучения сегодня создают уникальные условия для школьников Тувы. Исследования наши в разных школах выявили, что использование цифровой техники и современных медиа-технологий затрагивает глубинные пласты психики, изменяя формирование и функционирование речемыслительной сферы и процессов восприятия. В 2018 году издали в количестве 3000 экземпляров переводные учебники по психологии для 3-4,5,6 классов и обеспечили бесплатно ими сельские школьные библиотеки.

Ключевые слова: Психология, Тыва, ценностные ориентации, эксперимент.

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология сегодня в России находится среди «перспективных» дисциплин двадцать первого века. В настоящий период в стране, в частности, в Республике Тыва, почти все общеобразовательные школы и другие учреждения имеют в штате психологов, создаются психологические Центры и службы. Все большее количество руководителей начинают осознавать и признавать необходимость и важность вопросов обеспечения социальной практики психологическим инструментарием. Но в важных по своей значимости социальных практиках, таких как выработка программ государственного развития или принятие новых законов в регионе, психологи пока что мало участвуют. А область социальных практик, таких как психологическая, педагогическая, юридическая, терапевтическая и т.д. без психологии уже не обходится [5]. Повышение общей культуры, психологическое просвещение населения и психопрофилактическая работа со школьниками является в данный период базовым по своей значимости [11]. Считаем, что современное образование в России сегодня значительно отстает от темпов изменения жизни в обществе и мире, недостаточно нацелена на формирование у человека психологической готовности для достижения поставленной цели. К ресурсам внутренним мы относим: ценности, психологические особенности, знания, умения, и навыки личности, а к внешним – информационные, человеческие, материальные и т.п. ресурсы. В быстро меняющихся условиях жизни этнопсихологическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой и с изменением основополагающих детерминант происходит незаметное изменение своеобразия этноса. А этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого и настоящего бытия в духовной и материальной культуре в обыденном сознании (это традиции, обычаи, привычки и пр.). Как показал наш эксперимент, одним из актуальнейших направлений психологической работы с детьми в данный период времени мы считаем преподавание психологии в школе как учебного предмета общего образования. Как содержание предмета, так и особенности построения курса с 3 по 6 классы на родном (тувинском) языке обучения и, в связи с этим, разнообразие методов обучения, создают уникальные условия для учащихся общеобразовательных школ в сельских местностях Тувы (тувиноязычных). [8; 9; 10].

Эксперимент

Институт развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва в 2006-2010 гг. проводил региональный эксперимент по преподаванию психологии на родном (тувинском) языке обучения на базе сельской общеобразовательной школы Овурского кожууна республики. Педагогический коллектив школы в лице директора Монгуш Г.С., зам. директора по методической работе Донгак З.Б., воспитательной работе Монгуш А. О., педагог-психолог Кускел-оол Д.М., классные руководители и педагоги школы, взвесив свои возможности, включилась в экспериментальную деятельность лаборатории Психологического института Российской Академии Образования (ПИ РАО). До этого времени в ПИ РАО были созданы и апробированы учебные пособия и методические рекомендации по учебному курсу психология с 3 по 11 классы под руководством академика РАО И.В. Дубровиной [2; 3]. Коллектив авторов в 2006 году были удостоены премии Президента и Правительства России. Педагоги сельской школы поставили перед собой задачу по психологическому обеспечению школьного образовательного процесса. Научным руководителем эксперимента являлась зав. каф. психологии ТувГУ, д.психол.н. Н.О. Товуу, переводчик издания – зав. музеем литературоведения ТувГУ, ст. преп. каф. тувинского языка и литературы М.А Кужугет.

Изданные в эти годы учебные пособия для 3-4, 5, 6 классов [8; 9; 10] прошли апробацию на родном (тувинском) языке. Повышая свой личностно-профессиональный уровень, изучая спецкурс по этнической психологии, учителя работали творчески. Соблюдая принцип единства обучения и воспитания в данной школе, диагностируя не только участников эксперимента, но и социальное окружение, родителей, учителей и односельчан. Например, этап подготовки и вхождения в эксперимент начинался с научно-практической конференции по этнической психологии, приуроченной к юбилею села «Село моё – судьба моя». Праздник начинался с парада 3-х летних детей села, традиционных национальных игр, обычаев населения и детей. Проходили открытые и творческие уроки, недели психологии, конкурсы поисково-исследовательских проектов, ежегодные школьные конференции, круглые столы по переводу терминов на родной язык местного населения. Обсуждение и издание апробированных учебных пособий, терминов и поурочных планов по психологии с 3–го по 6 классы на родном (тувинском) языке были повседневной заботой школьного эксперимента. Уроки психологии в экспериментальных классах велись за счет школьного компонента. Систематизированные учебные пособия с 3 по 11 классы, которые были созданы в лаборатории Психологического института РАО под руководством академика Дубровиной И.В., были для нас ориентиром при создании переводных учебников для 3-4, 5, 6 классов. Также изучение опыта, общение и посещение лаборатории Психологического института РАО, экспериментальных школ г.Москвы дали нам интересные мысли и идеи. В приложении к учебному пособию отражен национальный компонент образовательных программ. Каждый урок и каждое внеклассное занятие по психологии строились с учётом единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов с использованием теоретической информации психологии. Такой подход формирует положительный эмоциональный фон и позволяет учащимся проявить себя в деятельности. Активные формы работы (элементы психологического тренинга, психотехнические и ролевые игры) способствовали созданию атмосферы доверия. Важно, что все это на доступном родном языке. В соответствии с рекомендациями эксперимента все учителя-предметники организовывали свою работу так, что учащиеся решали задачи и упражнения в малых группах, разыгрывали игровые ситуации. В процессе подготовки проектов, решения практических задач уже в школе они приобретают опыт планирования деятельности, подбора ресурсов, необходимых для решения поставленной задачи, преодоления трудностей, возникающих при её выполнении. В ходе эксперимента выявлено, что на уроках психологии, классных часах удовлетворяются не только образовательные потребности школьников, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему достоинству.

Отметим, что данная экспериментальная работа по психологии способствовала повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и психологов. Переводная работа по психологии, обогащая и развивая родной (тувинский) язык, привлекла к нашей экспериментальной деятельности и филологов, и переводчиков, и писателей Тувы. Учащиеся экспериментального класса села Солчур после окончания школы поступили и закончили высшие (70%) учебные и средние (28%) заведения России и Тувы. Результаты эксперимента кафедра психологии ТувГУ активно использует в работе при подготовке будущих педагогов-психологов и на курсах повышения квалификации учителей. После завершения эксперимента ежегодное проведение международных и региональных научно-практических конференций, семинаров и Конгрессов по этнической психологии, проводимые Научным центром этнической психологии и социальных практик Республики Тыва, стали традиционными для психологов, учителей школ и ученых.

Сегодня в Туве школы столицы города Кызыла (русско- и тувиноязычные) за счет внеклассных часов и школьного компонента изучают психологию как общеобразовательный предмет. Одним из важных направлений по психологическому обеспечению и просвещению населения, деятельность ежегодных Международных конгрессов «Степная цивилизация», в летнее время привлекает не только психологов местных школ, но и из других регионов России и стран [1;7]. Темы их разнообразны, например, в 2012 году «Сознание человека: традиционно устойчивые модели жизни этноса и эволюция», «Личностно-профессиональный рост учителя» и т.п. Также ежегодно проводятся научно-полевые экспедиции и исследования в труднодоступных уголках Тувы, с привлечением ученых, учителей и школьников поселений. Например, исследованием 2017 года (грант РФФИ) было выявлено, что использование цифровой техники и современных медиа-технологий затрагивает глубинные пласты психики, изменяя формирование и функционирование речемыслительной сферы и процессов восприятия [1]. Тип цивилизационных процессов в регионе все же остается традиционным и информационные технологии проникают в сельские местности медленно. Поэтому мы в 2018 году издали в количестве 3000 экземпляров переводные учебники по психологии для 3-4,5,6 классов и обеспечили бесплатно ими школьные библиотеки Тувы. Провели весной республиканский круглый стол: «Психология как учебный предмет в школе: опыт и перспективы преподавания в Туве» и рекомендовали для введения предмета в 3, 4,5 классах в школах кожуунов использовать часы НРК, школьного компонента, дополнительного образования по усмотрению администрации школы и родительского комитета. Для этого проводим курсы повышения квалификации для психологов, учителей начальных классов, привлекаем административные ресурсы. Два кожууна Тувы Эрзинский и Тес-Хемский стали инициаторами, проведения расширенного семинара директоров школ, психологов, школьных библиотекарей и представителей администраций сел с рекомендациями по изучению предмета во всех школах, изыскать часы по введению предмета психологии в школах начальной и средней. Как отрегулировать процесс? Все решают на местах, все зависит от каждого из нас, начиная от родителей, учителей, директоров школ. а дети – это наше будущее. Россия, в частности Тува, как национальный регион переживает в эти десятилетия сложный переходный период к рыночным отношениям, а об образованности будущего поколения думать надо нам именно сейчас. Эмпирическим исследованием было нами выявлено, что тувинцы, как этнос, в условиях перехода к рыночным отношениям сохранили свои традиционные этнические ценности: забота о детях и семейно-родственных связях, гостеприимность, уважение к старшим, терпимость и вежливость. В ценностных ориентациях – получение образования, особенно у женской части населения, оценивается достаточно высоко. Национальные чувства характеризуются высокими оценками проявления любви к родной природе и национальной культуре, Родине и своему народу. Властные отношения (отношения руководства и подчинения) среди народа Тыва - это проявление уважения, покорности и терпимости к должности руководителя, особенно выражено у мужского населения. Семейные отношения характеризируются уважительными и заботливыми отношениями между членами семьи: мужем и женой, детьми, близкими родственниками. Вместе с тем, забота о собственном здоровье, профессионализм в делах (продуктивность в работе), внутренняя гармония, умение прогнозировать свои собственные поступки, риск и склонность к реорганизации, а также использование передового зарубежного опыта менее значимы для большей части населения [6].

ВЫВОДЫ
Разнообразие природно-географических зон Тувы, труднодоступность, социально-экономические условия диктуют свои правила и отражаются на жизнедеятельности коренных жителей Тувы. Оленеводы: тувинцы-тоджинцы, которые включены в реестр коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, степные жители - животноводы, горные сарлыководы (яководы) и другие родо-племенные группы тувинцев, как и другие этносы, развивающейся России, по сей день сохраняют свой традиционный быт, трудовой опыт и душевное состояние. В экономической, политической, трудовой и бытовой сферах жизнедеятельности у большей части населения региона доминируют настроения неудовлетворенности и нестабильности. По итогам работы и результатам эксперимента, мы считаем, что для молодого поколения Тувы, в частности школьников, психология в школе как учебный предмет общего образования актуальна для сохранения родо-племенных связей и формирования у ребенка целостного мировоззрения, раздвигает границы познаваемого им мира, раскрывает содержание внутренней жизни и свой творческий потенциал, позволяет лучше понимать себя и других, учит его позитивному взаимодействию с окружающей действительностью, с самим собой и с другими людьми. Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам современной России и каждого из ее граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьева К.И, Басюл И.А., Харитонов А.Н., Товуу Н.О. Аппаратно-программный комплекс для парных экспериментов в полевых условиях/ Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. Отв. ред. В.А. Барабанщиков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С.632-639.
2. Дубровина И.В. Учебный курс Психология для 3-11 классов. М. Учебное пособие для начальной школы III-IV классы ,5-11 классов / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 224 с.,240с, 208с ....
3. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. М. Высшая школа, 2007
4. Кошенова М. И. Информационная культура как новая матрица онтогенетического развития // Психологическое здоровье как условие самореализации личности: материалы научно-практической конференции, 28-29 ноября 2007 г. / под ред. М. И. Кошеновой, В. М. Физикова ; отв. за вып. Я. В. Клинг. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. C.143-152.
5. Макропсихология современного российского общества/ Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.- 352с. (Психология социальных явлений)
6. Резников Е.Н., Товуу Н.О. Психологические характеристики народа тыва: теория и практика. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 223с.
7. «Степная цивилизация-2012»: Сознание человека: традиционно устойчивые модели жизни этноса и эволюция. Материалы Конгресса по этнической психологии: 3-7 июля 2012 г./ Под. ред. Н.О. Товуу, К.А. Сат. - Кызыл.; Изд-во ТувГУ.2012, - 207с.
8. Психология: эге школанын III-IV класс ооредилге ному / редакторлаан Товуу Н.О.- 2-ги ундурулге. – Кызыл: Изд-во "Юрта мира", 2018. – 224 а. // переводное с “Психология: Учебное пособие для начальной школы III-IV классы / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 224 с.
9. Психология: эге школанын V класс ооредилге ному / редакторлаан Товуу Н.О.– Кызыл: Изд-во "Юрта мира", 2018. – 224 а. // переводное с “Психология: Учебное пособие для начальной школы V классы / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 240с
10. Психология: эге школанын VI класс ооредилге ному / редакторлаан Товуу Н.О.- 2-ги ундурулге. – Кызыл: Изд-во "Юрта мира", 2018. – 176 а. // переводное с “Психология: Учебное пособие для начальной школы III-IV классы / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 208с.
11. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine [сайт]. 2013. № 1.sr; 75 с. URL: pem.esrae.ru/1-7 (дата обращения: 06.02.2018).


©  Н.О. Товуу, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru